Мировой судья судебного участка № 80
в Советском судебном районе в г. Омске Романова Е.Х.
Дело № 12-28/2022
55MS0083-01-2021-004451-41
РЕШЕНИЕ
27 января 2022 года
Советский районный суд г. Омска (<...> в, каб. 105)
в составе председательствующего судьи Фарафоновой Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Серебренниковой О.С.,
с участием помощника судьи Ивановой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске материалы дела об административном правонарушении по жалобе ФИО1 на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 83 в Советском судебном районе в г. Омске мирового судьи судебного участка № 80 в Советском судебном районе в г. Омске ФИО2 от …., которым ФИО1, … года рождения, … ООО «…» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 (Триста) рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 83 в Советском судебном районе в г. Омске мирового судьи судебного участка № 80 в Советском судебном районе в г. Омске ФИО2 от … ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 рублей.
В жалобе ФИО1 выражая несогласие с названным судебным актом, просит об его отмене и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что налоговой инспекцией запрашивались документы, не относящиеся к конкретной сделке, а содержащие обобщенные сведения о поставке газа населению за … год. В требовании не указано ни одного реквизита сделки. Указание реквизитов счета-фактуры никак не идентифицирует сделку, так как счета-фактуры является сводным документом, в котором отражен результат нескольких тысяч сделок, в силу чего его нельзя интерпретировать как документ, относящийся к конкретной сделке. Считает, что из содержания полученного требования следовало, что налоговый орган при истребовании документов и информации, объема документов и ссылки о периоде, к которому они относятся, ссылаясь на необходимость получения информации о конкретной сделке, фактически проводит анализ деятельности Общества по приобретению и реализации газа, состояния дебиторской и кредиторской задолженности и осуществляет контроль за соблюдением самим Обществом налогового законодательства при осуществлении деятельности по реализации газа за … год. Поскольку решение о проведении проверки Обществу не направлялось, Общество не предполагает, что в отношении него ведется налоговая проверка хозяйственной деятельности за …год. Считает, что требования налоговой инспекции вышли за рамки прав предоставленных ст. 93.1 НК РФ, поэтому у Общества отсутствует обязанность предоставлять истребуемые документы. Указывает, что у Общества имелось основание воспользоваться положением п.п. 11 п.1 ст. 21 НК РФ, в соответствии с которым налогоплательщик вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, не соответствующих НК РФ и иным федеральным законам.
В судебное заседание ФИО1 не явилась, извещена надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Представитель МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 11 в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ наступает за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно статье 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов.
В соответствии с п. 5 ст. 93.1 НК РФ лицо, получившее требование о представлении документов (информации) в соответствии с пунктами 1 и 1.1 настоящей статьи, исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Лицо, получившее требование о представлении документов (информации) в соответствии с пунктами 2 и 2.1 настоящей статьи, исполняет его в течение десяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанные в настоящем пункте сроки, налоговый орган при получении от лица, у которого истребованы документы (информация), уведомления о невозможности представления в установленные сроки документов (информации) и о сроках (при необходимости), в течение которых эти документы (информация) могут быть представлены, вправе продлить срок представления этих документов (информации).
В ходе рассмотрения дела мировым судьей установлено, что Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 11 г. Москва РФ в ООО «Газпром межрегионгаз Омск» направлено требование о предоставлении документов (информации) № … от … о предоставлении сводных счетов-фактур, согласно приложению № 1, а также корректировочных и исправительных счетов-фактур к ним за … год на реализацию природного газа по категории «население» с расшифровкой сумм, отраженных в сводных счетах-фактурах и с указанием ФИО покупателя. Данное требование направлено для исследования риска неправомерного не исчисления НДС с безвозмездно переданного имущества – природного газа населению («разбаланс» газа) ООО «Газпром межрегионгаз Омск». Срок представления запрашиваемых документов …., документы по требованию не представлены.
Согласно приказу № … от … о приеме работника на работу ФИО1 является … ООО «Газпром межрегионгаз Омск».
