НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область) от 06.10.2023 № 2-1827/2023

Дело № 2-1827/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«06» октября 2023 года г. Новосибирск

Советский районный суд города Новосибирска в составе:

председательствующего судьи Яроцкой Н.С.,

при секретаре Рыжковой Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного казенного учреждения Новосибирской области «Центр занятости населения города Новосибирска» к Хромченко О. С. о взыскании суммы незаконно полученного пособия по безработице, стипендии, взыскании расходов на обучение,

УСТАНОВИЛ:

ГКУ НСО ЦЗН г. Новосибирска обратилось в суд с иском к Хромченко О.С., в котором просило взыскать в свою пользу с Хромченко О.С. незаконно полученное пособие в сумме 55 432,25 руб., незаконно полученную стипендию в сумме 50 800,65 руб., стоимость обучения в сумме 4 000 руб., стоимость медицинского освидетельствования в сумме 799 руб.

В обоснование иска указано следующее.

Хромченко О.С. лично подала заявление 06.12.2019 г. в отдел занятости населения Советского района г. Новосибирска и была признана безработной с назначением пособия по безработице.

При заполнении заявления ответчик предупреждался сотрудником службы занятости о необходимости уведомления службы занятости в случае своего трудоустройства. Хромченко О.С. собственноручно подписала предупреждение о том, что несет ответственность, установленную законодательством, при указании заведомо ложных сведений.

В период с 23.12.2019 г. по 09.03.2019 г. ответчик получал пособие по безработице. С 10.03.2020 г. по 30.06.2020 г. по направлению органов службы занятости Хромченко О.С. проходила профессиональное обучение в <данные изъяты>, с которым у истца заключен контракт на оказание образовательных услуг по профессиональному обучению (профессиональная подготовка) безработных граждан в количестве 17 человек по программе «<данные изъяты>». Общая стоимость обучения по контракту от 21.10.2019 г. составила 68 000 руб. Соответственно, стоимость обучения ответчика составила 4 000 руб.

Также перед обучением Хромченко О.С. была направлена на медицинское освидетельствование. <данные изъяты> выполнило обязательства по оказанию услуг, а именно по медицинскому освидетельствованию (предварительному медицинскому осмотру) безработных граждан в количестве 101 человек, состоящих на учете в ГКУ НСО ЦЗН г. Новосибирска, перед направлением их на профессиональное обучение, за период с 09.01.2020 г. по 27.01.2020 г. Итоговая сумма составила 80 699 руб. Стоимость медицинского освидетельствования ответчика составила 799 руб.

На период обучения ответчику была назначена и выплачена стипендия с 10.03.2020 г. по 30.06.2020 г.

23.07.2020 г. Хромченко О.С. вновь подала заявление о признании ее безработной на государственный портал «Работа в России», была признана безработной с назначением пособия по безработице на период с 27.03.2020 г. по 22.10.2020 г., которое было выплачено гражданке в полном объеме.

В результате межведомственного взаимодействия посредством электронных сервисов сотрудником службы занятости было выявлено нарушение законодательства ответчиком в период с 23.12.2019 г. по 22.10.2020 г. На основании сведений, полученных из ПФР, ответчик в период получения пособия по безработице, в период обучения и получения стипендии осуществлял трудовую деятельность.

03.06.2022 г. ответчику было направлено уведомление о необходимости возврата незаконно полученного пособия, а также стоимости обучения и медицинского освидетельствования в общей сумме 111 031,90 руб., однако сумма не была возвращена.

Представитель истца ГКУ НСО ЦЗН г. Новосибирска Крупович С.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы иска поддержала, просила удовлетворить. Дополнительно пояснила, что ответчик письменно была предупреждена о необходимости сообщать о трудоустройстве, однако данную обязанность не выполнила. Ответчик проходил обучение, получал стипендию и пособие по безработице, в связи с тем, что был признан безработным. Между тем, ответчик не должен был иметь данного статуса, т.к. был трудоустроен на момент обращения в Центр занятости населения. Ответчик получил пособие по безработице, стипендию без законных снований в связи с сообщением в Центр занятости населения ложных сведений.

Ответчик Хромченко О.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, пояснила, что в спорный период фактически не работала, т.к. находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения трех лет. Она хотела получить профессию швеи через Центр занятости в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком. Однако, чтобы пройти обучение через Центр занятости населения нужно было получить статус безработного. Ответчик был в трудной жизненной ситуации, <данные изъяты>. Она не предоставляла в Центр занятости ложные сведения, просто не стала сообщать о работе по совместительству. На период обучения на <данные изъяты> она не имела статуса безработной. Услуги по обучению на <данные изъяты> были оказаны некачественно.

