Административное дело № 2а-3557/2022
УИД 48RS0001-01-2022-002616-18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 сентября 2022 года г. Липецк
Советский районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего Полухина Д.И.,
при секретаре Волокитиной А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Липецкой области к Подколзину Александру Николаевичу о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Липецкой области (далее – МИФНС № 6 по Липецкой области, инспекция, налоговый орган, административный истец) обратилась с административным иском, в котором просила взыскать с Подколзина А.Н. с учетом частичного погашения долга недоимку по транспортному налогу за 2018, 2019, 2020 годы в размере 629 668 руб. и пени за период с 2 декабря 2021 года по 20 декабря 2021 года в размере 1 724 руб. 87 коп., ссылаясь на то, что Подколзину А.Н. направлялись налоговые уведомления и требование об уплате налога, однако недоимка в полном объеме уплачена не была.
Стороны в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) (здесь и далее в редакции на дату возникновения обязанности) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно статье 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1).
В соответствии со статьей 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3).
Как указано в статье 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (пункт 2). Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4).
Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении (пункт 6 статьи 58 НК РФ).
Согласно пунктам 2, 4 и 6 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налога является пени (пункт 1 статьи 72 НК РФ).
В силу статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов… Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.
В силу положений статьи 356 НК РФ транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.
Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (статья 357 НК РФ).
Согласно статье 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 359 НК РФ в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта) налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству (пункт 2 этой же статьи).
Пунктом 1 статьи 360 НК РФ предусмотрено, что налоговым периодом признается календарный год.
В силу п.2 ст.362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками-организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.
Исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента:
2 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет…
Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей для целей настоящей главы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли. Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей, подлежащий применению в очередном налоговом периоде, размещается не позднее 1 марта очередного налогового периода на официальном сайте указанного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Как указано в пункте 1 статьи 363 НК РФ, налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Ставки транспортного налога на территории Липецкой области установлены Законом Липецкой области от 25 ноября 2002 года № 20-ОЗ «О транспортном налоге в Липецкой области».
Так, согласно данному закону налоговая ставка для автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно составляет 50 руб., свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) включительно составляет 150 руб.; для автомобилей грузовых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) составляет 85 руб.
Как усматривается из материалов дела, Подколзин А.Н. является плательщиком транспортного налога, поскольку за административным ответчиком значатся (значились) зарегистрированными следующие транспортные средства:
- с 2 сентября 2011 года по настоящее время – автомобиль грузовой ДАФ-XF 105 460, гос.рег.знак №, с мощностью двигателя 460 л.с. (далее – ТС № 1);
- с 5 июля 2012 года по настоящее время – автомобиль грузовой ДАФ-647511, гос.рег.знак №, с мощностью двигателя 460 л.с. (далее – ТС № 2);
- с 16 октября 2013 года по настоящее время – автомобиль грузовой 549110, гос.рег.знак №, с мощностью двигателя 460 л.с. (далее – ТС № 3);
- с 16 октября 2013 года по настоящее время – автомобиль грузовой 549110, гос.рег.знак №, с мощностью двигателя 460 л.с. (далее – ТС № 4);
- с 12 апреля 2014 года по настоящее время – автомобиль легковой BMW-X5, гос.рег.знак №, с мощностью двигателя 306 л.с. (далее – ТС № 5);
- с 12 января 2018 года по настоящее время – автомобиль грузовой ДАФ 105.460XF, гос.рег.знак №, с мощностью двигателя 462 л.с. (далее – ТС № 6);
- с 31 июля 2018 года по 17 августа 2018 года – автомобиль легковой Тойота Ленд Крузер 150 (Прадо), гос.рег.знак №, с мощностью двигателя 177 л.с. (далее – ТС № 7);
- с 25 февраля 2012 года по 16 января 2020 года – автомобиль грузовой 691220, гос. рег.знак №, с мощностью двигателя 440 л.с. (далее – ТС № 8);
- с 11 августа 2018 года по настоящее время – автомобиль легковой Lexus LX450D, 2018 года выпуска, гос. рег. знак № с мощностью двигателя 272,1 л.с. (далее – ТС №).
За 2018 г. административному ответчику был начислен транспортный налог в общей сумме 277 724 руб., за 2019 год – 360 600 руб., за 2020 год – 326 317 руб., всего на сумму 964 641 руб.
Из данных сумм начислено за 2018 – 2020 годы – за каждый из указанных годов на ТС № 1 - 39 100 руб. (расчет налога: 460 л.с. х 85 руб.), аналогичный расчет и по ТС № 2, ТС № 3 и ТС № 4; за ТС №5 – 45 900 рублей за каждый из данных годов (расчет налога: 306 л.с. х 150 руб.).
За ТС № 6 налог за 2018 год составил 3 273 руб. (расчет: 462 л.с. х 85 руб. х 1 мес./12 мес.), за 2019 – 2020 годы составил 39 270 руб. за каждый год (расчет: 462 л.с. х 85 руб.).
За ТС № 7 налог начислен только за 2018 год и составил 738 руб. (расчет: 177 л.с. х 50 руб. х 1 мес./12 мес.).
За ТС № 8 налог за 2018-2019 годы составил по 37 400 руб. за каждый год (расчет: 440 л.с. х 85 руб.), за 2020 год – 3 117 руб. (расчет: 440 л.с. х 85 руб. х 1 мес. / 12 мес.).
