НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область) от 20.06.2017 № 12-108/17

Дело № 12-108/17

Р Е Ш Е Н И Е

Советский районный суд города Новосибирска в составе:

Судьи Власовой О.В.

При секретаре Корниенко В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ЗАО «УК Мономах» на постановление старшего государственного инспектора Департамента природных ресурсов и окружающей среды Новосибирской области от 14.02.2017 по делу об административном правонарушении по ст.8.1 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора Департамента природных ресурсов и окружающей среды Новосибирской области от 14.02.2017 ЗАО УК «Мономах» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20.000 руб.

С данным постановлением лицо, привлеченное к административной ответственности, несогласно, просит постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. Ссылается на то, что на основании приказа Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области от 22.12.2016 в период с 20.01.2017 по 09.02.2017 в отношении ЗАО «УК Мономах» Департаментом была проведена плановая проверка соблюдения природоохранного законодательства РФ. В соответствии с Уставом юридического лица предметом деятельности ЗАО «УК Мономах» является доверительное управление имуществом паевых инвестиционных фондов, доверительное управление средствами пенсионных накоплений, управление пенсионными резервами негосударственных пенсионных фондов, управление страховыми резервами страховых компаний, доверительное управление ценными бумагами, доверительное управление иным имуществом в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ. Численность сотрудников ЗАО «УК «Мономах» в 2016г. составляла 8 человек. По договору субаренды от 01.10.2015, заключенному с ООО «<1>», ЗАО «УК Мономах» использует нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, под офис, в процессе чего образуются отходы бумаги от канцелярской деятельности 5 класса (мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный), которые передаются в собственность <2>, осуществляющему уборку офиса ЗАО «УК «Мономах» на основании договора от 01.10.2015 и обеспечивающему своими силами и средствами утилизацию всех видов отходов (п. 2.1.12 договора). В ходе проведения проверки административным органом был сделан вывод о том, что ЗАО «УК Мономах» осуществляет хозяйственную деятельность, связанную с обращением с отходами, без разработанного в установленном порядке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, за что юридическое лицо привлечено к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ. Однако такое решение административного органа не соответствует закону, поскольку из оспариваемого постановления не следует, что ЗАО «УК Мономах» занималось и занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами ФЗ «Об отходах производства и потребления». Более того, использование арендованного помещения в целях офиса не относится к производственной деятельности и не свидетельствует об осуществлении негативного воздействия на окружающую среду. Кроме того, до 01.08.2016 в соответствии с п.п.1 п.1 ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (статья 4 действовала до 01.08.2016 в редакции, действовавшей до вступления в силу ФЗ от 29.12.2015 № 408-ФЗ) и п.10 ст.10 ФЗ от 29.12.2015 №408-ФЗ ЗАО «УК Мономах» являлось субъектом малого бизнеса, а потому на нем не лежало обязанности, установленной ст.18 ФЗ «Об отходах производства и потребления». ЗАО «УК Мономах» начало разрабатывать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение после 01.08.2016, для чего необходимо было решить следующие задачи: определить (рассчитать) норматив образования отходов, определить (рассчитать) на основе нормативов образования отходов и объема произведенной продукции (оказанных услуг, выполненных работ) количество ежегодно образующихся отходов, обосновать количество отходов, предлагаемых для использования и (или) обезвреживания, обосновать количество отходов, предлагаемых для размещения в конкретных объектах размещения отходов. Законодательством РФ не установлено, в какие сроки юридическое лицо должно разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В связи с тем, что отходов производства при осуществлении указанных видов деятельности у ЗАО «УК Мономах» не образуется, а образуются отходы потребления, то расчет в соответствии с приказом Минприроды России № 349 от 05.08.2014 для обоснования предлагаемых нормативов образования конкретных видов отходов в среднем за год не может быть использован. Необходимо было накопить статистические данные за период 3- 6 месяцев относительно объема образующихся отходов потребления (отходы бумаги от канцелярской деятельности 5 класса), которые на практике составляют не более 0.1-0.5 кг в день, поскольку отчетность по основной деятельности ЗАО «УК Мономах» предоставляется в электронном виде. В связи с изложенным к моменту начала проверки ЗАО «УК Мономах» объективно не могло разработать и утвердить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Кроме того, из оспариваемого постановления административного органа следует, что ЗАО «УК Мономах» не осуществляет вывоз мусора и отходов бумаги от канцелярской деятельности, а данные эксплуатационные услуги осуществляет подрядная организация ЗАО «Инверсия», осуществляющее в соответствии с договором от 01.10.2015 уборку офиса ЗАО «УК «Мономах», принимающее мусор и отходы бумаги от канцелярской деятельности в свою собственность и обеспечивающее своими силами и средствами утилизацию всех видов отходов. В оспариваемом постановлении содержится указание на нарушение ЗАО «УК «Мономах» ч.ч.2,4,6 ст.18 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ст.ст.1,34,39 ФЗ от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Однако, в проверяемом помещении по адресу: <адрес>, располагаются административно-управленческие службы ЗАО «УК «Мономах», не осуществляющие производственной деятельности. Статья 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» указывает на отходы производства и на отходы потребления. В данном случае имеют место отходы потребления. В соответствии с Уставом ЗАО «УК «Мономах» не является организацией промышленного характера и не осуществляет деятельности в области обращения с отходами. Довод административного органа о том, что ЗАО «УК «Мономах» при осуществлении деятельности, связанной с использованием оргтехники и оформлением документации, образует бытовые и канцелярские отходы, от размещения которых происходит негативное воздействие на окружающую среду, является несостоятельным и противоречащим позиции ВАС РФ, указанной в постановлении от 17.03.2009г. №14561/08. В силу ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» нормативы должны разрабатываться только теми организациями, отходы которых образуются в процессе производства продукции, и лимиты отходов должны разрабатываться не теми организациями, которые образуют отходы, а теми, которые осуществляют последующее их размещение. ЗАО «УК «Мономах» не занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами ФЗ «Об отходах производства и потребления». Считает, что в бездействии ЗАО «УК Мономах» отсутствует состав административного правонарушения. Также полагает, что административным органом при принятии оспариваемого постановления необоснованно не применена норма ст.2.9 КоАП РФ. ЗАО «УК Мономах» ранее не совершало административных правонарушений и не привлекалось к административной ответственности за совершение правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования. В ходе осуществления государственного и муниципального контроля (надзора) не выявлены вред или угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства. Угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также имущественный ущерб в результате действий (бездействия) ЗАО «УК Мономах» отсутствуют, что дает основание для применения ст.2.9 КоАП РФ.

