НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан) от 20.01.2020 № 2-6710/19

Дело №2-6710/19

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 января 2020 года г.Махачкала

Советский районный суд г. Махачкалы в составе: председательствующего судьи Махатиловой П.А., при секретаре Манатилове М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Магомедовой Ж.Т. к ДФИЦ РАН о признании незаконным приказа от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении, восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула,

УСТАНОВИЛ:

Магомедова Ж.Т. обратилась в суд с иском к ДФИЦ РАН о признании незаконным приказа от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении, восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, указывая в обоснование иска, что она работала в ДНЦ РАН (ныне реорганизован в ДФИЦ РАН), в должности <данные изъяты> согласно трудового договора «а» от 01.02.2011г.

Приказом -л/с от 14.11.2019г. ДФИЦ уволена по причине прогула (подпункт "а" пункта 6 ст. 81 ТК). Повод увольнения - посещение ею курсов дополнительного профессионального об­разования для лиц предпенсионного возраста. Увольнение считает необоснованным, а приказ -л/с от 14.11.2019г. ДФИЦ подлежащим отмене по следующим основаниям.

На самом деле прогулов не было, на основании имеющихся в ДФИЦ подтверждающих доку­ментов, по договорённости учреждения и Министерства труда (Центр занятости - ЦЗН) с ее со­гласия, как участник антикризисной программы «Старшее поколение», она лицо предпенсионного возраста, посещала курсы доппрофобразования по программе, разработанной Министерством труда РФ. Время, проведённое ею на занятиях курса администрация ДФИЦ посчитала как прогул.

Сведения по численности работников Института физики, предполагаемых в 2019г. к участию в региональном проекте «Старшее поколение» по организации профессионального обучения и допол­нительного профессионального образования работников предпенсионного возраста были подписа­ны врио директора Института физики Хизриевым К.Ш. Документ подписан руководителем и имеет юридическую силу. Направление на обучение ей выдали в ЦЗН. О конкретных сроках учёбы Центр занятости был намерен объявить по мере разработки Министерством труда РФ механизма внедрения программы в регионах РФ в 2019г. Следовательно, в план подготовки кадров согласно имеющейся договорённости она вошла и имела право воспользоваться предоставленной ей мерой государствен­ной поддержки.

Во исполнение приказа Миннауки РФ от 11.12.2018г. в Институте физики началась процедура реорганизации в форме присоединения последнего к ДФИЦ РАН и длилась она в течение полугода. С 10.06.2019г., с момента внесения записи в ЕГРЮЛ, Институт физики, как юр. лицо, пре­кратил своё существование. Согласно статьи 58 части 2 ГК РФ: «При присоединении юридического липа к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица». Так как (в целях решения Министерством труда РФ вопросов финансирования обучения) сведения были подписаны врио директора Института физики Хизриевым К.Ш. заблаговременно ещё в феврале 2019г. и новый руководитель нового реорганизованного ДФИЦ РАН мог не знать о такой договорённости, она известила его об этом в письменной форме 10.11.2019г., а с 24.09.2019г. по 11.10.2019 г. она находилась на лечении в больнице.

Согласно пп. «а» п.6 ст. 81 Трудового Кодекса РФ, прогул - это отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены). Ни одного из указанных в статье проступков она не совершила, так как она отсутствовала по уважительной причине и была на курсах доппрофобразования для лиц предпенсионного возраста. В соответствии с трудовым законодатель­ством РФ работнику в период обучения сохраняется среднемесячный заработок. Однако, работода­тель не дождавшись окончания стажировки и последующего ее выхода на работу, не объяснив­шись с ней, спешно направил ей телеграмму с угрозой уволить ее в течение двух дней, в слу­чае не представления ею письменного объяснения о причине ее отсутствия на работе. Объяс­нение 12.11.2019 г. было предоставлено, но 14.11.2019г. ее всё равно уволили, из чего видно, что объяснительная нужна была работодателю лишь на случай оспаривания работником увольнения в суде.

