Дело № 12-188/18
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Краснодар 23 мая 2018 г.
Советский районный суд г. Краснодара в составе
Председательствующего судьи: Масловой Н.А.
при секретаре: Чепурновой Е.В.
рассмотрев жалобу НикитИ. И. А. на постановление Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 09.02.2018 № 17-016/Д-6 по ст. 15.14 КоАП РФ,
установил:
НикитИ. И.А. обратилась в суд с жалобой на постановление заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края о назначении административного наказания от 09.02.2018г. № 17-016/Д-6 (далее «Постановление»), которым ректор государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края (далее «Учреждение») НикитИ. И.А. (далее «Заявитель») признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты>.
Просит указанное постановление отменить в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
В судебном заседании представитель ФИО2 по доверенности ФИО3 уточнил требования поданной жалобы, и просил в связи с недоказанностью обстоятельств, отсутствием должного правового обоснования вынесенного постановления № 17-016/Д-6 от 09.02.2018г., отменить указанное постановление.
Представитель Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края по доверенности ФИО4 в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве и приобщенном к материалам дела. Пояснил, что привлекая НикитИ. И.А. к административной ответственности департаментом было установлено, что Учреждением заключен договор с министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, подписанный ректором НикитИ. И.А. и начальником управления экономики образования и финансов ФИО7 о порядке и условиях предоставления субсидии на проведение мероприятия (пункт 5.5), предусмотренного государственной программой Краснодарского края «Развитие образования», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2015 №939. Согласно пункту 2.3.1 вышеуказанного договора Учреждение обязуется осуществить использование субсидии на проведение мероприятия (пункт 5.5) государственной программы Краснодарского края «Развитие образования», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2015 №939 по целевому назначению, в соответствии со сметами расходов и положениями проведения мероприятия, утвержденными Учреждением. Учреждением заключен контракт от 22.04.2017 № 271/у с ООО «Южная Выставочная Компания», которое обязуется предоставить Учреждению за плату во временное пользование (аренду) оборудованные нежилые здания, помещения, строения и сооружения общей площадью 60 922,9 квадратных метров для проведения Финала V Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в 2017 году на сумму <данные изъяты> (целевая субсидия из бюджета Краснодарского края). Оплата по контракту от 22.04.2017 № 271/у производилась 26.04.20178 и 24.05.2017, что подтверждается платежными поручениями (от 26.04.2017 №358204 на сумму <данные изъяты>; от 24.05.2017 №467647 на сумму <данные изъяты>). Департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края была проведена встречная выездная внеплановая проверка союза «Развитие образования профессиональных сообществ Кубани» (далее – союз «РПС Кубани»), в ходе которой были установлены факты нецелевого использования бюджетных средств. В ходе проверки союза «РПС Кубани» установлено, что союз «РПС Кубани» во время проведения Финала V Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в 2017 году в г. Краснодаре по адресу ул. Конгрессная, 1 находился в одном из арендуемых Учреждением в рамках контракта от 22.04.2017 №271/у с ООО «Южная Выставочная Компания» помещений. Исходя из предоставленной союзом «РПС Кубани» информации, установлено помещение (здания №5 литер Е, 1 этаж, помещение №32), площадь которого составляет 14,2 кв. м., в котором находился и осуществлял свою деятельность пот оказанию услуг контрагентам союз «РПС Кубани». В ходе проверки Учреждением не было предоставлено информации о факте предоставления оборудованного и меблированного нежилого помещения стороннему юридическому лицу (союз «РПС Кубани»). Таким образом, Учреждением было предоставлено стороннему юридическому лицу союз «РПС Кубани» на безвозмездной основе в пользование оборудованное и меблированное нежилое помещение, находящееся у Учреждения в аренде на основании контракта от 22.04.2047 № 271/у с ООО «Южная Выставочная Компания», за аренду которого Учреждение оплатило за счет средств краевого бюджета (<данные изъяты> за 1 кв.м.), в общем размере <данные изъяты> (<данные изъяты> x 14,2 кв.