НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область) от 10.08.2018 № 12-182/18

Дело

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Липецк 10 августа 2018 года

Судья Советского районного суда г. Липецка Губа В.А., рассмотрев жалобу директора ООО «Липецкий завод строительных материалов» (далее ООО «ЛЗСМ») Бербенец Ю.В. на постановление заместителя главного государственного инспектора г. Липецка по пожарному надзору Зыбина П.В. от 29.05.2018г. по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении должностного лица Бербенец Ю.В.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Липецка по пожарном надзору Зыбина П.В. от 29.05.2018г. должностное лицо — директор ООО «Липецкий завод строительных материалов» Бербенец Ю.В. признана виновной по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 6 000 руб. По факту того, что в ТРЦ «Европа» по адресу: г. Липецк, ул. Советская, д. 66, собственником которого является ООО «ЛЗСМ», Обществом организована коммерческая деятельность. По вышеуказанному адресу в ходе проверки 27.03.2018г. выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в том числе, доступ к пожарным кранам на 1-м этаже и ПК на момент проверки был ограничен (заставлен мебелью); не было обеспечено исправное состояние системы внутреннего пожарного водопровода с минимальным расходом воды на внутреннее пожаротушение не менее 2,5 л/с; при входе в лестничную клетку на путях эвакуации в районе фудкорта допущена отделка горючими материалами (фанерой); лестничные площадки, ведущие через торговые залы «Спортмастер» и «Детский мир» выполнены без соответствующего предела огнестойкости (оконное пространство не заполнено противопожарными окнами с пределами огнестойкости Е60); часть помещений зданий не оборудована системой автоматического пожаротушения; часть кабельных линий электропроводки систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей выполнены не в огнезащитном исполнении, обеспечивающем работоспособность в условиях пожара в течение времени необходимом для выполнения их функции и эвакуации людей в безопасную зону; звуковые сигналы СОУЭ не обеспечивают общий уровень звука, уровень звука постоянного шума вместе со всеми сигналами, производимыми оповещателями, не менее 75дБА; электро-магнитные запорные устройства на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность открывания от командного импульса системы автоматической пожарной сигнализации, кроме того, на некоторых дверях эвакуационных выходов имеются запорные устройства, открывающиеся с использованием ключа; на 2-м этаже на путях эвакуации, ведущих к эвакуационным лестничным клеткам (входы в магазины «Детский мир», «Спорт Мастер», «Медиа Маркет») установлены подъемно-отпускные двери, в нарушении п. 36 ППР РФ; на 1-2 этажах здания перегородки коридорной системы, отделяющей помещение от коридоров, выполнены не на всю высоту между перекрытиями с пределом огнестойкости не ниже Е115; в местах противопожарных разрывов расположены предметы мебели, торговые павильоны, выполненные из горючих материалов, а также здания ТРЦ не разделено на пожарные секции площадью не более 6000 кв.м., расстояние от здания ТРЦ «Европа» до парковки не соответствует требуемому; эвакуация из помещений в лестничные клетки на 2-м этаже центра осуществляется через торговые залы, а не через коридоры, ведущие в лестничные клетки; лестницы, служащие для эвакуации людей из обеденного зала в кафе быстрого питания, не выполнены в противодымном исполнении; в помещении центрального пункта управления системной пожарной защиты здания отсутствует естественное освещение; помещение центрального пункта управления системой противопожарной защиты здания не выделено ограждающими конструкциями с пределом огнестойкости не менее RЕI60; на объекте не создана добровольная пожарная дружина в количестве 10 человек с наличием двух переносных мотопомп.

