Советский районный суд г.Красноярска
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Советский районный суд г.Красноярска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №2-5853/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 августа 2011года г.Красноярск
Советский районный суд г.Красноярска в составе
Председательствующего судьи Пустоходовой Р.В.,
При секретаре Газимьзяновой А.З.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бояршиновой Татьяны Сергеевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Бояршинова Т.С. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю (далее ИФНС) о взыскании задолженности по заработной плате за ДД.ММ.ГГГГ в размере 6 021 руб. 94 коп., за ДД.ММ.ГГГГ – 71 655 руб. 08 коп., за ДД.ММ.ГГГГ - 25 149 руб. 10 коп., задолженности по отпускным за ДД.ММ.ГГГГ – 1 238 руб. 65 коп., задолженности по больничному листу за ДД.ММ.ГГГГ год – 1 159 руб. 11 коп., за ДД.ММ.ГГГГ – 3 764 руб. 73 коп., компенсации морального вреда в размере 10 000 руб. Свои требования мотивировала тем, что с ДД.ММ.ГГГГ состоит с ответчиком в трудовых отношениях, работает в должности рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту здания второго разряда. С момента изменения трудового договора в ДД.ММ.ГГГГ. ей перестали начисляться: северная надбавка, надбавка за расширение зоны обслуживания, за сложность и напряженность, за ненормируемый рабочий день, в связи чем, образовалась задолженность по оплате труда. В связи с неправильным определением указанных сумм, истица полагает, что неверно определены суммы оплаты периода временной нетрудоспособности, оплата ежегодного оплачиваемого отпуска.
При рассмотрении дела Бояршинова Т.С. исковые требования уточнила, окончательно просит взыскать: задолженность из недоплаченных сумм по заработной плате за ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ год в размере 92 243 руб; задолженность по отпускным с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1092 руб.; задолженность по больничному листу за ДД.ММ.ГГГГ – 1 138 руб., за ДД.ММ.ГГГГ – 3 857 руб.; компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
В судебном заседании истица и ее представитель Смирнов С.С. ( доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) исковые требования поддержали в полном объеме.
Представители ответчика: Колкова Л.Н. ( доверенность от ДД.ММ.ГГГГ), Федорова Е.С. ( доверенность от ДД.ММ.ГГГГ), Безотечество И.А. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) иск не признали.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Бояршиновой Т.С. не подлежащими удовлетворению.
Статья 56 ТК РФ устанавливает, что трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В силу ст. 56 ТК РФ в трудовом договоре указываются, в том числе условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам. Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп. Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются: федеральными государственными учреждениями - за счет средств федерального бюджета.
На основании ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Бояршинова Т.С. и ИФНС заключили трудовой договор №, в соответствии с которым истица принята на работу в ИФНС на должность рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту здания 2 разряда, с окладом в размере 1 269 руб. 84 коп., территориальной надбавкой 30 %, доплатами за ненормируемый рабочий день 100 %, за расширение зоны - 50 %, за сложность и напряженность 50 %., работнику так же выплачиваются премии и материальная помощь на условиях, определяемых работодателем в соответствии с требованиями законодательства (т.1 л.д.6-9).
В соответствии с уведомлением, Бояршинова Т.С. поставлена работодателем в известность об изменении системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений с ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.10).
В соответствии с соглашением об изменении трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ №, истице установлен оклад согласно штатному расписанию в размере 3 100 руб. Пунктом 2 указанного соглашения установлено, что работнику сохраняется ежемесячная территориальная надбавка к окладу, предусмотренная Постановлением Совета Министров РСФСР от 22.10.1990 г. № 548 «Об упорядочении компенсации гражданам, проживающим в районах Севера» в размере 30 %. В соответствии с п.3 соглашения об изменении условий трудового договора, конкретный размер и сроки действия персональных повышающих коэффициентов к окладу и выплат компенсационного характера, устанавливается приказом Межрайонной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю, ежеквартально, исходя из наличия экономии фонда труда. Функции, выполняемые работником по должности, устанавливаются должностной инструкцией (п. 4). На основании пункта 5, соглашение вступает в действие с момента его подписания. Обязательства сторон, не затронутые соглашением, остаются без изменения (т.1 л.д.11).
Приказом ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ Бояршиновой Т.С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлен персональный повышающий коэффициент к окладу в размере 0.2 (т.1 л.д.190); приказом № от ДД.ММ.ГГГГ на третий квартал ДД.ММ.ГГГГ установлен персональный повышающий коэффициент к окладу 0.2 (т.1 л.д. 189); приказом № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истце указанный коэффициент установлен в размере 0.5. (т.1 л.д.188), в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ – 1 (т.1 л.д.180), на основании приказа ДД.ММ.ГГГГ – 1 (т.1 л.д.187), на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ – 1 (т.1 л.д.186), на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ – 1 (т.1 л.д.187), на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ – 1 (т.1 л.д.187а).
