НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Омска (Омская область) от 13.11.2020 № 2-2840/20

Дело № 2-2840/2020

УИД 55RS0006-01-2020-004395-29

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Советский районный суд г. Омска

в составе председательствующего судьи Темиркалиной А.Т.,

при секретаре-помощнике судьи Аримбековой А.О., секретаре Буделевой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 13 ноября 2020 года в городе Омске

гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в интересах неопределенного круга лиц к Бюджетному учреждению здравоохранения Омской области «Центр крови», Министерству здравоохранения Омской области о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства,

у с т а н о в и л:

Управление Роспотребнадзора по Омской области в интересах неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском к БУЗОО «Центр крови», Министерству здравоохранения Омской области о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства.

В обоснование заявленных исковых требований с учетом уточнения указывалось на то, что 17 февраля 2020 г. Управлением Роспотребнадзора по Омской области была проведена внеплановая проверка в отношении БУЗОО «Центр крови»». В результате проверки установлено, что юридическим лицом не обеспечено выполнение в срок предписания от 02 декабря 2013 г., а именно: в помещениях Калачинского филиала по адресу: ФИО2адрес не задействована обще-обменная приточно-вытяжная вентиляция, не оформлен паспорт на вентиляционную систему, документы, подтверждающие эксплуатацию вентиляционной системы (заключение специалиста технической службы аккредитованной организации о работоспособности вентиляционной системы); не оборудована обще-обменная приточно-вытяжная вентиляция в здании по адресу: адрес (помещения исследования и переработки крови, донорский зал), не оформлен паспорт на оборудованную в здании вентиляционную систему. Таким образом, деятельность БУЗОО «Центр крови» противоречит действующему санитарному законодательству.

На основании изложенного просили обязать БУЗОО «Центр крови» в срок 09 января 2023 г. устранить вышеперечисленные нарушения; обязать Министерство здравоохранения Омской области как учредителя осуществить финансирование БУЗОО «Центр крови» в объеме, необходимом для устранения в указанные сроки нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В судебном заседании представители истца Управления Роспотребнадзора по Омской области - ФИО4, ФИО5, действующие на основании доверенностей, уточненные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.

Представители ответчика БУЗОО «Центр крови» – главный врач ФИО6 и представитель ФИО7, действующий на основании доверенности, исковые требования не признали по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Омской области – ФИО8, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление и дополнениях к нему, ссылалась на то, что Министерство является ненадлежащим ответчиком по делу.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Правовое регулирование в сфере обеспечения санитарного - эпидемиологического благополучия в РФ основано на Конституции РФ и включает в себя Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы санитарной безопасности.

Согласно ст. 1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические требования – это обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами РФ, и техническими регламентами.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу положений ст. 51 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 46 ГПК РФ Управление Роспотребнадзора по Омской области, осуществляющее государственный санитарно-эпидемиологический надзор, наделено полномочиями по обращению в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов неограниченного круга лиц в сфере санитарного законодательства.

Из материалов дела следует, что 02 декабря 2013 г. на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Омской области от 14 октября 2013 г. истцом в отношении БУЗОО «Центр крови» была проведена плановая выездная проверка, в ходе которой выявлены нарушения (13 пунктов) требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, отраженные в акте проверки от 02 декабря 2013 г.

В данной связи в адрес ответчика выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 02 декабря 2013 г. сроком исполнения до 30 июля 2014 г. и 11 июня 2015 г. Предписание вручено главному врачу БУЗОО «Центр крови» - ФИО6

В последующем на основании распоряжения /вп от 17 января 2020 г. в отношении БУЗОО «Центр крови» была проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой также выявлены нарушения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (2 пункта), отраженные в акте проверки /вп от 17 февраля 2020 г., а именно:

1. В помещениях Калачинского филиала по адресу: ФИО2адрес не задействована обще-обменная приточно-вытяжная вентиляция, не оформлен паспорт на вентиляционную систему, документы, подтверждающие эксплуатацию вентиляционной системы (заключение специалиста технической службы аккредитованной организации о работоспособности вентиляционной системы).

