Дело №2а-10496/15
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 декабря 2015 года г. Липецк
Советский районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего судьи Торговченковой О.В.
при секретаре Демине В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кретова ФИО9 к Советскому районному отделу судебных приставов г.Липецка Управления Федеральной службы судебных приставов России по Липецкой области, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Липецкой области, судебному приставу-исполнителю Советского районного отдела судебных приставов г.Липецка Управления Федеральной службы судебных приставов России по Липецкой области ФИО10 об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
Кретов С.В. обратился в суд с административным иском к Советскому районному отделу судебных приставов г.Липецка Управления Федеральной службы судебных приставов России по Липецкой области, в котором просил признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ о расчёте задолженности по алиментам и недействительными документы, на основании которых оно вынесено. В обоснование своих требований административный истец ссылался на то, что в соответствии с вышеуказанным постановлением судебным приставом-исполнителем Советского РОСП г.Липецка УФССП России по Липецкой области ФИО12 определена его задолженность по алиментам на содержание несовершеннолетнего ребёнка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>. Однако указанная задолженность рассчитана на основании недостоверных сведений и фиктивных документов.
В последующем административный истец неоднократно уточнял заявленные исковые требования, а также увеличивал их основания и, заявив требования в окончательной форме, просил признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Советского РОСП г.Липецка УФССП России по Липецкой области ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ о расчёте задолженности по алиментам и справку о доходах физического лица от ДД.ММ.ГГГГ№, на основании которой была рассчитана задолженность. В обоснование своих требований Кретов С.В. указал, что порядок определения размера алиментов, подлежащих уплате на содержание несовершеннолетних детей, определён Семейным кодексом РФ. Тем же кодексом предусмотрено, что виды доходов, из которых производится удержание алиментов, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ утверждён Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей. Данный Перечень предусматривает доходы, полученные гражданином от любой, не запрещённой законом экономической деятельности, а также от реализации права на труд. Справка о доходах физического лица формы 2-НДФЛ от ДД.ММ.ГГГГ№, предоставленная в отношении истца налоговым органом по запросу судебного пристава-исполнителя, содержит сведения по коду дохода 3010 – выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов). Выигрыш представляет собой денежные средства или иное имущество, подлежащие выплате участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры. Таким образом, выигрыш не является результатом экономической деятельности, направленной на получение дохода в соответствии с действующим законодательством. Следовательно, с данного вида дохода не могут удерживаться алименты на содержание несовершеннолетних детей.
Кроме того, административный истец указал, что решением Советского районного суда г.Липецка от ДД.ММ.ГГГГ его несовершеннолетний сын, на содержание которого взысканы алименты, Кретов Д.С., вселён в занимаемое им жилое помещение по иску бывшей супруги Кретовой Н.А. – матери ребёнка. Таким образом, судом закреплено право истца на получение алиментов с Кретовой Н.А. на содержание сына. В связи с данным обстоятельством Кретов С.В. намерен обратиться в Советский РОСП г.Липецка с требованием об исполнении решения суда и вселении ребёнка в жилое помещение, что, в свою очередь, будет являться основанием для взыскания алиментов с Кретовой Н.А.
Оспаривая справку формы 2-НДФЛ от ДД.ММ.ГГГГ№, административный истец ссылался на несоответствие данной справки требованиям действующего законодательства, поскольку она представлена без соответствующих обязательных реквизитов. При наличии такой справки судебный пристав-исполнитель ФИО14 обязана была истребовать соответствующую информацию из организации, представившей сведения, содержащиеся в данной справке, за подписью руководителя юридического лица, удостоверенной печатью организации.
Определением суда от 02.12.2015 года к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены судебный пристав-исполнитель Советского районного отдела судебных приставов г.Липецка УФССП России по Липецкой области ФИО15 и Управление Федеральной службы судебных приставов России по Липецкой области.
