НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область) от 04.04.2018 № 2А-1921/18

Дело № 2а-1921/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 апреля 2018 года г.Липецк

Советский районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего судьи Животиковой А.В.,

при секретаре Боковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ИФНС России по Октябрьскому району г. Липецка к Бойкову Юрию Дмитриевичу о взыскании задолженности по налогу, встречному иску Бойкова Юрия Дмитриевича к ИФНС России по Октябрьскому району г. Липецка о признании неправомерными требований, взыскании компенсации за морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец - ИФНС по Октябрьскому району г. Липецка обратился в суд с иском к административному ответчику Бойкову Ю.Д. о взыскании задолженности по налогу на имущество, указывая, что ответчик является плательщиком налога на имущество, на принадлежащее ему имущество: квартиры, расположенные по адресу <адрес>; <адрес>; гараж, расположенный по адресу <адрес>. За 2015 год ответчик обязан был уплатить имущественный налог в размере 11 123 руб.00 коп., пени в размере 270 руб. 66. Истец ссылается на то, что в адрес ответчика было направлено налоговое уведомление и требование об уплате налога с предложением уплатить налог в добровольном порядке.27.07.2017г. постановлен судебный приказ о взыскании указанной задолженности, однако по заявлению ответчика судебный приказ был отменен, в связи с чем административный истец просит взыскать указанный размер задолженности по налогам.

Административный ответчик обратился со встречным иском к административному истцу о признании неправомерными требований, взыскании компенсации за морального вреда в размере 100 000 руб., указывая на то, что с 1999 г. является пенсионером органов и в соответствии с п. 2 ст. 4 Закона РФ № 2003-1 от 09.12.1991г. «О налогах на имущество физических лиц» имеет право на льготу на принадлежащее ему имущество. Соответствующее заявление на льготу им было подано 01.08.2014г., однако, перерасчета сделано не было. В 09.01.2015г. судебным приказом постановлено взыскать 9 190 руб. 13.02.2015г. по заявлению должника судебный приказ отмен. В январе 2016г. им было подано заявление руководителю ИФНС по Октябрьскому району г. Липецка о произведении перерасчета, однако, перерасчета сделано не было. В 2017г. судебным приказом постановлено взыскать 11 123 руб. и пени в размере 270 руб. 28.09.2017г по заявлению должника судебный приказ отмен. Считает действия ИФНС по Октябрьскому району г. Липецка незаконными, поскольку не предоставлена льгота предусмотренная законом. Указанные действия ИФНС России по Октябрьскому району причинили моральный вред Бойкову Ю.Д.

В судебное заседание представитель административного истца Щербакова Е.С., действующая на основании доверенности, первоначальный иск поддержал по изложенным основаниям, встречный иск не признал, указала, что исчисление налога за 2014 год и предыдущие налоговые периоды осуществлялось налоговыми органами с учетом положений Закона N 2003-1 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц», что в соответствии с данной нормой налогоплательщик имеет право на льготу по налогу на имущество. Однако, до 1 января 2015 года пенсионеры в отношении всех объектов недвижимости, принадлежащих им на праве собственности, освобождались от уплаты налога (Закон N 2003-1 от 09.12.1991). В связи с принятием Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признан тратившим силу Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" с 01.01.2015 вступила в действие глава 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно подп. 7 п. 1 ст. 407 Налогового кодекса Российской Федерации, военнослужащие имеют право на льготу по налогу на имущество физических лиц. Она заключается в освобождении от налога одного объекта налогообложения каждого вида из числа перечисленных в п. 4 ст. 407 НК РФ по выбору налогоплательщика (п. 3 ст. 407 НК РФ).