За ТС № 9 налог за 2018 год составил с учетом повышающего коэффициента «2» (поскольку данный автомобиль административного ответчика входит в утвержденные Минпромторгом России перечни легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей, подлежащие применению в очередном налоговом периоде (2018-2020 годы)) - 34 013 руб. (расчет: 272,1 л.с. х 150 руб. х коэфф. «2» х 5 мес./12 мес.), за 2019 и 2020 годы составил 81 630 руб. за каждый год (расчет: 272,1 л.с. х 150 руб. х коэфф. «2»).
15 февраля 2021 года административному ответчику направлено налоговое уведомление № от 9 февраля 2021 года об уплате транспортного налога за 2018-2019 годы в сумме 638 324 руб. со сроком уплаты – не позднее 1 декабря 2021 года.
В период с 5 марта по 12 апреля 2021 года был уплачен транспортный налог за налоговый период 2018 года на сумму 207 443 руб.
8 октября 2021 года административному ответчику направлено налоговое уведомление № от 1 сентября 2021 года об уплате транспортного налога за 2020 год в сумме 326 317 руб. со сроком уплаты – не позднее 1 декабря 2021 года.
11 ноября 2021 года Подколзиным А.Н. также оплачено 127 530 руб., что было зачтено в счет погашения задолженности по транспортному налогу за 2019 год в связи с неотражением в платежных поручениях периода, за который осуществлен платеж.
Таким образом, общая сумма уплаченного транспортного налога составила 334 973 руб., неисполненной осталось сумма транспортного налога в размере 70 281 руб. (за 2018 год), 360 600 руб. (за 2019 год) и 198 787 руб. (за 2020 год), а всего – 629 668 руб.
В связи с неуплатой в установленный срок названной оставшейся недоимки по транспортному налогу, 24 декабря 2021 года Подколзину А.Н. было направлено требование №59479 по состоянию на 21 декабря 2021 года об уплате транспортного налога в сумме 629 668 руб. и пени 1 724 руб. 87 коп., начисленной за период с 2 декабря 2021 года по 20 декабря 2021 года. Срок исполнения требования установлен до 18 января 2022 года.
Факт направления налоговых уведомлений № и №, а также требования № и получения их адресатом 17 февраля 2021 года 18 октября 2021 года и 28 декабря 2021 года соответственно, подтверждается списками заказной корреспонденции и сведениями с сайта почтовой службы.
Материалами дела подтверждается, что 11 апреля 2022 года мировым судьей судебного участка № 19 Советского судебного района г. Липецка вынесен судебный приказ о взыскании с Подколзина А.Н. транспортного налога и пени, который 22 апреля 2022 года был отменен в связи с поступившими от должника возражениями.
Посредством почтовой связи 16 мая 2022 года, т.е. с соблюдением установленного законом срока, налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском.
Таким образом, административным истцом был соблюден предусмотренный налоговым законодательством порядок взыскания налога, а у налогоплательщика Подколзина А.Н. возникла обязанность по уплате вышеуказанного налога.
С учетом изложенного суд считает, что налоговый орган правомерно начислил административному ответчику и пени ввиду неуплаты им налога.
В связи с вышеназванными обстоятельствами, суд приходит к выводу, что задолженность Подколзина А.Н. по транспортному налогу за 2018-2020 годы составляет 629 668 руб., а по пени за период с 2 декабря 2021 года по 20 декабря 2021 года - 1 724 руб. 87 коп.
Порядок взыскания данных пени подтвержден документально, расчеты пени приложены к настоящему иску, проверены судом и являются арифметически правильными.
Доказательств уплаты транспортного налога и пени в вышеуказанных размерах административным ответчиком в ходе рассмотрения дела не представлено.
С учетом установленных обстоятельств суд считает, что заявленные налоговым органом требования подлежат удовлетворению, поэтому с Подколзина А.Н. надлежит взыскать задолженность по транспортному налогу за 2018-2020 годы и пени в указанных размерах.
Поскольку административный истец освобожден от уплаты судебных издержек, то с учётом бюджетного законодательства уплата государственной пошлины по настоящему делу, рассмотренному районным судом, подлежит взысканию в сумме 9 513 руб. 93 коп. с Подколзина А.Н. в доход бюджета г.Липецка.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
взыскать с Подколзина Александра Николаевича (ИНН №), зарегистрированного по адресу: , ул. , , недоимку по транспортному налогу за 2018-2020 годы в размере 629 668 руб. (из которых за 2018 год недоимка составила 70 281 руб., за 2019 год – 360 600 руб., за 2020 год – 198 787 руб.), и пени за период с 2 декабря 2021 года по 20 декабря 2021 года в размере 1 724 руб. 87 коп., а всего взыскать 631 392 руб. 87 коп.
Перечисление указанных сумм осуществлять по реквизитам:
Получатель: ИНН 4826085887, УФК по Липецкой области для Межрайонной ИФНС России №6 по Липецкой области, р/с 40101810200000010006, БИК 044206001, отделение г. Липецк, ОКТМО 42701000, КБК: транспортный налог 182 1 06 04012 02 1000 110, транспортный налог (пени) 182 1 06 04012 02 2100 110.
Взыскать с Подколзина Александра Николаевича в доход бюджета г. Липецка государственную пошлину в размере 9 513 руб. 93 коп.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Д.И. Полухин
Мотивированное решение составлено 21 сентября 2022 года.