НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Омска (Омская область) от 12.10.2022 № 2А-2915/2022

Дело № 2а-2915/2022

УИД 55RS0006-01-2022-004050-29РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

12 октября 2022 года город Омск

Судья Советского районного суда города Омска Рыбалко О.С., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 9 по Омской области к Солодковой Ангелине Владимировне о взыскании страховых взносов, налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения и пеней,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 9 по Омской области (далее – Инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование требований указав, что Солодкова А.В. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 9 по Омской области.

Инспекцией налогоплательщику Солодковой А.В. направлены требования № … от …, № … от …, № …от …, № … от …, № … от … об уплате недоимки по налогам и пеням. В установленные в требованиях сроки налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате задолженности.

Определением и.о. мирового судьи судебного участка № 80 в Советском судебном районе в г. Омске мирового судьи судебного участка № 40 в Советском судебном районе в г. Омске от … судебный приказ о взыскании с Солодковой А.В. задолженности был отменен.

Ссылаясь на положения НК РФ, КАС РФ, просит взыскать с Солодковой А.В. недоимки: по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения … рублей и пени в размере 18,36 рублей; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за … год в размере 1611,30 рублей и пени в размере 2,42 рублей; по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения 5760 рублей и пени в размере 23,52 рублей; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за … год в размере 1984 рублей и пени в размере 5,09 рублей; по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения 2880 рублей и пени в размере 7,39 рублей; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за … год в размере 1984,25 рублей и пени в размере 4,30 рублей; по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения 2880 рублей и пени в размере 6,24 рублей; по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения 2880 рублей и пени в размере 3,67 рублей.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.

С учетом того, что административным истцом заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства и административный ответчик не выразил возражений против применения такого порядка рассмотрения административного дела, рассматриваемое административное дело не относится к категориям дел, не подлежащих рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства (часть 2 статьи 291 КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно положениям ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).

Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции РФ, а также п. 1 ст. 3, п.п. 1 п. 1 ст.23 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Невыполнение налогоплательщиком установленной законом обязанности по уплате налогов и сборов является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (ст.ст. 69, 70 НК РФ).

Невыполнение данной обязанности после направления требования является основанием для применения налоговым органом мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 НК РФ).

Порядок и сроки для принудительного взыскания с налогоплательщика – физического лица неуплаченного налога, пени, штрафов предусмотрены положениями статьи 48 НК РФ, главой 32 КАС РФ.

Из анализа положений пунктов 1-3 статьи 48 НК РФ следует, что налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.

Согласно абз. 4 п. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей (3 000 рублей в редакции, действовавшей до … г.).

В соответствии с абз. 1-3 п. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требований об уплате налога. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей (3 000 рублей в редакции, действовавшей до …), налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей (3 000 рублей в редакции, действовавшей до …). Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей (3 000 рублей в редакции, действовавшей до …), налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Как следует из абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 п. 3 ст. 48 НК РФ).

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от … № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков направления уведомлений об уплате налога и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Из материалов дела следует, что Солодкова А.В. в период с … по … являлась индивидуальным предпринимателем, что согласуется с выпиской из ЕГРИП.

Из положений подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ следует, что плательщиками страховых взносов признаются, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно п. 3 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абз. 3 подп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с п. 9 ст. 430 НК РФ.

В силу ст. 423 НК РФ расчетным периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

В соответствии с абз. 2 п. 2 и п. 5 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.

Из чего следует, что Солодковой А.В., с учетом п.п. 2 и 7 ст. 6.1 и п. 5 ст. 432 НК РФ, следовало уплатить страховые взносы, однако доказательств, свидетельствующих об оплате страховых взносов, в материалах дела не имеется и административным ответчиком не представлено.

В соответствии с п. 9 ст. 45 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов.

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 настоящего Кодекса.

Вместе с тем, как следует из п. 5 ст. 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.

… Солодкова А.В. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, о чем внесена соответствующая запись в ЕГРИП, следовательно, уплата страховых взносов таким плательщиком осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, т.е. не позднее … (п. 5 ст. 432 НК РФ).

Вместе с тем, материалы дела не содержат сведений об уплате Солодковой А.В. в установленный срок страховых взносов, в связи с чем, … у налогоплательщика образовалась задолженность и с указанной даты налоговый орган знал о наличии такой задолженности.

