Дело № 2-9934/2022
24RS0048-01-2022-007970-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 сентября 2022 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Злобиной М.В.,
при секретаре Березюке Н.В.,
с участием представителя истца ФИО1 - ФИО2, действующей на основании доверенности,
представителя ответчика УФНС России по Красноярскому краю ФИО3, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю о возложении обязанности предоставить дополнительный оплачиваемый отпуск, справку о размере среднего заработка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к УФНС России по Красноярскому краю о возложении обязанности предоставить дополнительный отпуск, справку о размере среднего заработка.
Требования мотивировал тем, что в 1986 году проходил срочную службу в зоне отчуждения при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время состоит на государственной гражданской службе в УФНС России по Красноярскому краю. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в адрес работодателя с заявлением о предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 350 календарных дней за периоды 1994-2004 и 2008-2021 года как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также о предоставлении справки о размере среднего заработка с указанием итоговой причитающейся к выплате суммы и периода, за который предоставляется дополнительный отпуск. Однако в нарушение действующего законодательства работодатель справку не предоставил, о предоставлении дополнительного отпуска не известил, чем, полагает, нарушает его права.
Просит обязать ответчика предоставить дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 350 календарных дней за период нахождения на государственной службе за период 1994-2004 и 2008-2021 годы в течение трех рабочих дней с момента вступления решения в силу; обязать ответчика предоставить справку о размере среднего заработка с указанием причитающейся к выплате итоговой суммы и периода, за который предоставляется дополнительный отпуск, подписанную руководителем организации и главным бухгалтером и заверенную печатью для предоставления ее в соответствующий орган на оплату дополнительного отпуска.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, его представитель ФИО2 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика УФНС России по Красноярскому краю ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, полагая, что суммирование дополнительных отпусков, а также их предоставление за прошлое время действующим законодательством не предусмотрено, просила не наказывать, не возлагать на управление негативные последствия отсутствия работника на рабочем месте в течение почти года в связи с трудоустройством человека, который ранее проходил срочную службу в зоне отчуждения при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, представитель ГУ-ОПФ по Красноярскому краю просил рассмотреть дело в их отсутствие.
Учитывая мнение представителя истца, представителя ответчика, в соответствии с положениями ст. 167, ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений абзаца шестого части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на отдых, обеспечиваемый в том числе предоставлением оплачиваемых ежегодных отпусков.
В соответствии с частью первой статьи 116 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-I гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется, в том числе, использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней.
Вместе с тем, в силу ст. 5 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что на основании трудового договора, приказа, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был принят на работу в Государственную налоговую инспекцию (после УФНС России по Красноярскому краю), состоял на различных должностях, с ДД.ММ.ГГГГ замещает должность заместителя начальника отдела налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов на основании приказа УФНС России по Красноярскому краю №ДБ-2.2-10/76 от ДД.ММ.ГГГГ.
Также судом установлено, что в 1986 году ФИО1 проходил срочную службу в зоне отчуждения при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и ему ДД.ММ.ГГГГ выдано удостоверение №.
Согласно справке УФНС России по Красноярскому краю ФИО1 за время работы с ДД.ММ.ГГГГ предоставлялись дополнительные отпуска, предусмотренные Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 14 дней за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 14 календарных дней за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 14 календарных дней за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на имя руководителя УФНС России по Красноярскому краю обратился с заявлением о предоставлении дополнительного отпуска за 1994-2004 и 2008-2021 года продолжительностью 350 календарных дней с ДД.ММ.ГГГГ одновременно с очередным ежегодным оплачиваемым работодателем отпуском. Также просил предоставить справку о размере среднего заработка с указанием причитающейся к выплате итоговой суммы и периода, за который предоставляется дополнительный отпуск для предоставления в соответствующий орган на оплату дополнительного отпуска.
ДД.ММ.ГГГГ УФНС России по Красноярскому краю в адрес ФИО1 был направлен ответ на заявление, согласно которого суммирование дополнительных отпусков, а также их предоставление за прошлое время не предусмотрено и предоставление дополнительного отпуска за 1994-2004, 2008-2021 продолжительностью 350 календарных дней не соответствует требованиям действующего законодательства.
Как указывает сторона истца, ФИО1 не лишен права накопить периоды дополнительного отпуска за несколько лет и уйти в отпуск на весь накопленный период времени.
Вместе с тем, суд обращает внимание на следующее.