Сумму налога, с учетом стоимости имущества, льгот и действующих налоговых ставок, определяет налоговая инспекция, на учете в которой стоит налогоплательщик. Бойков Юрий Дмитриевич () проживает по адресу: 398902, Россия, <адрес>, <адрес>, в связи с чем регистрация по месту жительства относиться к Межрайонной ИФНС №6 по Липецкой области, согласно базе данных АИС Налог-3, налоговым органом, где состоит на учете налогоплательщик (в Межрайонной ИФНС №6 по Липецкой области) Бойкову Ю.Д. предоставлен налог на имущество, расположенное по адресу: <адрес>, пер. <адрес>, <адрес>. Таким образом, налогоплательщику предоставлен налог на один объект налогообложения, оснований для предоставления льготы по уплате налога на все объекты налогообложения не предусмотрено законом. В связи с чем, просила первоначальный иск удовлетворить, во встречном отказать.

Административный ответчик в судебном заседании исковые требования не признал. встречный административный иск поддержал.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него
обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября.

Согласно ч. 2 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

В силу с.1 ст. 399 Налогового кодекса Российской Федерации, налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Как следует из ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:

1) жилой дом;

2) квартира, комната;

3) гараж, машино-место;

4) единый недвижимый комплекс;

5) объект незавершенного строительства;

6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

В силу ч.1 ст.1 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.2001г. № 2300-1, действовавшему на момент возникновения спорных правоотношений, плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строение, помещения и сооружения (ст. 2 Закона).

Согласно ст. 3 Закона, ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

В соответствии со ст. 5 указанного Закона, налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником – начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.

Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября.

В силу ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

Судом установлено, что в 2015г. в собственности Бойкова Ю.Д. находилось следующее недвижимое имущество:

-квартиры, расположенные по адресам: <адрес>, , <адрес>; <адрес>; <адрес>;

-гараж, расположенный по адресу Липецк, <адрес>.

Указанные обстоятельства подтверждены документально и сторонами не оспариваись.

Бойков Ю.Д. обратился в Инспекцию ФНС по Октябрьскому району г. Липецка, МИФНС № 6 с заявлением о предоставлении льготы по уплате налога на имущество физических лиц, предусмотренной п. 2 ст. 4 Закона РФ №2003-1 от 09.12.1991г. «О налогах на имущество физических лиц».

На объект налогообложения гараж, расположенный по адресу Липецк, <адрес> ИФНС России по <адрес> предоставлена льгота в сумме 2054 руб. (102685х2%х12/12).

МИФНС № 6 по Липецкой области Бойкову Ю.Д. предоставлена льгота по уплате налога на имущество- квартиру, расположенную по адресу <адрес>, пер. Клеверный, <адрес>.

Указанные обстоятельства подтверждены налоговыми уведомлениями об уплате транспортного налога.

Довод административного ответчика по первоначальному иску о том, что его заявление о предоставлении льготы осталось без рассмотрения, опровергается материалами дела.

Расчет налога на имущество квартиры, расположенные по адресу: <адрес> следующий:

- 331 119 руб. (инв. стоимость квартиры по адресу: <адрес>, Липецк) х 2% х12 (кол-во месяцев принадлежности на праве собственности)/12 = 6 622 руб.

- 225 029 руб. (инв. стоимость квартиры по адресу: <адрес>, Липецк) х 2% х12 (кол-во месяцев принадлежности на праве собственности)/12 = 4 501 руб.

Всего сумма имущественного налога – 11 123руб.

Судом установлено, что в адрес ответчика направлялось налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты не позднее 01.12.2016г, а также требование от 13.02.2017г. со сроком уплаты до 04.04.2017г.

Факт получения требования и уведомления административным ответчиком не оспаривался и подтвержден документально.

Определением и.о. мирового судьи судебного участка № 22 Советского судебного района г. Липецка от 28.09.2017г. судебный приказ мирового судьи судебного участка № 22 Советского района от 27.07.2017г о взыскании с Бойкова Ю.Д. в пользу ИФНС России по Октябрьскому району г. Липецка недоимки по налогу на имущество в сумме 11 123 руб., пени в размере 270,66 руб., госпошлины в размере 227, 87 руб. отменен.

Указанные обстоятельства подтверждаются документально и сторонами также не были оспорены.

