НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область) от 30.05.2022 № 2А-1744/2022

Административное дело № 2а-1744/2022

УИД 48RS0001-01-2022-000803-25

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 мая 2022 года г. Липецк

Советский районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего Полухина Д.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черниковой Я.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Подлесных Веры Николаевны к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г.Липецка о признании незаконными решений № 1 от 31 января 2022 года и № 2 от 31 января 2022 года об отказе в присвоении объектам адресации адреса или аннулировании его адреса,

УСТАНОВИЛ:

Подлесных В.Н. обратилась с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г.Липецка (далее - Департамент) о признании незаконными решений от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в присвоении объектам адресации адреса или аннулировании его адреса. В обоснование требований указывала, что является собственником жилого дома, расположенного в районе: ФИО1, указанное домовладение заключен договор аренды земельного участка сроком на 25 лет с кадастровым номером , площадью .м., адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес: ФИО1, . В целях дальнейшей идентификации объекта недвижимости ДД.ММ.ГГГГ в адрес Департамента было подано заявление о присвоении адреса указанному жилому дому и земельному участку. По результатам рассмотрения заявлений решениями административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ отказано в присвоении объектам адресации – земельному участку и индивидуальному жилому дому соответственно, адреса или аннулировании его адреса по причинам подп. «г» п. 40 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, а именно, указано, что «отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 настоящих Правил». Считает, что отказ противоречит положениям статей 18, 35 Конституции РФ – в связи с нарушением непосредственного действия прав и свобод человека, права частной собственности на жилище; статьи 150 Гражданского кодекса РФ – личного неимущественного права гражданина на обладание юридическим правом на собственный почтовый адрес на собственное жилище; а также противоречит положениям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе». Указанные акты определяют, что каждый объект недвижимости, находящейся на праве собственности, должен иметь свой индивидуальный юридический адрес, присвоенный в установленном порядке органами местного самоуправления. В представленном отказе не содержится норма материального права, в соответствии с которой имеются юридические основания отказа от предоставления адреса.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация г. Липецка и управление имущественных и земельных отношений Липецкой области.

Представитель административного истца по доверенности Шкатов Л.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель административного ответчика Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка и заинтересованного лица администрации г.Липецка по доверенностям Серезетдинова Я.В. возражала против удовлетворения иска, полагая законными и обоснованными основания вынесения оспариваемых решений, присвоение адресу объектам истца противоречило бы требованию уникальности адреса, данному участку присвоен адрес как земельному участку, принадлежащему иному лицу, в адресном плане г. Липецка по указанным координатам находится земельный участок Старостина А.Н., которому присвоен адрес: г. Липецк, ул. Провинциальная, земельный участок № 3.

Административный истец, представитель заинтересованного лица управления имущественных и земельных отношений Липецкой области в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

Как усматривается из материалов дела, Подлесных В.А. в соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка С от ДД.ММ.ГГГГ (государственная регистрация осуществлена ДД.ММ.ГГГГ) является арендатором земельного участка с кадастровым номером , площадью 1101 +/- 12 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Российская Федерация, Липецкая область, город Липецк. Земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.

Административному истцу также на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом, местоположение которого: Российская Федерация, , с кадастровым номером , площадью .м., который расположен в границах вышеназванного земельного участка с кадастровым номером , вид разрешенного использования – индивидуальный жилой дом.

ДД.ММ.ГГГГФИО12, действующим по доверенности в интересах ФИО2, в Департамент было подано два заявления: о присвоении объекту адресации адреса (в отношении здания с кадастровым номером , принадлежащего заявителю на вещном праве) и о присвоении адресу объекту, в отношении которого заявитель не обладает вещным правом (в отношении вышеуказанного земельного участка, арендатором которого она является).

Решениями Департамента от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в присвоении адреса данным объектам адресации со ссылкой на п. п. "г" п. 40 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1221, в связи с тем, что отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 настоящих Правил.