В соответствии с положением об ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам руководитель инспекции издает приказы, распоряжения, и дает указания по вопросам деятельности инспекции, обязательные для исполнения всеми работниками инспекции (т.1 л.д.77-80).
В соответствии с положениями об оплате труда работников МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю, утвержденными приказами начальником инспекции от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.104-110), ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.153-150)., ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.116-122), условия оплаты труда работников включают размеры окладов, условия и размеры выплат компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с перечнями видов выплат стимулирующего и компенсационного характера. Пунктом 3.1. положений установлен оклад работников второго разряда в размере 3 100 руб. В соответствии с п. 3.2 положения, предусмотрено установление работникам повышающих коэффициентов к окладам: персональный повышающий коэффициент, повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет. При этом, выплаты по повышающему коэффициенту окладу носят стимулирующий характер. Согласно п.3.2.1, повышающие коэффициенты к окладам устанавливаются на определенный период времени. Персональный повышающий коэффициент к окладу может быть установлен работнику с учетом уровня его профессионализма, подготовленности, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, других факторов.
На основании п. 4.1. работникам установлены выплаты компенсационного характера: за работу в местностях с особыми климатическими условиями: (районный коэффициент, процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностей); за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при совмещении профессий, сверхурочной работе, расширении зоны обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, за работу в выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).
К выплатам стимулирующего характера (п.5.1.), с целью стимулирования к качественному труду и поощрения работников за выполненную работу, установлены стимулирующие выплаты: премия по итогам года, премия за выполнение особо важных и срочных работ, премия за интенсивность и высокие результаты работы, премия за образцовое качество выполняемых работ. При этом, премия за интенсивность и высокие результаты работы выплачивается работникам единовременно, при премировании учитываются: интенсивность и напряженность работы, особый режим работы.
В судебном заседании истица и ее представитель суду пояснили, что с ДД.ММ.ГГГГ истица работает у ответчика по трудовому договору в должности рабочего второго разряда по комплексному обслуживанию и ремонту здания второго разряда. В трудовом договоре, подписанном сторонами ДД.ММ.ГГГГ, были предусмотрены ежемесячные доплаты к окладу за ненормируемый рабочий день, за расширение зоны, за сложность и напряженность. Соглашением об изменений условий труда указанные доплаты не были отменены, в связи с чем работодатель не мог не начислять указанные надбавки. Кроме того, ответчик незаконно установил истице надбавку за работу в районах крайнего севера «районного коэффициента» в размере 1.2 вместо 1.3. Указанные нарушения привали к тому, что истице не была доплачена заработная плата 2008 года – август 2010 год в размере 92 243 руб, недоначислены отпускные с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1092 руб, имеется задолженность по больничному листу за ДД.ММ.ГГГГ – 1 138 руб., за ДД.ММ.ГГГГ – 3 857 руб. В отношении ходатайства ответчика о пропуске срока на обращение в суд с иском, полагает, что срок на обращение в суд за защитой нарушенного права не пропустила, поскольку отношения являются длящимися, обязанность по выплате заработной платы в установленном размере сохраняется за работодателем в течении всего срока действия трудового договора. Так же указала, что расчетные листы для оплаты труда получала ежемесячно, своевременно.
Представители ответчика суду пояснили, что требования Бояршиновой Т.С. являются необоснованными, поскольку начисление заработной платы, а также других соответствующих выплат производилось ответчиком в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, указывали на пропуск истицей срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора в отношении требований, поскольку о нарушении своего права истица могла узнать своевременно, из содержания расчетных листов, которые ежемесячно выдавались истице. Так же пояснили, что соглашение об изменении условий трудового договора подписано истицей, в связи с чем она могла узнать о нарушении своего трудового прав. В отношении требований о необходимости взыскания районного коэффициента пояснили, что начисление указанного коэффициента в размере 1.2 соответствует законодательству, оснований для установления указанного коэффициента в размере 1.3 не имеется. Размер персонального повышающего коэффициента, полагают, установлен работодателем правомерно, на основании приказа руководителя инспекции. Ответчик не является самостоятельным хозяйствующим субъектом, не вправе самостоятельно устанавливать какие-либо надбавки.
Оценивая представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения иска Бояршиновой Т.С..
При разрешении требования о взыскании задолженности по выплате районного коэффициента суд учитывает следующее.
По делу установлено, что размер указанного коэффициента выплачивается истице в размере 1.2. При этом суд не находит оснований для установления истице коэффициента в размере 1.3.
В соответствии со ст.315 ТК РФ, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Статьей 316 ТК РФ установлено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов.
Постановлением администрации Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № установить с ДД.ММ.ГГГГ единый районный коэффициент 1,30 (вместо действующего 1,20) к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории г.Красноярска, затраты на введение районного коэффициента 1,30 осуществляются за счет средств предприятий и организаций.
Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете (п.10 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004г №506).