2. В здании по адресу: адрес (помещения исследования и переработки крови, донорский зал) не оборудована обще-обменная приточно-вытяжная вентиляция, не оформлен паспорт на оборудованную в здании вентиляционную систему

В тот же день ответчику выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований /вп от 17 февраля 2020 г. сроком исполнения до 09 января 2023 г. Также Учреждение было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления Роспотребнадзора по Омской области в суд с настоящим иском.

Оценивая правомерность заявленных исковых требований, суд приходит к следующему.

Частью 1 ст. 41 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья.

В соответствии с Уставом БУЗОО «Центр крови» основной целью деятельности Учреждения является охрана здоровья граждан и удовлетворение потребности учреждений здравоохранения Омской области в донорской крови, ее компонентах и препаратах.

Из Преамбулы к Федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» усматривается, что настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 4 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В ч. 1 ст. 24 данного Закона указано, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.

На основании ч. 3 ст. 39 указанного закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010г. № 58 утверждены СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», которые устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность.

Так, в п.п. 6.4, 6.5 главы 1 данных СанПиН 2.1.3.2630-10 указано, что здания МО должны быть оборудованы системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим и/или естественным побуждением.

Системы механической приточно-вытяжной вентиляции должны быть паспортизированы. Эксплуатация (обслуживание) механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования осуществляется ответственным лицом организации или другой специализированной организацией. Один раз в год проводится проверка эффективности работы, текущие ремонты (при необходимости), а также очистка и дезинфекция систем механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования.

Пунктом 6.36. главы 1 СанПин 2.1.3.2630-10 установлено, что воздуховоды, воздухораздающие и воздухоприемные решетки, вентиляционные камеры, вентиляционные установки и другие устройства должны содержаться в чистоте, не иметь механических повреждений, следов коррозии, нарушения герметичности. Использование вентиляционных камер не по прямому назначению запрещается. Уборка помещений вентиляционных камер должна проводиться не реже одного раза в месяц, а воздухозаборных шахт - не реже одного раза в полгода. Техническое обслуживание, очистка и дезинфекция систем вентиляции предусматриваются не реже одного раза в год. Устранение текущих неисправностей, дефектов проводится безотлагательно.

В силу п. 1.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13 июля 2001 г. № 18, юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

В соответствии с п.п. 2.3, 2.4 СП 1.1.1058-01 объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления.

Производственный контроль включает: а) наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью; б) осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами:- на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье; сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации.

В процессе судебного разбирательства установлено, что до настоящего времени требования выданных Управлением Роспотребнадзора по Омской области предписаний от 02 декабря 2013 г., от 17 февраля 2020 г. ответчиком БУЗОО «Центр крови» не исполнены. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.

Не соглашаясь с исковыми требованиями, сторона ответчика ссылалась на то, что п. 1 предписания – об устранении нарушений в помещения Калачинского филиала БУЗОО «Центр крови» выполнить не представляется возможным в силу объективных причин.

Действительно, из материалов дела следует, что Калачинский филиал БУЗОО «Центр крови» располагается в здании БУЗОО «Калачинская ЦРБ», занимая помещения на 1-м этаже здания (17 помещений, общей площадью 196,7 кв.м.) по адресу: ФИО2адрес на основании договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом б/н от 26 июня 2006 г. в редакции дополнительного соглашения от .... То есть правообладателем здания ответчик не является. При этом, вентиляционная система в помещения Калачинского филиала БУЗОО «Центр крови» является частью вентиляционной системы БУЗОО «Калачинская ЦРБ». Ремонт и монтаж вентиляционной системы технически возможен только при проведении работ во всем здании. Указанное подтверждается и досудебной перепиской БУЗОО «Центр крови» с БУЗОО «Калачинская ЦРБ», согласно которой в феврале 2019 г. главный врач БУЗОО «Калачинская ЦРБ» сообщил, что сроки выполнения работ по ремонту приточно-вытяжной вентиляции переносятся с 2019 г. на 2020-2021 гг. ввиду отсутствия у учреждения денежных средств.