До дня увольнения (14.11.2019г.) она не знала, что работодатель против того, чтобы она проходила курсы, что прямо вытекает из его действий, однако прямого запрета воспользоваться предоставлен­ной ей мерой государственной поддержки работающего пред-пенсионера, до дня увольнения она не получала ни от работодателя ни от его представителей ни письменно, ни устно, если не считать тако­вым сам приказ л/с от 14.11.2019г. об увольнении за подписью заместителя врио председателя ДФИЦ РАН по науке Биарсланова А.Б. А в начале года вместо обеспечения условий для здоро­вой конкуренции при решении кадровых вопросов, работодатель злоупотребил правом выне­сения дисциплинарных взысканий наложением на нее подряд двух выговоров за очень ко­роткий срок (всего 3 месяца).

В связи с финансированием программы «Старшее поколение» из средств федерального бюджета, необходимость под­твердить распоряжением (приказом) ДФИЦ её экономическую обоснованность в целях налогового и бухгалтерского учёта расходов, у работодателя не возникло. Предоставленная мне государством мера поддержки осуществляется для лица пред-пенсионного возраста, в отличии от мер предусмотренных ст. 196 ТК РФ единожды (работник имеет право воспользоваться ею только один раз и предоставля­ется она не для нужд работодателя, а для нужд лица пред-пенсионного возраста). В этой связи она об­ращает внимание суда на то, что каких-либо материальных затрат для учреждения не возникло вследствие ее законных действий. Что касается допсоглашения с сокращённым графиком работы никто не спрашивал у нее расписание занятий, никто ей не предлагал установить сокращённый график работы в связи с обучением. В виду ограниченности курса во времени (занятия проходили с 07.10.2019 г. по 30.11.2019 г.) нужно было за короткий срок успеть: посещать лекции, готовиться к практическим занятиям, участвовать в семинарах по менеджменту и ораторско­му искусству, пройти стажировку и успеть подготовиться к экзаменам.

Согласно пункта 39 постановления № 2 Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 г., если трудовой договор с работником расторгнут по подпункту "а" пункта 6 части первой статьи 81 ТК РФ за прогул, необходимо учитывать, что увольнение по этому основанию, в частности, может быть произведено:

а) за невыход на работу без уважительных причин, т.е. отсутствие на работе в течение всего ра­бочего дня (смены) независимо от продолжительности рабочего дня (смены).

Если бы работодатель не хотел увольнять ее, он предоставил бы ей отпуск. Но вместо пре­доставления законного отпуска, работодатель предпочёл уволить ей и выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск.

Просит признать приказ ДФИЦ РАН от 14.11.2019г. л/с незаконным и обязать ДФИЦ РАН, отменить приказ, восстановить ее на работе и взыскать заработную плату за время вынужденного прогула с момента увольнения до вступления в законную силу решения суда, взыскать предусмотренные трудовым договором (допсоглашением) (неопла­ченные работодателем) выплаты с 01.02.2016 г.

В судебном заседании Магомедова Ж.Т. исковые требования уточнила, просила признать незаконным приказ от 14.11.2019 г. об увольнении, восстановить ее в должности <данные изъяты> ДФИЦ РАН, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула.

Представитель Магомедовой Ж.Т. по доверенности Рамазанов М.М. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить их по основаниям, изложенным в исковом заявлении в уточненном варианте..

Представитель ответчика – ФГБУ ДФИЦ РАН по доверенности Магомедов А.Г. в судебном заседании иск не признал, просил отказать в удовлетворении исковых требований и пояснил, что приказ ДФИЦ РАН от 14.11.2019г. л/с о привлечении к дисциплинарной от­ветственности Истицы и наложения на Истицу дисциплинарного взыскания «Увольнение» (по подпункту «а» пункта 6 статьи 81 ТК РФ) законным, вынесенным в соответствии со ст. ст. 192, 193 ТК РФ и с учетом фактических обстоятельств по делу, в связи со следующим:

10 октября 2019 года в адрес руководства ДФИЦ РАН поступило заявление от Истицы (работ­ницы отдела кадров ДФИЦ РАН) Магомедовой П, что согласно заявке от 12 февраля 2019 года от имени Института физики им. Х.И. Амирханова ДНЦ РАН (в настоящее реорганизованного в форме присоединения и являющегося обособленным структурным подразделе­нием ДФИЦ РАН) в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан, просит считать ее как участника антикризисной программы «Старшее поколение» обучающейся по данной программе на базе ДГГУ с сохранением ей Работодателем среднемесячной заработной платы с 7 октября 2019 года по 13 декабря 2019 года.

