НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область) от 12.02.2019 № 2А-718/19

Дело № 2а-718/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 февраля 2019г. город Липецк

Советский районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего судьи Животиковой А.В.,

при секретаре Боковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Фабричных Дмитрия Валерьевича к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в Липецкой области, Межрайонной ИФНС России № 5 по Липецкой области об отмене транспортного налога, обязании произвести перерасчет налога,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Фабричных Д.В. обратился с административным иском к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Липецкой области об обязании произвести перерасчет, указывая на то, что административному истцу начислен транспортный налог в сумме 3 798 руб., указанный автомобиль находился в аренде, а впоследствии был продан ФИО4, местонахождение ФИО4 в настоящее время не известно, автомобиль не зарегистрирован за новым собственником. Решением Советского районного суда г. Липецка от 01.03.2018г. исковые требования Фабричных Д.В. к ФИО4 о взыскании денежных средств за спорный автомобиль в сумме 41 400 руб. удовлетворены. Поскольку спорный автомобиль ФИО7 принадлежит Фабричных Д.В., административным ответчиком рассчитан транспортный налог. Снять с регистрации данный автомобиль Фабричных Д.В. не может по причине наложения ареста на данный автомобиль. Административный истец просит обязать административного ответчика произвести перерасчет налога и отменить его.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика было привлечено МИФНС № 5 по Липецкой области.

В судебном заседании административный истец Фабричных Д.В. исковые требования к МИФНС № 5 по Липецкой области поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что МИФНС №5 по Липецкой области произвело расчет транспортного налога на автомобиль , который административным истцом продан, однако, данный автомобиль с регистрационного учета не снят административным истцом, по причине наложения ареста на данный автомобиль.

То обстоятельство, что с письменными заявлениями в МИФНС № 5 по Липецкой области не обращался, не оспаривал.

Представитель административного ответчика МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в Липецкой области Венедиктова Ж.А, действующая на основании доверенности, в судебном заседании административный иск не признала, указав, что МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в Липецкой области является ненадлежащим ответчиком, поскольку налог рассчитан МИФНС № 5 по Липецкой области.

Представитель административного ответчика МИФНС № 5 России по Липецкой области Соболева А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административный иск не признала, указав, что административный истец не обращался в досудебном порядке, согласно п. 2 ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации, к ответчику, кроме того, согласно сведениям ГИБДД, спорный автомобиль принадлежит административному истцу, на основании сведений о принадлежности транспортных средств истцу был произведен расчет налога.

Выслушав стороны, исследовав представленные суду доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него
обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Согласно п. 2.1. ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сообщение о наличии объекта налогообложения, указанное в абзаце первом настоящего пункта, не представляется в налоговый орган в случаях, если физическое лицо получало налоговое уведомление об уплате налога в отношении этого объекта или если не получало налоговое уведомление в связи с предоставлением ему налоговой льготы..

В соответствии с ч. З ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 настоящего Кодекса.

В силу п. 1 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации, требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Согласно ч.6 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

При неуплате налога в срок налогоплательщику направляется требование об уплате налога - письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с разделом IX Налогового Кодекса Российской Федерации, транспортный налог относится к региональным налогам. Уплата налога производится в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации по месту нахождения транспортных средств, исчисленная сумма транспортного налога подлежит зачислению в бюджет указанного субъекта Российской Федерации в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации (п.п. 1, 3 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу п. 1 ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Согласно ч. 2 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Согласно ст. 361 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Согласно ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Законом Липецкой области от 25.11.2002 года «О транспортном налоге в Липецкой области» установлен транспортный налог на территории Липецкой области

В соответствии со ст. 6 Закона Липецкой области от 25.11.2002 г. № 20-ОЗ «О транспортном налоге в Липецкой области» (с изменениями и дополнениями) налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну вместимости транспортного средства или единицу транспортного средства в установленных настоящим Законом с 1 января 2010 г. в следующих размерах: на легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил налоговая ставка составляет 15 рублей с каждой лошадиной силы; свыше 100 л.с. до 150 л.с. лошадиных сил - 28 рублей с каждой лошадиной силы; свыше 150 л.с. до 200 л.с. включительно - 50 рублей с каждой лошадиной силы, свыше 200 л.с. до 250 л.с. включительно – 75 руб.с каждой лошадиной силы, свыше 250 л.с. - 150 рублей с каждой лошадиной силы; автобусы с мощностью двигателя до 200 л.с. включительно – 40 руб. с каждой лошадиной, свыше 200 л.с.- 80 руб. с каждой лошадиной силы; грузовые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно - 20 руб.с каждой лошадиной силы, свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно – 32 руб. с каждой лошадиной силы, свыше 150 л.с. до 200 л.с. включительно – 40 руб. с каждой лошадиной силы, свыше 200 л.с. до 250 л.с. включительно – 52 руб. с каждой лошадиной силы; свыше 250 л.с. – 68 руб. с каждой лошадиной силы; катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью до 100 л.с. включительно-20 руб. (с каждой лошадиной силы), свыше 100 л.с. - 40 руб. (с каждой лошадиной силы).

