НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Омска (Омская область) от 17.07.2019 № 2-2139/19

Дело № 2-2139/ 2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 июля 2019 года г. Омск

Советский районный суд г. Омска в составе

председательствующего судьи Савченко С.Х.,

при секретаре Ежове В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске гражданское дело по иску прокурора Кормиловского района Омской области к Обществу с ограниченной ответственностью «Алерон» об обязании провести технические освидетельствования строительных конструкций зданий котельных в с. Алексеевка, с. Богдановка, с. Веселый привал, с. Георгиевка, с. Михайловка, с. Некрасовка, с. Победитель, с. Сосновка, с. Сыропятское, с. Юрьево Кормиловского района Омской области, установить клапана на котлоагрегате котельной с. Богдановка Кормиловского района Омской области,

установил:

Прокурор Кормиловского района Омской области обратился в суд с указанным иском к ООО «Алерон», указав, что прокуратурой Кормиловского района Омской области проведена проверка соблюдения требований законодательства о теплоснабжении, в ходе которой установлено следующее. На территории сельских поселений Кормиловского муниципального района Омской области полномочия, предусмотренные ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» реализуют органы местного самоуправления Кормиловского муниципального района Омской области. Реализуя свои полномочия по организации теплоснабжения в сельских поселениях Кормиловского муниципального района Омской области, Администрацией Кормиловского муниципального района Омской области с ООО «Алерон» заключено концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения от 28.10.2016, в соответствии с которым Концессионер обязуется за свой счет реконструировать имущество, состав и описание которого приведены в разделе II Соглашения, право собственности на которое принадлежит Конценденту, и осуществлять производство, передачу, распределение тепловой энергии, предоставление услуг теплоснабжения населению и иным потребителям с использованием объекта Соглашения, а Концедент обязуется предоставить Концессионеру на срок, установленный Соглашением, права владения и пользования объектом Соглашения для осуществления указанной деятельности. П.п. 33, 35 Концессионального соглашения предусмотрено, что Концессионер обязан поддерживать объект Соглашения в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт, нести расходы на содержание объекта соглашения, иного имущества. Концессионер обязан осуществлять деятельность по использованию (эксплуатации) объекта Соглашения в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ. Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 №115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок. В соответствии с п. 3.3.1 Правил, производственные здания и сооружения котельных надлежит содержать в исправном состоянии, обеспечивающим длительное, надежное использование их по назначению, с учетом требований санитарных норм и правил, правил безопасности труда. Согласно п. 3.3.9 Правил, строительные конструкции производственных зданий и сооружений для тепловых энергоустановок подвергаются один раз в пять лет техническому освидетельствованию специализированной организацией по перечню, утвержденному руководителем организации и согласованному проектной организацией. В нарушение указанных норм, ООО «Алерон» не проведены технические освидетельствования специализированной организацией строительных конструкций зданий котельных с. Алексеевка, с. Богдановка, д. Веселый привал, с. Георгиевка, с. Михайловка, с. Победитель, д. Сосновка, с. Сыропятское, с. Юрьево Кормиловского района Омской области. В соответствии с п. 5.3.26 правил, эксплуатация котлов с недействующим предохранительным устройством не допускается. В нарушение п. 5.3.26 Правил, отсутствуют предохранительные клапана на всех котлоагрегатах котельной с. Багдановка Кормиловского района Омской области (установлен один предохранительный клапан на выходном коллекторе котельной, обводные трубопроводы с обратными клапанами через выходные задвижки котлов отсутствуют). Обеспечение функционирования котельных в соответствии с установленными требованиями является обязанностью ООО «Алерон» как организации, эксплуатирующей тепловые энергоустановки на основании концессионального соглашения. По данным фактам прокуратурой района 28.02.2019 внесено представление директору ООО «Алерон», ответ на которое до настоящего времени в прокуратуру района не поступил. Согласно информации директора ООО «Алерон» от 18.04.2019, указанные нарушения до настоящего времени не устранены. Просит: провести технические освидетельствования строительных конструкций зданий котельных в с. Алексеевка, с. Богдановка, с. Веселый привал, с. Георгиевка, с. Михайловка, с. Некрасовка, с. Победитель, с. Сосновка, с. Сыропятское, с. Юрьево Кормиловского района Омской области; установить предохранительные клапана на всех котлоагрегатах котельной с. Богдановка Кормиловского района Омской области; взыскать с ответчика государственную пошлину.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 заявленные требования поддержала, просила удовлетворить иск по изложенным в нем основаниям.