Определением суда от 14.12.2015 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Кретова Н.А., являющаяся взыскателем по исполнительному производству.
В судебном заседании административный истец Кретов С.В. административный иск поддержал.
Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель Советского районного отдела судебных приставов г.Липецка УФССП России по Липецкой области ФИО16 в судебном заседании административный иск не признала, суду объяснила, что в соответствии со ст. 81 Семейного кодекса РФ алименты на содержание несовершеннолетних детей взыскиваются со всех видов заработка и (или) иного дохода родителей. Виды виды заработка и иного дохода, из которых производится удержание алиментов, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Статьёй 101 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определены виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание, в том числе по алиментам. В соответствии со ст. 102 названного закона размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Таким образом, анализ вышеуказанных норм свидетельствует о том, что размер задолженности по алиментам рассчитывается с учётом иного, имеющегося у должника дохода. По мнению судебного пристава-исполнителя прибыль от игорного бизнеса является ни чем иным, как иным доходом должника и с него подлежат удержанию алименты. Кроме того, постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 года № 841, которым утверждён Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, не содержит запрета по взысканию алиментов с дохода, полученного иным путём, не связанным с заработной платой. Отсутствие в указанном постановлении Правительства РФ такого вида дохода как доход от игорного бизнеса является пробелом в законодательстве.
Представитель административного ответчика - УФССП России по Липецкой области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства административный ответчик извещён надлежащим образом, причину неявки представителя суду не сообщил.
Заинтересованное лицо Кретова Н.А. в судебном заседании просила в удовлетворении административного иска отказать, дала объяснения, аналогичные объяснениям судебного пристава-исполнителя.
Выслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит требования административного истца обоснованными по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст.121 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В соответствии со ст.441 ГПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).
Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо, в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов.
Согласно ст.2 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года №118-ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
По делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа, выданного мировым судьёй Октябрьского судебного участка № г.Липецка, судебным приставом-исполнителем Советского РОСП г.Липецка УФССП России по Липецкой области ФИО18 возбуждено исполнительное производство № в отношении должника Кретова С.В. в пользу взыскателя Кретовой Н.А., предметом исполнения которого является взыскание алиментов на содержание несовершеннолетнего ребёнка в размере <данные изъяты> части всех видов заработка ежемесячно и <данные изъяты> доли доходов ежемесячно.
На основании постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ копия исполнительного документа для осуществления взыскания направлена в Центр по работе с населением Советского округа г.Липецка.
ДД.ММ.ГГГГ копия исполнительного документа направлена судебным приставом-исполнителем по месту работы должника – в <данные изъяты> и вынесено постановление об окончании исполнительного производства.
ДД.ММ.ГГГГ постановление об окончании исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ отменено, исполнительное производство возобновлено.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о расчёте задолженности Кретова С.В. по алиментам за период неуплаты средств на содержание ребёнка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также вынесены постановления о направлении копии исполнительного документа для исполнения по месту работы должника – в Центр по работе с населением Советского округа и об окончании исполнительного производства.
ДД.ММ.ГГГГ постановление об окончании исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ отменено, исполнительное производство возобновлено.
В тот же день, то есть ДД.ММ.ГГГГ, судебным приставом-исполнителем Советского РОСП г.Липецка ФИО19 вынесено постановление о расчёте задолженности должника Кретова С.В. по алиментам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данному расчёту размер задолженности по алиментам составил <данные изъяты>. Основанием для данного расчёта задолженности явилась справка формы 2-НДФЛ о доходах физического лица за ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ, представленная Межрайонной ИФНС России №6 по Липецкой области на запрос судебного пристава-исполнителя.
Части 2, 3 ст. 102 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусматривают, что размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.
Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.
Как следует из вышеуказанной справки формы 2-НДФЛ о доходах физического лица за ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ, Кретов С.В. в ДД.ММ.ГГГГ году получил доход по коду дохода 3010 – выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов).
