НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Красноярска (Красноярский край) от 17.11.2021 № 240048-01-2021-009455-98

копия

Дело № 2а-9988/2021

УИД № 24RS0048-01-2021-009455-98

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

17 ноября 2021 года г. Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Севрюкова С.И.,

при секретаре Лиль Д.А.,

с участием представителя административного истца КГБУСО «Пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Солнечный» - Хащина А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Солнечный» к Государственной инспекции труда в Красноярском крае об оспаривании решения, предписания,

установил:

КГБУСО «Пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Солнечный» обратилось в суд к ГИТ в Красноярском крае с административным исковым заявлением, в котором (с учетом письменного уточнения требований от 02.09.2021) просит признать незаконными предписание № 24/12-1616-21-И/354/3 от 29.03.2021, решение № 24/6-559-21-ПВ от 26.04.2021 по жалобе на это предписание. Требования мотивированы тем, что по результатам проверки, проведенной государственным инспектором ГИТ в Красноярском крае 29.03.2021, в отношении КГБУСО «Пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Солнечный» выдано предписание № 24/12-1616-21-И/354/3 об устранении выявленных нарушений, с требованием произвести перерасчет и выплатить в срок до 29.04.2021 заработную плату работнику Учреждения Щербак В.В. за период с января по август 2018 года. Решением заместителя руководителя ГИТ в Красноярском крае от 26.04.2021 № 24/6-559-21-ПВ жалоба Учреждения на предписание отклонена, предписание оставлено в силе. Административный истец не согласен с предписанием и решением по жалобе, поскольку полагает, что спор по факту невыплаты заработной платы является индивидуальным трудовым спором между работником и работодателем, а потому подлежит рассмотрению либо комиссией по трудовым спорам, либо судом на основании ст. 391 ТК РФ. Кроме того, права инспектора по труду являются производными от прав работника, из чего следует, что при вынесении предписания необходимо руководствоваться положениями ст. 392 ТК РФ, которой установлен срок для обращения за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате заработной платы – в течение одного года со дня установленного срока выплаты причитающихся работнику денежных сумм.

Определением Советского районного суда г. Красноярска от 02.09.2021, вынесенным в протокольной форме, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Щербак В.В.

Определением суда от 20.09.2021, вынесенным в протокольной форме, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство социальной политики Красноярского края.

В судебном заседании представитель административного истца КГБУСО «Пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Солнечный» - Хащин А.А. (по доверенности) заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске и письменном уточнении.

Представитель административного ответчика ГИТ в Красноярском крае, заинтересованное лицо Щербак В.В., а также представитель заинтересованного лица Министерства социальной политики Красноярского края в судебное заседание не явились, о дне и месте слушания дела извещены судом своевременно и надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщили.

Суд, в соответствии со ст. 150 КАС РФ, с согласия явившихся лиц, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса.

Выслушав Хащина А.А., исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 148 ТК РФ Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу ст. 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно положениям ст. 357 Трудового кодекса Российской Федерации государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению.

В соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», Федеральным законом от 28.12.2017 № 421-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда в РФ с 01.01.2018 установлен в размере 9489 руб. в месяц. Таким образом, начисление заработной платы работникам организаций, расположенных в местностях, где выплачивается районный коэффициент и процентная надбавка за трудовой стаж (в том числе Красноярский край), должно составлять не менее 15 182 руб. в месяц (9489 руб.+ 30% районный коэффициент + 30% Северная надбавка).

В соответствии с Федеральным законом от 07.03.2018 № 41-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда в РФ с 01.05.2018 установлен в размере 11 163 руб. в месяц. Таким образом, начисление заработной платы работникам организаций, расположенных в местностях, где выплачивается районный коэффициент и процентная надбавка за трудовой стаж (в том числе Красноярский край), должно составлять не менее 17 861 руб. в месяц (11 163 руб.+ 30% районный коэффициент + 30% Северная надбавка).

В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 № 481-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда в РФ с 01.01.2019 установлен в размере 11 280 руб. в месяц. Таким образом, начисление заработной платы работникам организаций, ц расположенных в местностях, где выплачивается районный коэффициент и процентная надбавка за трудовой стаж (в том числе Красноярский край), должно составлять не менее 18 048 руб. в месяц (11 280 руб. + 30% районный коэффициент + 30% Северная надбавка).