В абзаце 3 пункта 1 статьи45 НК РФуказано, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункт 1).

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2).

В соответствии с ст. п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.

Вместе с тем, требования, об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1611,30 рублей и пени в размере 2,42 рублей (требование № … от …), по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1984,25 рублей и пени в размере 5,09 рублей (требование № … от …,), по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1984,25 рублей и пени в размере 4,30 рублей (требование № … от …), были выставлены налогоплательщику с нарушением установленного ст. 70 НК РФ срока.

Данное нарушение порядка принудительного взыскания страховых взносов и пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам, исключает возможность взыскания вышеуказанных сумм задолженностей по налогам и пеням.

Согласно п. 2 ст. 54 НК РФ, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 346.24 НК РФ, налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Частью 1 статьи 346.11 НК РФ установлено, что упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Положениями п. 1 ст. 346.12 НК РФ предусмотрено, что плательщиками единого налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 Кодекса.

В соответствии со ст. 346.14 НК РФ объектом налогообложения признаются доходы. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случаев, установленных настоящей статьей.

Налоговым периодом в соответствии со ст. 346.19 НК РФ признается календарный год.

В силу ч. 7 ст. 346.21 НК РФ налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 346.23 настоящего Кодекса.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 346.23 НК РФ по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи).

Как следует из материалов дела налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2019 год (налоговым органом ошибочно указан вид налогового режима – патентная система налогообложения), согласно которой сумма налога подлежащего уплате составила 2681100 рублей, Солодкова А.В. представила в МИФНС России № 9 по Омской области только … года.

Соответственно в установленный законом срок указанная сумма налога Солодковой А.В. уплачена не была.

В соответствии со ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (пункт 1).

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (пункт 2).

Следует также отметить, что даты начала и окончания камеральной проверки Налоговым кодексом прямо не урегулированы, однако с учетом того, что таковая проводится на основании поданной налоговой отчетности, датой начала проверки следует считать дату получения отчетности налоговым органом.

Следовательно, срок окончания проверки истекает в соответствующее число третьего месяца проверки (ст. 6.1, п. 2 ст. 88 НК РФ). При этом составления какого-либо отдельного документа на начало и окончание проверки не предусмотрено, в том числе составление справки по окончании камеральной проверки.

Пунктом 2 статьи 87 НК РФ установлено, что целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.

Таким образом, из совокупности вышеуказанных норм следует, что камеральная проверка является обязательным контрольным мероприятием, осуществляемым налоговым органом в порядке, установленном ст. 88 НК РФ, с целью проверки правильности формирования налоговых обязательств, которое налоговая инспекция проводит после получения любой формы налоговой отчетности, в данном конкретном случае – декларации Солодковой А.В. за отчетный период … год. Камеральная проверка проводится в отношении всей поступившей от налогоплательщиков налоговой отчетности, налогоплательщиков при этом не уведомляют о начале проведения камеральной проверки, решение о ее назначении не принимается.

Как следует из материалов дела, сведения о проведении камеральной проверки в отношении налогоплательщика Солодковой А.В. по налоговой декларации за отчетный период 2019 год, в том числе правильности формирования декларации, отсутствуют.

Также налоговым органом не представлено сведений о проведении камеральной проверки без декларации, в связи с нарушением Солодковой А.В. срока подачи декларации (п. 1.2 ст. 88 НК РФ).

Таким образом, с учетом того, что налоговая декларация за … год подана Солодковой А.В. в налоговый орган …, установленный п. 2 ст. 88 НК РФ срок окончания камеральной налоговой проверки приходился на …. Следовательно, с указанной даты налоговый орган должен был выявить недоимку по налогу, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Ввиду того, что недоимка по налогу должна была быть выявлена налоговым органом …, налоговые требования об уплате задолженности по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения Солодковой А.В. должны были быть выставлены не позднее ….

Вместе с тем, налоговое требование № … выставлено …, № … - …, № … - …, № … - …, № … - …, т.е. за пределами срока, установленного п. 1 ст. 70 НК РФ.

Вышеуказанное нарушение порядка принудительного взыскания, исключает возможность взыскания вышеуказанных сумм задолженностей по налогам и пеням.

С учетом изложенного, в удовлетворении административных исковых требований надлежит отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 291-294 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 9 по Омской области к Солодковой Ангелине Владимировне о взыскании страховых взносов, налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения и пеней – отказать.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья: О.С. Рыбалко