Не согласившись с вышеуказанными постановлением директор ООО «ЛЗСМ» Бербенец Ю.В. просила постановление отменить, производство по делу прекратить. Сослалась на то, что в постановлении не описана вина должностного лица. Полагает, что в ходе проверки нарушений не установлены сведений о причине их образования и причинно-следственной связи между действиями (без действиями) должностного лица и наступившими последствиями, не выяснен вопрос о возможности соблюдения нарушенных правил и норм, а также принятия всех мер должностным лицом по их соблюдению. Обратила внимание на то, что 07.04.2017г. ответственным за обеспечение выполнения требований пожарной безопасности, обеспечения подразделений первичными средствами пожаротушения, разработку и организацию мероприятий по пожарной безопасности в подразделениях ООО «ЛЗСМ» назначен специалист по охране труда ФИО3

Заявитель Бербенец Ю.В. доводы жалобы поддержала в полном объеме.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

В силу части 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Исходя из статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

ООО «ЛЗСМ» является юридическим лицом с 10.12.1999г. В соответствии с уставом Общество обладает универсальной правоспособностью, может заниматься любыми не запрещенными видами деятельности.

ООО «ЛЗСМ» является собственником недвижимого имущества: помещение и помещение , расположенные по адресу: г. Липецк ул. Советская, д. 66.

Директором ООО «ЛЗСМ» является Бербенец Ю.В.

Заместитель главного государственного инспектора г. Липецка по пожарному надзору, в ходе рассмотрения административного дела, пришел к выводу о том, что директор «ЛЗСМ» совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, поскольку ходе проверки установлены нарушения требования пожарной безопасности: доступ к пожарным кранам на 1-м этаже и ПК на момент проверки был ограничен (заставлен мебелью); не было обеспечено исправное состояние системы внутреннего пожарного водопровода с минимальным расходом воды на внутреннее пожаротушение не менее 2,5 л/с; при входе в лестничную клетку на путях эвакуации в районе фудкорта допущена отделка горючими материалами (фанерой); лестничные площадки, ведущие через торговые залы «Спортмастер» и «Детский мир» выполнены без соответствующего предела огнестойкости (оконное пространство не заполнено противопожарными окнами с пределами огнестойкости Е60); часть помещений зданий не оборудована системой автоматического пожаротушения; часть кабельных линий электропроводки систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей выполнены не в огнезащитном исполнении, обеспечивающем работоспособность в условиях пожара в течение времени необходимом для выполнения их функции и эвакуации людей в безопасную зону; звуковые сигналы СОУЭ не обеспечивают общий уровень звука, уровень звука постоянного шума вместе со всеми сигналами, производимыми оповещателями, не менее 75дБА; электро-магнитные запорные устройства на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность открывания от командного импульса системы автоматической пожарной сигнализации, кроме того, на некоторых дверях эвакуационных выходов имеются запорные устройства, открывающиеся с использованием ключа; на 2-м этаже на путях эвакуации, ведущих к эвакуационным лестничным клеткам (входы в магазины «Детский мир», «Спорт Мастер», «Медиа Маркет») установлены подъемно-отпускные двери, в нарушении п. 36 ППР РФ; на 1-2 этажах здания перегородки коридорной системы, отделяющей помещение от коридоров, выполнены не на всю высоту между перекрытиями с пределом огнестойкости не ниже Е115; в местах противопожарных разрывов расположены предметы мебели, торговые павильоны, выполненные из горючих материалов, а также здания ТРЦ не разделено на пожарные секции площадью не более 6000 кв.м., расстояние от здания ТРЦ «Европа» до парковки не соответствует требуемому; эвакуация из помещений в лестничные клетки на 2-м этаже центра осуществляется через торговые залы, а не через коридоры, ведущие в лестничные клетки; лестницы, служащие для эвакуации людей из обеденного зала в кафе быстрого питания, не выполнены в противодымном исполнении; в помещении центрального пункта управления системной пожарной защиты здания отсутствует естественное освещение; помещение центрального пункта управления системой противопожарной защиты здания не выделено ограждающими конструкциями с пределом огнестойкости не менее RЕI60; на объекте не создана добровольная пожарная дружина в количестве 10 человек с наличием двух переносных мотопомп.

Вместе с тем с такими выводами согласиться нельзя, поскольку они не основаны на материалах дела.

В соответствии с общими положениями Правил о противопожарном режиме (пункт 4), руководитель организации назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте.

