НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область) от 27.04.2021 № 2-1062/2021

Дело № 2-1062/2021 (УИД 48RS0001-01-2021-000063-95)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 апреля 2021 года г. Липецк

Советский районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего Гребенщиковой Ю.А.,

при секретаре Боковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по иску Федоровой Екатерины Владимировны к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Липецкой области, Федеральной службе исполнения наказаний о компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Федорова Е.В. обратилась в суд с иском к Минфину РФ в лице УФК по Липецкой области, и просила взыскать компенсацию морального вреда в размере 2500000 руб.

Истец ссылался на то, что в отношении нее было возбуждено уголовное дело, 03.08.2016 года она был задержана в порядке ст.ст. 91, 92 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и 05.08.2016 года избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, которая неоднократно продлевалась судами.

27.11.2019 года постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации все судебные акты начиная с 19.09.2016 года по 14.05.2019 года, касающиеся меры пресечения в отношении Федоровой Е.В. были отменены, что послужило основанием для обращения в суд.

Указывает, что в период с 19.09.2016 года по 14.05.2019 года ей был причинен моральный вред, который в случае не нахождения ее под стражей не был бы причинен. Обращаясь в суд, ссылалась на нарушение ее прав сотрудниками ФСИН при этапировании из г. Улан-Удэ до г. Липецка, а именно, этапирование осуществлялось в условиях, принижающих человеческое достоинство. Также указала, что на протяжении всего периода с 19.09.2016 года по 14.05.2019 года она не имела возможности встречаться со своими близкими родственниками, матерью, сыном и несовершеннолетней дочерью.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена ФСИН России.

Истица в судебном заседании участия не принимала, о времени и месте рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.

Представитель ответчика Министерства финансов РФ в лице УФК по Липецкой области Зайцева Т.Г. в судебном заседании возражала против исковых требований, просила в иске отказать, считая Минфин РФ ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель ответчика ФСИН России Субботина М.Н. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, считала, что права истца при этапировании не нарушались.

Представитель третьего лица УМВД России по Липецкой области Ретунская Ю.Н. в судебном заседании возражала против исковых требований, просила в иске отказать.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в г. Риме 04.11.1950 (с изменениями от 13.05.2004), никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

В силу статьи 13 указанной Конвенции каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства (статья 2), вместе с тем гарантирует каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53); права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом, а государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (статья 52).

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (статья 17). Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (статья 21).

Из анализа приведенных норм законодательства следует вывод, что условия содержания лиц, осужденных к наказанию в виде лишения свободы, должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству.

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод и право каждого защищать свои права всеми, способами, не запрещенными законом.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации среди способов защиты гражданских прав предусмотрено возмещение морального вреда.

Статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Данное положение Конституции Российской Федерации конкретизируется в статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе, в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Из содержания вышеприведенных норм гражданского законодательства следует, что ответственность государства за действия государственного органа, должностных лиц этого органа наступает при наличии следующих условий: факта причинения гражданину морального вреда, неправомерности действия (бездействия) органа или должностных лиц, виновности, причинно-следственной связи между неправомерными действиями (бездействием) органа, его должностных лиц и причиненным моральным вредом.

Согласно разъяснению, содержащемуся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причинённые действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная <данные изъяты> и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с физической болью, связанной с причинённым увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесённым в результате нравственных страданий и др.

Из приведенных нормативных положений гражданского законодательства и разъяснений Пленума Верховного суда Российской Федерации следует, что по общему правилу, необходимыми условиями для возложения обязанности по компенсации морального вреда являются: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, вина причинителя вреда. Отсутствие хотя бы одного из упомянутых условий влечет отказ в удовлетворении иска.

Как следует из материалов дела, Федорова Е.В. 03.08.2016 года была задержана в соответствии со ст.ст. 91,92 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации по подозрению в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 210, ч. 4 ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации.

05.08.2016 года Советским районным судом г. Улан-Удэ Республики Бурятия в отношении Федоровой Е.В. избрана мера пресечения в виде заключения по стражу на срок 1 месяц 19 дней.

