Дело № 2-999/2019 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации «10» апреля 2019 года г.Омск Советский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Фарафоновой Е.Н., при секретаре судебного заседания Бохан Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ильина М.А. к УПФР в Советском АО г. Омска о включении периодов работы в специальный стаж, Установил: Ильин М.А. обратился в суд с иском к УПФР в Советском АО г. Омска о включении в специальный стаж периодов работы, в обоснование требований, указав, что в соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, ст. 11 ГК РФ в судебном порядке осуществляется защита нарушенных либо оспариваемых прав, или законных интересов истца. Право определения предмета иска и его основания, как и способа защиты права, принадлежит только истцу. В настоящее время имеет место быть неоправданное ограничение его Конституционного права гражданина РФ на социальное обеспечение со стороны ответчика — УПФР в САО города Омска, т.к. правом подсчета специального стажа обладают лишь органы Пенсионного фонда РФ. Трактовка ответчика о единоличном праве подсчета его специального стажа существенно ухудшает его положение и противоречит Конституции РФ, лишает его права на подсчет специального стажа. Филиал АО «НПО «Микроген» в г. Омск «Омское предприятие по производству бактерийных препаратов» (ИНН. .., регистрационный номер. ..) зарегистрирован в качестве страхователя в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в САО г. Омска. С. .. г. по. .. г., истец работал машинистом сублимационных установок 4 разряда отделения по производству вакцин в филиале АО «НПО «Микроген» в г. Омск «Омское предприятие по производству бактерийных препаратов». Код его позиции. .. - рабочие, занятые в боксах, предусмотрен Списком № 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10, раздел XXIII «производство медикаментов, медицинских и биологических препаратов и материалов». В целях досрочного пенсионного обеспечения применяются Списки: Список № 2 производств, работ, профессий, должностей, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 Л» 10; Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992. В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР №517 от 2 октября 1991 г. «О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет» Министерство труда РСФСР вправе давать разъяснения о порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение и правил исчисления выслуги для назначения пенсий. Реализуя это право, Министерство труда Российской Федерации приняло, в частности, Постановление № 29 от 22 мая 1996 года «Об утверждении Разъяснения». В пункте 16 Разъяснения Минтруда РФ от 22 мая 1996 года № 5 указано, что работникам, профессии и должности которых включены в оба Списка, в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются все периоды их фактической работы в этих профессиях и должностях. Из пунктов 7 и 16 Разъяснения Министерства труда РФ «О порядке применения Списков» следует, что в его специальный трудовой стаж засчитываются все периоды фактической работы по профессии, предусмотренной Списками №2, а также и периоды выполнения дополнительной работы по профессии за другого работника. То есть исходя из суммарной продолжительности определенной трудовой деятельности, не оговаривая при этом механизм и порядок учета специального трудового стажа в связи с вынужденной дополнительной работой работника по его профессии не по его вине. Таким образом, период его фактической работы по профессии машиниста сублимационных установок отделения по производству вакцин составляет с 01 апреля 2011 года по 28 февраля 2018 года, но при этом он выходит за свои границы и предел в 06 лет 11 месяцев 00 дней. Юридически значимыми обстоятельствами являются факты выполнения истцом дополнительной работы по профессии машиниста сублимационных установок, а также дополнительная занятость в технологическом процессе сублимационной сушки бактерийных препаратов (вакцин туляремийной и бруцеллезной) - за другого работника в период с. .. года по. .. года, т.е. 28 дней. с. .. года по. .. года, т.е. 01 месяц 25 дней, с. .. года по. .. года, т.е. 19 дней, с. ... года по. .. года, т.е. 02 месяца 00 дней, с. .. года по. .. года, т.е. 28 дней, с. .. года по. .. года, т.е. 30 дней. Из пункта 9 Правил утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 следует, что в его специальный трудовой стаж не засчитываются все периоды простоев, а именно:. ...., т.е. 04 месяца 06 дней;. .., т.е. 21 день;. .., т.е. 01 месяц 08 дней;. .., т.е. 16 дней;. .., т.е. 13 дней;. .., т.е. 01 месяц 07 дней;. .., т.е. 17 дней;. .., т.е. 08 дней. Правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются все работники независимо от наименования профессий и должностей, занятые в технологическом процессе производства или на отдельных работах, если в Списках эти производства и работы указаны без перечисления наименований профессий и должностей работников. Гражданское процессуальное законодательство, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется при наличии оснований предполагать, что права, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (ст. 2 ГПК РФ). С учетом уточнения требований просит обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Советском АО г. Омска включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости период его работы:. .., за исключением периодов нахождения в вынужденном простое:. ...,. ..,. ..,. ..,. ..,. ..,. ..,. .., а также с включением периодов выполнения дополнительной работы по профессии машиниста сублимационных установок:. .., а также с включением периодов выполнения дополнительной работы по профессии машиниста сублимационных установок:. .., также просит взыскать с ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Советском АО г.Омска в его пользу расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей. В судебном заседании Ильин М.А. участия не принимал, в судебном заседании 04.04.2019 суду пояснил, что в настоящий момент он не знает, как исчислил пенсионный фонд его специальный стаж. Указал, что в его заявлении поданном ответчику 28.01.2019 содержалась просьба инициировать провести проверки, и принять меры по защите его пенсионных прав, скорректировать все сведения ИЛС, на основании поданного заявления и новых сведений, поступивших от него. Представитель ответчика - УПФР в Советском АО г. Омска, действующая на основании доверенности – Кочетова Т.