В судебном заседании представители ЗАО «УК Мономах» ФИО1, ФИО2 доводы жалобы поддержали. Кроме того, ФИО1 пояснил, что протокол об административном правонарушении составлен в присутствии сотрудника ЗАО «УК Мономах» ФИО3, не имевшей полномочий на представление интересов юридического лица при совершении должностным лицом административного органа указанного действия. ФИО3 имела общую доверенность от ЗАО, на участие в конкретном деле об административном правонарушении полномочий у нее не было, следовательно, составленный в отношении ЗАО «УК Мономах» протокол недействительный.

Представитель должностного лица административного органа ФИО4 в судебном заседании с жалобой юридического лица не согласилась, доводы общества о том, что нормативы должны разрабатываться только теми организациями, отходы которых образуются в процессе производства продукции, и лимиты отходов должны разрабатываться не теми организациями, которые образуют отход, а теми, которые осуществляют последующее их размещение, считала несостоятельными, противоречащими положениям Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и Федерального закона «Об охране окружающей среды». Совершенное ЗАО «УК Мономах» правонарушение квалифицировано как малозначительное быть не может, поскольку посягает на установленный государством порядок в сфере охраны окружающей среды, который должен носить устойчивый характер, а соблюдение его является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере. Не наступление каких-либо последствий от бездействия ЗАО «УК Мономах» в данном случае значения не имеет, поскольку состав правонарушения по ст.8.1 КоАП РФ является формальным. В связи с этим постановление от 14.02.2017 просила оставить без изменения.

Суд, выслушав представителей ЗАО «УК Мономах» ФИО1, ФИО2, представителя должностного лица административного органа ФИО4, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст.8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

На основании ст. 11 вышеназванного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно ст. 18 данного Закона в целях обеспечения охраны окружающей природной среды индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

Данный порядок определен Приказом Минприроды от 25.02.2010 N 50 "О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (далее - Порядок).

Из п. 7 Порядка следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица (их филиалы и другие территориально обособленные подразделения), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы:

а) заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с указанием следующих сведений:

полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;

фамилия, имя и отчество (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;

б) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка.

Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 N717 полномочия по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение переданы Росприроднадзору.

Из материалов дела следует, что в период с 20.01.2017 по 09.02.2017 в отношении ЗАО «УК Мономах» Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области проведена плановая выездная проверка соблюдения природоохранного законодательства РФ, в ходе которой в деятельности названного юридического лица были выявлены нарушения законодательства об отходах потребления.

Установлено, что основными видами деятельности ЗАО "УК Мономах" является доверительное управление на финансовых рынках, включающее управление открытыми и интервальными паевыми инвестиционными фондами (коллективные инвестиции), управление средствами институциональных инвесторов (негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний), управление специальной (накопительной) частью трудовой пенсии граждан, а также управление закрытыми фондами и инвестиционными проектами в сфере венчурного капитала, прямых инвестиций.