В дальнейшем срок содержания Федоровой Е.В. под стражей неоднократно продлевался.

27.06.2019 года Европейский Суд вынес постановление «Цебоев и другие против России», в котором установил, что в отношении Федоровой Е.В. допущены нарушения п. 3 ст. 5 Конвенции в связи с чрезмерной продолжительностью содержания под стражей в ходе предварительного следствия, государство-ответчик обязано в течение трех месяцев со дня вступления постановления в силу выплатить заявителям, указанные в таблице суммы.

Как следует из таблицы, Федоровой Е.В. решением Европейского Суда по правам человека присуждена компенсация в размере 3800 евро.

Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.11.2019 года судебные решения о продлении срока содержания Федоровой Е.В. под стражей в период с 19.09.2016 года до вынесения Европейским Судом вышеуказанного постановления, а также соответствующие решения судов второй инстанции отменены.

Судом установлено, что приговором Октябрьского районного суда г. Липецка от 06.04.2020 года, Федорова Е.В. признана виновной в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 210 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции ФЗ от 27.12.2009 года № 377-ФЗ) и ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции ФЗ от 29.11.2012 года № 207-ФЗ) и ей назначено наказание в виде 06 лет 06 месяцев лишения свободы с ограничением свободы на 06 месяцев, с отбыванием наказания в виде лишения свободы в исправительной колонии общего режима. Срок наказания в виде лишения свободы постановлено исчислять со дня вступления приговора в законную силу. Зачтен в срок лишения свободы период содержания под стражей с 03.08.2016 года до дня вступления приговора в законную силу.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 года № 21 «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней», при обращении заявителя с иском о возмещении вреда в связи с установленным Европейским Судом нарушением положений Конвенции или Протоколов к ней судам необходимо учитывать основания присужденной ему справедливой компенсации во исполнение статьи 41 Конвенции. Например, не может быть удовлетворен иск заявителя о денежной компенсации морального вреда, причиненного в результате бесчеловечного обращения, противоречащего положениям статьи 3 Конвенции и имевшего место в определенный период, если Европейским Судом по этим же основаниям уже была присуждена компенсация указанного вреда.

Оценив собранные по делу доказательства, применительно к положениям вышеназванных норм закона, оснований для удовлетворения иска в части компенсации морального вреда в связи в незаконным содержанием под стражей в период с 19.09.2016 года по 14.05.2019 года не имеется, поскольку указанным выше постановлением Европейского Суда по правам человека от 27.06.2019 года истцу была присуждена компенсация морального вреда.

Приговор в отношении истца является обвинительным, право на реабилитацию по факту длительного содержания под стражей за истцом признано не было.

Обращаясь в суд, Федорова Е.В. также ссылалась на нарушение ее прав сотрудниками ФСИН при этапировании из г. Улан-Удэ до г. Липецка.

Согласно статье 12 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» порядок конвоирования лиц, заключенных под стражу, устанавливается законодательством Российской Федерации и совместными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Во исполнение указанного положения закона приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.05.2006 года № 199дсп/369дсп утверждена Инструкция по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию (далее – Инструкция № 199дсп/369дсп).

Инструкция определяет порядок организации конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирования граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции, а также порядок действий караулов и должностных лиц при происшествиях (пункт 1).

Согласно п. 190 Инструкции № 199дсп/369дсп, приему для конвоирования не подлежат лица: с неправильно оформленными документами; больные (по заключению врача); не прошедшие санитарной обработки; в нетрезвом состоянии; одетые не по сезону (с учетом климатических условий по маршруту конвоирования).

Нормы посадки конвоируемых лиц в камеры спецвагона, определенные пунктом 167 Инструкции из расчета по 12 человек в большие и по 5 человек в малые камеры, решениями Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 года и от 24.01.2012 года, определениями от 27.12.2011 года и от 17.04.2012 года признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также нормам международного права, федеральным законам или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку не содержат в себе признаков пытки и бесчеловечного обращения. Указанными решениями признан недействующим абзац второй пункта 167 Инструкции, в части, предусматривающей посадку в спецвагон осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в большие камеры до 16 человек, при конвоировании не более 4 часов.