Представители ответчика по доверенности ООО «Алерон» ФИО2, ФИО3, поддержали представленный по делу отзыв. Указали, что не оспаривают законность требований устранения выявленных нарушений, однако ООО «Алерон» и Администрация Кормиловского муниципального района должны нести солидарную ответственность, поскольку Общество владеет объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности Кормиловского муниципального района, на основании концессионного соглашения от 28.10.2016 года. Администрация Кормиловского муниципального района определила перечень необходимых расходов и экономически обосновала их размер. ООО «Алерон» лишено возможности провести мероприятия по диагностированию, техническому освидетельствованию и осмотру, так как расходы на данные мероприятия не предусмотрены Администрацией, которая обязана принять меры по организации обеспечения надежного теплоснабжения (л.д. 48-80, 141-144).

Представитель Администрации Кормиловского муниципального района Омской области, привлеченный судом к участию в деле в качестве соответчика, ФИО4 полагает, исковые требования, предъявленные к ООО «Алерон» подлежат удовлетворению, поддержал представленные письменные возражения. Полагает, что именно ООО «Алерон», будучи организацией, эксплуатирующей тепловые энергоустановки, заключая концессионное соглашение, приняло обязательства соблюдать все нормативные требования, предъявляемые к такой деятельности, которые предполагают, в том числе, и несение расходов на реализацию необходимых для этого мероприятий, надлежащим ответчиком является именно концессионер.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.п. 4.2 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".

Согласно п.п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» целями которого являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

Прокуратурой Кормиловского района Омской области проведена проверка соблюдения требований законодательства о теплоснабжении, в ходе которой установлено следующее.

На территории сельских поселений Кормиловского муниципального района Омской области полномочия, предусмотренные ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» реализуют органы местного самоуправления Кормиловского муниципального района Омской области.

Реализуя свои полномочия по организации теплоснабжения в сельских поселениях Кормиловского муниципального района Омской области, Администрацией Кормиловского муниципального района Омской области с ООО «Алерон» заключено концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения от 28.10.2016, в соответствии с которым Концессионер обязуется за свой счет реконструировать имущество, состав и описание которого приведены в разделе II Соглашения, право собственности на которое принадлежит Конценденту, и осуществлять производство, передачу, распределение тепловой энергии, предоставление услуг теплоснабжения населению и иным потребителям с использованием объекта Соглашения, а Концендент обязуется предоставить Концессионеру на срок, установленный Соглашением, права владения и пользования объектом Соглашения для осуществления указанной деятельности (л.д. 23-61).

В соответствии со ст. 8 ФЗ от 21.07.2005 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», при исполнении концессионного соглашения концессионер обязан: 1) осуществить в установленные концессионным соглашением сроки создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и приступить к его использованию (эксплуатации); 2) использовать (эксплуатировать) объект концессионного соглашения в целях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением; 3) осуществлять деятельность, предусмотренную концессионным соглашением, и не прекращать (не приостанавливать) эту деятельность без согласия концедента, за исключением случая, указанного в части 3.7 статьи 13 настоящего Федерального закона; 4) обеспечивать при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, возможность получения потребителями соответствующих товаров, работ, услуг; 5) предоставлять потребителям установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органа местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров, работ, услуг, в случаях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением; 6) поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением; 7) заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры поставки энергетических ресурсов, потребляемых при исполнении концессионного соглашения, а также оплачивать указанные энергетические ресурсы.

Пунктами 33, 35 Концессионного соглашения предусмотрено, что Концессионер обязан поддерживать объект Соглашения в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт, нести расходы на содержание объекта соглашения, иного имущества. Концессионер обязан осуществлять деятельность по использованию (эксплуатации) объекта Соглашения в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ.

Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 №115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее – Правила).

