Копия дело № 2-2323/2024
УИД: 24RS0048-01-2023-008627-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 февраля 2024 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего – судьи Заверуха О.С.,
при секретаре Фелипас С.А.,
с участием представителя процессуального истца - помощника прокурора Пелех В.Ю.,
представителя ответчика Красноярской таможни – Саргиной Е.В., доверенность от 09.01.2024г.
представителя ответчика - Сибирской электронной таможни - Вязниковой Т.В., доверенность от 29.12.2023г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярского транспортного прокурора, действующего в интересах Потаповой Натальи Александровны, к Красноярской таможне, Сибирской электронной таможни о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, признании права на получение материального стимулирования, взыскании материального стимулирования, компенсации неиспользованного отпуска, компенсации за нарушение срока выплат,
УСТАНОВИЛ:
Красноярский транспортный прокурор, действуя в интересах Потаповой Н.А., обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к Красноярской таможне, Сибирской электронной таможне о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, признании права на получение материального стимулирования, взыскании материального стимулирования, компенсации неиспользованного отпуска, компенсации за нарушение срока выплат. Требования мотивированы тем, что по обращению Потаповой Н.А. Красноярской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения таможенным органом прав сотрудника, в ходе которой, установлено, что Потапова Н.А. с 08.08.2022г. состояла на государственной гражданской службе в Сибирской электронной таможне в должности главного государственного таможенного инспектора отдела контроля таможенной стоимости Сибирской электронной таможни, приказом от 31.01.2023г. освобождена от замещаемой должности и уволена со службы по инициативе гражданского служащего. При увольнении Потаповой Н.А. выплачена денежная компенсация за неиспользованный отпуск (10 календарных дней) в размере 24 134,50 руб. При назначении и выплате отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск не были учтены суммы материального стимулирования. Кроме того, Сибирской электронной таможней необоснованно снижен размер выплат материального стимулирования Потаповой Н.А. по результатам деятельности в 4 квартале 2022 года в сравнении с установленной расчетной суммой, Потаповой Н.А. выплачено 7 900 руб., в то время как иным государственным служащим единовременное денежное поощрение установлено в размере 26 000 руб. Просит признать незаконным бездействие Сибирской электронной таможни, связанное с не установлением и не выплатой суммы материального стимулирования по результатам деятельности за 4 квартал 2022 года в размере 18 100 руб.; возложить на Сибирскую электронную таможню обязанность издать приказ об установлении и выплате Потаповой Н.А. суммы материального стимулирования по результатам деятельности за 4 квартал 2022 года в размере 18 100 руб. и направить его для реализации в Красноярскую таможню; взыскать с Сибирской электронной таможни и Красноярской таможни в пользу Потаповой Н.А. материальное стимулирование в размере 18 100 руб.; взыскать с Красноярской таможни в пользу Потаповой Н.А. компенсацию за неиспользованный отпуск – 853,24 руб., а также компенсацию за задержку выплат.
Представитель процессуального истца - помощник Красноярского транспортного прокурора Пелех В.Ю. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнения поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Материальный истец - Потапова Н.А. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом и своевременно, представила ходатайство, в котором просит о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика - Красноярской таможни Саргина Е.В., действующая по доверенности от 09.01.2024г., в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, полагая, что материальное стимулирование, является мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд и относится к компетенции работодателя, который оценивает качественные характеристики конкретного работника. Также указала, что материальное стимулирование в силу положений Федерального закона №79-ФЗ в дополнительный перечень выплат не входит, следовательно, при расчете компенсационных выплат не должно учитываться. Указывала также на то, что материальное стимулирование является целевым, выплачивается сверх фонда заработной платы, и является временной выплатой. Контррасчет относительно заявленных требований представлен не был, поскольку истцом расчет произведен верно. Также возражала против взыскания компенсации за задержку выплат.