Согласно п. 175 Инструкции Инструкция № 199дсп/369дсп, при плановом, сквозном и особом конвоировании осужденные и лица, содержащиеся под стражей, обеспечиваются на путь следования индивидуальным рационом питания органом-отправителем по установленным нормам, а при задержке караула в пути - следственным изолятором, исправительным учреждением, расположенными на маршруте конвоирования. При плановом и сквозном конвоировании по железнодорожным маршрутам осужденные и лица, содержащиеся под стражей, обеспечиваются горячей водой для гидратации индивидуального рациона питания.

Согласно приложению № 6 к Приказу Министерства юстиции РФ от 02.08.2005 года N 125 «Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время», подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений при их этапировании и нахождении в судах обеспечиваются суточным комплектом индивидуального рациона питания (ИРП). По данной норме обеспечиваются подозреваемые и обвиняемые в случае, когда приготовление пищи из продуктов основных норм питания не представляется возможным. Для гидратации концентратов первых и вторых обеденных блюд, входящих в состав данной нормы, приготовления чая, довольствующиеся при приеме пищи обеспечиваются горячей водой.

Как следует из материалов дела, Федорова Е.В. содержалась в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республики Бурятия в период времени с 05.08.2016 года по 12.08.2016 года. В период ее содержания была обеспечена одежной по сезону, спальными принадлежностями в полном объеме, при убытии ей был выдан индивидуальный рацион питания в количестве одной штуки. Жалоб или заявлений в период содержания со стороны Федоровой Е.В. поданным вопросам не поступало, посылок и передач не было.

12.08.2016 года Федорова Е.В. была этапирован из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Бурятия г. Улан-Удэ (через СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области) в ФКУ СИЗО-1 УФИН России по Липецкой области для проведения следственных действий и рассмотрения возбужденного уголовного дела судом.

Согласно ответу ФКУ УК ГУФСИН России по Иркутской области от 20.01.2021 года на запрос суда, с 12.08.2016 года по 13.08.2016 года Федорова Е.В. была отконвоирована от станции Улан-Удэ до станции Иркутск-Пассажирский под охраной планового караула по железнодорожному маршруту № 133 «Иркутск-Наушки», назначенного от ФКУ УК ГУФСИН России по Иркутской области.

Продуктами питания (индивидуальным рационом питания – ИРП) конвоируемые лица на период следования обеспечиваются персонально по раздаточной ведомости органом-отправителем. Обеспечение спецконтингента продуктами питания, посудой для приема пищи сотрудниками караула по конвоированию нормативными документами не предусмотрено. Федорова Е.В. была обеспечена ИРП органом-отправителем ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Бурятия. На весь путь следования в полном объеме. ИРП комплектуется в соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации. № 189 от 17.09.2018 года.

Согласно приложению № 6 к приказу Министерства юстиции Российской Федерации. № 189 от 17.09.2018 года, в рацион входит: хлебцы (галеты) из муки пшеничной 1 сорта, консервы мясорастительные, консервы мясные, консервы мясные овощные закусочные, сахар, чай. Рацион питания комплектуется ложками из полимерных материалов, стаканами бумажными или из полимерных материалов емкостью 200 мл., салфетками бумажными из расчета на 3 приема пищи.

Также из ответа на запрос следует, что после доведения режима содержания и объявления правил поведения на период конвоирования, опроса претензий и проверки личности осужденных по справкам личных дел Федорова Е.В. была размещена в малой камере № 6 специального вагона № 09276056 модели 61-512. Обеспечение конвоируемых лиц индивидуальным спальным местом, а также выдача постельного белья и матрацев в специальном вагоне нормативными правовыми актами не предусмотрено, при этом использование личного постельного белья конвоируемым лицам не запрещено.

Малая комната № 6 (ширина 100 см., длина 201,6 см., высота 287 см.), в которой содержалась Федорова Е.В. была оборудована 3 полками с одной стороны камеры, рассчитанная на 3 места для лежания, либо 2 места для лежания и до 2 мест для сидения 92 человека на нижней полки).