Представленный расчет налога на имущество за 2015г. судом был полностью проверен, он соответствует фактическим обстоятельствам дела, положениям вышеперечисленных норм, рассчитан, исходя из инвентарной стоимости имущества и требования о взыскании имущественного налога за 2015г в сумме 11 123 руб. подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Суд не соглашается с представленным административным истцом расчетом суммы пени, исходя из следующего.

С административного ответчика подлежит взысканию сумма пени по имущественному налогу в размере 270 руб. 66 коп.

- 11 123 руб. (имущественный налог 2015г.) х 8,25% (ставка рефинансирования на момент возникновения правоотношений) / 300 х 482 дн. (с 02.12.2016г., следующий день после установленного срока уплаты налога по 04.04.18г.). = 1 475 руб.

Однако, поскольку административным истцом был произведен расчет пени в размере 270 руб. 66 коп, о чем направлялось соответствующее требование и уведомление, с административного ответчика подлежит взысканию сумма пени в размере 270 руб. 66 коп.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ИФНС России по Октябрьскому округу г. Липецка предъявлены законно и обоснованно и подлежат удовлетворению в полном объеме, с административного ответчика подлежит взысканию налог на имущество за 2015г. в размере 11 123 руб., пени в размере 270 руб. 66 коп.

Рассматривая встречные требования Бойкова Ю.Д. к ИФНС России по Октябрьскому району г. Липецка, суд не находит оснований для их удовлетворения по следующим основаниям.

До 01.01.2015 порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц был установлен Законом Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации N 2003-1, плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. В силу абзаца шестого пункта 1 статьи 4 Закона Российской Федерации N 2003-1 от уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более.

Как следует из материалов дела, административный ответчик по первоначальному иску, административный истец по встречному иску Бойков Ю.Д. является пенсионером органов ФСБ, и пользовался льготой по уплате налога на имущество, указанные обстоятельства сторонами не оспорены.

С 01.01.2015 введена в действие глава 32 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующая порядок исчисления налога на имущество физических лиц.

В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.

Согласно подп. 7 п. 1 ст. 407 Налогового кодекса Российской Федерации, военнослужащие имеют право на льготу по налогу на имущество физических лиц. Она заключается в освобождении от налога одного объекта налогообложения каждого вида из числа перечисленных в п. 4 ст. 407 НК РФ по выбору налогоплательщика (п. 3 ст. 407 НК РФ).

Судом установлено, что Бойкову Ю.Д. предоставлена льгота на один объект налогообложения каждого вида из числа перечисленных в п. 4 ст. 407 НК РФ.

При указанных обстоятельствах суд не усматривает, оснований для признания неправомерными требований ИФНС России по Октябрьскому району г. Липецка об уплате налога на имущество. Доказательств обратного Бойковым Ю.Д. не представлено.

Учитывая вышеизложенное, не имеется правовых оснований для удовлетворения требований Бойкова Ю.Д. о взыскании морального вреда, поскольку в соответствии со ст. 1 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10
"Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" суду следует также устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора, в данном случае судом установлено, что ИФНС России по Октябрьскому району г. Липецка не были совершены действия, повлекшие причинение морального вреда Бойкову Ю.Д.

В соответствии со ст.т. 103, 106, 114 Кодекса административного судопроизводства, с административного ответчика в бюджет г. Липецка подлежит взысканию госпошлина пропорционально удовлетворенным требованиям.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Бойкова Юрия Дмитриевича, задолженность по налогу на имущество за 2015г в размере 11123 руб., пени в размере 270руб. 66 коп.

получатель:

УФК по Липецкой области для ИФНС России по Октябрьскому району г. Липецка, р/с 40101810200000010006, ИНН 4824032488, ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Липецкой области, ОКТМО: 42701000, налог на имущество физических лиц 18210601020041000110.

государственную пошлину в бюджет г.Липецка в размере 456 руб.

В удовлетворении встречного административного иска Бойкова Юрия Дмитриевича к Дмитриевича к ИФНС России по Октябрьскому району г. Липецка о признании неправомерными требований, взыскании компенсации за морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий (подпись)

Решение в окончательной форме изготовлено 09.04.2018г.