В такой ситуации, соглашаясь с доводами Управления Роспотребнадзора по Омской области о необходимости соблюдения юридическими лицами требований санитарного законодательства, суд считает необходимым одновременно принять во внимание тот факт, что устранение выявленных нарушений в здании Калачинского филиала БУЗОО «Центр крови» силами последнего невозможно. Требований же к БУЗОО «Калачинская ЦРБ» истец не предъявляет, сведений о проведении в отношении БУЗОО «Калачинская ЦРБ» проверок в материалах дела также не имеется.

В приведенной связи, правовых оснований для возложения на БУЗОО «Центр крови» обязанности исполнить п. 1 предписания от 17 февраля 2020 г. суд не усматривает, т.к. исковые требования в данной части предъявлены к ненадлежащему ответчику.

Второе же здание по адресу: адрес находится у учреждения на праве оперативного управления, однако осуществление ответчиком деятельности происходит в условиях, противоречащих Конституции Российской Федерации, ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье отнесены к нематериальным благам, подлежащим защите в соответствии с указанным кодексом.

Статьей 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Применительно к указанным нормам права суд полагает необходимым обязать БУЗОО «Центр крови» принять меры, направленные на устранение выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, оборудовав обще-обменную приточно-вытяжную вентиляцию в здании по адресу: адрес оформив паспорт на оборудованную в здании вентиляционную систему (п. 2 предписания от 17 февраля 2020 г.). Установление срока исполнения настоящего судебного решения в части возложения на ответчика обязанности совершить определенные действия (до 09 января 2023 г., как просил истец) соответствует положениям ст. 206 ГПК РФ.

В судебном заседании представители БУЗОО «Центр крови» просили установить данный срок до 31 декабря 2025 г., ссылаясь на то, что необходимые работы будут по устранению нарушений будут выполнены в рамках реализации государственной программы Омской области «Развитие здравоохранения Омской области», утв. Постановлением Правительства Омской области от 16 октября 2013 г. № 265-п (с изм. и доп.), срок реализации которой запланирован на 2024 г. Однако суд не находит оснований для продления в настоящее время этого срока (составляющего 2 года) принимая во внимание значимость допущенных нарушений и не устранение их ответчиком (который не обжаловал ни предписание Управления Роспотребнадзора по Омской области, ни постановление по делу об административном правонарушении, оплатив административный штраф (согласно объяснениям представителей в судебном заседании)) на протяжении длительного периода времени (с декабря 2013 г.). При недостаточности данного срока, сторона ответчика не лишена возможности поставить вопрос об отсрочке исполнения решения суда с приложением соответствующих доказательств.

Также не могут быть учтены доводы представителей БУЗОО «Центр крови» о том, что требования СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010г. № 58, распространяется на вновь создаваемые здания, в то время как здание учреждения по адрес построено в 1959 г. Согласно п. 1.2 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 данные санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации. При этом, проектирование, строительство, реконструкция (что и необходимо в рассматриваемом случае для устранения нарушений), капитальный ремонт, перепланировка, эксплуатация объектов здравоохранения осуществляются в соответствии с настоящими санитарными правилами.

Что касается требования о возложении на Министерства здравоохранения Омской области обязанности по осуществлению финансирования указанных истцом мероприятий, то оснований для его удовлетворения не имеется исходя из следующего.

В силу ч. ч. 1, 2, 9, 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено пунктами 13 и 14 настоящей статьи или абзацем третьим пункта 3 статьи 27 настоящего Федерального закона.

Законом предусмотрено, что на учреждение может быть возложена обязанность выполнения государственного задания с выделением соответствующего финансирования в виде субсидий на данные цели (ч. 3 указанной статьи).