м.). Из судебной практики по делам, связанным с нецелевым использованием средств, полученных из бюджетной системы РФ следует, что такого рода нарушения характеризуются совершением конкретной платежно-расчетной операции по расходованию средств (постановление Верховного Суда РФ от 06.09.2005 № 39-ад05-1, постановлением Президиума ВАС РФ от 11.05.2005 № 16246/04 по делу А02-2527/2004, обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 23.11.2005 за третий квартал 2005 года). Выплата денежных средств в сумме <данные изъяты> подлежит квалификации как нецелевое использование бюджетных средств, поскольку такие средства выплачены на цели, на которые они не предоставлялись (реализация государственной программы Краснодарского края «Развитие образования»). Учитывая вышеизложенное, ФИО2 была привлечена к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ «Нецелевое использование бюджетных средств», и назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, свидетеля, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ведущим консультантом департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО5 проведена выездная внеплановая проверка ГБОУ ИРО Краснодарского края по вопросу соблюдения законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд при осуществлении закупки «аренда нежилых помещений» за истекший период 2017 года. Согласно постановления (абзац 6 страницы 3 Постановления) установлено, что Учреждением было предоставлено стороннему юридическому лицу Союз «Развитие образования профессиональных сообществ Кубани» (далее - Союз «РПС Кубани») на безвозмездной основе в пользование оборудованное и меблированное нежилое помещение, находящееся у Учреждения в аренде на основании контракта от 22.04.2017 № 271/у (приложениям №2, №5 к контракту) с ООО «Южная Выставочная компания», за аренду которого Учреждение оплатило за счет средств краевого бюджета (<данные изъяты> за 1 кв.м.), в общем размере <данные изъяты> (<данные изъяты> х 14,2 кв.м.). В качестве доказательства такого вывода Департамент ссылается на информацию, предоставленную Союзом «РПС Кубани» в рамках его встречной выездной внеплановой проверки. По мнению Заявителя такой информации Союзом «РПС Кубани» не представлялась, а имеющиеся в материалах дела документы не подтверждают факт пользования Союзом «РПС Кубани» на безвозмездной основе оборудованным и меблированным нежилым помещением площадью 14,2 кв.м.
Статья 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния. Указанное правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Согласно ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной внеплановой проверки по вопросу соблюдения законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд при осуществлении закупки «аренда нежилых помещений» за истекший период 2017 года, в отношении ректора ГБОУ ИРО Краснодарского края ФИО2 вынесено постановление №17-016/Д-6 о назначении административного наказания, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.14 КоАП РФ «Нецелевое использование бюджетных средств». Назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
Вместе с тем, судом установлено, что в 2017 году ГБОУ ИРО Краснодарского края была предоставлена субсидия из краевого бюджета на проведение мероприятия в рамках государственной программы Краснодарского края «Развитие образования», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2015 №939 (пункт 5.5 «Предоставление субсидий государственным бюджетным учреждениям Краснодарского края, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, на организацию и проведение на территории Краснодарского края конкурса (чемпионата) профессионального мастерства»).
Как следует из материалов дела, Учреждением заключен договор, подписанный ректором Учреждения И.А. НикитИ. и начальником управления экономики образования и финансов ФИО7 о порядке и условиях предоставления субсидии на проведение мероприятия (пункт 5.5), предусмотренного государственной программой Краснодарского края «Развитие образования», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2015 №939.
Согласно пункту 2.3.1 вышеуказанного договора Учреждение обязуется осуществить использование субсидии на проведение мероприятия (пункт 5.5.) государственной программы Краснодарского края «Развитие образования», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2015 №939 по целевому назначению, в соответствии со сметами расходов и положениями проведения мероприятия, утвержденными Учреждением.