Согласно сведениям ИФНС России по Октябрьскому району г.Липецка от ДД.ММ.ГГГГ указанные сведения представлены ДД.ММ.ГГГГ налоговым агентом <данные изъяты> (ИНН №, КПП №) по телекоммуникационным каналам связи. Суд считает, что с данного вида дохода не подлежат удержанию алименты на содержание несовершеннолетних детей по следующим основаниям.
В силу ст. 80 Семейного кодекса Российской Федерации родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно.
Родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов) в соответствии с главой 16 настоящего Кодекса.
В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.
В соответствии cо ст. 81 Семейного кодекса РФ при отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка и (или) иного дохода родителей.
Статья 82 Семейного кодекса РФ определяет виды заработка и (или) иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей.
Согласно указанной статье виды заработка и (или) иного дохода, которые получают родители в рублях и (или) в иностранной валюте и из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, определяются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, исходя из смысла и содержания вышеуказанных норм Семейного кодекса РФ, регламентирующего спорные правоотношения, следует, что виды заработка и (или) иного дохода, которые получают родители и из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей, определяются исключительно Правительством Российской Федерации.
Реализуя делегированное ему полномочие, Правительство Российской Федерации постановлением от 18 июля 1996 года N 841 утвердило перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей.
Указанный Перечень такого вида дохода, как выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), не содержит.
В соответствии с Методическими рекомендациями по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утверждённых Директором Федеральной службы судебных приставов – главным судебным приставом РФ 19.06.2012 года, при взыскании задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей, на содержание нетрудоспособных совершеннолетних детей, нетрудоспособных родителей, супруга (супруги) и других членов семьи для определения видов заработков или доходов, на которые следует обращать взыскание, судебному приставу-исполнителю необходимо руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 841 "О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которого производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей".
Таким образом, судебный пристав-исполнитель при взыскании с должника задолженности по алиментам на содержание несовершеннолетнего ребёнка обязан определить вид заработной платы и иного дохода, из которого возможно удержание алиментов в соответствии с Перечнем, утверждённым Правительством РФ. При этом судебному приставу-исполнителю не предоставлено право расширительного толкования такого понятия, как «иной доход, из которого производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей». В свою очередь, анализ перечня дохода, из которого производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, свидетельствует о том, что при исполнении родителями своей конституционной обязанности заботиться о детях Правительство Российской Федерации исходило из реализации ими таких гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод, как право на труд, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Указанный вывод согласуется с положениями, закреплёнными в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2012 года № 122-О-О по жалобе Гниломедова Владимира Николаевича на нарушение его конституционных прав подпунктом «о» пункта 2 перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей.
Согласно данному Определению, развивая положения Конституции Российской Федерации и международно-правовых актов в области защиты прав ребёнка, Семейный кодекс Российской Федерации закрепляет право ребёнка на получение содержания от своих родителей (пункт 1 статьи 60) и корреспондирующую этому праву обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей (пункт 1 статьи 80).
При этом, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 20 июля 2010 года N 17-П, надлежащее исполнение родителями своей конституционной обязанности заботиться о детях неразрывно связано с реализацией ими таких гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод, как право на труд (статья 37, часть 1), право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности (статья 34, часть 1), а также имущественные права (статья 35, часть 2). Их осуществление в Российской Федерации как правовом демократическом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, цель которого - создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, предполагает возможность распоряжения своими способностями и имуществом различными, самостоятельно избранными способами.
Семейное законодательство, как следует из статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации, исходит из того, что права граждан в сфере семейных отношений могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан (пункт 4). Определяя пределы осуществления семейных прав, Семейный кодекс Российской Федерации при этом установил, что осуществление членами семьи своих прав и исполнение ими своих обязанностей не должны нарушать права, свободы и законные интересы других членов семьи и иных граждан (пункт 1 статьи 7).
