НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Красноярска (Красноярский край) от 12.01.2016 № 2-14516/2015

№ 2- 2831/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 января 2016г.

Советский районный суд г. Красноярска

в составе: председательствующего судьи Бех О.В.,

при секретаре Максимовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к ИФНС России по Советскому району г. Красноярска о признании незаконными действий по доначислению земельного налога, о признании незаконным расчета земельного налога,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с иском к ИФНС России по Советскому району г. Красноярска о признании незаконными действий по доначислению земельного налога, о признании незаконным расчета земельного налога, ссылаясь на то, что истец является правообладателем земельного участка с кадастровым номером , площадью 12369 кв.м. Решением Арбитражного суда Красноярского края от 28.01.2013г. удовлетворен иск ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об обязании установить кадастровую стоимость данного земельного участка в размере ее рыночной стоимости, всего <данные изъяты> рублей, согласно отчету оценщика по состоянию на 01.01.2011г. Решение вступило в законную силу 15.05.2013г. Сведения в государственный кадастр недвижимости внесены 04.06.2013г.

В соответствии с налоговым уведомлением , сумма земельного налога за 2012г. по данному земельному участку составила <данные изъяты> рублей, расчет налога осуществлен с учетом кадастровой стоимости земельного участка в размере <данные изъяты> рублей.

Извещением от 17.01.2014г. ответчик сообщил истцу о произведенном перерасчете земельного налога за 2012г. с учетом кадастровой стоимости в размере <данные изъяты> рублей.

По заявлению истца от 19.02.2014г. истцу возвращена переплата земельного налога в размере 227654.57 рублей.

Однако, в соответствии с уведомлением ответчик произвел перерасчет земельного налога истцу за 2012г., а также расчет налога за 2013г. исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере <данные изъяты> рублей, общая сумма задолженности составила <данные изъяты> рублей.

13.03.2015г. жалоба истца, направленная в УФНС России по Красноярскому краю, оставлена без удовлетворения. Истец не согласен с выводами УФНС России по Красноярскому краю, поскольку в силу статьи 24.20 закона об оценочной деятельности, в случае установления судом рыночной стоимости земельного участка, такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и подлежат использованию для целей налогообложения с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости. Поэтому земельный налог за первые шесть месяцев 2013г. подлежали исчислению исходя из кадастровой стоимости в размере <данные изъяты> рублей, за последующие шесть месяцев - исходя из кадастровой стоимости в размере <данные изъяты> рублей. При этом, обязанность по оплате земельного налога за 2012г. исполнена истцом в полном объеме, согласно справке № 12774 от 07.02.2014г.

При этом, согласно разъяснениям Минфина России, изложенных в письме от ДД.ММ.ГГГГ, в случае, если исправление технической ошибки приводит к увеличению кадастровой стоимости земельного участка и осуществлено по решению суда, то, по мнению Департамента, это является основанием для осуществления перерасчета земельного налога за предыдущие налоговые периоды и необходимости предоставления уточненных налоговых деклараций.

Поэтому, полагает истец, исправление технической ошибки, приведшее к увеличению кадастровой стоимости земельного налога, величина которой распространяется на предыдущие налоговые периоды, и не осуществленное по решению суда, не является основанием для проведения перерасчета земельного налога за предыдущие налоговые периоды и представления уточненных налоговых деклараций и не влечет за собой начисление налоговым органом пени. Таким образом, оснований для перерасчета земельного налога за 2012г. не было.

На основании изложенного, истец прост суд признать незаконными действия ИФНС России по Советскому району г. Красноярска по доначислению земельного налога за 2012г. на земельный участок с указанным кадастровым номером, признать незаконным расчет ИФНС России по Советскому району г. Красноярска земельного налога за 2013г. по данному земельному участку.

В судебное заседание истец не явился, о причинах неявки в суд не сообщил. Ходатайство представителя истца об отложении судебного заседания в связи командировкой представителя истца оставлено без удовлетворения в порядке статьи 150 КАС РФ, поскольку ведение административного дела с участием представителя в данном случае не является обязательным, при этом, данные о причинах неявки в суд самого истца суду не представлены. Представитель ответчика ФИО2 иск не признала.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В силу статьи 389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Согласно статьям 390, 391 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.


Как установлено в судебном заседании, истец состоит на учете в Инспекции в качестве налогоплательщика земельного налога, на основании поступивших 07.03.2012г. из Управления Росреестра по Красноярскому краю сведений о регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 28.01.2013г. удовлетворен иск ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об обязании установить кадастровую стоимость данного земельного участка в размере ее рыночной стоимости, всего в размере 9784 000 рублей, согласно отчету оценщика по состоянию на 01.01.2011г. Решение вступило в законную силу 15.05.2913г. (л.д. 50-55).