Совместно с Федоровой Е.В. от станции Улан-Удэ до станции Слюдянка следовала одна женщина. От станции Слюдянка до станции Иркутск-Пассажирский две женщины, что подтверждается порядком размещения осужденных и лиц, содержащихся под стражей на обменных пунктах.

Заводом-изготовителем специальных вагонов в камерах для конвоируемых лиц не предусмотрены столики для приема пищи. Биотуалет в данной модели специального вагона, не предусмотрен. В конструкцию специального вагона запрещено вносить какие-либо технические изменения.

Непосредственно в камерах специального вагона окон нет. От общего коридора с окнами, камеры отделены металлической решеткой с решетчатой дверью, образуя с коридором единое воздушное пространство, что не препятствует проникновению света в камеру и циркуляции воздуха.

Специальный вагон № 09276056 был технически исправен, все системы жизнеобеспечения: вентиляция, освещение, отопление были в исправном состоянии, что подтверждается актом приемки специального вагона от 11.08.2016 года.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 23.02.2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» курение в поездах дальнего следования запрещено.

По форме утвержденной приказом № 214н от 12.05.2014 года « Об утверждении требований к знаку о запрете курения и к порядку его размещения» все специальные цельнометаллические вагоны, закрепленные за ФКУ УК ГУФСИН России по Иркутской области, оборудованы специальными знаками о запрете курения.

Курение в специальном транспорте при конвоировании квалифицируется как нарушение установленного режима содержания. В соответствии с Инструкцией, на лиц, нарушающих установленный режим содержания, начальником караула в установленном порядке составляются соответствующие акты. Случаев курения в специальном вагоне зафиксировано не было.

В пути следования Федорова Е.В. за медицинской помощью не обращалась, жалоб и претензий на условия конвоирования не высказывала.

24.08.2016 года Федорова Е.В. была отправлена далее по маршруту со станции Иркутск-Пассажирский, под охраной планового караула по железнодорожному маршруту № 95 «Самара-Омск-Иркутск», назначенного от ФКУ УК УФСИН России по Самарской области.

ГУФСИН России по Иркутской области в своем ответе от 01.02.2021 года на запрос суда также указало, что что конвоирование Федоровой Е.В. осуществлялось в специальном вагоне № 09276056 модели 61-512, находящимся в собственности филиала ОАО «РЖД» на Восточно-Сибирской железной дороге. ФКУ УК ГУФСИН России по Иркутской области использовало данный специальный вагон на основании совместного приказа МВД РФ и Минюста РФ от 19.05.2006 года № 361/172 «О совершенствовании организации и обеспечения специальных и иных перевозок, выполняемых в интересах Федеральной службы исполнения наказаний и Министерства внутренних дел Российской Федерации железнодорожным транспортом». С 30.06.2019 года эксплуатация специального вагона 09276056 была прекращена, вагон списан. Облуживание специального вагона № 09276056 осуществляли службы филиала ОАО «РЖД» на Восточно-Сибирской железной дороге. Санитарную обработку специальных вагонов в 2016 году производила ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» при предрейсовой подготовке специальных вагонов в депо на основании заключенного контракта с филиалом ОАО «РЖД» на Восточно-Сибирской железной дороге.

В период конвоирования от станции Улан-Удэ до станции Иркутск-Пассажирский Федорова Е.В. на временное содержание не сдавалась по причине отсутствия длительных стоянок специального вагона.

С 13.08.2016 года по 24.08.2016 года Федорова Е.В. содержалась в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области.

С 24.08.2016 года по 27.08.2016 года Федорова Е.В. была отконвоирована от станции Иркутск-Пассажирский, под охраной планового караула по железнодорожному маршруту № 95 «Самара-Омск-Иркутск», назначенного от ФКУ УК УФСИН России по Самарской области.

Согласно ответу на запрос ГУФСИН России по Новосибирской области от 02.02.2021 года на запрос суда, Федорова Е.В. плановым караулами по железнодорожным маршрутам, назначенными от ФКУ УК ГУФСИН России по Новосибирской области не конвоировалась.