В связи с чем ДФИЦ РАН обратилось в Министерство труда и социального развития Респуб­лики Дагестан и в ГКУ РД «Центра занятости населения» в МО «город Махачкала» за разъяснениями и уточнениями по данному вопросу.

Действительно, Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2018 г. № 3025-р «Об утвер­ждении Специальной программы и плана мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 г.» утверждены «Специальная программа профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года» (далее — «Специальная программа») и «План мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года» (далее - «План Мероприятий»).

В соответствии с пунктом 1 Плана мероприятий, Министерством труда и социальной защи­ты Российской Федерации подготовлены «Типовые рекомендации по реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года, составлению перечня наиболее востребо­ванных и приоритетных профессий на региональных рынках труда для обучения граждан предпенси­онного возраста» {далее - Рекомендации Минтруда России).

Пунктом 2.5. Раздела II. «Единые подходы к разработке и реализации мероприятий по органи­зации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года» Рекомендаций Минтруда России {далее - Раздел II. Рекомендаций Минтруда России) предусмотрено, что «участниками региональных программ являются как работники организаций, проходящие профессиональное обучение и дополни­тельное профессиональное образование по направлениям работодателей, так и граждане, само­стоятельно обратившиеся в органы службы занятости населения с целью прохождения профессио­нального обучения и дополнительного профессионального образования».

Пункт 2.8. Раздела П. Рекомендаций Минтруда России указывает, что для «организации обучения используются три основных механизма», где подпунктом 2.8.2. Раздела П. Рекомендаций Минтруда России предусмотрен, в том числе, второй механизм, а именно «механизм – обучение работников предпенсионного возраста по направлению работодателей», который указывает, что в «целях развития профессиональных навыков (компетенций) работников предпенсионного возраста работодатель обращается в органы занятости населения для заключения соглашения об организации соответствующего обучения своих работников. Такой работодатель самостоятельно организует обучение в своем специализированном структурном образовательном подразделении, ли­бо заключает соответствующий договор с образовательной организацией, участвующей в реги­ональной программе».

Пунктом 2.13. Раздела П. Рекомендаций Минтруда России регламентируется, что «во вто­ром механизме организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования расходы на обучение работников предпенсионного возраста будут компенсиро­ваться работодателю из средств, предусмотренных на реализацию региональной программы в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации в соответствии с заключенным соглашением.

Пункт 2.16. Раздела П. Рекомендаций Минтруда России: «Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за реализацию мероприятий, в обязательном поряд­ке разрабатывает и утверждает порядок расходования средств по каждому избранному для ре­ализации механизму организации мероприятий по профессиональному обучению и дополни­тельному профессиональному образованию граждан предпенсионного возраста».

В соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан от 16 мая 2019 года № 109 «О внесении изменений в государственную программу Республики Дагестан «Содей­ствие занятости населения», предусматривающего разработку и реализацию мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граж­дан предпенсионного возраста, Министерством труда и социального развития Республики Дагестан подготовлены мероприятия по профессиональному обучению и дополнительному профессионально­му образованию лиц предпенсионного возраста в рамках федерального проекта «Старшее поколе­ние» национального проекта «Демография» (пункт 9 Комплекса мер («Дорожная карта»), утвержден­ных распоряжением Правительства Республики Дагестан от 4.10.2019 № 294-р).

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 298 "Об утверждении государственной программы "Содействие занятости населения" и постановления Правительства Республики Дагестан от 14 ноября 2013 г. № 587 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Содействие занятости населения" Правительство Республики Дагестан (с изменениями внесенными постановлением Правительства Республики Даге­стан от 16 мая 2019 года № 109 «О внесении изменений в государственную программу Республики Дагестан «Содействие занятости населения», предусматривающего разработку и реализацию меро­приятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального обра­зования граждан предпенсионного возраста), Постановлением Правительства Республики Дагестан от 06 августа 2019 года №188 «Об утверждении Порядка организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста, самостоятельно обратившихся в органы службы занятости населения, Порядка организации профес­сионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионно­го возраста, состоящих с работодателями в трудовых отношениях, и Порядка предоставления субси­дии на возмещение работодателям затрат, связанных с организацией профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста, состоящих с ними в трудовых отношениях», утверждены;

• «Порядок организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста, самостоятельно обратившихся в органы службы за­нятости населения»;

• «Порядок организации профессионального обучения и дополнительного профессио­нального образования граждан предпенсионного возраста, состоящих с работодателями в трудовых отношениях»;

•«Порядок предоставления субсидии работодателям на возмещение затрат, связанных с организацией профессионального обучения и дополнительного профессионального образова­ния граждан предпенсионного возраста, состоящих с ними в трудовых отношениях».