В соответствии с п. 3.3.1 Правил, производственные здания и сооружения котельных надлежит содержать в исправном состоянии, обеспечивающим длительное, надежное использование их по назначению, с учетом требований санитарных норм и правил, правил безопасности труда.

Согласно п. 3.3.9 Правил, строительные конструкции производственных зданий и сооружений для тепловых энергоустановок подвергаются один раз в пять лет техническому освидетельствованию специализированной организацией по перечню, утвержденному руководителем организации и согласованному проектной организацией.

Проверкой установлено, что в нарушение указанных норм, ООО «Алерон» не проведены технические освидетельствования специализированной организацией строительных конструкций зданий котельных с. Алексеевка, с. Богдановка, д. Веселый привал, с. Георгиевка, с. Михайловка, с. Победитель, д. Сосновка, с. Сыропятское, с. Юрьево Кормиловского района Омской области.

В соответствии с п. 5.3.26 Правил, эксплуатация котлов с недействующим предохранительным устройством не допускается.

В нарушение п. 5.3.26 Правил, отсутствуют предохранительные клапана на котлоагрегате котельной с. Богдановка Кормиловского района Омской области (установлен один предохранительный клапан на выходном коллекторе котельной, обводные трубопроводы с обратными клапанами через выходные задвижки котлов отсутствуют).

Обеспечение функционирования котельных в соответствии с установленными требованиями является обязанностью ООО «Алерон» как организации, эксплуатирующей тепловые энергоустановки на основании концессионного соглашения.

По данным фактам Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору 20.02.2019 вынесено предписание №35-22/П-КИП об устранении выявленных нарушений, прокуратурой района 28.02.2019 внесено представление директору ООО «Алерон» об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно- коммунального хозяйства при эксплуатации объектов коммунального комплекса (л.д. 14-16, 21-27).

Согласно информации директора ООО «Алерон» от 18.04.2019, указанные нарушения до настоящего времени не устранены (л.д. 17-19).

В ходе судебного заседания стороной ответчика факт невыполнения вышеуказанных мероприятий не оспаривается.

Принимая во внимание вышеприведенные обстоятельства дела, исходя из того, что ООО «Алерон» не проведены технические освидетельствования специализированной организацией строительных конструкций зданий котельных с. Алексеевка, с. Богдановка, д. Веселый привал, с. Георгиевка, с. Михайловка, с. Победитель, д. Сосновка, с. Сыропятское, с. Юрьево Кормиловского района Омской области, отсутствуют предохранительные клапана на котлоагрегате котельной с. Багдановка Кормиловского района Омской области (установлен один предохранительный клапан на выходном коллекторе котельной, обводные трубопроводы с обратными клапанами через выходные задвижки котлов отсутствуют), суд находит требования подлежащим удовлетворению, приходит к выводу о том, что проверка технического освидетельствования строительных конструкций зданий котельных в с. Алексеевка, с. Богдановка, с. Веселый привал, с. Георгиевка, с. Михайловка, с. Некрасовка, с. Победитель, с. Сосновка, с. Сыропятское, с. Юрьево Кормиловского района Омской области, установка предохранительных клапанов на котлоагрегате котельной с. Богдановка Кормиловского района Омской области, является обязанностью ООО «Алерон» как организации, эксплуатирующей тепловые энергоустановки на основании концессионного соглашения от 28.10.2016 заключенного между Администрацией Кормиловского муниципального района Омской области и ООО «Алерон».

Доводы ответчика о том, что обязанность по соблюдению требований Правил, должна быть возложена на собственника имущества в соответствии со ст. 210 ГК Российской Федерации при наличии концессионного соглашения, суд находит несостоятельными.

В соответствии со ст. 210 ГК Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона РФ от 21.07.2005 года № 115- ФЗ «О концессионных соглашениях» по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения.

В силу п. 8 Закона РФ от 21.07.2005 года № 115- ФЗ концессионер несет риск случайной гибели или случайного повреждения объекта концессионного соглашения с момента передачи ему этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением. Концессионным соглашением на концессионера может быть возложена обязанность осуществить за свой счет страхование риска случайной гибели и (или) случайного повреждения объекта концессионного соглашения.

