Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
....адрес
Советский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Лисовец И.В., при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Дергуновой И.А., ведении протокола судебного заседания ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в адрес гражданское дело по иску БУ ОО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» к ФИО2 о взыскании сумм переплаты мер социальной поддержки в виде денежного эквивалента скидки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, взноса на капитальный ремонт в размере 54 724,55 рублей, расходы по оплате государственной пошлины,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском, указав, что в соответствии с постановлением Правительства адрес от ....№ "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в адрес" (далее - Порядок), бюджетным учреждением адрес "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Учреждение) ФИО2 назначена мера социальной поддержки в виде денежного эквивалента скидки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, взноса на капитальный ремонт (далее -ДЭС) по льготной категории "Ветеран боевых действий". Выплата производилась ответчику на расчетный счет через кредитную организацию. В соответствии с распоряжениями о прекращении МСП от .... Учреждением было прекращено предоставление ответчику меры социальной поддержки в виде денежного эквивалента скидки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, взноса на капитальный ремонт по льготной категории "Ветеран боевых действий" в связи со снятием .... с адреса предоставления ДЭС: адрес, и регистрацией по месту жительства по адресу: адрес. Ответчик был информирован о необходимости в течение 14 календарных дней с момента изменения обстоятельств (состава семьи, места жительства), влекущих прекращение выплат ДЭС, известить истца. В связи с чем, за период с .... по ....ФИО2 излишне выплачена мера социальной поддержки в виде денежного эквивалента скидки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, взноса на капитальный ремонт в размере 54 724, 55 рублей. Просили взыскать с ответчика указанные суммы переплаты и расходы по оплате государственной пошлины.
Представитель истца Бюджетного учреждения адрес "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг", действующая на основании доверенности ФИО5, в судебном заседании доводы искового заявления поддержала, просила его удовлетворить.
Ответчик ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал, указал, что является ветераном боевых действий, независимо от изменения места жительства имеет право на получение льготы.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Исходя из смысла статьи 39 Конституции РФ, право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав гражданина, гарантированных Конституцией РФ.
Право ветеранов военной службы на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон № 5-ФЗ).
В соответствии со ст. 20, 22 Закона № 5-ФЗ меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 10 Закона № 5-ФЗ).
В соответствии с абз. 5 ст. 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан.
Меры социальной поддержки для ветеранов военной службы, проживающих на территории адрес, являются дополнительными мерами социальной поддержки, установленными региональным законодательством, предоставление которых осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, в связи с чем, определение оснований, порядка, размера и условий их предоставления относится к полномочиям субъекта Российской Федерации.
В адрес предоставление мер социальной поддержки ветеранам военной службы осуществляется в соответствии с Законом адрес от ....№ "Кодекс адрес о социальной защите отдельных категорий граждан" (далее - Кодекс о социальной защите) и Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в адрес, утвержденным постановлением Правительства адрес от ....№ (далее—Порядок №).
В соответствии с Постановлением Правительства адрес от ....№ «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в адрес, с .... на территории адрес меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг предоставляются всем категориям льготников путем перечисления денежного эквивалента скидки каждому льготнику посредством перечисления денежных средств учреждением на банковский счет гражданина либо через организацию почтовой связи.
В соответствии с Порядком № меры социальной поддержки предоставляются в денежной форме, в виде денежного эквивалента установленной законодательством скидки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Меры социальной поддержки предоставляются гражданину с даты обращения с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки.
Бюджетным учреждением адрес "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Учреждение) ФИО2 назначена мера социальной поддержки в виде денежного эквивалента скидки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, взноса на капитальный ремонт (далее -ДЭС) по льготной категории "Ветеран боевых действий" по заявлению от .... по месту проживания: адрес.
В соответствии с п.п. 4 п. 3 ст. 21 Кодекса о социальной защите Ответчику предоставлена мера социальной поддержки - льгота по уплате взноса на капитальный ремонт в виде денежного эквивалента скидки в размере 50 процентов взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее - взнос на капитальный ремонт), рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного в адрес и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади).
Так, согласно п. 17 приведенного Порядка, предоставление мер социальной поддержки прекращается в случае:
1) утраты гражданином права на меры социальной поддержки ;
2) изменения места жительства (пребывания), указанного гражданином в заявлении о предоставлении мер социальной поддержки ;
3) обращения гражданина с заявлением об отказе от предоставления мер социальной поддержки в произвольной форме;
3.1) необращения гражданина за возобновлением предоставления мер социальной поддержки в течение 12 месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором было принято решение о приостановлении предоставления мер социальной поддержки ;
4) признания гражданина в установленном порядке умершим или безвестно отсутствующим;
5)смерти гражданина;
6) назначения гражданину меры социальной поддержки по иному основанию, предусмотренному нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами адрес, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 18 Порядка, предоставление мер социальной поддержки прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем наступления обстоятельств, указанных в п. 17 настоящего Порядка. Денежные средства, начисленные гражданину в качестве меры социальной поддержки, но не востребованные им своевременно, выплачиваются за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие обращению гражданина за их получением.