Вместе с тем, 27.08.2016 гола Федорова Е.В. была принята под охрану на железнодорожной станции «Новосибирск-Главный» встречным караулом от планового караула по железнодорожному маршруту № 95 «Самара-Иркутск», назначенного от ФКУ УК УФСИН России по Самарской области (далее плановый караул), отконвоирована и сдана в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Новосибирской области.

В период конвоирования Федорова Е.В. встречными караулами от спецконтингента, в том числе и от Федоровой Е.В., жалоб и претензий в адрес личного состава караула, не поступало.

Согласно ответу ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Новосибирской области от 09.02.2021 года на запрос суда, Федорова Е.В. прибыла транзитом 27.08.2016 года в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Новосибирской области и убыла 27.08.2016 года в ФКУ ИЗ-48/1 г. Липецка Липецкой области. Находилась в период стоянки на станции Новосибирск -главный специального вагона, следовавшего по маршруту Иркутск – Челябинск при следовании из ФКУ СИЗО-1 УФСИН по Республике Бурятия в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Липецкой области.

Как следует из ответа на запрос суда ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Челябинской области от 20.02.2021 года, Федорова Е.В. с 28.08.2016 года по 28.08.2016 года по 11.09.2016 года находилась в учреждении. При убытии получила ИРП в количестве 6 штук.

Из ответа ФКУ УК ГУФСИН России по Челябинской области от 04.02.2021 года на запрос суда следует, что Федорова Е.В. прибыла на станцию Челябинск-Главный 28.08.2016 года в специальном вагоне типа «СТ» планового караула по железнодорожному маршруту № 95 «Самара - Иркутск-Самара», назначенного от ФКУ УК УФСИН России по Самарской области. Была принята от караула на обменном пункте станции Челябинск-Главный встречным караулом, назначенным от ФКУ УК ГУФСИН России по Челябинской области и доставлена в ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Челябинской области. Жалоб и заявлений на условия конвоирования в специальном вагоне заявитель не предъявляла.

11.09.2016 года Федорова Е.В. была принята встречным караулом, назначенным от ФКУ УК ГУФСИН России по Челябинской области для дальнейшего конвоирования на станцию Челябинск-Главный и доставлена к специальному вагону планового железнодорожного караула по маршруту № 75 Воронеж-Челябинск-Воронеж, назначенного от ФКУ УК УФСИН России по Воронежской области. При приеме Федоровой Е.В. в ФКУ СИЗО-3 России по Челябинской области жалоб и заявлений к администрации следственного изолятора, а также на состояние здоровья от нее не поступало. При сдаче Федоровой Е.В. плановому железнодорожному караулу по маршруту № 75 Воронеж-Челябинск-Воронеж, назначенному от ФКУ УК УФСИН России по Воронежской области, жалоб и заявлений не поступало на условия конвоирования в специальном автомобиле, а также на состояние здоровья.

В соответствии с копией продаттестата от 09.09.2016 года, представленной ФКУ СИЗо-3 России по Челябинской области, лицам, убывающим до станции Воронеж, в том числе Федоровой Е.В. был выдан сухой паек на шесть суток с 11 по 16.09.2016 года.

Федорова Е.В. была обеспечена одежной по сезону, так как на основании ст. 190 Инструкции «Приему для конвоирования не подлежат лица: … одетые не по сезону (с учетом климатических условий по маршруту конвоирования)».

Согласно ответу ФКУ УК УФСИН России по Воронежской области от 05.02.2021 года на запрос суда, Федорова Е.В. следовала в специальном вагоне № 76032 поездом № 382, следующим от станции Челябинск до станции Оренбург», размещалась в малой камере № 8, от станции Оренбург до станции Самара размещалась в малой камере № 7, от станции Самара до станции Саратов размещалась в большой камере № 2, от станции Саратов до станции Воронеж-1 следовала в малой камере № 9. От станции Лиски до станции Воронеж-1 совместно с Федоровой Е.В. в камере № 9 следовала заключенная под стражу аналогичного режима содержания.