Во исполнение вышеприведенных положений Правительством Омской области принято Постановление от 24 ноября 2010 г. № 228-п «О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания государственными учреждениями Омской области» (вместе с «Положением о порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания государственными учреждениями Омской области»), устанавливающее порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее - государственное задание) государственными учреждениями Омской области, в том числе порядок предоставления из областного бюджета бюджетным и автономным учреждениям Омской области субсидий на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания (далее - субсидии).

В соответствии с п. 8 поименованного положения финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетными и автономными учреждениями Омской области осуществляется путем предоставления субсидий, рассчитанных с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание имущества Омской области.

Объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание бюджетными и автономными учреждениями Омской области государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам, утверждаемых отраслевым органом, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти.

Базовый норматив затрат на оказание государственной услуги состоит из: базового норматива затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги; базового норматива затрат на общехозяйственные нужды на оказание государственной услуги.

Постановлением Правительства Омской области от 17 августа 2011 г. № 151-п «О реализации отдельных положений статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации» также предусматривается возможность предоставления из областного бюджета субсидий бюджетным и автономным учреждениям Омской области на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения ими государственного задания.

В соответствии с п. 1 ст. 123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

В силу п. 5 ст. 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

Таким образом, законодатель предусмотрел возможность привлечения к субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения только по обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам.

Согласно Уставу БУЗОО «Центр крови» учредителем учреждения является Омская область, функции которого в пределах своих полномочий осуществляют: Министерство здравоохранения Омской области как отраслевой орган исполнительной власти Омской области; Министерство имущественных отношений Омской области как орган исполнительной власти Омской области в сфере управления собственностью Омской области.

Учреждение является некоммерческой организацией, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевые счета, печать со своим наименованием, штампы, бланки. Учреждение имеет право приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии с законодательством и настоящим Уставом.

Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного учреждением за счет выделенных средств, а также недвижимого имущества.

В соответствии с п. 3.10 Устава при осуществлении права оперативного управления имуществом учреждение обязано:

- обеспечивать сохранность и эффективность использования закрепленного за ним имущества строго по целевому назначению;

- не допускать ухудшения технического состояния имущества (за исключением нормативного износа в процессе эксплуатации);

- осуществлять текущий и капитальный ремонт имущества.

Согласно п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ Министерство как главный распорядитель средств бюджетных средств может быть привлечено к гражданско-правовой ответственности в качестве ответчика по искам:

1) о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту;

2) предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств;

3) по иным искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, по которым в соответствии с федеральным законом интересы соответствующего публично-правового образования представляет орган, осуществляющий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования.

Из вышеприведенных положений закона и Устава учреждения следует, что ответственность учредителя бюджетного учреждения возможна только при исполнении деликтных обязательств в отсутствие у Министерства здравоохранения Омской области как отраслевого органа безусловной обязанности по финансированию учреждения на цели устранения нарушений.

Согласно отзыву Министерства здравоохранения Омской области и приложенных к нему документов, объем финансового обеспечения выполнения государственного задания БУЗОО «Центр крови» составил в 2013 г. - <данные изъяты>., в 2014 г. – <данные изъяты> руб., в 2015 г. – <данные изъяты>., в 2016 г. – <данные изъяты> руб., в 2017 г. – <данные изъяты> руб., в 2018 г. – <данные изъяты> руб. Объем средств на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), утвержденных в плане финансово-хозяйственной детальности учреждения на 2020г., составляет <данные изъяты> руб.

Кроме того, в 2018 г. учреждению в рамках субсидий на иные цели выделялись средства по коду субсидий «Субсидия на приобретение оборудования, мебели и транспортных средств для государственных учреждений Омской области, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Омской области» - руб., в 2019 г. – по коду субсидии <данные изъяты> «Субсидия на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту зданий, сооружений, включая замену и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения, в том числе проектно-изыскательских работ, и благоустройству территории государственных учреждений Омской области» - 618 912,20 руб.

