НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан) от 22.11.2023 № А-7867/2023

05RS0-80

Дело а-7867/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 22 ноября 2023 г.

Советский районный суд <адрес> РД в составе:

председательствующего - судьи Гаджиева Х.К.

при секретаре судебного заседания ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к ИФНС по <адрес> о снятии задолженности по налогам и сборам

установил:

ФИО2 обратился в суд с указанным выше административным исковым заявлением к ИФНС России по <адрес>.

Требования мотивированы тем, что он состоял в членах Ассоциация в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГФИО2 было подано заявление о выходе из Ассоциации и решением Совета Ассоциации от ДД.ММ.ГГГГФИО2 был исключен. Данные сведения были внесены в реестр членов Ассоциации, размещенный на официальном сайте в сети Интернет, а также в Единый ФИО1 реестр сведений о банкротстве.

ИФНС России по <адрес> направила в его адрес требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате образовавшейся задолженности по налогам и сборам в размере 175 824, 32 рублей (144 470 рублей основного долга и 31 354,17 рублей пени), так как он, будучи зарегистрированным с ДД.ММ.ГГГГ в качестве арбитражного управляющего, своевременно не уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование. В этой связи в его адрес и направлено вышеуказанное требование об уплате недоимки.

Решением ИФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о взыскании с него вышеуказанной суммы.

ДД.ММ.ГГГГ он обратился с письменным заявлением ФИО1 налоговой службы по РД с просьбой актуализировать, исправить и произвести перерасчет необоснованно начисленных страховых взносов с приложением соответствующих доказательств.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. ему было отказано в данном перерасчёте с указанием имеющейся задолженности за 2019, 2020, 2021 и 2022 года.

На основании вышеизложенного просит суд признать незаконным и отменить решение административного ответчика от 8 августа года о взыскании с ФИО2 задолженности по страховым взносам в размере 175537, 93 рубля. Обязать снять с ФИО2 необоснованно начисленную задолженность (страховой взнос и соответствующая пеня) за 2019, 2020,2021 и 2022 годы. Обязать Инспекцию Федерльной налоговой службы по <адрес> привести в соответствие фактические налоговые обязательства по страховым взносам уменьшив начисления по страховым взносам по ОПС по срокам уплаты 2019, 2020, 2021, 2022 годы, по ОМС по срокам уплаты 2019, 2020, 2021, 2022 годы, а также суммы соответствующих пеней.

Стороны, надлежаще извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Административным истцом ФИО4 перед судом поставлены вопросы о признании безнадежной к взысканию задолженностей по страховым взносам, налогу на доходы физических лиц, налогового штрафа, а также начисленных на них сумм пени.

В соответствии с ч.1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими ФИО1 законами.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В то же время, на требование о признании налоговой задолженности безнадежной ко взысканию общий срок обращения в суд не распространяется, такое требование может быть заявлено в любой период времени, когда такая задолженность сохраняется.

В силу ст.357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.

Как следует из материалов административного дела, административный истец ФИО2 состоял в членах Ассоциация в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ИФНС России по <адрес> направила в адрес ФИО5 требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате образовавшейся задолженности по налогам и сборам в размере 175 824, 32 рублей (144 470 рублей основного долга и 31 354,17 рублей пени), так как ФИО2 будучи зарегистрированным с ДД.ММ.ГГГГ в качестве арбитражного управляющего, своевременно не уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

Решением ИФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о взыскании с меня вышеуказанной суммы.

Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 419 и пункта 1 статьи 432 главы 34 «Страховые взносы» Налогового Кодекса индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) являлся плательщиком страховых взносов.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно пункту 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты (неполной уплаты) адвокатом страховых взносов в срок, установленный пунктом 2 статьи 432 Кодекса, налоговый орган самостоятельно определяет в соответствии со статьей 430 Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период.

Согласно ч. 1 ст. 70 НК РФ в трехмесячный срок с момента выявления недоимки налогоплательщику подлежало направлению налоговое требование. При этом днём выявления недоимки считается день, следующий за последний днем конца срока добровольной уплаты налога.

В соответствии с ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

При решении вопроса об обоснованности формирования задолженности и сохранения возможности её принудительного взыскания исследованию и установлению подлежит соблюдение налоговым органом процедуры принудительного взыскания, своевременность предприятия указанных мер, сохранение возможности принудительного взыскания невыплаченного налога.

В соответствии с позицией Конституционного суда Российской Федерации, высказанной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ-О-О, принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может.