Также поддержала доводы письменного отзыва, согласно которому в период с 23.12.2019 г. по 22.10.2020 г. ответчик не работала, заработную плату не получала. С 10.03.2020 г. по 30.06.2020 г. она не имела статус безработной, а имела статус учащейся согласно приказу от 12.03.2020 г. Обратившись в отдел занятости, ответчик не имел цели обогатиться за счет ГКУ НСО ЦЗН г. Новосибирска. Была цель учиться и получить профессию, о чем Хромченко О.С. предупредила при подаче заявления. Цель была достигнута. Хромченко О.С. работает по профессии, очень довольна, менять работу не собирается. Считает, что деньги были выплачены по прямому назначению. Просит суд учесть выплаты на детей в размере 27 000 руб., которые являются материальной помощью и единовременной выплатой в период пандемии (л.д. 52).

Суд, изучив доводы иска и возражений, исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон, пришел к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.

При этом не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п. 3 ст. 1109 ГК РФ).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений п. 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.

При этом закон устанавливает исключения из этого правила, согласно которому излишне выплаченные суммы должны быть возвращены получателем, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

Поскольку добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, то бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости населения).

В соответствии со ст. 2 Закона о занятости населения, занятыми считаются граждане:

работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе;

зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее - индивидуальные предприниматели);

занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации;

обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением обучения по направлению государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости);

временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности;

являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

В соответствии с п. 1 и п 3 ст. 3 Закона о занятости населения, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Безработными гражданами не могут быть признаны в том числе граждане, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

В силу п. 2 ст. 9 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1, безработные граждане имеют также право на бесплатное получение услуг по психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости.

В соответствии со ст. 31 Закона о занятости, пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

Дополнительные выплаты к пособию по безработице, установленные в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, выплачиваются гражданам, признанным в установленном порядке безработными, органами службы занятости соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанного гражданина.

Прекращение, приостановка выплаты пособия по безработице, снижение его размера регламентированы статьей 35 Закона о занятости населения.

В соответствии с п. 2 ст. 35 указанного Закона выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.

Статьей 23 Закона о занятости предусмотрено, что профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если:

гражданин не имеет квалификации;

невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой квалификации;

необходимо изменить профессию (род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющейся у гражданина квалификации;

гражданином утрачена способность к выполнению работы по имеющейся квалификации.

В период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости за безработными гражданами сохраняется право на получение пособия по безработице, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. В указанный период оказание государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы безработным гражданам приостанавливается (п. 1).

Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет осуществляются по направлению органов службы занятости по востребованным на рынке труда профессиям (специальностям) при условии обращения женщин указанной категории в органы службы занятости по месту жительства или по месту пребывания, а также при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для направления на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.1.1).

Прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования безработными гражданами, женщинами в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, незанятыми гражданами, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, осуществляются в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в соответствии с заключенными органами службы занятости договорами.

При направлении органами службы занятости безработных граждан, женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования в другую местность им оказывается финансовая поддержка, включающая:

оплату стоимости проезда к месту обучения и обратно;

суточные расходы за время следования к месту обучения и обратно;

оплату найма жилого помещения на время обучения (п. 2).

Право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование имеют признанные в установленном порядке безработными:

инвалиды;

родители, усыновители, опекуны (попечители), воспитывающие детей-инвалидов;

граждане по истечении шестимесячного периода безработицы;

граждане, уволенные с военной службы;

жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы;

выпускники общеобразовательных организаций;

граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации;

граждане, прошедшие военную службу по призыву, в течение трех лет после увольнения с военной службы;

граждане, получающие государственную социальную помощь на основе социального контракта, при наличии в нем условия о прохождении профессионального обучения или получении дополнительного профессионального образования;

жены (мужья) государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должности государственной гражданской службы в государственные органы, расположенные в другой местности в пределах Российской Федерации (п. 3).

Временными правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2020 года N 460, предусмотрено, что в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения в дистанционной форме в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.

В силу пункта 17(1) Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения гражданами, признанными в установленном порядке безработными, перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки.