Учреждением заключен контракт от 22.04.2017 № 271/у с ООО «Южная Выставочная Компания», которое обязуется предоставить Учреждению за плату во временное владение и пользование (аренду) оборудованные нежилые здания, помещения, строения и сооружения общей площадью 60 922,9 квадратных метров для проведения Финала V Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в 2017 году на сумму <данные изъяты> (целевая субсидия из бюджета Краснодарского края).
Оплата по контракту от 22.04.2017 №271/у производилась 26.04.2017 и 24.05.2017, что подтверждается платежными поручениями от 26.04.2017 №358204 на сумму <данные изъяты>; и от 24.05.2017 №467647 на сумму <данные изъяты>.
Помещение здания №5 литер Е, 1 этаж, помещение №32 площадью 14,2 кв. м. входит в арендуемую площадь.
Судом путем опроса сторон и изучением материалов, предоставленных в дело, было выяснено, что по мнению Департамента, именно помещение №32 площадью 14,2 кв. м. здания №5 литер Е, 1 этаж, было передано Учреждением Союзу «РПС Кубани», а поводом для оспариваемых заявителем выводов департамента послужил ответ Союза «РПС Кубани» от 17 октября 2017 года за № 024 на имя заместителя руководителя департамента ФИО6, где в пункте 5 указано «…во время проведения Чемпионата, Союз находился в штабе РКЦ – приложение №5…».
Иных доказательств безвозмездной передачи помещения№32 площадью 14,2 кв. м. здания №5 литер Е, 1 этаж, от Учреждения Союзу «РПС Кубани» представителем Департамента в материалы дела передано не было.
Представитель заявителя в судебном заседании заявил ходатайство о допросе свидетеля – директора Союза «Развитие профессиональных сообществ Кубани» ФИО12 для выяснения интерпретации ответа, изложенного в пункте 5 Союза «РПС Кубани» от 17 октября 2017 года за № 024.
Свидетелю в соответствии со статьей 25.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации разъяснены права и обязанности, а также свидетель предупрежден об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
Допрошенный в судебном заседании ФИО11 пояснил, что на момент подписания письма Союза «РПС Кубани» от 17 октября 2017 года за № 024 он находился в должности и выполнял обязанности директора Союза «РПС Кубани».
Союз «РПС Кубани» был образован в связи с решением Президиума Совета директоров профессиональных образовательных организаций Краснодарского края, куда входят более 50 образовательных учреждений Краснодарского края с целью содействия её членам в осуществлении деятельности, направленной на развитие профессионального образования в соответствии со стандартами WorldSkills International для обеспечения экономики Российской Федерации и Краснодарского края высококвалифицированными кадрами (выписка из решения расширенного заседания президиума Совета директоров профессиональных образовательных организаций Краснодарского края №5 от 09 сентября 2016 года). Союз «РПС Кубани» это общественная организация, он не является коммерческой организацией и не имеет целью получение прибыли
Целью создания и деятельности Союза «РПС Кубани» согласно п. 2.1 Устава является достижение общественно полезных целей, а именно содействие его членам в осуществлении деятельности, направленной на развитие профессионального образования в соответствии со стандартами международной организации WorldSkills International (далее - WSI) для обеспечения экономики Российской Федерации и Краснодарского края высококвалифицированными кадрами, повышения роли профессиональной подготовки в социально-экономическом и культурной развитии Российской Федерации и Краснодарского края, а также представление и защита общих интересов его членов.
В качестве основного вида деятельности Союз «РПС Кубани» в Уставе указывает организацию и участие в проведении отечественных, зарубежных и международных презентаций, конференций, семинаров, симпозиумов, «круглых столов», выставок, форумов, конкурсов профессионального мастерства, олимпиад и иных массовых мероприятий, отвечающих цели деятельности Союза, предусмотренных настоящим Уставом ( пункт 2.3.15), и формирование, подготовка и организация участия региональной сборной Краснодарского края в общероссийский и международных соревнованиях WSI ( пункт 2.3.16).
Частичное или полное возмещение затрат поездок, связанных с обучением и участием членов в проведении конкурсов профессионального мастерства, олимпиад и иных массовых мероприятий одна из задач Союза «РПС Кубани».