Во первых, пунктом 1.1. «Порядка организации профессионального обучения и дополнитель­ного профессионального образования- граждан предпенсионного возраста, состоящих с работодате­лями в трудовых отношениях» указывается, что: «Настоящий Порядок устанавливает процедуру организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования (да­лее – профобучение) граждан предпенсионного возраста, состоящих с работодателями - юридически­ми лицами (за исключением государственных муниципальных учреждений) индивидуальными предпринимателями (далее - работодатели) в трудовых отношениях, в рамках государственной про­граммы Республики Дагестан "Содействие занятости населения", утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 14 ноября 2013 г. № 587».

Во вторых, абзацами 2,6 пункта 2.3. (там же) указывает, что: Государственное казенное учреждение Республики Дагестан - центр занятости населения в муниципальном образовании, в нашем случае - ГКУ РД «Центра занятости населения» в МО «город Махачкала» (далее - ЦЗН Ма­хачкалы):

- принимает заявку работодателей по форме согласно приложению к настоящему порядку (далее заявка)

- заключает договор в соответствии с типовой формой договора о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Республики Дагестан юридическому лицу (за исключением государственных муниципальных учреждений) индивидуальному предпринимателю, установленной приказом Министерства финансов Республики Дагестан от 21 марта 2017 г. N 43 §1 "О типовых фор­мах соглашений (договоров) о предоставлении из республиканского бюджета Республики Дагестан субсидий юридическим лицам (за исключением государственных муниципальных учреждений) индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг" (да­лее - договор о предоставлении субсидии). Далее, с учетом вышеизложенного, ДФИЦ РАН подтверждает, что, действительно, в ИФ ДНЦ РАН поступало информационное сообщение ЦЗН Махачкалы от 04.02.2019 г. № 06-279 о возможно­сти участия ИФ ДНЦ РАН в реализации регионального проекта «Старшее поколение» с предложени­ем предоставить сведения о планируемой численности работников предпенсионного возраста -участников мероприятия.

ИФ ДНЦ РАН направило в ЦЗН Махачкалы сведения (информационное письмо) от 12.02.2019 г. по численности участников, предполагаемых к участию в региональном проекте «Старшее поколе­ние» (всего 3 работника), где в отношении Истицы в графах 6,7, в соответствии с потребностями Работодателя, предполагалось по видам профессионального обучения:

«переподготовка» - социальный работник;

«повышение квалификации» - по работе отдела кадров и воинскому учету (бронирование, мобилизационная подготовка.

Далее, как нам пояснили в ЦЗН Махачкалы, Истица самостоятельно обратилась в ЦЗН Махач­калы и выбрала курс повышения квалификации (переподготовки) по программе: «Менеджер (ораторское искусство)», который, кроме всего прочего, работодателем (ИФ ДНЦ РАН) не заявлялся!

Занятия по курсу повышения квалификации (переподготовки) по программе: «Менеджер (ора­торское искусство)» Истица проходила с 14.10.2019 г. по 30.11.2019г., 6 дней в неделю время посещения с 1400до 1530(с 14.10.2019 по 18.10.2019 с 1400до 1710)5 то есть истица не была лишена возможности совмещения занятий с работой и обязана была, во всяком случае, быть на своем рабочем месте хотя бы до обеда при условии согласования с Работодателем указанного вопроса!