По факту выявленных нарушений … в отношении … ООО «Газпром межрегионгаз Омск» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении № … от …, предусмотренном 15.6 КоАП РФ.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО1 постановлением мирового судьи к административной ответственности, установленной вышеуказанной нормой.
Однако с данными выводами суд согласиться не может.
На основании ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, помимо иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
При этом названный Кодекс не содержит запрета на представление доказательств на любой стадии производства по делу об административном правонарушении.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в непредставлении в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.
На основании ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Следовательно, для привлечения должностного лица организации к административной ответственности по ст. 15.6 КоАП РФ необходимо установить, были ли им допущены нарушения, связанные с организацией представления в установленные сроки в налоговый орган документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
Материалами дела установлено, что Инспекцией по крупнейшим налогоплательщикам № 11 г. Москва РФ в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Омск» на основании ст. 93, п. 2 ст. 93.1 НК РФ выставлено требование от … № … о представлении документов (информации), которым у Общества истребовались документы, а именно:
1.1. сводные счет-фактуры, указанные в приложении № 1, а также корректировочные и исправительные счета-фактуры к ним за 2020 год;
1.2. в связи с тем, что в сводных счет фактурах по реализации газа населению не указаны конкретные покупатели физические лица, а данные суммируются по городам (районам) Омской области, предоставить расшифровку сумм отраженных в сводных счетах-фактурах, указанных в п. 1.1 с указанием ФИО покупателя абонента физического лица, лицевого счета, объема реализуемого природного газа в адрес абонента физического лица, суммы реализации с НДС. (л.д. 12-14)
Обществом по телекоммуникационным каналам связи налоговому органу был дан предварительный ответ вх. от 01.06.2021 № 10484, из которого следует, что «в соответствии с п. 2 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа вправе истребовать документы вне рамок проведения налоговых проверок при наличии обоснованной необходимости только в отношении конкретной сделки. Должностное лицо вправе истребовать эти документы у участников сделки или иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке. Таким образом, инспекция вправе истребовать только информацию (документы) в отношении конкретной сделки и только при наличии обоснованной необходимости. При этом налоговый орган должен идентифицировать конкретную сделку информацией (документами), о которой обладает лицо, которому адресовано данное требование. В направленном требовании отсутствует обоснование необходимости получения запрошенных документов, а также отсутствуют сведения, позволяющие идентифицировать конкретные сделки, по которым проводятся мероприятия налогового контроля. Истребуемые сводные счета-фактуры являются обещающим документом по нескольким тысячам сделок по реализации газа населению Омской области, что может свидетельствовать о проведении налоговым органом анализа всей деятельности Общества по реализации газа такой категории потребителей как население за 2018, 2020 года и является нарушением п. 1 ст. 93 и п. 1 ст. 93.1 НК РФ. Кроме того, исходя из содержания абз. 1 ст. 93.1 НК РФ истребованы могут быть лишь те документы, которыми располагает налогоплательщик. Учетной политикой Общества не предусмотрено составление расшифровок к сводным счетам- фактурам, а действующее законодательство не обязывает налогоплательщика составлять отсутствующие документы в целях предоставления в налоговый орган. В целях подготовки и предоставления документов (информации) в соответствии с НК РФ, просим уточнить требование и указать обоснованную необходимость истребования документов, а также информацию, позволяющую идентифицировать конкретные сделки.»
Указанный ответ подписан генеральным директором ООО «Газпром межрегионгаз Омск» ФИО3, исполнитель - ФИО4 (л.д. 16)
… заместителем начальника отдела отраслевого контроля №2 МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 11 ФИО5 вынесено определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, которое направлено в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Омск» письмом от №… от … (л.д. 17-18).
ООО «Газпром межрегионгаз Омск» письмом от … вх. № … представлены документы в отношении главного бухгалтера ФИО1, а именно: копия трудового договора от …; копия положения о бухгалтерии от …; копия приказа (распоряжения) о приеме работника на работу от … № …; копия приказа о распределении прав и обязанностей в ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск»; копия паспортных данных. (л.д. 20-36)
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.
Согласно пункту 2 статьи 93.1 НК РФ в случае если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.
