Административное дело № 2а-247/2024 (2а-6231/2023)
УИД 48RS0001-01-2023-005163-56
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 января 2024 года г. Липецк
Советский районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего Полухина Д.И.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Лаврентьевой Галины Яковлевны к УФНС по Липецкой области о признании незаконными действий, возложении обязанностей, компенсации морального вреда,
установил:
Лаврентьева Г.Я. обратилась с административным иском к УФНС по Липецкой области о признании незаконными действий, возложении обязанностей, компенсации морального вреда. В обоснование своих требований ссылалась на то, что обращалась к ответчику с заявлением с просьбой сообщить сведения об имуществе, находящемся в её собственности, которое числится в налоговых органах. В ответах УФНС от 13.11.2020 г., 07.03.2023 г., 25.04.2023 г. налоговым органом представлена недостоверная информация, а именно отсутствует информация о гараже №19, ряд 9 в ГК «Правобережный», не указана доля в праве собственности машины ВАЗ 2106, не указан размер переплаты после уплаты налога, в то время как в ответе от 20.10.2021 г. № 14-12/13377 сообщена достоверная информация об имуществе, числящемся в налоговом органе. В связи с изложенными обстоятельствами просит суд обязать УФНС России по Липецкой области представить сведения, на основании чего даны ответы от 13.11.2020 г., 07.03.2023 г., 25.04.2023г., отличные от действительных сведений, указанных в ответе от 20.10.2021 г.; представить достоверную информацию об имуществе, находящемся в собственности Лаврентьевой Г.Я., сообщить сумму переплаты после уплаты налога на имущество, взыскать компенсацию морального вреда в размере 500 000 рублей.
На основании п.4 ч.1 ст. 291 и ч.7 ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определением суда от 17 января 2024 года (протокольно) суд перешел к рассмотрению административного дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что оспариваемые решения, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: они не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу п. 2 ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В пункте 4 статьи 85 Налогового кодекса РФ (в редакции, действующей на дату возникновения рассматриваемых правоотношений) установлено, что органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В Российской Федерации в силу статьи 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
По тем же правилам возмещается и причиненный гражданину моральный вред.
Статьей 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме, ее размер определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Как разъяснено в пунктах 12 и 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 года №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ).
Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред (п.12).
Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит компенсации за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования при установлении виновности этих органов власти, их должностных лиц в совершении незаконных действий (бездействии) за исключением случаев, установленных законом.
На основании части первой статьи 151 ГК РФ суд вправе удовлетворить требование о компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.
Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности (п.37).
Как усматривается из материалов дела, административным истцом представлены копии 4 ответов УФНС России по Липецкой области: от 13.11.2020 г. № 16-21/13658, от 20.10.2021 г. №14-12/13377, от 07.03.2023 г. № 13-14/008768, от 25.04.2023 г. № 13-14/015889, подготовленных на обращения Лаврентьевой Г.Я.
При этом оригиналы первых двух ответов (от 13.11.2020 г. № 16-21/13658, от 20.10.2021 г. № 14-12/13377) не представлены, равно как не представлены и сами обращения административного истца, на которые даны названные ответы, а самим административным ответчиком в пояснениях от 20.11.2023 года указано об отсутствии возможности предоставить сведения по двум указанным ответам.
В копии ответа УФНС России по Липецкой области от 13.11.2020 г. № 16-21/13658 (приведено, что он дан на обращение от 20.10.2020 г.) указано о том, что за истцом числятся 6 объектов: жилой дом (398024, Россия, <адрес>), гараж (398020, Россия, <адрес>, гар/потреб. <адрес>), квартира (398050, Россия, <адрес>), автомобиль ВАЗ-2106 № № (398037, <адрес>), земельный участок (398024, Россия, Липецк, <адрес>), объект незавершенного строительства (398037, Россия, <адрес>). Указано также о принятии ИФНС России по Правобережному району г.Липецка решения о зачете № 10410451 от 12.11.2020 на сумму 200 рублей из переплаты по налогу на имущество в транспортный налог.
В копии ответа УФНС России по Липецкой области от 20.10.2021 г. № 14-12/13377 со ссылкой на положения п.4 ст.85 Налогового кодекса РФ указано, что после проведения сверки с Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области и УГИБДД УМВД России по Липецкой области на наличие тех же 6 объектов, что и в копии ответа от 13.11.2020 г. № 16-21/13658, дополнительно приведены даты постановки и снятия с учета, и размер доли в праве на данные объекты. Относительно автомобиля ВАЗ-2106 № № указано об уточнении адреса регистрации транспортного средства и его актуализации в соответствии с пропиской Лаврентьевой Г.Я. по месту жительства, в качестве такового указан: 398050, Россия, <адрес>.
