НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Красноярска (Красноярский край) от 14.10.2020 № 2А-5451/20

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 октября 2020 года г. Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Рудиш Г.В.,

при секретаре Шляпниковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 17 по Красноярскому краю к ФИО1 о взыскании недоимки по земельному налогу,

установил:

Межрайонная ИФНС России № 17 по Красноярскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнений) к ФИО1 о взыскании задолженности по пени, начисленной на земельный налог в размере 1713 руб. 06 коп., в том числе:

- за несвоевременную уплату земельного налога за 2017 г. в размере 20 руб. 23 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (по требованию от ДД.ММ.ГГГГ)

- за несвоевременную уплату земельного налога за 2016 г. в размере 91 руб. 71 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (по требованию от ДД.ММ.ГГГГ)

- за несвоевременную уплату налога за 2015 г. в размере 324 руб. 37 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (по требованию от ДД.ММ.ГГГГ)

- за несвоевременную уплату налога за 2012-2014 г. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1276 руб. 75 коп. (по требованию от ДД.ММ.ГГГГ)

Требования мотивированы тем, что в установленные сроки должнику начислены вышеуказанные налоги, административным истцом в адрес ответчика направлялись налоговое уведомление, требование об уплате налогов, сборов, пеней, со сроком уплаты указанных в требовании сумм, которые до настоящего времени не исполнены в полном объеме.

Административный истец Межрайонная ИФНС России № 17 по Красноярскому краю в судебное заседание своего представителя не направила, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежаще. Представитель административного истца ФИО2 ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие административного истца, о чем указала в иске.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена судом своевременно и надлежащим образом, направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, а также возражения на иск, в котором просила отказать в удовлетворении требований, указывая, что МИФНС № 17 по Красноярскому краю в 2015 г. был установлен факт неверного исчисления земельного налога за 2012 г. и 2013 г. по 673 руб. 30 коп. за каждый год, налог составлял за каждый год по 1880 руб. 31 коп. Налогоплательщику было дополнительно начислено по 1207 руб. 01 коп. за 2012 г. и 2013 годы. В связи с чем с ДД.ММ.ГГГГ стала начисляться пеня, которую в настоящее время просит взыскать административный истец. Полагает, что при увеличении кадастровой стоимости задним числом перерасчет земельного налога или налога на имущество за прошлые периоды недопустим. Административным истцом не представлено суду доказательств правового основания требования доплаты в 2015 г. налога за 2012 г. и 2013 г., соответственно, начисление пени с ДД.ММ.ГГГГ незаконно. Задолженности по земельному налогу не имеется.

Проверив и оценив представленные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (часть 4 статьи 391 НК РФ).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>

В пункте 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с выпиской из ЕГРН ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером: 24:11:0080501:202, расположенного относительно ориентира жилое здание <адрес>

Налоговым уведомлением , направленным ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ уплатить земельный налог за 2011 г. на земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, в сумме 662 руб. 66 коп.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 направлено налоговое уведомление об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ земельного налога за 2012 г. в размере 673 руб. 30 коп.

ФИО1 было получено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ земельного налога в общей сумме 4294 руб. 02 коп., за 2014 г. в размере 1880 руб. 00 коп., а также о перерасчете земельного налога за 2012-2013 г. в размере 3760 руб. 62 коп.

Налоговый орган обращался с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности с ФИО3 задолженности по земельному налогу за 2012-2014 гг. в сумме 5055 руб. 19 коп.: из которых земельный налог - 4967 руб. 32 коп., пеня в размере 87 руб. 87 коп.

Решением Советского районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление было удовлетворено, с ФИО1 в пользу МИФНС № 17 по Красноярскому краю взыскана недоимка по земельному налогу за 2012-2014 г. в размере 4967 руб. 32 коп., а также пени в размере 87 руб. 87 коп. Судом установлено, что в адрес ответчика направлялись налоговые уведомления , , а также требования об уплате налога г., судебный приказ мирового судьи судебного участка № 79 в Советском районе г. Красноярска отменен определением от ДД.ММ.ГГГГ, задолженность по налогу и пени не погашена, срок обращения в суд соблюден. Пеня рассчитана за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму налога 673 руб. 30 коп., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму налога 4967 руб. 32 коп.

Задолженность на сумму 4967 руб. 32 коп. была погашена ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем судебным приставом – исполнителем ОСП № 2 по Советскому району г. Красноярска исполнительное производство окончено фактическим исполнением. Денежные средства поступили административному истцу ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направлено налоговое уведомление от 27.08.20016 г. об уплате земельного налога за 2015 г. в размере 1 880 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости в срок до ДД.ММ.ГГГГ оплатить земельный налог за 2016 г. в размере 1 880 руб.