При осуществлении хозяйственной деятельности ЗАО «УК Мономах» арендует нежилое помещение (офис), использует офисную технику. В процессе деятельности ЗАО «УК Мономах» образуются отходы V класса опасности – мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически не опасный.

Уборку занимаемого юридическим лицом офиса осуществляет ЗАО «Инверсия» в соответствии с договором от 01.10.2015, согласно которому отходы ЗАО «УК Мономах» передаются в собственность <2> Последнее обязано обеспечить за свой счет и своими силами и средствами их утилизацию в установленном законом порядке или заключить договор с иной организацией на передачу и утилизацию отходов.

Таким образом, предприятием осуществляется деятельность в сфере обращения с отходами. При этом установлено, что такая деятельность осуществляется ЗАО "УК Мономах" в отсутствие документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что противоречит требованиям ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 11, 18 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 7 Приказа Минприроды РФ от 25.02.2010 N50 "О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом административного органа выяснены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ, и сделан обоснованный вывод о наличии в действиях ЗАО «УК Мономах» состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, что подтверждается протоколом об административном правонарушении от 09.02.2017, актом проверки органом государственного контроля (надзора) плановой выездной проверки от 09.02.2017, предписанием об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 09.02.2017, объяснением генерального директора ЗАО «УК Мономах» от 20.01.2017 по факту проверки, уставом ЗАО «Управляющая компания Мономах», договором от 01.10.2015 между <2> и ЗАО «УК Мономах», договором субаренды нежилых помещений от 01.10.2015 между ЗАО «УК Мономах» и ООО «<1>».

Поскольку на момент проведения административным органом проверки у предприятия разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не имелось, довод жалобы об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и вины ЗАО «УК Мономах» в правонарушении является несостоятельным, противоречащим материалам дела и не основанным на законе.

Тот факт, что отходы, образуемые в ходе деятельности ЗАО "УК Мономах", отчуждаются <2> по договору от 01.10.2015, вопреки доводам жалобы, не влияет на выводы о виновности ЗАО "УК Мономах" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обязанность по разработке и утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение возложена на лицо, в деятельности которого образуются отходы. Таким образом, передача отходов в собственность <2> для последующей их утилизации не освобождает ЗАО "УК Мономах" от исполнения данной обязанности.

Доводы жалобы о том, что ЗАО "УК Мономах" не осуществляет производственной деятельности, в процессе которой образуются отходы, не занимается размещением отходов, и как следствие, не оказывает негативного воздействия на окружающую среду, суд также отвергает, поскольку в процессе деятельности ЗАО "УК Мономах" образуются отходы потребления. Следовательно, требования Федерального закона "Об отходах производства и потребления" подлежат выполнению данным предприятием, так как согласно ст.11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. При этом для привлечения к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ наступления неблагоприятных последствий от бездействия юридического лица не требуется, поскольку состав административного правонарушения, предусмотренный этой нормой закона, формальный.

Доводы жалобы о том, что до 01.08.2016 ЗАО "УК Мономах" являлось субъектом малого бизнеса, а потому только с этого времени должно было разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, для чего требовалось накопить статистические данные за 3-6 месяцев относительно объема образующихся отходов, об отсутствии в действиях юридического лица состава правонарушения не свидетельствуют.

По убеждению суда, у ЗАО «УК Мономах» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность по ст.8.1 КоАП РФ, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доводы представителя юридического лица ФИО1 об отсутствии у ФИО3 полномочий на представление интересов общества при составлении протокола об административном правонарушении, не согласуются с положениями ст.ст.25.4, 25.5 КоАП РФ и опровергаются имеющейся в материалах дела доверенностью от 19.01.2017.

Довод жалобы, о том, что административное правонарушение, совершенное ЗАО «УК Мономах» является малозначительным, несостоятелен и не может служить основанием для отмены постановления должностного лица.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу названных нормы и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Поскольку административное правонарушение совершено ЗАО «УК Мономах» в связи с несоблюдением экологических требований в области охраны окружающей среды, то его действия признаков малозначительности не содержат, и оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.

Процедура и срок давности привлечения к административной ответственности должностным лицом административного органа соблюдены, размер назначенного ЗАО «УК Мономах» штрафа соответствует санкции ст.8.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления старшего государственного инспектора Департамента природных ресурсов и окружающей среды Новосибирской области от 14.02.2017 по делу об административном правонарушении по ст.8.1 КоАП РФ в отношении ЗАО «УК Мономах» не имеется.

Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление старшего государственного инспектора Департамента природных ресурсов и окружающей среды Новосибирской области от 14.02.2017 по делу об административном правонарушении по ст.8.1 КоАП РФ в отношении ЗАО «УК Мономах» оставить без изменения, жалобу ЗАО «УК Мономах» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в срок 10 дней.

Судья - /подпись/ Власова О.В.