В копии данного ответа также указано также на начисление имущественного налога за 2020 год в сумме 1,0 руб. (приведен расчет налога) на объект незавершенного строительства по адресу: 398037, Россия, г. Липецк, ул. Утренняя, 3. Указано также о предоставлении льготы и неначислении налога на имущество на объекты: гараж (398020, Россия, г. Липецк, <адрес>) и квартиру (398050, Россия, <адрес>). В ответе также указано о начислении транспортного налога за 2020 год в сумме 200 руб. на автомобиль ВАЗ-2106 № № (приведен расчет налога с указанием льготы - пенсионер).
Также в копии данного ответа указано, что поскольку в карточке лицевого счета по налогу на имущество физических лиц у Лаврентьевой Г.Я. числится переплата в сумме 6796,32 руб.(6631,0 руб.+165.32 руб.), то в соответствии с п.2 ст. 52 НК РФ сводное налоговое уведомление на её имя не формировалось. Указано, что 6631,0 руб.- переплата по налогу на имущество, 165,32 руб. - переплата по земельному налогу. Оплата имущественных налогов физических лиц за 2020 год по сроку уплаты 01.12.2021 года произведется из переплаты (6796,32 руб.-1,0 руб.-200,0 руб.) и поэтому, у Лаврентьевой Г.Я. отсутствует обязанность по уплате налогов физических лиц за 2020 год.
После наступления срока оплаты имущественных налогов переплата зафиксируется и будет составлять 6595,32 руб. (165,32 руб. по земельному налогу и 6430,0 руб. по налогу на имущество).
Что касается двух ответов от 07.03.2023 г. № 13-14/008768 и от 25.04.2023 г. № 13-14/015889, то суду представлены надлежащим образом заверенные копии как данных ответов, так и обращений истца, на которые даны названные ответы, а именно обращений от 17.02.2023 г. и 03.04.2023 г. соответственно.
Так в заявлении от 17.02.2023 г. Лаврентьева Г.Я. просила сообщить сведения о её собственности, числящейся в налоговых органах Липецкой области, сумму переплаты после уплаты налога на её имущество, и сумму начисленного на её имущество налога.
В ответе УФНС России по Липецкой области от 07.03.2023 г. № 13-14/008768 на данное заявление указано, что согласно данным, имеющимся в налоговом органе, за истцом числится имущество: земельный участок с кадастровым номером №, находящийся по адресу: Липецкая обл., <адрес>; квартира с кадастровым номером № находящаяся по адресу: Липецкая обл. Липецк г., <адрес>; гараж с кадастровым номером №, находящийся по адресу: Липецкая обл., Липецк г., <адрес> объект незавершенного строительства с кадастровым номером №, находящийся по адресу: Липецкая обл. Липецк <адрес><адрес> доли в праве 1/2; транспортное средство марки «ВАЗ-2106» Гос. per. знак №
Согласно п.п. 10 ст. 407 Налогового кодекса Российской Федерации, истцу предоставлена льгота по категории «Пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством» с 05.02.2001 года.
Поскольку льгота предоставляется на каждый вид объекта недвижимости, Лаврентьевой Г.Я. предоставлена льгота на следующее имущество: квартира с кадастровым номером №, находящаяся по адресу: Липецкая обл. Липецк <адрес>; гараж с кадастровым номером №, находящийся по адресу: Липецкая обл., Липецк г., <адрес>.
Сумма налога на имущество, начисленная за 2019-2021 годы, была уменьшена на 1067,00 рублей.
На объект собственности незавершенного строительства с кадастровым номером 48:20:0037304:160 был начислен налог на имущество за 2019-2021 годы в размере 3,00 рублей. Всего сумма к уплате, с учетом льготы, составила 3,00 рубля.
Задолженность по налогу на имущество на 07.03.2023 отсутствует, переплата по налогу составила 6394,32 рубля.
Согласно п.п. 8 п.5 ст. 391 Налогового кодекса РФ истцу предоставлена льгота по категории «Пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством» с 05.02.2001 года. Налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков. Вышеуказанная льгота предоставлена истцу на земельный участок с кадастровым номером №. Сумма земельного налога за 2020 - 2021 годы была уменьшена на 1685,73 рубля.
Задолженность по земельному налогу на 07.03.2023 года отсутствует, переплата отсутствует.