Вместе с тем: Истица представила свой последний в 2019 году «больничный» (ЛН от 11.10.2019 ) в ДФИЦ РАН только 08.11.2019, в котором дата «приступить к работе» указана - «с 12.10.2019», но на работу начиная с 12.10.2019 Истица не вышла ни одного дня;

Истица, вместо того, что бы согласовать с Работодателем часы посещения занятий курса повышения квалификации (переподготовки) по программе: «Менеджер (ораторское искус­ство)», присылает ультимативное Заявление Работодателю о том, что она находится на курсах повы­шения квалификации по программе «Старшее поколение» по якобы по «направлению» Работодателя и требует выплачивать ей за все время её обучения среднемесячную заработную плату (видимо имея в виду права и обязанности Работодателя по ст. 196 ТКРФ, что в данном случае неприменимо);

в третьих, Истица на курсы повышения квалификации (переподготовки) по программе: «Ме­неджер (ораторское искусство)» Работодателем не направлялась* в том числе в установленном По­становлением Правительства Республики Дагестан от 6 августа 2019 года № 188 (принятого в соот­ветствии с Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2018 г. № 3025-р) порядке и в связи с чем на Истицу не распространяются права и обязанности Работодателя, установленные статьей 196 ТКРФ;

в четвертых. Приказом Минфина РФ от 15.12.2011 № 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления гос­ударственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (далее - Приказ № 173н) бюджетным учреждениям вмененны обязанности ведения первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, в том числе и в части порядка учета рабочего времени и расчета заработной платы работников бюджетного учреждения.

Работодатель (ДФИЦ РАН), являющийся федеральным государственным бюджетным учрежде­нием в соответствии с ТК РФ, Приказом № 173н, Правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР) и иными локальными нормативными актами учреждения обязан вести учет рабочего времени своих работников и фиксировать в установленном порядке нарушения трудовой дисциплины со стороны работников, в связи с чем Работодатель (ДФИЦ РАН) обязан был все дни отсутствия Истицы на работе в установленном порядке вести Табеля учета рабочего времени работников и со­ставлять Акты об отсутствии работника на рабочем месте до выяснения причин ее отсутствия.

Работодателем (ДФИЦ РАН) неоднократно высылались уведомления Истице об ее отсутствии на рабочем месте с просьбой предоставить объяснительные и на что Истица регулярно представляла больничные с различных поликлиник и стационаров г. Махачкалы, в том числе выданные с нарушением порядка их выдачи (ЛН ).

В последний раз, когда Истица 08.11.2019 представила в ДФИЦ РАН свой очередной ЛН (боль­ничный) от 11.10.2019 и в котором дата «приступить к работе» указана - «с 12.10.2019», но поскольку на работу после этого Истица так и не вышла, Работодателем (ДФИЦ РАН) в очередной раз было направленно Истице Уведомление телеграфом (телеграмма от 08.11.2019 ) представить объяснительную по фактам отсутствия на работе с предупре­ждением о возможном применении к ней дисциплинарного взыскания в виде увольнения за прогул.

Уведомление телеграфом было направлено 08.11.2019 в пятницу.

В установленные статьей 193 ТК РФ сроки, а именно в 14 часов 30 минут 12.11.2019, Истицей в адрес Работодателя была представлена Объяснительная.

Причина длящегося с 12.10.2019 по 14.11.2019 отсутствия истицы на рабочем месте признана Работодателем неуважительной и сопряженной со стороны истицы злоупотреблением ею своим правом в связи с чем в соответствии со ст. ст. 192, 193 ТК РФ истица была привлечена к дисциплинарной ответственности и к истице применено дисциплинарное взыскание «Увольнение».

Приказом по ДФИЦ РАН от 14.11.2019г. л/с истица уволена с работы по подпункту «а» пункту 6 ст. 81 ТК РФ (прогул).

Согласно статье 21 ТК РФ Работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обя­занности, возложенные на него трудовым договором.

Согласно статье 189 ТК РФ дисциплина труда есть обязательное для всех работников подчине­ние правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральны­ми законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудо­вым договором.

Трудовой распорядок определяется правилами внутреннего трудового распорядка.

Правила внутреннего трудового распорядка - локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с трудовым законодательством и. иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.

Дисциплинарное взыскание является мерой воздействия на работника при ненадлежа­щем исполнении возложенных на него трудовых обязанностей.

Трудовым законодательством предусмотрено три основных вида дисциплинарных взыс­каний: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.

Какую из дозволенных санкций выбрать, работодатель определяет самостоятельно исходя из конкретной ситуации, тяжести совершенного проступка, предыдущего и последующего отношения Работника в исполнению своих трудовых обязанностей.