В соответствии с указанной нормой предоставление документов вне рамок проверки производится именно по конкретной сделке, при этом налоговый орган должен идентифицировать конкретную сделку, информацией (документами) о которой обладает лицо, которому адресовано данное требование.
Между тем, как правомерно указывает заявитель, вопреки указанным положениям в требовании Инспекции от … № … не идентифицированы конкретные сделки, относительно которых истребуются запрашиваемые документы, отсутствуют какие-либо сведения об этих сделках применительно к ст. 153 ГК РФ, согласно которой сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Кроме того, форма требования о представлении документов (информации) утверждены Приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@.
В требовании указываются, в том числе основания истребования документов (информации); наименование мероприятия налогового контроля, при проведении которого возникла необходимость в представлении документов (информации); лицо, у кого истребуются документы (информация); истребуемые документы (наименование, реквизиты, иные индивидуализирующие признаки документов, период, к которому они относятся); истребуемая информация (в случае истребования информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку); лицо, деятельности которого касаются истребуемые документы (информация).
Содержание требования о предоставлении документов (информации) должно быть конкретным, исключающим возможность неоднозначного толкования.
Таким образом, в целях соблюдения баланса между правом налогового органа выставить требование и обязанностью Общества его исполнить содержание требования должно однозначно свидетельствовать о том, что обязанность Общества представить документы (информацию) возложена на него законно и у налогового органа действительно имелась необходимость в их получении.
Налоговым кодексом РФ предусмотрены пределы осуществления налоговым органом таких прав по истребованию документов (информации) в рамках налоговых проверок, а также гарантии налогоплательщиков, в том числе, право не представлять документы за пределами срока проведения проверки, длительность и периодичность проведения проверки и др.
В требовании Инспекции от … № … не было указано, в рамках какого мероприятия налогового контроля истребуются документы, а перечислены одновременно все предусмотренные Кодексом основания для истребования документов.
Полученное Обществом требование Инспекции от … № … о предоставлении документов не было связано с налоговой проверкой ООО «Газпром межрегионгаз Омск»; при этом Инспекцией истребовались документы, касающиеся именно деятельности Общества.
В соответствии со статьей 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
В силу пункта 6 статьи 108 НК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.
Согласно статье 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии, в том числе, хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствия события налогового правонарушения; отсутствия вины лица в совершении налогового правонарушения.
Обязанность налогоплательщиков представлять в налоговые органы документы установлена подпунктом 6 пункта 1 статьи 23 НК РФ.
В соответствии с п.п.11 п.1 ст.21 НК РФ налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие указанному Кодексу или иным федеральным законам.
Требование, возлагающее обязанность по представлению документов без обоснования причины истребования документов и сведений, позволяющих идентифицировать конкретную сделку, в отношении которой истребуются документы, нарушает право лица исполнять только законные требования налогового органа.
Выставив требование без указания мероприятий налогового контроля, перечислив одновременно все предусмотренные Кодексом основания для истребования документов, объясняя это не предусмотренными НК РФ «особенностями программного комплекса», не указав, какие конкретные сделки связаны с этими документами, Инспекция приравняла деятельность Общества по обеспечению газом населения всей области к конкретной сделке, что не соответствует статье 153 ГК РФ, и, фактически, проводит налоговую проверку деятельности Общества.
Таким образом, налоговым органом истребовались документы без представления доказательств о законности таких требований.
В связи с изложенным ФИО1, являясь главным бухгалтером ООО «Газпром межрегионгаз Омск» правомерно не выполнила требование МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 11 о предоставлении документов перечисленных в требовании № … от …, что свидетельствует об отсутствии в ее действиях состава административного правонарушения.
В силу ч. 1 и ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 83 в Советском судебном районе в г. Омске мирового судьи судебного участка № 80 в Советском судебном районе в г. Омске ФИО2 от … в отношении ФИО1 подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 83 в Советском судебном районе в г. Омске мирового судьи судебного участка № 80 в Советском судебном районе в г. Омске ФИО2 от …, которым ФИО1, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 (Триста) рублей, отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения
Судья: Е.Н. Фарафонова