В соответствии со ст. 9 Закона Липецкой области от 25.11.2002 г. № 20-ОЗ «О транспортном налоге в Липецкой области» налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 5 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Согласно ст. 10 Закона Липецкой области от 25.11.2002 г. № 20-ОЗ «О транспортном налоге в Липецкой области» налог полностью зачисляется в областной бюджет.

В силу п. 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Судом установлено, что административный истец Фабричных Дмитрий Валерьевич ДД.ММ.ГГГГ является собственником транспортного средства <данные изъяты> с 04.02.2015г., указанные обстоятельства подтверждаются сведениями ГИБДД от 22.01.2019г., карточкой учета транспортного средства и административным истцом не оспаривались.

Согласно уведомлению от 04.07.2018г Фабричных Д.В. обязан уплатить транспортный налог за 2017г в сумме 3 640 руб. за автомобиль <данные изъяты>

В обоснование заявленных требований административный истец указывает на то, что автомобиль ему не принадлежит, поскольку продан другому лицу, что нашло свое подтверждение в заочном решении Советского районного суда г. Липецка.

Согласно заочному решению Советского районного суда г. Липецка от 01.03.2018г. между Фабричных Д.В. и ФИО4 16.07.2017г. был заключен договор аренды транспортного средства «<данные изъяты> года выпуска, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, с правом последующего выкупа. Выкупная стоимость транспортного средства составила 20000 руб. Договор аренды заключен на срок до 16.09.2017г., согласно акту приема-передачи от 16.07.17г указанное транспортное средство, а также свидетельство о регистрации ТС, страховой полис, ключи и другое были переданы ФИО4 Однако, договор купли-продажи транспортного средства <данные изъяты>.не заключен.

Данным решением исковые требования Фабричных Д.В. к ФИО4 о взыскании денежных средств по договору аренды за период с 16.07.2017г. по 16.09.2017г удовлетворены, в удовлетворении требований о расторжении договора аренды отказано.

Указанное решение вступило в законную силу 24.04.2018г., возбуждено исполнительное производство 10.05.2018г .

Согласно материалам проверки КУСП от 16.08.2017г, (доп.) от 15.12.2017г., 136 (доп) от 16.02.2018г. в возбуждении уголовного дела по заявлению Фабричных Д.В. на основании п.1 ч.1 ст 24 УК РФ отказано, в связи с отсутствием состава преступления, предусмотренные ст.ст. 158,159, 166 УК РФ.

В силу ст. 362 Налогового Кодекса Российской Федерации, налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 14 июня 2012 г. N 03-05-05-04/09 указано, что обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия транспортного средства у налогоплательщика.

На основании пунктов 44 и 45 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001 (действовавшем на момент возникновения спорных правоотношений), снятие с регистрационного учета транспортных средств на основании решений судов об их отчуждении может осуществляться при представлении заявлений должностными лицами, определяемыми решениями судов (пункт 44 Правил регистрации).

Регистрационные действия с транспортными средствами, на которые судами были введены запреты или ограничения по изменению права собственности, могут производиться после представления решений судов об их отчуждении (пункт 45 Правил регистрации).

Поэтому, если по решению суда признана недействительной сделка купли-продажи автомобиля, то данное транспортное средство подлежит налогообложению транспортным налогом до его снятия с регистрации на основании решения суда.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что МИФНС № 5 по Липецкой области обязано было исчислять транспортный налог до снятия спорного транспортного средства с регистрационного учета вне зависимости от факта наличия или отсутствия транспортного средства у налогоплательщика.

Довод административного истца о том, что автомобиль продан, документально не подтвержден.

Довод административного истца, о том, что автомобиль не находится у административного истца, а, следовательно, оснований для взыскания транспортного налога за указанный автомобиль не имеется, основан на неверном толковании норм права.

Судом принимается во внимание довод административного ответчика о том, что он предпринимал меры к снятию автомобиля с регистрационного учета, обращался в МРЭО ГИБДД УМВД по Липецкой области, однако, в снятии с регистрационного учета спорного автомобиля было отказано, поскольку данный автомобиль находился под арестом. При этом, доказательств обращения в МРЭО ГИБДД УМВД по Липецкой области истцом не представлено.

Кроме того, административный истец в судебном заседании не оспаривал то обстоятельство, что с письменными заявлениями в соответствующие органы не обращался.

С учетом данных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что в 2017 году административный истец обязан был уплатить транспортный налог за автомобиль <данные изъяты> правообладателем которого являлся на указанные периоды времени, таким образом, оснований для удовлетворения заявленных требований административного истца об отмене налога и возложении обязанности на административного ответчика МИФНС № 5 по Липецкой области произвести перерасчет налога являются необоснованными и не подлежат удовлетворению, действия данного административного ответчика являются обоснованными.

Административным ответчиком МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам России права административного истца нарушены не были, данный административный ответчик транспортный налог истцу не начислял.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Фабричных Дмитрия Валерьевича к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в Липецкой области, Межрайонной ИФНС России № 5 по Липецкой области об отмене транспортного налога, обязании произвести перерасчет налога отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Решение в окончательной форме принято,

в соответствии с ч.2 ст. 93 КАС РФ, 18.02.2019г.