Представитель ответчика Сибирской электронной таможни Вязникова Т.В., действующая на основании доверенности от 29.12.2023г., в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, полагая, что материальное стимулирование, является мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд исходя из индивидуальных показателей труда, установление иным работникам материального стимулирования в большем размере, чем установлен истцу, не говорит о его неправильном определении. Кроме того, материальное стимулирование в силу положений Федерального закона №79-ФЗ в дополнительный перечень выплат не входит, следовательно, при расчете компенсационных выплат не должно учитываться. Указывала также на то, что материальное стимулирование является целевым, выплачивается сверх фонда заработной платы, и является временной выплатой. Контррасчет относительно заявленных требований представлен не был, поскольку истцом расчет произведен верно. Также возражала против взыскания компенсации за задержку выплат. Дополнительно суду пояснил, что на основании приказа ФТС от 07.05.2019г. «О создании Сибирской электронной таможни» Красноярская таможня наделена полномочиями по начислению выплат по оплате труда, в связи с чем, на Сибирскую электронную таможню не может быть возложена обязанность произвести выплату спорных сумм.
Суд, с учетом мнения участников процесса и заявления материального истца, полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие материального истца Потаповой Н.А., извещенной о дате и времени судебного разбирательства, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя процессуального истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам.
Частью 7 ст. 11 ТК РФ установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В силу ст. 73 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.
Из указанных положений закона следует, что действие трудового законодательства распространяется на отношения, связанные с государственной гражданской службой, только в части, не урегулированной специальным законодательством.
Регулирование отношений, связанных с государственной службой, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 которого гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 33 № 79-ФЗ одним из общих оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего (ст. 36 Федерального закона).
Часть 1 ст. 46 ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ предусматривает, что гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
При прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (ч. 13 ст. 46 ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ).
Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 г. № 562, действовавших до 01.01.2023г. (далее - Правила) предусмотрен порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске.
В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что системы оплаты труда (включая системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом в соответствии с частью шестой указанной статьи Кодекса условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Частью 2 ст. 139 ТК РФ установлено, что при расчете средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источника этих выплат.
Статьей 191 ТК РФ предусмотрено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарности, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также положениями и уставами о дисциплине.
Исходя из системного толкования приведенных правовых норм, материальное стимулирование (премия) представляет собой денежную сумму, выплачиваемую работнику в качестве поощрения за достижения в работе, и носит, как правило, стимулирующий характер и входит в систему оплаты труда.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.
Часть 3 ст. 51 ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ предусматривает, что фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1)на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2)на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3)на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 6 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Согласно п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.06.2006 г. № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год). Пунктом 9 этого же Указа предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем 8 подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе, в сфере трудовых (служебных) отношений.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец на основании приказа №№ от 08.08.2022г. принята на должность главного государственного таможенного инспектора отдела контроля таможенной стоимости. Сибирской электронной таможни, 08.08.2022г. с ней заключен служебный контракт №№.
В соответствии с условиями служебного контракта №№ Потаповой Н.А. установлено денежное содержание, которое состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (должностного оклада), месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет в размере до 30% этого оклада, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы в размере от 90 до 120% этого оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным Представителем нанимателя; ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада; ежемесячного денежного поощрения в зависимости от сложности, объема и выполняемых задач; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными правовыми актами.
На основании Приказа Сибирской электронной таможни ФТС Сибирского таможенного управления №№ от 31.01.2023г. Потапова Н.А. была уволена с государственной гражданской службы 07.02.2023г. по п. 3 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (по инициативе гражданского служащего).
Также судом установлено, что приказом Сибирского таможенного управления ФТС от 30.11.2022г. №№ было утверждено распределение лимитов бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование государственных гражданских служащих таможенных органов Сибирского таможенного управления, в том числе, Сибирской электронной таможни на 3 квартал 2022 года.
Указанным Приказом начальникам таможенных органов Российской Федерации поручено обеспечить распределение бюджетных ассигнований в зависимости от выполнения установленных показателей результативности и направить их на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих в виде единовременного поощрения, предусмотренного подпунктом "е" п. 9 Порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации, утвержденного Приказом ФТС России от 30.10.2006 года №1058.
Во исполнение приказа Сибирской электронной таможней издан приказ №№ о выплате Потаповой Н.А. сумм материального стимулирования за 3 квартал 2022 года в размере 30 000 руб.