С учётом необходимости обеспечения баланса интересов обеих сторон алиментных отношений алименты подлежат удержанию из доходов, полученных их плательщиком только по тем заключенным в соответствии с гражданским законодательством договорам, заключая которые лицо реализует принадлежащие каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для не запрещённой законом экономической деятельности, а также право на труд (статья 34, часть 1; статья 37, часть 1 Конституции Российской Федерации).
Как установлено по делу, при расчёте задолженности Кретова С.В. по алиментам судебный пристав-исполнитель Советского РОСП г.Липецка ФИО20 к иным видам дохода, из которого производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, отнесла такой вид дохода, как выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов). Однако общеизвестным является тот факт, что выигрыш представляет собой денежные средства или иное имущество, подлежащие выплате участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры. Результат азартной игры никоим образом не связан с реализацией гражданином таких гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод, как право на труд, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности.
Из объяснений судебного пристава-исполнителя ФИО21, данных в судебном заседании, следует, что при расчёте задолженности по алиментам ей не было известно о виде дохода, отражённого в справке формы 2-НДФЛ, представленной налоговым органом. Вид дохода, из которого исчислена задолженность, стал известен судебному приставу-исполнителю только в ходе рассмотрения дела в суде.
Между тем в соответствии с пунктами 2 и 16 части 1 статьи 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе.
Согласно части 9 статьи 69 названного выше Федерального закона у налоговых органов, банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены сведения о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника; о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте.
В силу пункта 2 статьи 12 Федерального закона "О судебных приставах" судебный пристав-исполнитель имеет право получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона "О судебных приставах" законные требования судебного пристава подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации.
Информация, в том числе персональные данные, в объеме, необходимом для исполнения судебным приставом служебных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, предоставляется по требованию судебного пристава в виде справок, документов и их копий безвозмездно и в установленный им срок (пункт 2 статьи 14 Федерального закона "О судебных приставах").
Исходя из положений вышеприведенных правовых норм судебные приставы-исполнители вправе запрашивать у налоговых органов любую информацию о доходах физических лиц, являющихся должниками, в размере и пределах, определенных судом, в том числе о видах дохода, а данные организации обязаны предоставлять судебным приставам-исполнителям такие сведения.
В связи с этим судебному приставу-исполнителю следовало выяснить вид дохода, полученного должником Кретовым С.В. в 2014 году, для правильного исчисления задолженности по алиментам на несовершеннолетнего ребёнка.
Ссылка судебного пристава-исполнителя на ст. 101 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в данном случае свидетельствует о неверном толковании норм материального права, поскольку указанная статья регламентирует виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам. Однако доходы, из которых производится удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей, являются самостоятельным видом дохода для расчёта алиментов и никоим образом не относятся к доходам, на которые обращается взыскание.
Более того, ст. 102 названного выше закона, регламентируя расчёт задолженности по алиментам судебным приставом-исполнителем, исходит как раз из тех же положений, что закреплены в приведённых выше Определении и Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым признать недействительным оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя о расчёте задолженности по алиментам от ДД.ММ.ГГГГ.
Коль скоро, признание недействительным постановления судебного пристава-исполнителя свидетельствует о восстановлении нарушенных прав административного истца, то оснований для принятия самостоятельного решения о восстановлении нарушенных прав не имеется.
Административный истец Кретов С.В. просит признать недействительной справку о доходах физического лица от ДД.ММ.ГГГГ№, на основании которой судебным приставом-исполнителем была рассчитана задолженность по алиментам.
Однако данное требование не может рассматриваться как самостоятельное, поскольку оно заявлено как основание для оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя, а сама справка является доказательством по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Признать недействительным постановление судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное судебным приставом-исполнителем Советского районного отдела судебных приставов г.Липецка Управления Федеральной службы судебных приставов России по Липецкой области ФИО22.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд г.Липецка путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О. В. Торговченкова
Решение суда принято в окончательной форме 11.01.2016 года.