Гражданин уведомляется центром занятости населения при личном посещении им центра занятости населения или с использованием личного кабинета информационно-аналитической системы или личного кабинета единого портала либо иным доступным способом о дате, времени и форме его перерегистрации. Дистанционная форма перерегистрации граждан, признанных в установленном порядке безработными, осуществляется на основании информации, указанной в пунктах 4(1) и 17 настоящих Временных правил, без личного посещения ими центров занятости населения (абзац 2 пункт 17(1) Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

Пунктом 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных установлено, что в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.

В случае получения органами службы занятости сведений о наличии фактов трудовой или иной деятельности, совпадающей с периодом получения гражданином пособия по безработице, осуществляется возврат указанным гражданином полученного пособия по безработице за соответствующий период трудовой или иной деятельности в добровольном или судебном порядке (абзац 2 пункта 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 года N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат.

На основании изложенного, обстоятельствами, подлежащими выяснению являются: 1) наличие законных оснований для назначения и выплаты пособия по безработице, 2) наличие оснований считать ответчика занятым в период выплаты пособия, 3) добросовестное поведение ответчика при обращении за получением пособия по безработице и иных выплат.

Из материалов дела следует, что согласно справке <данные изъяты> от 11.11.2019 г., Хромченко О.С. работала в <данные изъяты> с 18.09.2018 г. по 09.11.2019 г. (л.д. 61).

Приказом <данные изъяты> от 05.11.2019 г. ответчик был уволен по истечении срока трудового договора в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ с 09.11.2019 г. (л.д. 65).

06.12.2019 г. Хромченко О.С. написала заявление о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы (л.д. 8).

При обращении в Центр занятости населения ответчик в заявлении от 23.12.2019 г. письменно сообщила, что в качестве индивидуального предпринимателя Хромченко О.С. не зарегистрирована, по трудовому договору не работает, работу за вознаграждение не выполняет, другую оплачиваемую работу (службу), в том числе временного характера не имеет, в подсобных промыслах не занята, работы и услуги по договорам гражданско-правового характера не оказывает, учредителем (участником) организаций, членом крестьянского (фермерского) хозяйства не является, очный курс обучения в образовательных учреждениях не проходит, трудовая пенсия по старости (или ее часть), в том числе досрочно, пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионную обеспечению не назначена. В случае изменения указанных данных обязуется немедленно уведомить об этом центр занятости населения. Предупреждена, что сообщение ложных сведений или представление поддельных документов влечет ответственность, установленную законодательством России (л.д. 9).

Согласно карточке персонального учета гражданина, обратившегося за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы от 06.12.2019 г. , Хромченко О.С. не трудоустроен с 09.11.2019 г. Назначено пособие – 75 % средней зарплаты гражданина (27 595,41 руб.) – 9 600 руб. на период с 23.12.2019 г. по 09.03.2020 г. (л.д. 10-11).

Согласно приказу от 30.12.2019 г. Хромченко О.С. была признана безработной, ей было назначено пособие по безработице в соответствии со ст. 30, 31, 33, 34, 34.1, 34.2 Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» с 23.12.2019 г., установлен период выплаты пособия по безработице 6 месяцев с 23.12.2019 г. по 22.06.2020 г. Установлены размеры и сроки выплаты пособия по безработице: в размере 75 % средней зарплаты гражданина (27 595,41 руб.) 20 696,56 руб., но не выше 9 600 руб. с 23.12.2019 г. по 22.03.2020 г.; в размере 60 % средней зарплаты гражданина (27 595,41 руб.) 16 557,25 руб., но не выше 9 600 руб. с 23.03.2020 г. по 22.06.2020 г. (л.д. 19).

В заявлении от 30.12.2019 г. ответчик просил перечислять начисляемые ему социальные выплаты на счет в <данные изъяты> (л.д. 18 оборот).

За период с 23.12.2019 по 30.12.2019 ответчику начислено пособие в размере 2 477,42 руб., с 31.12.2019 г. по 13.01.2020 г. – 4 335,49 руб., с 14.01.2020 г. по 21.01.2020 г. – 2 477,42 руб., с 22.01.2020 г. по 04.02.2020 г. – 4 420,91 руб., с 05.02.2020 г. по 17.02.2020 г. – 4 303,45 руб., с 18.02.2020 г. по 02.03.2020 г. – 4 591,76 руб., с 03.03.2020 г. по 09.03.2020 г. – 2 167,74 руб. (л.д. 11 оборот).