В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2019 № 46-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда в РФ с 01.01.2020 установлен в размере 12 130 руб. в месяц. Таким образом, начисление заработной платы работникам организаций, расположенных в местностях, где выплачивается районный коэффициент и процентная надбавка за трудовой стаж (в том числе Красноярский край), должно составлять не менее 19 408 руб. в месяц (12 130 руб. + 30% районный коэффициент + 30% Северная надбавка), на 0,5 ставки - 9704 руб.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2020 № 473-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» минимальный размер оплаты труда в РФ с 01.01.2021 установлен в размере 12 792 руб. в месяц. Таким образом, начисление заработной платы работникам организаций, расположенных в местностях, где выплачивается районный коэффициент и процентная надбавка за трудовой стаж (в том числе Красноярский край), должно составлять не менее 20 468 руб. в месяц (12 792 руб. + 30% районный коэффициент + 30% Северная надбавка).

Постановлением Конституционного суда Российской Федерации по делу «О проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждан B.C. Григорьевой, O.JI. Дейдей, Н.Л. Капуриной и И.Я. Кураш» от 07.12.2017 № 38-П установлено, что повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.

На основании ст. 218 КАС РФ организация может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены ее права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на нее незаконно возложены какие-либо обязанности.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с трудовым договором № 1362 от 01.07.2014, приказом о приеме на работу № 68-П от 01.07.2014 Щербак В.В. принята на должность социального работника в отделение милосердия КГБУСО «Пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Солнечный» по внешнему совместительству на 0,75 ставки, с оплатой труда в виде должностного оклада в размере 2258 руб., компенсационными выплатами: районный коэффициентом и надбавкой за работу в Южных районах Красноярского края в размере по 30% каждая, доплатой за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда в размере 25 %.

Согласно дополнительному соглашению от 01.10.2014 к трудовому договору, приказом № 107 от 01.10.2014 Щербак В.В. переведена на должность социального работника отделения милосердия КГБУСО на полную ставку с должностным окладом 2730 руб.

Согласно дополнительному соглашению от 01.02.2016 к трудовому договору, приказом №55-П от 01.02.2016 Щербак В.В. переведена на должность уборщика служебных и производственных помещений на полную ставку, с оплатой труда в виде должностного оклада в размере 2231 руб., компенсационными выплатами: районным коэффициентом и Северной надбавкой в размере по 30% каждая, надбавкой за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных в размере 15%.

Согласно дополнительному соглашению от 28.12.2016 к трудовому договору, Щербак В.В. установлен должностной оклад в размере 2454 руб.

Согласно дополнительному соглашению от 19.06.2017 к трудовому договору, приказом № 139-ЛС от 06.06.2017 Щербак В.В. переведена на должность уборщика служебных помещений в хозяйственный отдел вспомогательного персонала, с оплатой труда в виде должностного оклада в размере 2454 руб., компенсационными выплатами: районным коэффициентом и Северной надбавкой в размере по 30% каждая, надбавкой за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных в размере 15%, надбавкой за опыт работы (продолжительность) работы в учреждениях социального обслуживания и здравоохранения, органах управления социальной защиты и здравоохранения в размере 20%.

Согласно дополнительному соглашению от 09.01.2018 к трудовому договору, Щербак В.В. установлен должностной оклад в размере 2552 руб.

Согласно дополнительному соглашению от 14.10.2019 к трудовому договору, Щербак В.В. установлен должностной оклад в размере 2662 руб.

Согласно дополнительному соглашению от 01.06.2020 к трудовому договору, Щербак В.В. установлен должностной оклад в размере 2928 руб.

Согласно дополнительному соглашению от 02.10.2020 к трудовому договору, Щербак В.В. установлен должностной оклад в размере 3016 руб.

01.03.2021 в ГИТ в Красноярском крае поступило обращение Щербак В.В. (рег. №27/7-1616-21-ОБ) о низком уровне заработной платы за большой объем выполняемых ею работ в КГБУСО «Пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Солнечный» и не получении положенных выплат при повышении МРОТ с начала 2020 года (т.1 л.д.65-67).

На основании распоряжения руководителя ГИТ в Красноярском крае от 12.03.2021 о проведении проверки № 24/12-1616-21-И по письменному обращению Щербак В.В., ГИТ в Красноярском крае в период с 29.03.2021 по 23.04.2021 будет проведена проверка в отношении КГБУСО «Пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Солнечный» (т.1 л.д.63-64).