Согласно ст.7 Закона Липецкой области от 25.11.2002 N 20-03 «О транспортном налоге в Липецкой области», Вам предоставлена льгота по категории «Пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством» с 05.02.2001 года. Налоговые ставки транспортного налога для вышеуказанной категории граждан в отношении легковых автомобилей устанавливаются в размере: до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 2,5 рубля с каждой лошадиной силы; свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно - 7 рублей с каждой лошадиной силы. Вышеуказанная льгота предоставлена на автомобиль марки «ВАЗ-2106» гос. per. знак №, мощность 80 л.с. Сумма транспортного налога за 2020-2021 годы была уменьшена на 3000,00 рублей. Сумма к уплате составила 600,00 рублей.
Задолженность по транспортному налогу на 07.03.2023 года отсутствует, переплата отсутствует.
В заявлении от 03.04.2023 г. истцом указано на несогласие с ответом от 07.03.2023 г. № 13-14/008768 в связи с наличием недостоверной информации об имуществе истца, завышении суммы транспортного налога и отсутствием сведений о переплате. Указано, что в ответе от 20.10.2021 г. № 14-12/13377 ей сообщено о сумме переплаты 655,32 руб. Просила предоставить достоверные сведения о её имуществе на настоящее время.
В ответе УФНС России по Липецкой области от 25.04.2023 г. № 13-14/015889 на данное заявление указано, что согласно данным, имеющимся в налоговом органе, за Лаврентьевой Г.Я. числится имущество: квартира с кадастровым номером №, находящаяся по адресу: <адрес> Липецк г., <адрес> Размер доли в праве 1/4; объект незавершенного строительства с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес>, Липецк, <адрес>, ул<адрес>. Размер доли в праве ?; транспортное средство марки «ВАЗ-2106» гос. per. знак №; транспортное средство «Автоприцеп 8129» гос. per. знак АА2184.
Согласно п.п. 10 ст. 407 Налогового кодекса РФ, истцу предоставлена льгота по категории «Пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством» с 05.02.2001 года.
Поскольку льгота предоставляется на каждый вид объекта недвижимости, истцу предоставлена льгота на следующее имущество: квартира с кадастровым номером №, находящаяся по адресу: Липецкая обл. Липецк г., Плеханова ул.,59, 26. Размер доли в праве 1/4. Сумма налога на имущество, начисленная за 2019-2021 годы, была уменьшена на 1067,00 рублей.
На объект собственности незавершенного строительства с кадастровым номером № был начислен налог на имущество за 2019-2021 годы в размере 3,00 рублей.
Сумма к уплате, с учетом льготы, составила 3,00 рубля.
Задолженность по налогу на имущество на 25.04.2023 года отсутствует.
Согласно ст.7 Закона Липецкой области от 25.11.2002 № 20-03 «О транспортном налоге в Липецкой области», истцу предоставлена льгота по категории «Пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством» с 05.02.2001 года. Налоговые ставки транспортного налога для вышеуказанной категории граждан в отношении легковых автомобилей устанавливаются в размере: до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 2,5 рубля с каждой лошадиной силы; свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно - 7 рублей с каждой лошадиной силы.
Вышеуказанная льгота предоставлена на автомобиль марки «ВАЗ-2106» гос. per. знак №, мощность 80 л.<адрес> транспортного налога за 2019 год составила 1200,00 рублей, льготируемая сумма налога составила 1000,00 рублей, сумма к уплате составила 200,00 рублей. Сумма транспортного налога за 2020 год составила 1200,00 рублей, льготируемая сумма налога составила 1000,00 рублей, сумма к уплате составила 200,00 рублей. Сумма транспортного налога за 2021 год составила 1200,00 рублей, льготируемая сумма налога составила 1000,00 рублей, сумма к уплате составила 200,00 рублей. Таким образом, за 2019-2021 годы сумма налога была уменьшена на 3000,00 рублей, сумма налога к уплате составила 600,00 рублей.
Задолженность по транспортному налогу на 25.04.2023 года отсутствует, переплата отсутствует.
Исходя из представленных УФНС по Липецкой области письменных объяснений и документов, за Лаврентьевой Г.Я. (ИНН №) по состоянию на 20.09.2023 г. числилась переплата по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 6 394.32 руб.
Указанная переплата нашла свое отражение в ЕНС налогоплательщика в разделе «Переплата свыше 3 лет» и не участвует в формировании сальдо налогоплательщика.