Ссылаясь на то, что выплаченные истцу суммы материального стимулирования не учитывались при расчете среднего заработка для оплаты компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, прокурор в интересах Потаповой Н.А. обратился в суд с настоящим иском.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).
Пунктом 5.5 данного Положения предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Разрешая спор, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, учитывая, что в соответствии с положениями части 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, суд приходит к выводу, что выплаченное Потаповой Н.А.. в период прохождения истцом государственной гражданской службы в соответствии с приказами Сибирского таможенного управления материальное стимулирование входит в состав денежного довольствия и должно было учитываться при расчете его среднего заработка для оплаты компенсации неиспользованного отпуска при увольнении, а потому с ответчика в пользу истца подлежит взысканию недоплата: по оплате компенсации за неиспользованный отпуск в размере 853,24 руб. исходя из расчета: 30 000 руб. / 12 / 29,3 х 10 дн.).
Доказательств производства выплаты указанной задолженности ответчиком в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ суду представлено не было.
Доводы ответчиков о том, что материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, в связи с чем, не подлежит учету при расчете среднего заработка истца для выплаты компенсации за неиспользованный отпуск основаны на ошибочном толковании и применении норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Учитывая изложенное, принимая во внимание положения ст. 236 ТК РФ, приходит к выводу, что истец имеет право на получение процентов (денежной компенсации) за несвоевременную выплату компенсаций, размер которых за испрашиваемый истцом период с 08.02.2023г. по 30.06.2023 составит 61,01 руб. (853,24 руб. * 143 дн. * 1/150 * 7.5%).
Доводы представителей ответчиков о том, что компенсация за задержку выплат начисляется только в случае невыплаты начисленной заработной платы и иных выплат, в данном случае работодатель компенсацию неиспользованного отпуска в размере, заявленном истцом, не начислял, соответственно его вины в невыплате указанных сумм не имеется, не могут быть приняты судом, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, в силу которых, при рассмотрении спора, возникшего в связи с отказом работодателя выплатить работнику проценты (денежную компенсацию) за нарушение срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, в соответствии со статьей 236 ТК РФ суд вправе удовлетворить иск независимо от вины работодателя в задержке выплаты указанных сумм.
При этом, судом учитывается, что на основании Приказа ФТС от 07.05.2019г. №764 «О создании Сибирской электронной таможни» на Красноярскую таможню возложены полномочия по информационно-техническому, материально-техническому, в том числе автотранспортному, обеспечению деятельности Сибирской электронной таможни, содержанию движимого и недвижимого имущества, переданного в безвозмездное пользование Сибирской электронной таможне, обеспечению должностных лиц Сибирской электронной таможни служебными жилыми помещениями, находящимися в оперативном управлении Красноярской таможни, а также на основании заключенного сторонами соглашения полномочиями по начислению и перечислению выплат по оплате труда, иных выплат должностным лицам и обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Принимая во внимание, что Приказом ФТС от 07.05.2019г. №764 на Красноярскую таможню возложены полномочия полномочиями по начислению и перечислению выплат по оплате труда сотрудников Сибирской электронной таможни, требования истца к Сибирской электронной таможне удовлетворению не подлежат.
Таким образом, компенсация неиспользованного отпуска в размере 853,24 руб. и компенсация за задержку выплат в размере 61,01 руб. подлежит взысканию с Красноярской таможни в пользу Потаповой Н.А.
Разрешая требования Красноярского транспортного прокурора, действующего в интересах Потаповой Н.А., о признании незаконным бездействия Сибирской электронной таможни, связанного с не установлением и не выплатой суммы материального стимулирования по результатам деятельности за 4 квартал 2022 года в размере 18 100 руб.; возложении на Сибирскую электронную таможню обязанности издать приказ об установлении и выплате Потаповой Н.А. суммы материального стимулирования по результатам деятельности за 4 квартал 2022 года в размере 18 100 руб. и направить его для реализации в Красноярскую таможню и взыскании в пользу Потаповой Н.А. суммы материального стимулирования за 4 квартал 2022 года в размере 18 100 руб. суд приходит к следующим выводам.