Не согласившись с решениями Департамента, Подлесных В.Н. обратилась в суд с названными требованиями.

Разрешая заявленные требования, суд приходит к следующим выводам.

Полномочия по присвоению адреса объектам адресации, его изменению и аннулированию предоставлены органам местного самоуправления (часть 3 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Аналогичное по сути полномочия установлены и п. 27 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому к вопросам местного значения отнесены полномочия по присвоению адресов объектам адресации.

Правила присвоения, изменения, аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 части 1 статьи 5 названного закона).

Согласно пункту 1 статьи 2 Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", адрес - описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя, в том числе, наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 названного закона объект адресации - один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, либо в случае, предусмотренном установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов, иной объект, которому присваивается адрес.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года N 1221 утверждены Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов (далее - Правила).

Согласно пункту 2 Правил "идентификационные элементы объекта адресации" - номера земельных участков, типы и номера иных объектов адресации; "уникальный номер адреса объекта адресации в государственном адресном реестре" - номер записи, который присваивается адресу объекта адресации в государственном адресном реестре.

Исходя из п. 3 Правил одним из требований, которым должен отвечать адрес, присвоенный объекту адресации, является его уникальность. Один и тот же адрес не может быть присвоен более чем одному объекту адресации, за исключением случаев повторного присвоения одного и того же адреса новому объекту адресации взамен аннулированного адреса объекта адресации, а также присвоения одного и того же адреса земельному участку и расположенному на нем зданию (строению), сооружению.

Пунктом 5 Правил к числу объектов адресации отнесены здания и земельные участки.

Подпунктами «а», «б» и «д» пункта 8 Правил предусмотрено, что присвоение объекту адресации адреса осуществляется:

а) в отношении земельных участков в случаях: подготовки документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О кадастровой деятельности", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет;

б) в отношении зданий (строений), сооружений, в том числе строительство которых не завершено, в случаях: выдачи (получения) разрешения на строительство или направления уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке; выполнения в отношении объекта недвижимости в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О кадастровой деятельности", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком объекте недвижимости, при его постановке на государственный кадастровый учет (в случае если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для строительства или реконструкции объекта недвижимости получение разрешения на строительство не требуется);

д) в отношении объектов адресации, государственный кадастровый учет которых осуществлен в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", в случае отсутствия адреса у указанных объектов адресации или в случае необходимости приведения указанного адреса объекта адресации в соответствие с документацией по планировке территории или проектной документацией на здание (строение), сооружение, помещение, машино-место.

Пунктом 9 Правил установлено, что при присвоении адресов зданиям (строениям), сооружениям, в том числе строительство которых не завершено, такие адреса должны соответствовать адресам земельных участков, в границах которых расположены соответствующие здания (строения), сооружения.

Исходя из п. 19 Правил, при присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса уполномоченный орган обязан: а) определить возможность присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса; б) провести осмотр местонахождения объекта адресации (при необходимости); в) принять решение о присвоении объекту адресации адреса или его аннулировании в соответствии с требованиями к структуре адреса и порядком, которые установлены настоящими Правилами, или об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса.

В силу п. 27 Правил заявление о присвоении объекту адресации адреса или об аннулировании его адреса (далее - заявление) подается собственником объекта адресации по собственной инициативе либо лицом, обладающим одним из следующих вещных прав на объект адресации: а) право хозяйственного ведения; б) право оперативного управления; в) право пожизненно наследуемого владения; г) право постоянного (бессрочного) пользования.

Согласно п. 37 Правил принятие решения о присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса, решения об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса, а также внесение соответствующих сведений об адресе объекта адресации в государственный адресный реестр осуществляются уполномоченным органом в срок не более чем 10 рабочих дней со дня поступления заявления.

Подпунктом "г" пункта 40 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов предусмотрено, что в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано, в частности, в случае, если отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 настоящих Правил.

Пунктом 41 Правил установлено, что решение об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения пункта 40 настоящих Правил, являющиеся основанием для принятия такого решения.