Сумма налога за 2016 г. оплачена ДД.ММ.ГГГГ

Решением Советского районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ (оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ) с ФИО1 в пользу МИФНС России № 17 по Красноярскому краю взыскана задолженность по земельному налогу за 2015 г. в размере 1880 руб. и пеня в размере 45 руб. 08 коп. (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму налога за 2015 г., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму налога за 2016 г.) Также из решения суда усматривается, что налоговый орган выставлял требования об уплате земельного налога за 2015 г и 2016 г., в связи с неисполнением требований, обратился с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по земельному налогу за 2015-2016 г., который был отменен определением от ДД.ММ.ГГГГ

Сумма земельного налога за 2015 г. оплачена ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости в срок до ДД.ММ.ГГГГ оплатить земельный налог за 2017 г. в размере 1 409 руб.

В связи с неуплатой в добровольном порядке административным ответчиком земельного налога в адрес ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ направлено требование N 8636 об уплате задолженности земельного налога за 2017 г. в сумме 1 409 руб. и пени в размере 20,23 руб. 56 коп. со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

Сумма земельного налога за 2017 г. оплачена ДД.ММ.ГГГГ

Кроме того, в связи с не своевременной уплатой административным ответчиком земельного налога за 2012-2016 гг. в адрес ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ направлено требование N 54298 об уплате пени в общей сумме в сумме 1 737 руб. 35 коп. сроком до ДД.ММ.ГГГГ

Мировым судьей судебного участка № 83 в Советском районе г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 земельного налога в размере 1409 руб. и пени в размере 1713 руб. 06 коп.

В соответствии с ч. 2 ст. 48 НК РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Срок на обращение с заявлением о выдаче судебного приказа налоговым органом не пропущен, заявление предъявлено в течение 6 месяцев (ДД.ММ.ГГГГ + 6 мес.)

Определением мирового судьи судебного участка № 83 в Советском районе г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступившими возражениями судебный приказ был отменен.

Разрешая заявленные требования, суд учитывает положения части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которыми установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.

Недоимка по земельному налогу может быть списана только с лиц, налоговая задолженность которых выявлена (начислена) налоговыми органами до указанного дня, но не взыскана на момент вступления в силу Закона N 436-ФЗ, то есть на ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку решением Советского районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ задолженность за 2012-2014 г. была взыскана и погашена только ДД.ММ.ГГГГ, то налоговым органом обоснованно начислена сумма пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1276 руб. 75 коп.

Разрешая доводы административного ответчика о необоснованном перерасчете земельного налога при выявлении кадастровой ошибки, суд принимает во внимание следующее.

Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ) статья 52 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 2.1 следующего содержания: "Перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 данного кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено данным пунктом. Перерасчет, предусмотренный абзацем первым данного пункта, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 данного кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов".

Также в статье 2 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ установлено, что изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

Новые правила перерасчета земельного налога для физических лиц, согласно пунктам 2 и 6 статьи 3 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ, вступают в силу с 1 января 2019 года и подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года. При этом Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ не предусмотрено, что положения статьи 1, дополняющей статью 52 Налогового кодекса Российской Федерации пунктом 2.1, имеют обратную силу.

Кроме того, решением Советского районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ дана оценка обоснованности требований налогового органа о взыскании задолженности по земельному налогу за 2012-2014 г. с учетом осуществленного перерасчета.

Поскольку требование об уплате пени до настоящего времени не исполнены, доказательств обратного суду не представлено, правильность осуществленного административным истцом расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы в виде пени за несвоевременную уплату земельного налога сомнений у суда не вызывает, срок обращения в суд соблюден, административное исковое заявление предъявлено налоговым органом в срок не превышающий шести месяцев со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ), что соответствует требованиям ст. 48 НК РФ, в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ, согласно которой, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, с ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 400 рублей 00 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-178, 289- 290 КАС РФ, судья

решил:

административное исковое заявление МИФНС России № 17 по Красноярскому краю к ФИО1 о взыскании недоимки по земельному налогу – удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, проживающей по адресу: <адрес>, в пользу МИФНС России № 17 по Красноярскому краю задолженность по пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 1713 руб. 06 коп.

Взыскать с ФИО1, проживающей по адресу: <адрес>, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд, через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Г.В. Рудиш

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.