Согласно п. 19 Порядка, в случае наступления обстоятельств, указанных в п.п. 3, 4 п. 10, п.п. 1, 2 п. 17 настоящего Порядка, гражданин обязан сообщить о таких обстоятельствах в учреждение в течение 14 календарных дней с момента их наступления.
Материалами дела подтверждено, что при первичном обращении в Учреждение с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки ответчик был предупрежден о необходимости информирования об изменении обстоятельств, влекущих прекращение ДЭС, что подтверждается соответствующей записью и подписью в заявлениях о предоставлении мер социальной поддержки.
Так согласно сведений отдела адресно-справочной службы УВД УМВД России по адресФИО2.... года рождения с .... зарегистрирован по месту жительства по адресу: адрес (л.д. 34).
В соответствии с распоряжениями о прекращении МСП от .... Учреждением было прекращено предоставление ответчику меры социальной поддержки в виде денежного эквивалента скидки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, взноса на капитальный ремонт по льготной категории "Ветеран боевых действий" в связи со снятием .... с адреса предоставления ДЭС: адрес, и регистрацией по месту жительства по адресу: адрес.
В судебном заседании ответчик не отрицал факта изменения места жительства еще в .... и несообщения сведений о наличии обстоятельств для прекращения выплат.
Доводы ответчика о наличии права на получение мер социальной поддержки основаны на неверном толковании норм права, поскольку как уже было отмечено выше, изменение места жительства (пребывания) является основанном для прекращения предоставления мер социальной поддержки.
Истец был извещен о необходимости своевременно сообщить в Учреждение о перемене своего места жительства и регистрации, однако данную обязанность не выполнил.
Согласно п. 20 Порядка при неисполнении гражданами указанной обязанности, суммы необоснованно предоставленных мер социальной поддержки подлежат учету при последующем предоставлении мер социальной поддержки, а при утрате права на получение мер социальной поддержки возмещаются гражданином добровольно либо взыскиваются в судебном порядке.
Таким образом, в результате несвоевременного поступления сведений о снятии ответчика ФИО2 с регистрационного учета с адреса, по которому предоставлялся ДЭС, ответчику за период с .... по .... излишне выплачена мера социальной поддержки в виде денежного эквивалента скидки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, взноса на капитальный ремонт в размере 54 724, 55 рублей, из которых: 39 772,63 рублей по оплате коммунальных услуг; 12 006,60 рублей по оплате жилого помещения; 2 945,32 рублей по уплате взноса на капитальный ремонт.
Размер взыскиваемых излишне выплаченных сумм ответчиком в судебном заседании не оспаривался.
Сведений об обращении ответчика в МФЦ за получением мер социальной поддержки в виде ДЭС по оплате коммунальных услуг после снятия с регистрационного учета материалы дела не содержат. В настоящее время ответчик меры социальной поддержки в МФЦ не получает.
Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
То есть, исходя из положений ст. 1102 ГК РФ, обязательства из неосновательного обогащения возникают при наличии трех условий: имело место приобретение или сбережение имущества (увеличение стоимости собственного имущества приобретателя или сохранение того имущества, которое должно было выйти из состава его имущества); приобретение или сбережение произведено за счет другого лица (имущество потерпевшего уменьшается вследствие выбытия из его состава некоторой части или неполучения доходов, на которые это лицо правомерно могло рассчитывать); отсутствуют правовые основания, поскольку приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого не основано ни на законе (иных правовых актах), ни на сделке.
В рассматриваемом случае ФИО2 получены из бюджета адрес денежные средства без оснований, предусмотренных законом или договором, в связи с чем, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию истребуемая сумма переплаты меры социальной поддержки в виде денежного эквивалента скидки по оплате коммунальных услуг.
В силу статьи 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат возмещению судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 841,72 рублей.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с ФИО2 в пользу БУ ОО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» сумму переплаты мер социальной поддержки в виде денежного эквивалента скидки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, взноса на капитальный ремонт за период с .... по .... в размере 54 724,55 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1841,72 рублей, а всего 56 566,27 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд адрес в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ....
Судья И.В. Лисовец