Исходя из договора аренды земельного участка с от ДД.ММ.ГГГГ, изначально управление имущественных и земельных отношений Липецкой области (арендодатель) предоставило в аренду ФИО7 (арендатор) земельный участок с кадастровым номером , площадью 1101 кв.м., адрес (описание местоположения): Липецкая область, город Липецк, для индивидуального жилищного строительства. Срок аренды установлен с г.

В соответствии с соглашениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ права и обязанности арендатора последовательно переходили от ФИО7 к ФИО8, от ФИО8 к Подлесных И.И., и от последнего указанные права перешли к административному истцу.

Расположенный на данном земельном участке индивидуальный жилой года постройки принадлежит на праве собственности Подлесных В.Н., право зарегистрировано 28.12.2020г.

Установлено также, что на основании постановления главы администрации от ДД.ММ.ГГГГФИО10 предоставлен земельный участок в общей площадью 0.1230 га для индивидуального строительства жилья, отраженный на схеме предоставления земельных участков под номером 74. Согласно выписке из ЕГРН, кадастровый присвоен указанному земельному участку ДД.ММ.ГГГГ.

Также имеется акт об отводе границ участка в натуре от 28.07.1998 г., утверждена схема выноса в натуру границ земельного участка и разбивки осей строений.

ДД.ММ.ГГГГФИО10 также выдан строительный паспорт на застройку указанного земельного участка, составлен проектный план границ и согласовано описание смежеств с соседними земельными участками. В дальнейшем по заявлению ФИО10, поступившему в Департамент ДД.ММ.ГГГГ, решением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ земельному участку с кадастровым номером , расположенному: , земельный участок в , присвоен адрес: ФИО1, , городской округ , земельный участок 38.

С учетом положений ч.1 ст.49, ч.4 ст.69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ФИО10 является правообладателем ранее учтенного земельного участка.

Вместе с тем вопрос о присвоении адреса объекту недвижимости и отсутствие государственной регистрации права ФИО10 на принадлежащий ему указанный земельный участок, о чем указано в дополнительных пояснениях к иску, сами по себе не ставят под сомнение выводы административного ответчика, изложенные в оспариваемых решениях, кроме того, выяснение данных обстоятельств находится за рамками предмета рассмотрения по данному административному иску.

Описание и схемы границ участка ФИО10 имеются в приложении к правоустанавливающему документу и в иных вышеуказанных документах, само по себе непроведение межевания земельного участка названным лицом не может ставить под сомнение обоснованность выводов административного ответчика.

Согласно сведениям специализированного программного обеспечения Mapinfo Professional Версия 6.5 на адресном плане г. Липецка установлено наличие частично в пределах тех же границ объектов адресации, о которых заявлено Подлесных В.Н., ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером , которому уже был присвоен адрес.

Анализируя представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что присвоение адресам объектов, заявленных Подлесных В.Н., противоречило бы и требованию уникальности, изложенному в п. 3 Правил. Предусмотренные законом случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 не распространяются на рассматриваемую ситуацию, как и пункты 14-18, относящиеся не к присвоению (о чем просила Подлесных В.Н.), а к аннулированию адресов.

Поэтому суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконными решений Департамента № 1 от 31 января 2022 года и № 2 от 31 января 2022 года об отказе в присвоении объектам адресации адреса или аннулировании его адреса.

Поскольку основные требования не подлежат удовлетворению, то и не подлежит удовлетворению и требование истца о возложении на ответчика обязанности произвести такое присвоение адресов, поскольку суд общей юрисдикции не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, поскольку иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного иска Подлесных Веры Николаевны к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г.Липецка о признании незаконными решений № 1 от 31 января 2022 года и № 2 от 31 января 2022 года об отказе в присвоении объектам адресации адреса или аннулировании его адреса, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий Д.И. Полухин

Решение в окончательной форме изготовлено 14 июня 2022 года.