12.03.2021 ГИТ в Красноярском крае в адрес директора КГБУСО «Пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Солнечный» составлено уведомление о проведении с 29.03.2021 внеплановой документарной проверки по обращению Щербак В.В. (т.1 л.д.62).

По результатам проведенной проверки, 29.03.2021 ГИТ в Красноярском крае в отношении КГБУСО «Пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Солнечный» составлен Акт проверки № 24/12-1616-21-И/354/2, исходя из которого: проверка штатного расписания Учреждения на 2018-2021 годы, табелей учета рабочего времени Щербак В.В. за период 2018 года - истекший период 2021 года, расчетных листков о составных частях заработной платы Щербак В.В. за период 2018 года - истекший период 2021 года, показала, что работодатель, в нарушение статей 129, 133 ТК РФ, Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», начислял и выплачивал Щербак В.В. заработную плату в период с января по август 2018 года ниже установленного в Красноярском крае уровня МРОТ; с сентября 2018 года, в 2019 году, 2020 году, истекшем периоде 2021 года заработная плата Щербак В.В. начислялась исходя из фактически отработанного времени, соответствовала уровню МРОТ, установленному в Красноярском крае (т.1 л.д.8-11).

29.03.2021 должностным лицом ГИТ в Красноярском крае в адрес директора КГБУСО «Пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Солнечный» выдано предписание №24/12-1616-21-И/354/3 о перерасчете заработной платы Щербак В.В. за период с января по август 2018 года в соответствии со статьями 129, 133 ТК РФ, Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», Федеральным законом от 25.12.2018 № 421-ФЗ, Федеральным законом от 07.03.2018 № 41-ФЗ (т.1 л.д.18).

02.04.2021 предписание ГИТ в Красноярском крае № 24/12-1616-21-И/354/3 от 29.03.2021 вручено КГБУСО «Пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Солнечный» (т.1 л.д.212-213).

13.04.2021 директор КГБУСО «Пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Солнечный» - Денисов А.Г. обратился к руководителю ГИТ в Красноярском крае с жалобой на предписание № 24/12-1616-21-И/354/3 от 29.03.2021 (т.1 л.д.12).

Решением заместителя руководителя ГИТ в Красноярском крае № 24/6-559-21-ПВ от 26.04.2021 предписание № 24/12-1616-21-И/354/3 оставлено в силе, жалоба Денисова А.Г. об отмене предписания – без удовлетворения (т.1 л.д.14-17).

27.04.2021 решение заместителя руководителя ГИТ в Красноярском крае № 24/6-559-21-ПВ по жалобе КГБУСО «Пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Солнечный» на предписание № 24/12-1616-21-И/354/3 вручено директору КГБУСО «Пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Солнечный» - Денисову А.Г. (т.1 л.д.212-213).

19.05.2021 КГБУСО «Пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Солнечный» обратилось в Кировский районный суд г. Красноярска с административным иском (№ М-1479/2021) к ГИТ в Красноярском крае признании незаконным решения № 24/6-559-21-ПВ, принятого по результатам рассмотрения жалобы на предписание № 24/12-1616-21-И/354/3 от 29.03.2021, - что следует из информации, размещенной на официальном интернет-сайте Кировского районного суда г. Красноярска.

Определением судьи Кировского районного суда г. Красноярска от 20.05.2021 административный иск КГБУСО «Пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Солнечный» к ГИТ в Красноярском крае о признании незаконным решения № 24/6-559-21-ПВ возвращен заявителю, в связи с подсудностью спора Советскому районному суду г.Красноярска (т.1 л.д.220).

15.06.2021 копия определения судьи Кировского районного суда г. Красноярска от 20.05.2021 вручена КГБУСО «Пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Солнечный» (т.1 л.д.219).

16.06.2021 КГБУСО «Пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Солнечный» обратилось в Советский районный суд г. Красноярска к ГИТ в Красноярском крае с административным иском об отмене решения ГИТ в Красноярском крае № 24/6-559-21-ПВ (т.1 л.д.6-19).