Сведения в государственный кадастр недвижимости внесены 04.06.2013г. (согласно кадастровой справке – л.д. 26).

По данным УФНС России по Красноярскому краю (л.д. 39-44), согласно информационному ресурсу Инспекции «Принятые файлы из органов Росреестра о земельных участках», 18.02.2014г. и 17.03.2014г. приняты файлы, согласно которым, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет по состоянию на:

- 01.01.2012г.- <данные изъяты> рублей,

- 01.01.2013г.- <данные изъяты> рублей,

- 01.01.2014г.- <данные изъяты> рублей.

26.04.2014г. инспекцией в автоматическом режиме произведено начисление земельного налога, с учетом поступивших данных, сумма земельного налога за 2012г. восстановлена в размере <данные изъяты> рублей, что привело к возникновению недоимки по земельному налогу в указанном размере. Общая сумма недоимки истца составила <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> рублей- 2012 год, <данные изъяты> рублей – 2013 год).

Оценивая представленные доказательства, суд учитывает следующее.

В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются (правовая позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011г. № 913/11).

То есть, заявленные ФИО1 в Арбитражный суд Красноярского края требования, по существу, имели своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа.


В силу статьи 24.20, Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.

В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В случае исправления технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

В соответствии со статьей 3
Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ (ред. от 08.06.2015) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования (опубликован "Собрание законодательства РФ", 28.07.2014, N 30 (Часть I), ст. 4226), за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

В силу пункта 8 статьи 3 данного закона, положения статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Поскольку заявление ФИО1 о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка было подано и рассмотрено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 28.07.2014), положения статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ), не подлежат применению к спорным правоотношениям.

С учетом положений статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (согласно которым, сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости), принимая во внимание дату внесения изменений в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка истца- 04.06.2013г., учитывая положения статей 390, 391 НК РФ (согласно которым, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса; налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом), учитывая кадастровую стоимость земельного участка истца на 01.01.2013г. в размере 27 996 365.67 рублей, суд полагает правомерным расчет земельного налога за 2013г., произведенный инспекцией с учетом указанной кадастровой оценки.

Кроме того, суд учитывает кадастровую стоимость земельного участка истца на 01.01.2012г. в размере <данные изъяты> рублей, и полагает правомерным расчет земельного налога за 2012г., произведенный инспекцией с учетом указанной кадастровой оценки, а также полагает правомерным доначисление земельного налога за 2012г. с учетом указанной кадастровой оценки.

При этом, довод истца о необходимости применения разъяснений Минфина России, изложенных в письме от 10.03.2011 № 03-05-04-02/21, по вопросу о перерасчете земельного налога за предыдущие налоговые периоды на основании информации органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, об изменении кадастровой стоимости земельных участков в результате технических ошибок, допущенных в текущем налоговом периоде и предыдущих налоговых периодах,- судом не принимается, поскольку материалами дела не установлено наличие технических ошибок при определении кадастровой стоимости земельного участка истца.

При этом, суд также принимает во внимание следующее.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57). Обладание организациями и физическими лицами земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, возлагает на них обязанность по уплате земельного налога. Налоговым кодексом Российской Федерации закреплено, что налоговая база по земельному налогу - это кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390); она определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом; налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом принадлежащем им земельном участке (пункты 1 и 3 статьи 391).

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 3 июля 2014 года N 1555-О, анализируя вопросы кадастровой оценки, отметил для целей налогообложения преимущество в применении кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости земельного участка. Однако при этом Конституционный Суд Российской Федерации, ссылаясь в том числе на положения Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", указал, что государственная кадастровая оценка земель не лишена экономических оснований и установление кадастровой стоимости, равной рыночной, не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов кадастровой оценки (из Определения Конституционного Суда РФ от
25.09.2014 № 2016-О).

Кроме того, суд принимает во внимание вступившее в законную силу заочное решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 09.09.2015г., которым с ФИО1 в пользу ИФНС России по Советскому району г. Красноярска взыскано <данные изъяты> рублей в счет земельного налога за 2012г., 2013г., с учетом кадастровой стоимости земельного участка на 01.01.2012г. и 01.01.2013г. в размере <данные изъяты> рублей. Суд полагает, обстоятельства, установленные данным решением преюдициальными в силу положений статьи 64 КАС РФ, и не усматривает оснований для удовлетворения заявленного требования о признании действий ответчика незаконными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175- 180 КАС РФ,

р е ш и л :

Заявление ФИО1 к ИФНС России по Советскому району г. Красноярска о признании незаконными действий по доначислению земельного налога за 2012г. на земельный участок с кадастровым номером , о признании незаконным расчета земельного налога за 2013г. по земельному участку с указанным кадастровым номером,- оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий Бех О.В.