В соответствии с п. 35 Постановления Пленума ВС РФ № 2 от 17 марта 2004 года, при рас­смотрении дела о восстановлении на работе уволенного работника следует учитывать, что неиспол­нением работником без уважительных причин является неисполнение трудовых обязанностей или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (наруше­ние требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, должностных инструкций, положений, приказов рабо­тодателя, технических правил и т.п.).

Таким образом, в силу вышеприведенных норм трудового законодательства, дисципли­нарное взыскание может быть применено к работнику за нарушение им трудовой дисциплины, то есть за дисциплинарный проступок.

В соответствии со статьей 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неис­полнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замеча­ние; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.

Выслушав объяснения истца, ее представителя, представителя ответчика, заключение прокурора Арнаутовой Л.А. полагавшей иск не подлежащим удовлетворению, исследовав письменные доказательства, суд признает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Магомедова Ж.Т. состояла в трудовых отношениях с ФГБУ ДФИЦ РАН в должности специалиста по кадрам 1 категории.

Приказом врио председателя ДФИЦ РАН Биарсланова А.Б. -л\с от 14.11.2019 г. уволена с 14 ноября 2019 г. должности <данные изъяты> по п.п. «а» п.6 ч.1 ст. 81 ТК РФ за прогул.

Основание: докладная записка от 8.11.2019 г., представление от 13.11.2019 г., Акта об отсутствии на рабочем месте с 14.10.2019 г.

10.10.2019 г. Магомедова Ж.Т. обратилась с заявлением на имя врио председателя ДФИЦ РАН в котором просила считать ее обучающейся по антикризисной программе «Старшее поколение» на базе ДГТУ согласно заявки Института физики в Министерство труда в феврале 2019 г. с 7.10.2019 г. по 30.11.2019 г.

Согласно справки декана ФПКиП ФГБОУ ВО «ДГТУ» от 18.11.2019 г. Магомедова Ж.Т. проходит обучение по программе профессиональной переподготовки по специальности «менеджер»\ораторское искусство» в рамках федерального проекта «старшее поколение» с 7.10.2019 г. по 30.11.2019 г.

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 298 "Об утверждении государственной программы "Содействие занятости населения" и постановления Правительства Республики Дагестан от 14 ноября 2013 г. N 587 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Содействие занятости населения" Правительство Республики Дагестан приняло Постановление 6 августа 2019 г. о Порядке организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;

Порядок устанавливает процедуру организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования (далее - профобучение) граждан предпенсионного возраста, состоящих с работодателями - юридическими лицами (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальными предпринимателями (далее - работодатели) в трудовых отношениях, в рамках государственной программы Республики Дагестан "Содействие занятости населения", утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 14 ноября 2013 г. N 587.

Государственное казенное учреждение Республики Дагестан - центр занятости населения в муниципальном образовании (далее - центр занятости населения) организует информационно-разъяснительную работу в средствах массовой информации, среди работодателей о возможности участия граждан предпенсионного возраста и работодателей в программах профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; принимает заявку работодателей по форме согласно приложению к настоящему Порядку (далее - заявка); заключает договор в соответствии с типовой формой договора о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Республики Дагестан юридическому лицу (за исключением государственного (муниципального) учреждения), индивидуальному предпринимателю, установленной приказом Министерства финансов Республики Дагестан от 21 марта 2017 г. N 43§1 "О типовых формах соглашений (договоров) о предоставлении из республиканского бюджета Республики Дагестан субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг" (далее - договор о предоставлении субсидии);

Согласно п.2.4. Работодатели, участвующие в мероприятии по профобучению граждан предпенсионного возраста: не позднее 1 августа текущего финансового года подают в центр занятости населения по месту осуществления своей деятельности заявку; заключают договор о профобучении своих работников с образовательной организацией (в договоре указываются сведения о наименованиях организаций, осуществляющих образовательную деятельность, программах профобучения, включая возможность организации дистанционного обучения, продолжительности обучения, виде обучения, сроке обучения, иные условия);направляют работников на профобучение; письменно информируют центр занятости населения о работниках, зачисленных на профобучение (в течение пяти рабочих дней с момента их зачисления), с прилагаемым перечнем работников, направляемых на профобучение, с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) работника, даты его рождения, а также страхового номера индивидуального лицевого счета (далее - СНИЛС) работника (при передаче центру занятости населения персональных данных работников работодатель обеспечивает соблюдение требований, предусмотренных главой 14 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных"); обращаются в центр занятости населения для получения субсидии в порядке и сроки, установленные Порядком предоставления субсидии на возмещение работодателям затрат, связанных с организацией профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста, состоящих с ними в трудовых отношениях;