На основании докладной записки начальника отдела контроля таможенной стоимости Сибирской электронной таможни №№ от 07.04.2023г. Сибирской электронной таможней издан приказ №№ от 21.04.2023г. о выплате Потаповой Н.А. сумм материального стимулирования за 4 квартал 2022 года в размере 7 900 руб.
Денежные средства на материальное стимулирование гражданских служащих таможенных органов сверх установленного ФТС России фонда оплаты труда гражданских служащих.
Поскольку постановлениями Правительства РФ не установлена специальная выплата для расходования этих денежных средств, материальное стимулирование гражданских служащих производится по решению руководителя ФТС России в виде единовременных поощрений по итогам работы за квартал в зависимости от выполнения установленных таможенным органом показателей эффективности деятельности в соответствующем квартале.
При осуществлении материального стимулирования необходимо руководствоваться приказом ФТС России от 20.03.2017г. №421 «Об организации взаимодействия структурных подразделений ФТС России при поощрении федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников таможенных органов РФ за достижение показателей результативности и эффективности деятельности».
Выплата единовременных поощрений за квартал производится по решению руководителя ФТС России в виде единовременных поощрений по итогам работы за квартал в зависимости от выполнения установленных таможенным органам показателей эффективности в соответствующем квартале в порядке, предусмотренном утвержденным Приказом ФТС России от 30 октября 2006 г. N1058, в пределах денежных средств, выделяемых на материальное стимулирование сверх фонда оплаты труда гражданских служащих. При этом выплата единовременных поощрений производится за безупречную и эффективную службу, за существенный вклад в результаты деятельности таможенного органа (структурного подразделения таможенного органа), инициативу и профессионализм при выполнении установленных должностным регламентом полномочий (задач и функций) (подпунктом "е" п. 9 Порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации).
Оценивая представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу, что расчет размера средств материального стимулирования 4 квартал 2022 года закреплен Порядком выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрения федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации, утвержденным Приказом ФТС России от 30 октября 2006 г. N1058, данный размер определяется по каждому гражданскому служащему с учетом критериев оценки качества выполнения гражданским служащим должностных обязанностей, влияющих на размер суммы материального стимулирования.
При таких обстоятельствах суд полагает, что требования истца о признании незаконным бездействия Сибирской электронной таможни, связанного с не установлением и не выплатой суммы материального стимулирования по результатам деятельности за 4 квартал 2022 года в размере 18 100 руб.; возложении на Сибирскую электронную таможню обязанности издать приказ об установлении и выплате Потаповой Н.А. суммы материального стимулирования по результатам деятельности за 4 квартал 2022 года в размере 18 100 руб. основаны на неверном толковании норм материального права и, в силу установленных по делу обстоятельств, удовлетворению не подлежат.
Доводы стороны истца о том, что за 4 квартал 2022 года Потаповой Н.А. неверно исчислен размер материального стимулирования, поскольку у других сотрудников размер материального стимулирования определен в большем размере, не могут быть приняты судом, поскольку по смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых, в том числе относится материальное стимулирование, являющееся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя, который оценивает качественные характеристики конкретного работника, в связи с чем, установление иным работникам материального стимулирования в большем размере, чем установлен истцу, не говорит о его неправильном определении.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Красноярского транспортного прокурора, действующего в интересах Потаповой Натальи Александровны (паспорт: серия 04 09, №823554), к Красноярской таможне (ИНН: №), Сибирской электронной таможне (ИНН: №) о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, признании права на получение материального стимулирования, взыскании материального стимулирования, компенсации неиспользованного отпуска, компенсации за нарушение срока выплат - удовлетворить частично.
Взыскать с Красноярской таможни в пользу Потаповой Натальи Александровны компенсацию неиспользованного отпуска в размере 853,24 руб., компенсацию за задержку выплат в размере 61,01 руб., а всего 914,25 руб.
В удовлетворении остальных требований Красноярского транспортного прокурора, действующего в интересах Потаповой Натальи Александровны - отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке через Советский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: О.С.Заверуха
Решение принято в окончательной форме 14 февраля 2024 года.
Копия верна.