Специальный вагон № 76032, в котором осуществлялось конвоирование Федоровой Е.В., был технически исправен, системы отопления, вентиляции и освещения функционировали в штатном режиме, санитарная обработка проведена, заправлен водой и готов к рейсу. Температурный режим соблюдался.

Согласно техническому описанию специального вагона, малая камера имеет нижнюю полку, полку второго яруса и полку третьего яруса для размещения в ней 5 человек. Большая камера имеет 2 нижних полки, 2 полки второго яруса с откидным клапаном и 2 полки третьего яруса для размещения осужденных и лиц заключенных под стражу в количестве 12 человек. Наличие в камерах специального вагона столов, окон и мест для курения технически не предусмотрено.

Специальный вагон № 76032 не был оборудован биотуалетом. Вывод в туалет производился вне санитарных зон и осуществлялся по просьбам конвоируемых лиц в соответствии с п. 229 Инструкции № 199дсп/369дсп.

При следовании в специальном вагоне от станции Челябинск до станции Воронеж-1 жалоб от осужденной Федоровой Е.В. на плохое самочувствие, ненадлежащие санитарные нормы, а также жалоб и заявлений в адрес личного состава караула не поступало.

Федорова Е.В. была обеспечена органом отправителем одежной по сезону и ИРП на весь период конвоирования. Выдача горячей воды для гидратации сублимированной продукции ИРП осуществлялась в соответствии с п. 175 Инструкции № 199дсп/369дсп, выдача питьевой воды осуществлялась по просьбам конвоируемых лиц.

Плановый караул по железнодорожному маршруту № 75 Воронеж-Челябинск наряженный от ФКУ УК УФСИН России по Воронежской области выполнял возложенные на него обязанности по конвоированию осужденных и лиц заключенных под стражу в период с 04.09.2016 года по 16.09.2016 года.

На станции Челябинск 11.09.2016 года Федорова Е.В. была принята для конвоирования плановым караулом по железнодорожному маршруту от встречного караула наряженного ФКУ УК УФСИН России по Челябинской области. В период с 11.09.2016 года по 16.09.2016 года Федорова Е.В. находилась под охраной караула наряженного от ФКУ УК УФСИН России по Воронежской области.

Продовольственные аттестаты и сопроводительные документы были переданы в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Воронежской области дежурному помощнику начальника следственного изолятора (ДПНС). При сдаче Федоровой Е.В. под охрану СИЗО-3 г. Воронеж, жалоб и заявлений в адрес караула, назначенного ФКУ УК УФСИН России по Воронежской области, не поступало.

Согласно ответу ФКУ ОК УФСИН России по Липецкой области от 24.03.2021 года на запрос суда, конвоирование Федоровой Е.В. осуществлялось встречным караулом ФКУ ОК УФСИН России по Липецкой области автомобильным транспортом 17.09.2016 года с железнодорожной станции Липецк от планового караула по железнодорожному маршруту № 22 «Смоленск-Москва-Смоленск-Воронеж»», назначенному ФКУ УК УФСИН России по Смоленской области, следующего в обратный путь в г. Вороне. Время нахождения в пути караула от железнодорожной станции Липецк до ФКУ СИЗО-1 УФСИН (13 км.) составило 30 минут.

Из объяснений начальника караула отделения по конвоированию ФКУ ОК УФСИН капитана внутренней службы ФИО9 следует, что в период нахождения Федоровой Е.В. в специальном автомобиле режим содержания не нарушался, никто не курил. Федорова Е.В. находилась в верхней одежде по сезону, о наличии у нее личных вещей он не помнит. Согласно записям в путевом журнале, квитанция на запрещенные предметы ей не выписывались и запрещенные предметы не изымались. С жалобами и заявлениями, в том числе на состояние здоровья, никто не обращался. Согласно открытой справке по личному делу № 1327 Федорова Е.В. этапом следовать могла.

Таким образом, согласно представленным данным ФКУ УК ГУФСИН России по Иркутской области, ФКУ УК ГУФСИН России по Челябинской области, ФКУ УК УФСИН России по Воронежской области, ФКУ УФСИН России по Липецкой области, Федорова Е.В. на всех участках пути перемещался в камерах спецвагонов с обвиняемыми, число которых не превышало нормы указанные в инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию.

Вывод конвоируемых лиц в туалет в пути следования осуществлялся согласно пункту 229 Инструкции № 199дсп/369дсп.

Спецвагоны были оборудованы системой отопления, освещения и вентиляции.

Наличие столиков для приема пищи и окон в самих камерах спецвагонов, данной инструкцией не предусмотрено.

Отсутствие спальных принадлежностей не является нарушением Инструкции199дсп/369дсп, поскольку действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено предоставление конвоируемым лицам индивидуальных спальных мест и выдача им постельных принадлежностей.

Во время осуществления конвоирования жалоб и заявлений от истца лицам, осуществлявшим проверку несения службы, также не поступало.

Согласно Приказу Министерства юстиции РФ от 26.02.2016 года № 48 (действующий на рассматриваемый период) «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время», при нахождении в пути следования свыше 6 часов время округляется до полных суток. При этом непрерывное питание по настоящим рационам не должно превышать трех суток.

Федорова Е.В. была обеспечена органом отправителем индивидуальным рационом питания на весь путь следования, выдача горячей воды для гидратации ИРП осуществлялось в соответствии с требованиями п. 175 Инструкции 199дсп/369дсп – 3 раза в сутки, выдача питьевой воды осуществлялась по просьбам конвоируемых лиц.

Сведения, представленные суду со стороны ответчика о соблюдении обязательных требований при этапировании истца, отвечают требованиям относимости, допустимости и достоверности.

При таких обстоятельствах довод Федоровой Е.В. о допущенных со стороны ответчиков нарушениях по фактам не соблюдения условий этапирования в спецвагонах в указанный ей период, не нашел своего подтверждения. Перемещение истца в спецвагоне осуществлялось с соблюдением действующих на тот момент нормативных предписаний, доказательств обратного суду не представлено.

Федорова Е.В. также просила взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию морального вреда за нарушение права на уважение частной и семейной жизни, поскольку на протяжении всего периода с 19.09.2016 года по 14.05.2019 года она не имела возможности встречаться со своими близкими родственниками, матерью, сыном и несовершеннолетней дочерью.

Согласно ст. 18 ФЗ от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, может быть предоставлено не более двух свиданий в месяц с родственниками и иными лицами продолжительностью до трех часов каждое.

Свидания с родственниками и иными лицами осуществляются под контролем сотрудников мест содержания под стражей и в случае попытки передачи подозреваемому или обвиняемому запрещенных к хранению и использованию предметов, веществ и продуктов питания либо сведений, которые могут препятствовать установлению истины по уголовному делу или способствовать совершению преступления, прерываются досрочно.

Анализ указанной правовой нормы позволяет сделать вывод об отсутствии оснований для предоставления Федоровой Е.В. длительных свиданий с родственниками. Кроме того, исходя из вышеуказанной нормы права, свидания предоставляются только на основании заявлений подозреваемого или обвиняемого либо, лица прибывшего к нему на свидание, однако доказательств того, что такое заявление родственниками или самим истцом подавалось, и в его удовлетворении было отказано, Федоровой Е.В. не представлено.

Кроме того, неудобства, которые могли возникнуть у Федоровой Е.В. в период ее этапирования и нахождения под стражей в указанный ей период связаны в том числе и с ее обвинением в ряде уголовных преступлений и избрании ей меры пресечения - заключение под стражу, что само по себе ведет к ограничению привычного образа жизни и бытовым неудобствам, связанным с содержанием под стражей.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае отсутствует необходимая совокупность элементов, предусмотренная ст. 1069 ГК РФ, порождающая обязательства по возмещению вреда, в связи с чем, суд полагает, что оснований для компенсации морального вреда не имеется, требования Федоровой Е.В. удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Федоровой Екатерине Владимировне в иске к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Липецкой области, Федеральной службе исполнения наказаний о компенсации морального вреда.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено в соответствии со ст. 108 ГПК РФ - 05.05.2021г.