Согласно ответу СРО Ассоциация «Сибирская гильдия антикризисных управляющих» от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 являлся членом Ассоциации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На основании Протокола заседания Совета от ДД.ММ.ГГГГФИО2 исключен из СРО на основании личного заявления, что подтверждается выпиской из Протокола.

Таким образом, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 не является членом какой - либо саморегулируемой организации арбитражных управляющих, деятельность в указанном качестве не осуществляет, что свидетельствует об отсутствии у него статуса арбитражного управляющего, и, как следствие, обязанности по уплате страховых взносов. Кроме того, в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 22.2 Закона о банкротстве органом по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих осуществляется ведение единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Порядок ведения единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и перечень включаемых в него сведений определяются регулирующим органом.

С ДД.ММ.ГГГГ таким органом является ФИО1 служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих», Указ Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О ФИО1 службе государственной регистрации, кадастра и картографии»).

Согласно ответу СРО Ассоциация «Сибирская гильдия антикризисных управляющих» от ДД.ММ.ГГГГ, сведения об исключения ФИО2 из СРО были направлены в органы Росреестра 2022году. В результате, в сводном государственном реестре арбитражных управляющих появились следующие записи: исключение из реестра СРО - ДД.ММ.ГГГГ, исключение из реестра Росреестра -ДД.ММ.ГГГГ, а Росреестр автоматически направил в ФНС сведения о Вашем исключении ДД.ММ.ГГГГ.

Исключение сведений о прекращении членства ФИО2 из Реестра арбитражных управляющих является совокупностью действий саморегулируемой организации по информированию контролирующего органа (Росреестра) о принятии решения об исключении гражданина из членов такой организации, и действий Росреестра по внесению соответствующей информации в Реестр, и не зависит от налогоплательщика.

Наличие в реестре сведений о ФИО2 как арбитражном управляющем, при доказанности факта утраты им такого статуса в установленном порядке, не является основанием для признания его плательщиком страховых взносов, а также налога на доходы физических лиц.

Налоговому органу было предложено представить в суд доказательства инициирования и проведения в отношении административного истца ФИО2 процедуры принудительного взыскания задолженности по указанным выше налогам, сборам, страховым взносам.

ИФНС по <адрес> в отношении недоимок, о признании безнадежными ко взысканию которых заявлено административным истцом, доказательства проведения процедуры принудительного взыскания суду не представлено.

В соответствии со ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что в отношении задолженности, о признании безнадежной к взысканию которой заявлено истцом, налоговым органом не представлено достоверных допустимых доказательств проведения процедуры принудительного взыскания.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

В силу п. 5 ст. 59 НК РФ порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные п. 1 настоящей статьи, утверждаются ФИО1 органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, ФИО1 органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза). Согласно п. п. 2 п. 2 ст. 59 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного п. п. 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных п. п. 4 - 5 п. 1 настоящей статьи.

Институт признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию предполагает существование юридических или фактических препятствий к реальному исполнению обязанности по уплате налогов (пени, штрафов). Списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности является невозможным, в связи с чем, задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания.

В силу вышеприведенных правовых положений Налогового кодекса Российской Федерации, наличие у налогоплательщика обязанности по уплате налога не является препятствием для реализации им права требования признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию.

Как установлено 62 КАС РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено ФИО1 законом.

Поскольку налоговым органом не представлены какие-либо сведения об инициировании в полной мере процедуры принудительного взыскания налоговой задолженности (направления налогоплательщику налогового требования, обращения к мировому судье за вынесением судебного приказа, в суд с соответствующим административным иском) в отношении задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) в размере 175537,93 рублей, указанная задолженность подлежит признанию безнадёжной, рассматриваемый административный иск –удовлетворению.

Списание задолженности по налогу влечет за собой списание пени по указанной задолженности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-189 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО2 удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение ИФНС России по <адрес> от 8 августа года о взыскании с ФИО2 задолженности по страховым взносам в размере 175537, 93 рубля.

Обязать ИФНС России по <адрес> снять с ФИО2 необоснованно начисленную задолженность (страховой взнос и соответствующая пеня) за 2019, 2020,2021 и 2022 годы.

Обязать ИФНС России по <адрес> привести в соответствие фактические налоговые обязательства по страховым взносам уменьшив начисления по страховым взносам по ОПС по срокам уплаты 2019, 2020, 2021, 2022 годы, по ОМС по срокам уплаты 2019, 2020, 2021, 2022 годы, а также суммы соответствующих пеней.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Гаджиев Х.К.