Из ст.ст. 114-116 ТК РФ следует, что работникам предоставляются два вида ежегодных оплачиваемых отпусков: основной и дополнительный. При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные отпуска суммируются с основным отпуском (часть вторая ст. 120 ТК РФ).
Действительно, как указано ранее, в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1) работникам гарантируется ежегодный очередной оплачиваемый отпуск в удобное для них время, а также дополнительный оплачиваемый отпуск.
Прямо запрет на перенос дополнительного "чернобыльского" отпуска на следующий год законом не установлен.
Вместе с тем следует учитывать следующее. Из ст. 3, ст. 4 Закона РФ N 1244-1 следует, что дополнительный отпуск, предоставляемый в соответствии с названным законом, представляет собой одну из мер социальной поддержки граждан и является расходным обязательством РФ (п. 1 ст. 5 Закона РФ N 1244-1), т.е. его финансирование осуществляется за счет бюджета.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 136 были утверждены Правила оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и выплаты единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно п. 2 указанных Правил получатель (работник, которому предоставляется такой отпуск) подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения заявление об оплате дополнительного оплачиваемого отпуска, к которому прилагаются:
а) копия удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки;
б) справка о размере среднего заработка с указанием причитающейся к выплате итоговой суммы (за вычетом налогов в соответствии с законодательством РФ) и периода, за который предоставляется отпуск, подписанная руководителем организации и главным бухгалтером (с расшифровкой подписей) и заверенная печатью.
Далее отдел социальной защиты составляет списки получателей и представляет их в территориальный орган Федерального казначейства. Территориальный орган Федерального казначейства на основании списков получателей перечисляет средства федерального бюджета, предусмотренные на оплату дополнительного оплачиваемого отпуска, в организацию федеральной почтовой связи либо на счет, открытый получателем в кредитной организации.
Таким образом, для выплаты среднего заработка за период подобного дополнительного отпуска необходимо использовать этот отпуск в натуре. Механизм перерасчета среднего заработка, сохраняемого за время дополнительного отпуска, предоставляемого в порядке Закона РФ N 1244-1, в случае переноса его на другой срок законодательством не установлен.
Из ст. 3 Закона РФ N 1244-1 следует, что предоставление такого дополнительного отпуска, как мера социальной поддержки, направлено на возмещение вреда, причиненного здоровью граждан.
Установленный в соответствии со ст. 14 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» дополнительный отпуск носит целевой характер и предоставляется в качестве компенсации за ущерб, причиненный здоровью граждан вследствие чернобыльской катастрофы.
На основании приведенных норм права, можно сделать выводу, что предоставление дополнительного отпуска по Закону РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 обусловлено теми же причинами, что и предоставление дополнительного отпуска занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: воздействием на здоровье человека вредных факторов (ст. 117 ТК РФ).
В связи с этим, учитывая запрет на перенос отпуска на следующий год в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 124 ТК РФ запрещает непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд, а также непредоставление отпуска работникам в возрасте до восемнадцати лет и работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Отпуска этих лиц не могут быть перенесены на следующий рабочий год даже по просьбе самих работников), а также тот факт, что законодатель не установил механизмы, позволяющие производить указанные действия, кроме того, принимая во внимание, что бюджет, в который закладываются, в том числе, выплаты на дополнительные отпуска, формируется на предстоящий финансовый год, суд полагает, что перенос дополнительного отпуска, предусмотренного Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1, на следующий год и замена отпуска денежной компенсацией невозможны, несмотря на отсутствие в законе прямого запрета на это.
Учитывая, что за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец с заявлением о предоставлении дополнительного отпуска не обращался, требования такие в суде не заявляет, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований истца о предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 350 календарных дней за период нахождения на государственной службе за период 1994-2004 и 2008-2021 годы в течение трех рабочих дней с момента вступления решения в силу не имеется.
Поскольку требование о предоставлении справки о размере среднего заработка с указанием причитающейся к выплате итоговой суммы и периода, за который предоставляется дополнительный отпуск, подписанную руководителем организации и главным бухгалтером и заверенную печатью, обусловлено требованием о предоставлении дополнительного отпуска, в связи с чем оснований для удовлетворения требований истца в данной части также не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю о возложении обязанности предоставить дополнительный оплачиваемый отпуск, справку о размере среднего заработка – отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Копия верна
Председательствующий М.В.Злобина
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.