Во исполнение уставных целей и задач Союз «РПС Кубани» 20 января 2017 года заключил соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между Союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» и Союзом «Развитие профессиональных сообществ Кубани», согласно которому обязался взаимодействовать с регионами Российской Федерации с целью администрирования организационных сборов, для участия в чемпионатах «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) на территории Краснодарского края ( пункт 3.1.1. Соглашения).
Для реализации поставленных задач Союз «РПС Кубани» 09 января 2017 года заключил Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между Министерством образовании, науки и молодежной политики Краснодарского края в лице министра ФИО1 и Союзом «Развитие профессиональных сообществ Кубани». Предметом заключенного соглашения являлась организация сотрудничества Сторон в целях популяризации движения «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia) на территории Российской Федерации, достижения наивысших результатов сборной команды России на международных соревнованиях, проводимых под эгидой WorldSkills. а также выполнения плана мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015г. Ж 366-р. В числе обязанностей Союз обязался в п. 3.1.2 обеспечить трансфер, проживание, питание, раздаточный и расходный материал в соответствии с инфраструктурным листом для участников Чемпионата согласно смете.
Таким образом, Союз «РПС Кубани» в силу выполнения своих уставных целей и задач, выполнения обязательств по заключенным соглашениям с Министерством образовании, науки и молодежной политики Краснодарского края в лице министра ФИО1, перед Союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», находился на территории проводимого чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) на территории Краснодарского края, участвовал в планерках, совещаниях, проводимых в штабе РКЦ в помещении №32 площадью 14,2 кв. м. здания №5 литер Е, 1 этаж.
Через штаб РКЦ, расположенным в этом помещении, Союз «РПС Кубани» получал сведения для координации перевозки участников чемпионата, корректировал трансфер приезжающих и уезжающих участников, передавал информацию, наградные материалы, форму участников.
Площадь 14,2 кв. м. была использована сотрудниками учреждения, организаторами соревнования и чемпионата, сотрудники которых находились в данном помещении с целью осуществления услуг по организации соревновательного процесса, связанных с проведением мероприятия.
Говоря о местонахождении Союза «РПС Кубани» ответа, изложенного в пункте 5 Союза «РПС Кубани» от 17 октября 2017 года за № 024 он имел в виду все вышесказанное.
ФИО12 категорически отверг наличие каких либо арендных отношений или взаимоотношений по пользованию помещением №32 площадью 14,2 кв. м. здания №5 литер Е, 1 этаж на безвозмездной основе между Союзом «РПС Кубани» и учреждением.
Деяние должностного лица квалифицировано по ст. 15.14 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении должностного лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Вместе с тем, суд полагает, что при вынесении постановления о назначении административного наказания заместитель руководителя Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края формально подошёл к оценке характера, размера вреда и тяжести совершённого административного правонарушения, негативных последствий, наступивших в результате совершения данного административного правонарушения. Также при вынесении наказания не были учтены имущественное положение лица, привлечённого к административной ответственности, а также то, что НикитИ. И.А. не имеет административных наказаний.
Согласно п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 - 4.5 КоАП РФ).
Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Суд учитывает, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее применении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, при этом принимает во внимание, что возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированного в КоАП РФ состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность.
К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, суд относит признание вины, раскаяние правонарушителя.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
Поскольку совершенное должностным лицом НикитИ. И.А. административное правонарушение не повлекло негативных социальных последствий, суд квалифицирует совершенное административное правонарушение как малозначительное и считает возможным производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь главой 30 КоАП РФ, суд
решил:
Жалобу НикитИ. И. А. удовлетворить.
Постановление от 09.02.2018 г. № 17-016/Д-6, вынесенное заместителем руководителя Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края в отношении ректора государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края НикитИ. И. А. по ст. 15.14 КоАП РФ,- отменить.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, освободить виновное лицо от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд г. Краснодара в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья