НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край) от 19.12.2023 № 2-6881/2023

К делу № 2-6881/2023

23RS0047-01-2023-004801-08

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Краснодар 19 декабря 2023 года

Советский районный суд г. Краснодара в составе:

судьи Арестова Н.А.,

при секретаре Оганесян Э.А.,

с участием представителя истца Ахметовой Л.Р. действующей на основании доверенности от 05.06.2023г.,

представителя ответчика Великановой Т.И., действующей на основании доверенности от 24.07.2023г.,

помощника прокурора Карасунского округа г.Краснодара Плетневой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Лозовой С. С. к ООО «Монтажно-наладочное управление №1 Корпорация Акционерной компании «Электросевкавмонтаж» о возложении обязанности произвести отчисления в бюджет Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с иском к ответчику о возложении обязанности произвести отчисления в бюджет Российской Федерации.

В обоснование своих требований истец указала, что 26 сентября 2018г. между ООО «МНУ-1 Корпорации АК «ЭСКМ» и истцом был подписан трудовой договор . Согласно приказу о приеме на работу -ЛС от 26.09.2018 истец была принята на работу на должность электромонтажник по вторичным цепям. В соответствии с п.п.6.1, 6.2, 6.4, трудового договора должностной оклад истца составлял 10 764 рублей в месяц, в организации были предусмотрены стимулирующие выплаты. Место работы в трудовом договоре: основное подразделение г.Краснодар, Российская Федерация. В соответствии с поручением работодателя истец была направлена в служебную командировку в Республику Беларусь, где, в 2022 году находилась в командировке в период с 01.01.2022 по 31.12.2022. Отказаться от поручения работодателя - значить нарушить трудовую дисциплину. Выплаты заработной платы осуществлялась в рублях Российской Федерации путем ее перечисления на счет, открытый в ПАО «Сбербанк России». За 2022 год доход истца составил 542 615,33 руб., сумма исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц (НДФЛ) составила 70 540 руб. В 2023 году истец обратилась в Межрайонную ИФНС России №19 по Новосибирской области с налоговой декларацией по форме 3-НДФЛ за 2022 год, заявив имущественный налоговый вычет. Вместе с тем при проведении камеральной налоговой проверки налоговым инспектором был вынесен Акт налоговой проверки № 2073 от 04.04.2023, которым было установлено, что за 2022 год ответчик не предоставлял сведений об исчислении и удержании у истца налога на доходы физических лиц и сумма налога, подлежащая возврату по 3-НДФЛ составляет минус 6 082 рубля. Указанное свидетельствует о том, что в нарушение статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации, работодатель, исчислив и фактически удержав сумму налога, не предоставил в налоговый орган достоверные сведения и не перечислил налог в федеральный бюджет, тем самым нарушив право на получение имущественного налогового вычета и причинив ущерб государству.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Ахметова Л.Р.. на удовлетворении заявленных требований настаивала.

Представитель ответчика по доверенности Великанова Т.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.

Выслушав мнения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 26 сентября 2018г. между ООО «МНУ-1 Корпорации АК «ЭСКМ» и истцом был подписан трудовой договор №1096.

Согласно приказа о приеме на работу № 1755-ЛС от 26.09.2018 истец была принята на работу на должность электромонтажник по вторичным цепям.

В соответствии с п.п.6.1, 6.2, 6.4, трудового договора должностной оклад истца составлял 10 764 рублей в месяц, в организации были предусмотрены стимулирующие выплаты.

Место работы в трудовом договоре: основное подразделение г.Краснодар, Российская Федерация.

В соответствии с поручением работодателя истец была направлена в служебную командировку в Республику Беларусь, где, в 2022 году находилась в командировке в период с 01.01.2022 по 31.12.2022.

Выплаты заработной платы осуществлялась в рублях Российской Федерации путем ее перечисления на счет, открытый в ПАО «Сбербанк России».

За 2022 год доход истца составил 542 615,33 руб., сумма исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц (НДФЛ) составила 70 540 руб.

В 2023 году истец обратилась в Межрайонную ИФНС России №19 по Новосибирской области с налоговой декларацией по форме 3-НДФЛ за 2022 год, заявив имущественный налоговый вычет. Вместе с тем при проведении камеральной налоговой проверки налоговым инспектором был вынесен Акт налоговой проверки № 2073 от 04.04.2023, которым было установлено, что за 2022 год ответчик не предоставлял сведений об исчислении и удержании у истца налога на доходы физических лиц и сумма налога, подлежащая возврату по 3-НДФЛ составляет минус 6 082 рубля.