С введением с 01.01.2023 института Единого налогового счета согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ начальное сальдо ЕНС формировалось на 1 января 2023 г. на основании сведений, имеющихся по состоянию на 31 декабря 2022 г. у налоговых органов: о суммах неисполненных обязанностей по уплате налогов, авансовых платежей, госпошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных НК РФ процентов; суммах излишне уплаченных и излишне взысканных налогов, авансовых платежей, госпошлины, в отношении уплаты которой выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных НК РФ процентов; суммах денежных средств, перечисленных в качестве ЕНП организации, ИП и не зачтенных в счет исполнения соответствующей обязанности.
При этом, переплата по налогом, сборам, пеням и штрафным санкциям, числящаяся за налогоплательщиком и образовавшаяся за период свыше 3-х лет, на 01.01.2023 не включалась в сальдо ЕНС.
Переплата у Лаврентьевой Г.Я. (ИНН №) по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, образовалась за счет того, что 06.08.2018 г. Советским районным отделом УФССП по Липецкой области в адрес налогового органа были перечислены денежные средства в размере 3 776.00 руб., а также 26.09.2018 г. в КРСБ налогоплательщика по данному налогу было проведено уменьшение ранее исчисленного налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 4 062,00 руб. за 2016 г. (срок уплаты налога был 01.12.2017). При этом налогоплательщиком 03.11.2017 по начислениям за 2016 год своевременно была произведена оплата в размере 4 999.00 руб.
За налогоплательщиком по состоянию на 01.11.2018 образовалась переплата по налогу в размере 7 838.00 руб.
Сумма указанной переплаты учлась в счет оплаты исчисленного налога за 2017 год (срок уплаты 03.12.2018) в сумме 1005.00 руб., за 2018 год в размере 1.00 руб. (срок уплаты 02.12.2019); за 2019 год в размере 1.00 руб. (срок уплаты 02.12.2020); за 2020 год в размере 1.00 руб. (срок уплаты 01.12.2021).
Кроме того, на основании пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса РФ, в автоматическом режиме в пользу налогоплательщика были произведены зачёты суммы переплаты в счёт уплаты исчисленных сумм транспортного налога с физических лиц на дату формирования налоговых уведомлений, без учёта периода возникновения данной переплаты:
14.10.2021 г. в счет исчисленного налога за 2020 года (срок уплаты 01.12.2021) в размере 35.68 руб.;
19.06.2022 г. в счет исчисленного налога за 2021 года (срок уплаты 01.12.2022) в размере 200.00 руб.
Также 13.11.2020 г. налоговым органом было принято решение о зачете переплаты по налогу в счет предстоящих начисления за 2019 год (срок уплаты 01.12.2020) по транспортному с физических лиц в размере 200.00 руб.
За налогоплательщиком по состоянию на 01.01.2023 г. образовалась переплата по налогу на имущество в размере 6394,32 руб.
06.04.2023 года был сформирован запрос в Росреестр на предоставление «Выписки о правах субъекта на объекты собственности территории».
06.04.2023 года от Росреестра поступила Выписка из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся у истца объекты недвижимости, по состоянию на 06.04.2023 года за налогоплательщиком числится объекты недвижимости по адресу: <адрес>.
Указано, что если квартира приобретена до 31 января 1998 года и документы оформлены в соответствии с порядком, действовавшим на момент заключения договора, то есть договор зарегистрирован в БТИ, то данные права не требуют перерегистрации в Росреестре. Данные по квартире, находящуюся по адресу: <адрес>, с датой регистрации владения ДД.ММ.ГГГГ.
Данные по квартире по адресу: <адрес> были получены налоговым органом от БТИ и внесены в информационный ресурс. В Росреестре данная квартира не числится за налогоплательщиком.
Согласно информации, изложенной в п.6-6.2 письма ФНС России от 03.10.2023 № БВ-4-9/12603@ принято решение о восстановлении переплаты свыше 3-х лет в сальдо ЕНС на 01.01.2023 г. в сумме 6394,32 руб.
По состоянию на 17.11.2023 г. документ о восстановлении утвержден и находится на стадии «исполнения». После отражения данных в сальдо ЕНС плательщика в соответствии с п. 8 ст. 78 НК РФ, сумма 201,00 руб. будет учтена в счет предстоящего исполнения обязанности по сроку 01.12.2023 г. по уплате имущественных налогов.
Остаток восстановленной суммы налоговый орган считает целесообразным оставить в счет исполнения обязанностей будущих периодов.