30.07.2021 КГБУСО «Пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Солнечный» подало в суд, посредством заполнения специальной формы на Интернет-сайте Советского районного суда г. Красноярска, заявление на одном листе, поименованное «Уточненное административное исковое заявление по делу № 2а-9988/2021», не содержащее, однако, административных исковых требований к административному ответчику, а также подписи представителя административного истца (т.1 л.д.192-196).

02.09.2021 представитель КГБУСО «Пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Солнечный» - Хащин А.А. в судебном заседании представил в суд уточненное административное исковое заявление (подписанное директором Денисовым А.Г.), о признании незаконным предписания ГИТ в Красноярском крае № 24/12-1616-21-И/354/3 (т.1 л.д.199-202).

Оценивая представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 98 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» настоящий Федеральный закон вступает в силу с 01.07.2021, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

На основании ч. 2 (вступает в силу с 01.01.2023) ст. 39 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.

Согласно ч. 13 ст. 98 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ Правительство Российской Федерации определяет виды контроля, в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб (установлен статьей 40 Закона) применяется с 01.07.2021.

Постановлением Правительства РФ от 28.04.2021 № 663 утвержден перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб (начало действия редакции - 04.05.2021), пунктом 51 которого поименован Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляемый Федеральной службой по труду и занятости.

В силу п. 2 ст. 357 ТК РФ в случае обращения, в том числе работника в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора, государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Согласно части 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Принимая во внимание, что надлежащим образом оформленное административное исковое заявление КГБУСО «Пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Солнечный» с требованием о признании незаконным предписания № 24/12-1616-21-И/354/3 от 29.03.2021 подано в суд 02.09.2021, - на момент подачи административного иска значительно пропущен срок для обращения в суд вышеуказанным требованием, установленный статьей 357 ТК РФ, поскольку заявителю о нарушении его прав стало известно 02.04.2021, - суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требования административного истца КГБУСО «Пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Солнечный» к ГИТ в Красноярском крае о признании незаконным предписания, по причине пропуска срока обращения в суд без уважительной причины.

Суд не находит правовых оснований для восстановления административному истцу пропущенного установленного законом срока для обжалования предписания, поскольку обязательный досудебный порядок при обжаловании решений контрольного (надзорного) органа применяется, исходя из вышеприведенных положений закона, только с 01.07.2021; более того, такого ходатайства административным истцом не заявлено.

Кроме того, разрешая по существу административные исковые требования о признании незаконным предписания, проанализировав представленные в материалы дела доказательства и доводы административного истца, суд приходит к выводу, что государственный инспектор труда в ходе законно проведенной проверки работодателя выявил явное и очевидное нарушение норм трудового законодательства со стороны КГБУСО «Пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Солнечный» в отношении работника данной организации, а именно: статей 129, 133 ТК РФ, - что выразилось в выплате заработной платы Щербак В.В. за период с января по август 2018 года в размере ниже минимального размера труда, установленного на территории Красноярского края.

Суд также исходит из того, что оспариваемое предписание соответствует требованиям действующего трудового законодательства, вынесено уполномоченным должностным лицом, в пределах полномочий, представленных ему статьями 356, 357 ТК РФ, с соблюдением установленной законом процедуры, в связи с выявлением факта нарушения прав работника, соответствует целям и задачам формы защиты нарушенных прав работников в рамках осуществления государственного контроля, при этом предписание прав и законных интересов административного истца не нарушает, в связи с чем, административное исковое заявление в части требования о признании незаконным предписания не подлежит удовлетворению по существу.

Довод административного истца о допущенных ГИТ в Красноярском крае нарушениях при вынесении предписания № 24/12-1616-21-И/354/3, судом отклоняется, как основанный на неверном толковании требований закона, поскольку положения ст. 392 ТК РФ не подлежат применению к настоящим правоотношениям сторон.

Разрешая административные исковые требования в части признания незаконным решения ГИТ в Красноярском крае № 24/6-559-21-ПВ от 26.04.2021, вынесенного по жалобе на предписание от 29.03.2021, - суд отказывает в их удовлетворении, поскольку само по себе оспариваемое решение не нарушает прав и законных интересов КГБУСО «Пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Солнечный», являет собой отражение позиции руководителя контрольного (надзорного) органа; пунктом 2 ст. 357 ТК РФ предусмотрено обжалование работодателем исключительно предписания федеральной инспекции труда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Солнечный» к Государственной инспекции труда в Красноярском крае об оспаривании решения, предписания оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий С.И. Севрюков