13.01.2020 г. Хромченко О.С. приняла предложение отдела занятости населения Советского района ГКУ НСО ЦЗН г. Новосибирска о предоставлении государственной услуги в области содействия занятости населения по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, включая обучение в другой местности (л.д. 18).

На основании контракта от 02.12.2019 г. между ГКУ НСО ЦЗН г. Новосибирска (заказчик) и <данные изъяты> (исполнитель) исполнитель оказывает заказчику услуги по медицинскому освидетельствованию (предварительному медицинскому осмотру) безработных граждан в количестве 200 человек, состоящих на учете в ГКУ НСО ЦЗН г. Новосибирска перед направлением их на профессиональное обучение по заданию заказчика в соответствии с описанием объекта закупки. Цена контракта составляет 159 800 руб. (л.д. 16). В соответствии с актом приемки оказанных услуг от 27.01.2020 г. исполнитель выполнил обязательства по медицинскому освидетельствованию (предварительному медицинскому осмотру) безработных граждан в количестве 101 человек, состоящих на учете в ГКУ НСО ЦЗН г. Новосибирска перед направлением их на профессиональное обучение за период с 09.01.2020 г. по 27.01.2020 г. Сумма, подлежащая оплате исполнителю в соответствии с условиями контракта – 80 699 руб. (л.д. 17).

Приказом <данные изъяты> от 10.03.2020 г. Хромченко О.С. была зачислена на курс профессионального обучения (профессиональная подготовка) безработных граждан по программе «<данные изъяты>». Период обучения с 10.03.2020 г. по 30.06.2020 г. (л.д. 13). Обучение проводилось на основании контракта от 21.10.2019 г. между ГКУ НСО ЦЗН г. Новосибирска и <данные изъяты> предметом которого является оказание образовательных услуг по профессиональному обучению безработных граждан в количестве 17 человек по программе «<данные изъяты> в объеме не менее 600 учебных часов на каждого слушателя по заданию заказчика, цена контракта составляет 68 000 руб. (л.д. 12).

Согласно акту приемки оказанных услуг от 30.06.2020 г., в соответствии с вышеназванным контрактом <данные изъяты> выполнил обязательства по оказанию услуг, обучив 5 человек по программе «<данные изъяты> Услуги фактически оказаны 30.06.2020 г. Сумма, подлежащая выплате исполнителю – 20 000 руб. (л.д. 14). Представлен реестр нетрудоустроенных граждан, прошедших обучение по специальностям, среди них Хромченко О.С.<данные изъяты> (л.д. 15).

В материалах дела имеется копия свидетельства <данные изъяты> от 30.06.2020 г., в соответствии с которым Хромченко О.С. освоила программу профессионального обучения по профессии «<данные изъяты> в объеме 600 академических часов, ей присвоена квалификация «<данные изъяты>» (л.д. 73).

Приказом от 12.03.2020 г. ответчику была назначена стипендия с 10.03.2020 г. по 30.06.2020 г. в размере 9 600 руб. в период прохождения профессионального обучения / получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости (л.д. 20).

В соответствии с приказом от 12.03.2020 г. Хромченко О.С. была снята с регистрационного учета в связи с прохождением профессионального обучения или получением дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости с 09.03.2020 г. (л.д. 21). Также приказом от 12.03.2020 г. Хромченко О.С. была прекращена выплата пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного гражданина с 09.03.2020 г. в связи с прохождением профессионального обучения или получением дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости (л.д. 22).

В соответствии со справками ГКУ НСО ЦЗН г. Новосибирска от 10.05.2023 г., общая сумма выплаченных пособия по безработице ответчиком составила 55 432,25 руб., по стипендии – 50 800 руб., по медицинскому освидетельствованию – 799 руб. по обучению - 4 000 руб. (л.д. 25-29).

03.06.2022 г. отделом занятости населения Советского района г. Новосибирска ГКУ НСО ЦЗН г. Новосибирска в адрес Хромченко О.С. было направлено уведомление о возврате в срок до 06.07.2022 г. суммы долга в размере 111 031,90 руб., в том числе пособие – 44 432,25 руб. (причина незаконного получения – предоставление недостоверных данных при регистрации в СЗН за период 23.12.2019 г. – 22.10.2020 г.), стипендия – 50 800,65 руб. (за период с 10.03.2020 г. по 30.06.2020 г.), стоимость обучения – 4 000 руб., медицинское освидетельствование – 799 руб. (л.д. 32).

Согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Хромченко О.С. по состоянию на 01.10.2022 г., имеются следующие данные о работодателях ответчика: с 01.01.2019 г. по 09.11.2019 г. – <данные изъяты> с 01.01.2020 г. по 31.12.2020 г. – <данные изъяты> (сумма выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица – 0 руб., сумма начисленных страховых взносов на страховую пенсию, на основании которой рассчитана величина ИПК – 0 руб., продолжительность работы – 0 дн.) (л.д. 40-43, 53-60).

Согласно ответу Межрайонной ИФНС России № 24 по Новосибирской области от 28.06.2023 г. на судебный запрос, справки о доходах и суммах налога физического лица Хромченко О.С. за 2020 г. в базе данных налогового органа отсутствуют. Представлены справки о доходах и суммах налога, согласно которым общая сумма дохода ответчика составила: в 2019 г. – 59 547,84 руб. (налоговый агент – <данные изъяты>, доход получен с января по апрель) и 153 881,90 руб. (налоговый агент – ООО «Мерч Плюс», доход получен с января по май, в ноябре), в 2021 г. – 5 715,48 руб. (налоговый агент – <данные изъяты> и 70 000 руб. (налоговый агент – К.А.П. (л.д. 45-48, 72).

В материалы дела представлена трудовая книжка ответчика, а также сведения о трудовой деятельности, согласно которым Хромченко О.С. с 18.09.2019 г. по 09.11.2019 г. работала в <данные изъяты>, с 21.02.2018 г. по 29.03.2021 г. – <данные изъяты> (л.д. 69-71, 81-83).

Согласно ответу <данные изъяты> от 04.09.2023 с Хромчнко О.С. был заключен трудовой договор от 21.02.2018 о работе в должности <данные изъяты> на 0,5 ставки. В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГХромченко О.С. находилась в отпуске по беременности и родам с 07.06.2019 по 24.10.2019. Согласно приказу от 25.10.2019 Хромченко О.С. находилась в отпуске по уходу за ребенком с 25.10.2019 по 13.02.2021 г. В соответствии с приказом от 25.01.2021 Хромченко О.С. находилась в отпуске по уходу за ребенком до 3х лет с 14.02.2021 по 29.03.2021 (л.д. 103-110).

Таким образом, судом установлено, что в спорный период Хромченко О.С. была трудоустроена в <данные изъяты> Нахождение ответчика в отпуске по уходу за ребенком и отсутствие дохода при этом не является основанием для признания гражданина безработным.

Обращаясь в декабре 2019 г. в Центр занятости населения ответчик не сообщил о том, что трудоустроена по внешнему совместительству в <данные изъяты><данные изъяты> и находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста 3 лет.

Таким образом, ответчик предоставил истцу недостоверные сведения. В связи с наличием трудоустройства ответчик не имела право на получение пособия по безработице и услуги содействия в получении профессионального обучения безработным гражданам.

При этом, из установленных по делу обстоятельств, пояснений ответчика, следует, что ответчик действовал недобросовестно, т.к. зная о необходимости сообщить информацию о наличии трудоустройства, умышленно ее утаил.

Следовательно, на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение.

Тот факт, что ответчик находился в отпуске по уходу за ребенком до достижения трех лет и имел право в ином порядке получить профессиональное обучение, не свидетельствует об отсутствии неосновательного обогащения, поскольку профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет осуществляет на ином основании и в ином порядке.

Представленный истцом расчет неосновательного обогащения является обоснованным и документально подтвержденным. Ответчиком данный расчет не оспорен.

Следовательно, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Государственного казенного учреждения Новосибирской области «Центр занятости населения города Новосибирска» (ИНН 5406198047) к Хромченко О. С. (паспорт <данные изъяты>) - удовлетворить.

Взыскать с Хромченко О. С. в пользу Государственного казенного учреждения Новосибирской области «Центр занятости населения города Новосибирска» денежные средства в размере 111 031,9 рублей, в том числе:

- полученное пособие по безработице в сумме 55 432,25 рублей;

- полученную стипендию в сумме 50 800,65 рублей;

- расходы на обучение в сумме 4 000 рублей;

- расходы на медицинское освидетельствование в сумме 799 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в срок один месяц с момента изготовления в окончательной форме.

Судья Яроцкая Н.С.

Мотивированное решение изготовлено 18.10.2023