Концессионным соглашением от 28.10.2016 Администрацией Кормиловского муниципального района Омской области по акту приема передачи переданы котельные с оборудованием в с. Алексеевка, с. Богдановка, с. Веселый привал, с. Георгиевка, с. Михайловка, с. Некрасовка, с. Победитель, с. Сосновка, с. Сыропятское, с. Юрьево Кормиловского района Омской области, переданы ООО «Алерон» в удовлетворительном состоянии пригодными к использованию, п. 10 предусмотрено, что выявленное в течении одного года с момента подписания Сторонами акта приема-передачи несоответствие переданного имущества технико-экономическим показателям, является основанием для предъявления Концессионером Концеденту требования о безвозмездном устранении выявленных недостатков, для изменения условий Соглашения, либо для его расторжения.

Судом установлено, что концессионное соглашение от 28.10.2016 не расторгнуто, изменения не вносились.

Пунктом 33 Соглашения установлено, что концессионер обязан поддерживать объект Соглашения в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт, нести расходы на содержание объекта Соглашения, иного имущества, п. 53 на ООО «Алерон» возложена обязанность осуществлять деятельность по использованию (эксплуатации) объекта Соглашения в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации (л.д. 29-51).

Доводы ООО «Алерон» о том, что отсутствует финансирование на проведение указанных истцом мероприятий, не является основанием для освобождения ООО «Алерон» от исполнения обязанностей по эксплуатации тепловых энергоустановок в соответствии с Правилами утвержденными Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115. размер расходов, пределами которого ограничена деятельность ООО «Алерон» по использованию (эксплуатации) объекта соглашения в соответствии с нормативным требованиями, условиями концессионного соглашения не определен.

Долгосрочные параметры деятельности Концессионера являются неотъемлемой частью концессионного соглашения, при заключении Соглашения были известны Концессионеру, Соглашение не изменено и не расторгнуто, а значит эксплуатационная ответственность и обеспечение функционирования котельных в с. Алексеевка, с. Богдановка, с. Веселый привал, с. Георгиевка, с. Михайловка, с. Некрасовка, с. Победитель, с. Сосновка, с. Сыропятское, с. Юрьево Кормиловского района Омской области с соблюдением Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок утв. Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 " возложена на ООО «Алерон».

Как было указано выше, ООО «Алерон» Соглашением переданы пригодные к использованию муниципальные котельные, обязанность по эксплуатации которых в соответствии требованиями законодательства Российской Федерации лежит на ООО «Алерон».

Поскольку именно ООО «Алерон», будучи организацией, эксплуатирующей тепловые энергоустановки, заключая концессионное соглашение, приняло обязательства соблюдать все нормативные требования, предъявляемые к такой деятельности, которые предполагают, в том числе, и несение расходов на реализацию необходимых для этого мероприятий, надлежащим ответчиком является именно концессионер – ООО «Алерон».

С учетом изложенных обстоятельств, исковые требования прокурора Кормиловского района Омской области подлежат удовлетворению.

Поскольку прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, на основании 4.1 ст. 103 ГПК РФ, подп. 3 п.1 4.1 ст.333.19 НК РФ, надлежит взыскать с ответчика ООО «Алерон» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6 000 руб. Данная сумма составляет размер госпошлины из неимущественных требований, подлежащих уплате прокурором, как лицом, обратившимся в защиту интересов неопределенного круга лиц – граждан, если бы прокурор в силу закона не был бы освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь ст.ст. 194-199ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Кормиловского района Омской области удовлетворить.

Обязать ООО «Алерон»:

- провести технические освидетельствования строительных конструкций зданий котельных в с. Алексеевка, с. Богдановка, с. Веселый привал, с. Георгиевка, с. Михайловка, с. Некрасовка, с. Победитель, с. Сосновка, с. Сыропятское, с. Юрьево Кормиловского района Омской области

-установить предохранительные клапана на котлоагрегате котельной с. Богдановка Кормиловского района Омской области.

Взыскать с ООО «Алерон» в доход местного бюджета государственную пошлину 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд г. Омска.

Мотивированное решение составлено 22 июля 2019 года.

Судья С.Х. Савченко