Дело № 2а-5877/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Советский районный суд г. Махачкалы в составе:
председательствующего – судьи Токаевой З.М.,
при секретаре судебного заседания Маликовой А.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ИФНС по Советскому району г.Махачкала к ФИО1 М о взыскании земельного налога с физических лиц за 2018 год в размере 3 200 рублей и пени в размере 57,22 рублей,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Советскому району г.Махачкала обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании земельного налога с физических лиц за 2018 год в размере 3 200 рублей и пени в размере 57,22 рублей.
В обоснование иска указано на то, что административный ответчик в отчетный налоговый период являлся собственником указанного в иске имущества, следовательно, плательщиком налогов на данное имущество. Ответчику своевременно было направлено налоговое уведомление, а затем требование, однако в добровольном порядке задолженность по налогу погашена не была. Также административным истцом соблюден порядок взыскания налоговой задолженности в порядке судебного приказа. Поскольку задолженность налогоплательщиком так и не погашена, истец обратился за принудительным взысканием в суд.
Административный истец ИФНС России по Советскому району г.Махачкала, надлежаще извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, своего представителя не направил, о причинах его неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, об отложении не ходатайствовал.
В ходатайстве об отмене решения суда, принятого в порядке упрощенного производства, административный ответчик ФИО1 в удовлетворении иска просил суд отказать, указав, что является лицом, освобожденным от уплаты земельного налога до 6 соток. На сегодняшний день ему 62 года, его трудовой стаж составляет 43,5 года. Является льготным лицом, в собственности которого нет ни транспорта, ни квартиры, а только земельный участок площадью 4,5 сотки. Истец с нарушением всех возможных сроков требования и порядка уведомления требует с него оплату земельного налога. В 2017 году являлся лицом «предпенсионного возраста», в связи с чем освобожден от уплаты земельного налога до конца своей жизни.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Административным истцом ИФНС по Советскому району г.Махачкала перед судом поставлены вопросы принудительного взыскания земельного налога с физических лиц.
В силу ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Как следует из материалов административного дела, административный ответчик ФИО1 в налоговый период – 2018 год являлся собственником земельных участков:
- участка, расположенного по адресу: РД, г.№ 40, кадастровый №;
-участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Следовательно, ответчик является плательщиком земельного налога за земельные участки в указанный период.
Согласно ст. 363 НК РФ земельный налог подлежит уплате не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
21.08.2019 в отношении административного истца сформировано налоговое уведомление № 34053717 по земельному налогу 2018 год на указанные в иске земельные участки.
27.02.2020 сформировано налоговое требование № 26163 по земельному налогу за 2018 год года на общую сумму 3200 руб., а также пене в размере 57,22 руб. Налоговым требованием установлен срок оплаты налога до 21.04.2020.
Направление налоговых уведомлений и требований подтверждается реестрами заказной корреспонденции.
В установленные сроки сумма налога ответчиком не уплачена.
С направлением предусмотренного статьей 69 НК РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пени в определенные сроки.
Согласно пункту 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В силу части 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Подпунктом 9 пункта 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что физических лиц, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года.
Подпункт 9 пункта 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации введен в действие введен Федеральным законом от 30.10.2018 N 378-ФЗ.
Согласно пункту 13 статьи 14 указанного Федерального закона положения пункта 5, абзаца первого пункта 6.1 и пункта 7 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и статьи 13 настоящего Федерального закона применяются к порядку исчисления земельного налога за налоговые периоды, начиная с 2017 года.
В соответствии со ст.407 НК РФ с учетом положений настоящей статьи право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание; физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года.
Министерством труда и социальной защиты РФ в связи с письмом Департамента пенсионного обеспечения Минтруда России рассмотрено письмо по вопросу о предоставлении налоговых льгот по налогу на имущество физических лиц предпенсионерам, являющимся государственными гражданскими служащими.
В соответствии с подпунктом 10.1 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса право на налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц установлены для лиц, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим на 31.12.2018.
При этом, в соответствии с частью 10 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" под "предпенсионным возрастом", в том числе в целях предоставления гражданам налоговых льгот, следует понимать предшествующий назначению пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации возрастной период продолжительностью до пяти лет.
Согласно пункту 10 статьи 396 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ) в случае, если налогоплательщик, относящийся к одной из категорий лиц, указанных в подпунктах 2 - 4, 7 - 10 пункта 5 статьи 391 настоящего Кодекса, и имеющий право на налоговую льготу, в том числе в виде налогового вычета, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу совокупности норм, регулирующих предоставление гражданам налоговых льгот, и исходя из необходимости установления единых подходов при определении граждан предпенсионного возраста в целях предоставления им права на налоговые льготы, обусловленные повышением пенсионного возраста, в отношении лиц, поименованных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ, для предоставления права на налоговые льготы учитываются условия, необходимые для назначения пенсии по состоянию на 31 декабря 2018 года (56 лет для женщин и 61 год для мужчин), независимо от года приобретения права на страховую пенсию по старости.
Как установлено в судебном заседании, площадь земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым №, составляет 486 кв.м.
Таким образом, указанный земельный участок не составляет налоговую базу.
Никем не оспаривается, что административный ответчик относится к категории лиц, которым налоговая льгота в виде освобождения на 100% от уплаты земельного налога предоставляется; от своего права на льготу налогоплательщик не отказывался, о чем явно и недвусмысленно заявил в ходатайстве; оснований игнорировать указанное обстоятельство при разрешении заявленных налоговым органом требований о взыскании в судебном порядке обязательных платежей суд не усматривает.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания в судебном порядке с ФИО1, имеющего в спорном налоговом периоде права на льготу по земельному налогу, суммы задолженности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ИФНС по Советскому району г.Махачкалы к ФИО1 М о взыскании земельного налога с физических лиц за 2018 года в размере 3 200 рублей и пени в размере 57,22 рублей отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме через суд первой инстанции.
Судья Токаева З.М
Мотивированное решение суда изготовлено 06.12.2021.