В., в судебном заседании требования не признала, указала на формирование сведений ИЛС работодателем, а так же на отсутствие в утвержденном Постановлением Правления ПФ РФ от 23.01.2019 N 16п "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению" административном регламенте такой государственной услуги предоставляемой Пенсионным фондом как подсчет специального стажа застрахованного лица, Пенсионным фондом оказывается государственная услуга по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Представитель третьего лица АО «Микроген» в судебном заседании участие не принимал, о времени и месте его проведения извещен, ходатайств об отложении дела не представил. Представитель третьего лица УПФР в Кировском АО г. Омска в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещался судом, ходатайств об отложении дела не представил. Заслушав участников процесса, изучив материалы настоящего дела, суд приходит к следующему. Согласно записям в трудовой книжки и представленным ответчиком приказам, истец Ильин М.А., с. .. работал в отделении по производству вакцин Филиала г. Омск АО «НПО «Микроген» машинистом сублимационных установок. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения; выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании; обеспечивать реализацию прав застрахованных лиц, вступающих в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений"; своевременно и в полном объеме перечислять в Пенсионный фонд Российской Федерации дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию в порядке, определенном Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", а также вести учет, связанный с исчислением, удержанием и перечислением указанных страховых взносов и с уплатой взносов работодателя в пользу застрахованных лиц в соответствии с указанным Федеральным законом; выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от дата N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Сведения индивидуального (персонифицированного) учета на работающих граждан подаются работодателями для обеспечения организации и ведения учета сведений о каждом застрахованном лице для последующей реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", периоды работы до регистрации гражданина, в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Аналогичное правило предусмотрено в приведенном выше пункте 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Частью 6 статьи 30 Закона № 400-ФЗ установлено, что периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда. Приказом Минтруда России от 16.01.2017 N 38н "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования согласно федеральным законам "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 13.03.2017 N 45920), ответчиком предоставляется государственная услуга по информированию заявителей о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования согласно федеральным законам "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации". Результатом предоставления государственной услуги является получение заявителем сведений о состоянии его индивидуального лицевого счета по форме "Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица" (СЗИ-6), утвержденной постановлением правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15 июня 2016 г. N 491п "Об утверждении формы сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 9 августа 2016 г., регистрационный N 43178) (далее соответственно - постановление правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15 июня 2016 г. N 491п, сведения о состоянии ИЛС). Прием и регистрация запроса, поданного заявителем непосредственно в территориальный орган ПФР, осуществляется территориальным органом ПФР в день его подачи в территориальный орган ПФР. Прием и регистрация запроса, направленного по почте, поданного через многофункциональный центр, представленного в форме электронного документа, осуществляется территориальным органом ПФР не позднее рабочего дня, следующего за днем его получения территориальным органом ПФР. Регистрация запроса осуществляется путем присвоения ему входящего номера с указанием даты получения территориальным органом ПФР. В случае поступления запроса в территориальный орган ПФР в нерабочие или праздничные дни его регистрация осуществляется в первый, следующий за ним, рабочий день. Регистрация запроса, поданного заявителем через Единый портал или через "Личный кабинет застрахованного лица" на сайте ПФР, осуществляется в соответствующих электронных журналах "История обращений в ПФР" в автоматическом режиме в день подачи запроса. Ответчиком в материалы дела представлены сведения о состоянии его индивидуального лицевого счета по форме "Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица" (СЗИ-6) (л.д.56-58), на основании поданного запроса от 12.02.2019 г., таким образом истцу ответчиком предоставлена услуг в соответствии с Административным регламентом предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования согласно федеральным законам "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 13.03.2017 N 45920), поданное заявление 28.01.2019 рассмотрено ответчиком в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", на которое истцу Ильину М.А., ответчиком направлен письменный ответ. Действующим законодательством не предусмотрено формирование сведений ИСЛ ответчиком УПФР в Советском АО г. Омска, ответственность за достоверность и полноту сведений о застрахованном лице несет работодатель, на основании сведений которого формируется ИЛС застрахованного лица. В ходе рассмотрения настоящего дела полнота и достоверность поданных на ИЛС истца Ильина М.А. сведений работодателем установлению не подлежит, ответчиком УПФР в Советском АО г. Омска нарушение прав истца не допущено. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении требований отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Советский районный суд г. Омска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда 15.04.2019 в окончательной форме. Судья Е.Н. Фарафонова |