Сведений об обращении БУЗОО «Центр крови» в отраслевой орган по вопросу выделения субсидии на исполнение требований предписания и отказе в удовлетворении данного обращения материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах основания полагать, что финансирование БУЗОО «Центр крови» (которое к тому же оказывает платные немедицинские услуги) осуществляется ненадлежащим образом, отсутствуют.

Также из материалов дела и объяснений участников процесса следует, что Постановлением Правительства Омской области от 16 октября 2013 г. № 265-п (с изм. и доп.) утверждена государственная программа Омской области «Развитие здравоохранения Омской области». В данную программу включено и БУЗОО «Центр крови», для которого предполагается строительство пристройки производственного корпуса, в том числе проектно-изыскательские работы. На указанные цели запланировано 160 000 000 руб. Срок реализации мероприятия изначально был запланирован на 2018-2019 гг., впоследствии продлен до 2022 г. и до 2024 г. Исполнителем мероприятия является Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области.

Согласно пп. 4 п. 10 Положения о Министерстве строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области, утв. Указом Губернатора Омской области от 30 марта 2004 г. № 72, указанное Министерство обеспечивает реализацию Адресной инвестиционной программы Омской области в пределах компетенции;

В соответствии с п. 1 Порядка формирования и реализации Адресной инвестиционной программы Омской области, утв. Постановлением Правительства Омской области от 19 мая 2008 г. № 70-п (далее – Порядок), данный Порядок устанавливает требования к формированию и реализации Адресной инвестиционной программы Омской области в целях предоставления за счет средств областного бюджета, в том числе за счет субсидий областному бюджету из федерального бюджета, бюджетных ассигнований в виде субсидий на осуществление бюджетными и автономными учреждениями Омской области, государственными унитарными предприятиями Омской области капитальных вложений в объекты капитального строительства собственности Омской области и бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты капитального строительства собственности Омской области.

На основании п. 4 Порядка формирование Адресной инвестиционной программы осуществляется Министерством экономики Омской области на основании правовых актов Правительства Омской области об утверждении государственных программ, к которым также относится рассматриваемая Программа от 16 октября 2013 г. № 265-п.

В п. 12 Порядка указано, что финансирование расходов по объектам капитального строительства, включенным в Адресную инвестиционную программу, осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета и лимитами бюджетных обязательств, предусмотренными главным распорядителям, которым, как указывалось выше, является Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области (а не Министерство здравоохранения Омской области).

Из изложенного следует, что возложение обязанности по финансированию мероприятий для исполнения предписания Управления Роспотребнадзора по Омской области приведен двойному финансированию и нарушению принципу адресности и целевого характера бюджетных средств, что в силу ст. 38 Бюджетного кодекса РФ недопустимо.

В такой ситуации, а также учитывая процессуальную позицию представителей БУЗОО «Центр крови», возражавших против возложения на Министерство здравоохранения Омской области обязанности осуществить финансирование мероприятий, необходимых на устранение нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности учреждения, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований в данной части.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ФИО2адрес в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Обязать Бюджетное учреждение здравоохранения ФИО2адрес «Центр крови» в срок до .... устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:

- оборудовать обще-обменную приточно-вытяжную вентиляцию в здании Бюджетного учреждения здравоохранения ФИО2адрес «Центр крови» по адресу: адрес (помещения исследования и переработки крови, донорский зал), оформить паспорт на оборудованную в здании вентиляционную систему.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Омский областной суд через Советский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.Т. Темиркалина

Решение суда в окончательной форме принято 20 ноября 2020 года.

Судья А.Т. Темиркалина

Копия вернаРешение (не) вступило в законную силу «____» __________ 20 г.УИД 55RS0006-01-2020-004395-29Подлинный документ подшит в материалах дела № 2-2840/2020,хранящегося в Советском районном суде г. ОмскаСудья _____________________Темиркалина А.Т. подписьСекретарь__________________Буделева А.М. подпись