В силу абзаца 6 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

В данном случае, должностному лицу административного органа следовало исходить из положений ст. 2.4 КоАП РФ, определяющих, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением, либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из примечаний к ст. 2.4 КоАП РФ следует, что под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Из представленных в суд доказательств следует, что в ООО «ЛЗСМ» имеется должностное лицо ответственное за соблюдение требований пожарной безопасности, назначенное руководителем Общества.

Специалистом по охране труда в ООО «ЛЗСМ» является ФИО4 В соответствии с должностной инструкцией, утвержденной 26.11.2015г. специалист по охране труда обязан осуществлять контроль за соблюдением в подразделениях Общества законодательных и иных нормативных правовых актов по пожарной безопасности; контролировать соблюдение соответствия правилам и нормам по охране труда, производственной санитарии и пожарной безопасности в торгово-развлекательном центре «Европа» (далее на Объекте); осуществлять надзор по пожарной безопасности, включая помещение арендаторов; обеспечивать проведение регулярных противопожарных учений на Объекте с участием арендаторов, подрядных организаций, сотрудников Общества; обеспечивать своевременные пожарно-технические обследования Объекта, противопожарного оборудования и средств пожаротушения на предмет соблюдения мер, а также норм и правил пожарной безопасности, обеспечивать принятие немедленных мер к устранению обнаруженных недостатков, которые могут привести к пожару; взаимодействовать с различными городскими и федеральными службами, государственными органами и проверяющими организациями, включая пожарный надзор, обеспечивать выполнения требований законодательства и нормативных актов; осуществлять контроль и введение соответствующей документации по проведению своевременных проверок противопожарного оборудования на Объекте, включая помещения арендаторов; проведения для всех сотрудников арендаторов и Объекта регулярных тренингов/инструктажа по мерам пожарной безопасности, пожарных учений и учений эвакуации; контролировать наличие во всех помещениях, включая помещения арендаторов, правил пожарной эвакуации и планов пожарной эвакуации и ознакомление с ними сотрудников Общества и арендаторов; незамедлительно сообщать руководителям Общества обо всех событиях, увеличивающих риск возникновения аварийных ситуаций на Объекте; контролировать соблюдение правил и норм пожарной безопасности работников Общества (3.13, 3.24, 3.26, 3.29, 3.34, 3.36, 3.48, 3.49, 3.55, 3.57).

С должностной инструкцией ФИО4 был ознакомлен под роспись 01.12.2015г.

В соответствии с приказом директора ООО «ЛЗСМ» Бербенец Ю.В. от 07.04.2017г. специалист по охране труда ФИО3, назначен на должность ответственного за обеспечение выполнения требований пожарной безопасности, организации своевременного обучения сотрудников пожарно-техническому минимуму, обеспечения подразделений первичными средствами пожаротушения, разработку и организацию мероприятий по пожарной безопасности в подразделениях ООО «ЛЗСМ». Данный приказ никем не оспорен и в установленном законом порядке незаконным и недействительным не признан.

Также между ООО «ЛЗМС» и ООО «Ковач-С» заключен договор на техническое обслуживание систем пожарной сигнализации и системы пожаротушения на срок с 08.10.2016г. по 08.10.2017г., затем срок договора был продлен по 07.10.2018г.

Коль скоро в ООО «ЛЗСМ» имелось лицо, в установленном порядке назначенное руководителем ответственным за обеспечение пожарной безопасности, то вывод должностного лица о том, что директор ООО «ЛЗСМ» является надлежащим субъектом состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, является ошибочным.

В данном случае исключается ответственность специалиста по охране труда ФИО4 за несоблюдение требований пожарной безопасности при наличии лица, в установленном порядке назначенного ответственным за обеспечение пожарной безопасности.

Таким образом, материалы настоящего дела об административном правонарушении не содержат доказательств совершения директором ООО «ЛЗСМ» Бербенец Ю.В. административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ судья принимает решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9 и 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При указанных обстоятельствах, постановление должностного лица подлежат отмене, а производство по делу - прекращению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление заместителя главного государственного инспектора г. Липецка по пожарному надзору Зыбина П.В. от 29.05.2018г. по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении должностного лица Бербенец Ю.В. – отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение 10 дней.

Судья Губа В.А.

Мотивированное решение изготовлено 25.07.2018г.