Таким образом, учитывая, что финансирование содержания аппарата ответчика, являющегося территориальным органом ФНС, осуществляется не за счет собственных средств, а за счет федерального бюджета, не имеется законных оснований для возложения на ответчика обязанности по установлению истице районного коэффициента в размере 1.3 вместо действующего 1.2.
Требования истицы о взыскании не начисленных ей надбавок за расширение зоны обслуживания, за сложность и напряженность, за ненормируемый рабочий день не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
До 01.12.2008г Постановлением Правительства РФ №785 от 14.10.1992г было установлено, что учреждения, организации и предприятия, находящиеся на бюджетном финансировании, в пределах выделенных бюджетных ассигнований самостоятельно определяют виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера, имея в виду что квалификация работников и сложность выполняемых ими работ учтены в размерах ставок и окладов, определяемых на основе Единой тарифной сетки (п.5).
При этом размеры доплат и надбавок стимулирующего характера не были ограничены максимальными размерами и определялись в зависимости от качества и объема работ, выполняемых ими (Постановление Минтруда РФ от 04.03.1993 N 48 "Об утверждении разъяснения «О порядке установления доплат и надбавок работникам учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании" (вместе с Разъяснением Минтруда РФ от 04.03.1993 N 4).
Указанные акты, позволявшие ответчику самостоятельно устанавливать виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера по трудовому договору с истицей, утратили силу с 01.12.2008г в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 05.08.2008г № 583. Данным постановлением утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений, в подпункте «д» п.2 указано, что оплаты труда работников устанавливаются с учетом перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных и казенных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007г №818 утвержден Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях, согласно которому к выплатам стимулирующего характера отнесены: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы.
ДД.ММ.ГГГГ ФНС РФ издан приказ № «О введении условий оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих», которым определены виды стимулирующих выплат: премия по итогам работы; премия за выполнение особо важных и срочных работ; премия за интенсивность и высокие результаты работы; премия за образцовое качество выполняемых работ.
Из Положений об оплате труда ответчика следует, что с ДД.ММ.ГГГГ ответчиком были установлены следующие стимулирующие выплаты: за интенсивность и высокие результаты работы (п.5.1.3); за образцовое качество работ (п.5.1.4); по итогам работы (п.5.1.1); за выполнение особо важных и срочных работ (п.5.1.2).
Анализируя изложенное, учитывая также, что в соответствии со ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда работников государственных учреждений устанавливаются в федеральных государственных учреждениях в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, суд приходит к выводу о том, что условия трудового договора, заключенного Бояршиновой Т.С. и Межрайонной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю, в части оплаты труда (установления доплат) должны соответствовать нормативным правовым актам РФ. Указанными выше нормативными актами организации с бюджетным финансированием были с ДД.ММ.ГГГГ лишены полномочий по самостоятельному определению видов надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера, Перечень выплат стимулирующего характера был утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007г №818, при этом таких видов стимулирующих выплат как за расширение зоны обслуживания, за сложность и напряженность, за ненормируемый рабочий день указанный Перечень не содержит.
По делу установлено, что ответчик, являясь бюджетным учреждением, в связи с введением новых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений уведомил истицу о введении с ДД.ММ.ГГГГ изменений условий оплаты труда, сторонами трудового договора ДД.ММ.ГГГГ было подписано соглашение об изменений условий трудового договора, в котором прямо указано на то, что работнику установлен новый оклад и сохраняется ежемесячная территориальная надбавка к окладу. О сохранении надбавок за расширение зоны обслуживания, за сложность и напряженность, за ненормируемый рабочий день в соглашении не указывается, в связи с чем истица не вправе требовать от работодателя обязательной ежемесячной выплаты указанных надбавок.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оснований для взыскания с ответчика в пользу истицы не начисленных с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год надбавок за расширение зоны обслуживания, за сложность и напряженность, за ненормируемый рабочий день не имеется, в связи с чем также не имеется оснований для перерасчета оплаты отпуска и больничных.
Кроме того, суд приходит к выводу о том, что истицей пропущен трехмесячный срок на обращение в суд с требованиями о взыскании задолженности по отпускным с января по ДД.ММ.ГГГГ, задолженности по больничному листу за ДД.ММ.ГГГГ и за ДД.ММ.ГГГГ – 3 857 руб., за взыскание задолженности по заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по следующим основаниям. О нарушении своего права в связи с ненадлежащими начислениями указанных выплат истица могла узнать в соответствующие периоды времени, поскольку расчетные листы получались истицей своевременно, что Бояршиновой Т.С. в судебном заседании не оспаривалось, в суд истица обратилась ДД.ММ.ГГГГ С ходатайством о восстановлении пропущенного срока истица не обращалась, настаивала, что не пропустила соответствующий срок давности.
Поскольку судом не установлено нарушений ответчиком трудовых прав истицы, оснований для удовлетворения требований Бояршиновой Т.С. о компенсации морального вреда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В иске Бояршиновой Т.С. отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Красноярский краевой суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Советский районный суд г.Красноярска.
Председательствующий Р.В.Пустоходова