НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Орла (Орловская область) от 08.04.2016 № 2-844/16

Дело № 2-844/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 апреля 2016 года город Орел

Советский районный суд города Орла в составе:

председательствующего судьи Щербиной И.С.,

при секретаре Егиной О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области обратилось в суд с заявлением о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В обоснование заявленных требований указало, что в управление поступило обращение потребителя о реализации ЗАО «Книготорг», расположенном по адресу: г. Орёл, <...>ФИО2<данные изъяты> По результатам проведенной экспертизы ФИО2<данные изъяты> установлено нарушение статей 5, 10 Федерального закона от 29.12.2010г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В связи с чем, просит суд признать информацию, размещенную на сайте <данные изъяты>, где размещено содержание ФИО2<данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В судебное заседание заявитель, надлежаще извещенный о рассмотрении дела, не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Орловской области надлежаще извещенный о рассмотрении дела, в суд не явился, просит рассмотреть гражданское дело в его отсутствие.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ).

В силу ст. 9 указанного Федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с пп. «в» п. 1 ч. 5 ст. 15.1 Закона, основаниями для включения в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются: решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет», в том числе информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства.

Статьей 17 Конвенции о правах ребенка провозглашено, что государства-участники поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.

Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что целью государственной политики в интересах детей является, в том числе, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

В соответствии с п. 1 ст. 14 названного Федерального закона органы государственной власти в Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

Таким образом, вышеприведенными правовыми нормами в их взаимосвязи установлен запрет на распространение и необходимость ограничения доступа к сведениям, которые могут оказать негативное влияние на нравственное, духовное, психическое и физическое развитие, здоровье, жизнь несовершеннолетних.

В судебном заседании установлено, что в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Орловской области) поступило обращение потребителя (вх. №*** от ДД.ММ.ГГ.) о реализации ЗАО «Книготорг», расположенном по адресу: г. Орёл, <...>ФИО2 «<данные изъяты>».

В своем обращении заявитель указал, что продавец товара, возможно, распространяет среди детей информационную продукцию, содержащую информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию и нарушающую требования Федерального закона от 29.12.2010г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

В связи с чем, Управлением Роспотребнадзора по Орловской области на основании поступившего обращения, в отношении ЗАО «Книготорг», расположенном по адресу: <...>, вынесено определение о возбуждении дела и проведении административного расследования по ч.1 ст.6.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Принимая во внимание, что для правильного разрешения дела об административном правонарушении, необходимо проведение экспертизы, что требует специальных познаний, Управлением Роспотребнадзора по Орловской области ДД.ММ.ГГ вынесено определение о назначении экспертизы ФИО2<данные изъяты>ДД.ММ.ГГ издательство <данные изъяты> на соответствие требованиям Федерального закона от 29.12.2010г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Проведение экспертизы было поручено ФИО1, имеющей аттестат аккредитации эксперта №***, выданный ДД.ММ.ГГ Роскомнадзором, действителен до ДД.ММ.ГГ.

Согласно проведенной экспертизе, ФИО2<данные изъяты> содержит информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей и запрещенную для распространения среди детей, соответствует категории информационной продукции +18, не соответствует категории +16.

Указанное экспертное заключение суд принимает во внимание, полагает, что данное доказательство является допустимым, относимым к делу. Экспертиза проведена ФИО1, официально аккредитованным Роскомнадзором экспертом (Аттестат аккредитации эксперта №*** выдан ДД.ММ.ГГ Роскомнадзором, действителен до ДД.ММ.ГГ). Образование - высшее, специальность - психология, стаж работы по специальности -19 лет; ученая степень - кандидат психологических наук; ученое звание - старший научный сотрудник; <данные изъяты> член комиссии по мониторингу исполнения Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 436 -ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» Общественного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.

Результаты анализа и контент - анализа текста ФИО2<данные изъяты>» показывают, что из семи видов информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей» и запрещенной для распространения среди детей, пять видов присутствуют в книге, следовательно ФИО2<данные изъяты> не соответствует категории 16+.

Управлением Роспотребнадзора по Орловской области с целью реализации своих полномочий проведен мониторинг интернет - ресурсов на наличие сайтов, содержащих предложение прочесть ФИО2<данные изъяты>».

ДД.ММ.ГГ, установлено, что пользователям в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» предоставляется свободный доступ сайту <данные изъяты> предлагающему прочитать ФИО2<данные изъяты>, содержащую информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей.

Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию электронном виде может любой пользователь «Интернет». Информация на сайт распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствуют.

Исходя из ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.08.1998г. № 124-ФЗ «О основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального религиозного неравенства, от информации порнографического характера, о информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукцию пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикомании антиобщественное поведение.

В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью (или) развитию, Федеральным законом от 29.12. 2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защит детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Пункт 2 части 2 статьи 5 Закона № 436-ФЗ предусматривает, что информации, запрещенной для распространения среди детей, относите информация, в том числе побуждающая детей к совершению действии представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционны сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи; оправдывающая противоправное поведение.

Таким образом, распространение ФИО2<данные изъяты> содержащей информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, противоречит целям и задачам действующего законодательства в области защиты прав несовершеннолетних от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Статья 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 233 «О защите прав потребителей» предусматривает, что федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребит и благополучия человека» предусмотрено, что Федеральная служба по надзору сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти, осуществляю функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке, утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзор; федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право в соответствии со ст. 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 230 «О защите прав потребителей» обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.

В соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека от 09.07.2012 № 714 «Об утверждении положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области» Управление возглавляет руководитель, который действует без доверенности имени Управления.

На основании изложенного, суд, руководствуясь нормами материального права (ст. ст. 15, 18, частями 1, 4 ст. 29, ст. 55 Конституции РФ, ст. 12 ГК РФ, ст. 56 ГПК РФ, ст. ст. 2, 9, пунктами 1, 6 ст. 10, ст. 15, пп. «в» п. 1 ч. 5 ст. 15.1 ФЗ от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации», ст. 5 ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»), исходит из того, что действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим запрещенную законом информацию, факт размещения которой на приведенном сайте не оспаривается, в связи с чем приходит к выводу, что в силу закона заявление Управления Роспотребнадзора по Орловской области подлежит удовлетворению, поскольку размещение информации на указанном интернет-сайте нарушает установленные законом ограничения, основы конституционного строя, права и законные интересы неопределенного круга лиц, включая несовершеннолетних детей, в силу чего является незаконным.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено- удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на сайте <данные изъяты> где размещено содержание ФИО2<данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г.Орла в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения, с которым стороны могут ознакомиться 12 апреля 2016 года.

Председательствующий: И.С. Щербина