Между тем, как установлено в судебном заседании заявка работодателем по форме согласно Приложению к Правилам на обучение Магомедовой Ж.Т. подана не была, договор в соответствии с типовой формой договора о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Республики Дагестан юридическому лицу заключен не был.

Довод истца о том, что ее обучение работодателем было согласовано со ссылкой на Сведения об участниках регионального проекта от 12.02.2019 г. необоснованно, поскольку указанные Сведения содержали информацию о предполагаемых участниках проекта и не соответствуют утвержденной форме заявки работодателя.

При изложенных обстоятельствах суд признает установленным, что Магомедова Ж.Т. проходила профессиональную подготовку самостоятельно обратившись в органы службы занятости населения в связи с чем ее отсутствие на работе в период с 12.11.2019 г. по 30.11.2019 г. не вызвано уважительными причинами.

В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса РФ работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, трудовую дисциплину и другие обязанности.

Согласно ст. 91 Трудового кодекса РФ рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

Согласно ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

В соответствии с п. п. "а" п. 6 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае прогула, то есть отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены), независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены).

Статьей 193 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Согласно правовой позиции, изложенной в пунктах 38, 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 года N 2, при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, уволенного по пункту 6 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что работник совершил одно из грубых нарушений трудовых обязанностей, указанных в этом пункте. Если трудовой договор с работником расторгнут по подпункту "а" пункта 6 части первой статьи 81 ТК РФ за прогул, необходимо учитывать, что увольнение по этому основанию, в частности, может быть произведено: а) за невыход на работу без уважительных причин, т.е. отсутствие на работе в течение всего рабочего дня (смены) независимо от продолжительности рабочего дня (смены); б) за нахождение работника без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня вне пределов рабочего места и др.

В целях реализации требований ст. 193 Трудового кодекса РФ 8.11.2019 г.. ответчиком в адрес истца была направлена телеграмма о необходимости предоставления письменных объяснений о причинах отсутствия на рабочем месте.

12.11.2019 г. истица направила в адрес ответчика объяснительную, из которой следует, что на согласно поданной Институтом физики заявки 12.02.2019 г. находится на курсах повышения квалификации с 7.10.2019 г. по 30.11.2019 г.

При этом, из листка нетрудоспособности Магомедовой Ж.Т. от 11.10.2019 г. следует, что с 3.10.2019 г. по 11.10.2019 г. она находилась на амбулаторном лечении и, следовательно, в период с 7.10.2019 г. по 11.10.11.2019 г. не могла находиться на курсах повышения квалификации.

Кроме того, из расписания занятий курсов повышения квалицикации по программе «Менеджер\ораторское искусство» с 12.10.2019 г. по 30.11.2019г. следует, что занятия проходили в период с 14-00 до 15-00 и с 15-00 до 17-00.

При этом, Магомедова Ж.Т. отсутствовала на рабочем месте полный рабочий день.

Исследовав и оценив представленные по делу доказательства суд пришел к выводу, что факт отсутствия истца без уважительных причин на рабочем месте в период с 12.11.2019 г. по 30.11.2019 г.. нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения спора по существу, что не оспаривалось в суде истцом, доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки на работу не представлено, увольнение истца было произведено в соответствии с действующим трудовым законодательством, процедура и сроки привлечения к дисциплинарной ответственности в виде увольнения работодателем не нарушены, при применении дисциплинарного взыскания работодателем учтены тяжесть совершенного работником дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых он совершен, в связи с чем у работодателя имелись основания для увольнения истца с занимаемой должности по подпункту "а" пункта 6 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации за однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей - прогул.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Магомедовой П к ФГБУ Дагестанский федеральный исследовательский центр Российской академии наук (ДФИЦ РАН) отказать.

Мотивированное решение составлено 23 января 2020 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья П.А. Махатилова

Отпечатано в совещательной комнате.