Установлено, что решением Экономического суда Гродненской области от 20.09.2022 дело № 154ЭАП224 суд взыскал с общества с ограниченной ответственностью «Монтажно-наладочное управление № 1 Корпорации Акционерной компании «Электросевкавмонтаж» в бюджет Республики Беларусь по требованию инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Островецкому району 4 815 834,43 белорусских рублей подоходного налога, 1 369 390,89 белорусских рублей пени по подоходному налогу за период с 13.02.2016 по 19.09.2022, а всего 6 185 225,32 белорусских рублей, а также пени в сумме 157 262,23 за период с 20.09.2022 по настоящее время, за счет имущества и денежных средств общества с ограниченной ответственностью «Монтажно-наладочное управление № 1 Корпорации Акционерной компании «Электросевкавмонтаж».

На настоящий момент сумма в размере 4 815 834,43 белорусских рублей подоходного налога погашена в бюджет Республики Беларусь в полном объеме. Обществу как налоговому агенту в Республике Беларусь доначислен подоходный налог с физических лиц в Республике Беларусь.

На основании вышеуказанных решений с общества взыскан подоходный налог с заработной платы командированных в Республику Беларусь сотрудников, однако ни в одном судебном решении общество не признано налоговым агентом в Республике Беларусь и не могло быть признано таковым, на основании следующего.

Согласно статье 216 Налогового кодекса Республики Беларусь, содержащейся в главе 18 «Подоходный налог с физических лиц» Налогового кодекса Республики Беларусь, «Особенности исчисления, порядок и сроки уплаты подоходного налога с физических лиц налоговыми агентами», иностранная организация признается налоговым агентом по подоходному налогу, когда плательщик от нее получил доходы на территории Республики Беларусь, что полностью согласуется с пунктом 8 этой же статьи.

Правило о том, что налоговым агентом в Республике Беларусь является только тот, кто доходы плательщику выплачивает на территории Республики Беларусь, установлено не только в Налоговом кодексе Республики Беларусь, так, данное требование - как пример для понятия "налоговый агент" в отношении иных доходов - прямо закреплено в пункте 3 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2019 №503 "О налогообложении".

Также данное требование дополнительно закреплено в:

- Положении о представлении сведений о доходах физических лиц, утвержденном постановлением Совмина от 07.04.2021 №201 «О представлении сведений о доходах физических лиц»;

- приложении 6-1 к постановлению МНС РБ от 03.01.2019 №2 "Об исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин), иных платежей", которым также утверждена инструкция о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок (далее - форма 6-1, инструкция №2);

- постановлении Белстата от 20.01.2020 №1 "Об утверждении Указаний по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду" (в соответствии с пунктом 70-5 инструкции №2 значение указанных показателей строки 1 "Фонд оплаты труда, руб." и строки 2 "среднесписочная численность работников, чел." определяется в порядке, установленном (глава 5 и глава 2 указаний).

Таким образом в пяти нормативных актах, два из которых являются законодательными актами, закреплено ключевое правило о том, чтобы быть налоговым агентом в Республике Беларусь, необходимо доходы выплачивать на территории Республики Беларусь.

Работникам, командированным в Республику Беларусь, непосредственно выполняющим работы по договору строительного субподряда на территории Республики Беларусь, общество каких-либо доходов на территории Республики Беларусь не выплачивало;

Установлено, что все работники общества трудовые договора заключили в Российской Федерации, по праву Российской Федерации и с указанием места работы Российская Федерация; заработную плату получали за пределами территории Республики Беларусь; заработную плату получали в рублях Российской Федерации путем перечисления с расчетного счета общества, отрытого в банке в Российской Федерации на счет работника общества, также открытый в банке в Российской Федерации.

Однако, общество было вынуждено по указанным суммам заработной платы, включая сумму истца, уплатить подоходный налог в бюджет Республики Беларусь.

Как указал ответчик, с решениями налоговых органов Республики Беларусь не согласны, их оспаривают, но указанные решения в настоящее время имеют законную силу.

Как указано в постановлении апелляционной инстанции Экономического суда Гродненской области от 22.08.2022 №154ЭАП226/А, по вопросу проверки правомерности исчисления и уплаты НДФЛ в бюджет Российской Федерации, в отношении доходов работников, являющихся штатными работниками организации, указано, что устранение двойного налогообложения производится с учетом норм п.4 ст. 182 НК в редакции, действовавшей до 01.01.2019, п.6 ст. 224 НК в редакции, действующей с 01.01.2019, а также ст. 20 Соглашения. При этом, устранение двойного налогообложения ст. 20 Соглашения возлагается на государство налогового резидентства лица.

Таким образом, суд приходит к выводу, что требование истца о возложении на ответчика обязанности произвести отчисления в бюджет Российской Федерации удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Лозовой С. С. к ООО «Монтажно-наладочное управление №1 Корпорация Акционерной компании «Электросевкавмонтаж» о возложении обязанности произвести отчисления в бюджет Российской Федерации - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд г. Краснодара в течение месяца.

Судья Советского

районного суда г.Краснодара Н.А. Арестов

Мотивированное решение изготовлено: 26.12.2023г.

Судья Советского

районного суда г.Краснодара Н.А. Арестов