Однако, при наличии положительного сальдо ЕНС в соответствии со ст. 78 НК РФ налогоплательщик имеет право представить заявление о распоряжении суммой денежных средств, формирующих положительное сальдо ЕНС, или в соответствии со статьей 79 НК РФ распорядиться суммой денежных средств путем возврата.
Указано также, что меры взыскания согласно ст. 48 Налогового кодекса РФ по отношению к Лаврентьевой Г.Я. не применялись.
Исходя из представленных сторонами доказательств суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно заявленным требованиям, само по себе наличие перечисленных в исковом заявлении сведений в ответе от 07.03.2023 г. № 13-14/008768, которые вызвали вопросы у административного истца и послужили основанием для очередного обращения в налоговый орган 03.04.2023 года; получение ответа от 25.04.2023 года, в котором отсутствуют сведения о нахождении в собственности Лаврентьевой Г.Я. гаража, о доле в праве на автомобиль, о размере переплаты после уплаты налога на имущество; принятие истцом за достоверность сведений, указанных в ответе от 20.10.2021 г. № 14-12/13377, еще не свидетельствует о нарушении требований закона и прав административного истца.
Представляемые истцу сведения налоговым органом направлялись и получены последним от уполномоченными органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (Росреестр), а также от органов (организации, должностные лица), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств (ГИБДД).
Налоговые органы в силу ст. 30 Налогового кодекса РФ составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.
Права и обязанности налоговых органов и их должностных лиц перечислены в статьях 31, 32, 33 Налогового кодекса РФ.
Оснований считать, что налоговый орган действовал вопреки и с нарушением названных норм права, не имеется.
Поскольку именно Единый государственный реестр недвижимости служит источником информации о юридических фактах, которые признаются в качестве подтверждающих возникновение налоговой обязанности применительно к имущественному, в том числе, и земельному налогообложению, то относительно установления сведений о принадлежности имущества уполномоченным органом является Росреестр и его территориальные органы.
Что касается транспортных средств, то представление сведений относительно них относится к компетенции органов ГИБДД и его территориальных органов.
Именно на данных органах в силу положений п.4 ст.85 Налогового кодекса РФ лежит обязанность сообщать в налоговые органы имеющиеся у них сведения о зарегистрированных недвижимом имуществе и транспортных средствах.
Налоговый орган, как справедливо отмечено в поданных суду пояснениях, не является первоисточником сведений, указанных в п.4 ст.85 Налогового кодекса РФ.
Лаврентьева Г.Я. не лишена возможности при необходимости обратиться в указанные органы для получения сведений о принадлежащем ей имуществе.
Кроме того, данными сведениями (о наличии/отсутствии зарегистрированных прав на объекты недвижимости) создания Росреестра, т.е. до 1998 года обладало и ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация».
Иные сведения, истребуемые истцом (исходя из содержания двух представленных вышеуказанных заявлений), сообщались УФНС России по Липецкой области в адрес Лаврентьевой Г.Я. в полном объеме.
Оснований считать, что 4 представленных ответа даны с нарушением каких-либо норм закона, ими нарушены какие-либо права административного истца, не усматривается.
В силу части 9 статьи 226 КАС РФ и, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет в числе прочего нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1).
Согласно части 11 той же статьи обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд…
Доказательств нарушения своих прав и свобод стороной административного истца не представлено.
Совокупность таких условий, как несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение этим решением прав и свобод административного истца, судом не установлена.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что основные требования административного истца не подлежат удовлетворению.
В связи с вышеизложенным, отсутствуют оснований и для удовлетворения производных от основных требований о возложении обязанностей представить достоверную информацию об имуществе, находящемся в собственности Лаврентьевой Г.Я., сообщить сумму переплаты после уплаты налога на имущество, а также и о компенсации морального вреда в размере 500 000 рублей, кроме того, и ввиду отсутствия доказательств нарушения личных неимущественных прав административного истца либо посягательства на принадлежащие ей нематериальные блага.
Основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют в связи и с установленным пропуском Лаврентьевой Г.Я. срока на обращение в суд в отсутствие уважительных на то причин.
Как указано в части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии с частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Административный иск подан нарочно в приемную суда 10 августа 2023 года, то есть со значительным пропуском трехмесячного срока обращения в суд. Доказательств пропуска срока обращения в суд по уважительной причине истцом не представлено.
Указанное основание является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
отказать Лаврентьевой Галине Яковлевне в удовлетворении административного искового заявления к УФНС по Липецкой области о признании незаконными действий, возложении обязанностей, компенсации морального вреда.
Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий Д.И. Полухин
Решение в окончательной форме изготовлено 31 января 2024 г.