НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край) от 19.10.2011 № 02

                                                                                    Советский районный суд г.Краснодара                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Советский районный суд г.Краснодара — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

дело № 2-5086/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 октября 2011 года Советский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего судьи Масловой Н.А.

при секретаре Зайцевой И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО «Югводоканал» о признании незаконными Решений заместителя руководителя Государственной инспекции труда по Краснодарскому краю № 02/02 и 02/03 от 19.04.2011г., Предписаний № 2-63-11-ПВ/29/3 и № 2-63-11-ПВ/29/4 от 18.03.2011 г., акта проверки №2-63-11-ПВ/29/2 от 18.03.2011 г. и восстановлении срока на их обжалование

УСТАНОВИЛ:

ООО «Югводоканал» обратился в суд с заявлением о восстановлении процессуального срока для обжалования решения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Краснодарском крае № 02/03 от 19.04.2011г. по жалобе ООО «Югводоканал» на акт проверки и предписание Главного государственного инспектора труда в Краснодарском крае; о признании незаконным решения № 02/03 от 19.04.2011г. заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Краснодарском крае; о признании незаконным акт проверки главного государственного инспектора труда в Краснодарском крае № 2-63-11-ПВ/29/2 от 18.03.2011г.; о признании незаконным предписание № 2-63-11-ПФ/29/3 от 18.03.2011г. главного государственного инспектора труда в Краснодарском крае.

В судебном заседании представитель заявителя ООО «Югводоканал» по доверенности Титова Л.Э. уточнила заявленные требования - просила суд:

- восстановить ООО «Югводоканал» срок на обжалование Решения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Краснодарском крае № 02/03 от 19.04.2011г.;

- восстановить ООО «Югводоканал» срок на обжалование Решения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Краснодарском крае № 02/02 от 19.04.2011г.;

- восстановить ООО «Югводоканал» срок на обжалование предписания Главного государственного инспектора труда в Краснодарском крае № 2-63-11-ПВ/29/3 от 18.03.2011г.;

- восстановить ООО «Югводоканал» срок на обжалование предписания Главного государственного инспектора труда в Краснодарском крае № 2-63-11-ПВ/29/4 от 18.03.2011г.;

- восстановить ООО «Югводоканал» срок на обжалование акта проверки № 2-63-11-ПВ/29/2 от 18.03.2011г.;

- признать незаконным Решение заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Краснодарском крае № 02/03 от 19.04.2011г.;

- признать незаконным Решение заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Краснодарском крае № 02/02 от 19.04.2011г.;

- признать незаконным предписание Главного Государственного инспектора труда в Краснодарском крае № 2-63-11-ПВ/29/3 от 18.03.2011г.;

- признать незаконным предписание Главного Государственного инспектора труда в Краснодарском крае № 2-63-11-ПВ/29/4 от 18.03.2011г.;

- признать незаконным акт проверки Главного Государственного инспектора труда в Краснодарском крае № 2-63-11-ПВ/29/2 от 18.03.2011г.

В обоснование требований представитель ООО «Югводоканал» в судебном заседании пояснила, что 18.03.2011 года главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) в Краснодарском крае на основании акта проверки главного государственного инспектора труда в Краснодарском крае № 2-63-11-ПВ/29/2 от 18.03.2011 г. руководителю филиала «СочиВодоканал» ООО «Югводоканал» выдано Предписание № 2-63-11-ПФ/29/3, обязывающие устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Генеральному директору ООО «Югводоканал» выдано Предписание №2-63-11-ПФ/29/4, обязывающие устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, направленное в адрес Генерального директора посредством почтовой связи.

Не согласившись с актом проверки и предписаниями, ООО «Югводоканал» обжаловало их руководителю Государственной инспекции труда в Краснодарском крае А.В. Колосову, направив свои возражения относительно акта проверки и выданных предписаний.

По результатам рассмотрения возражений ООО «Югводоканал» на акт проверки и предписания, заместителем руководителя Государственной инспекции труда - заместителем государственного инспектора труда в Краснодарском крае (по правовым вопросам) ФИО5 19.04.2011 г. вынесены Решения № 02/03 и №02/02, которыми признаны правомерным акт проверки от 18.03.2011 г. № 2-63-11-ПВ/29/2 и Предписание от 18.03.2011 г. № 2-63-11-ПВ/29/4, выданное генеральному директору ООО «Югводоканал» ФИО6

Решения заместителя государственного инспектора труда в Краснодарском крае (по правовым вопросам) ФИО5 от 19.04.2011 г. были обжалованы ООО «Югводоканал» как ненормативные правовые акты в Арбитражный суд Краснодарского края,

Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.08.2011 года производство по заявлению прекращено, так как спор неподведомственен Арбитражному суду. Из-за обжалования вышеуказанных решений в Арбитражный суд, ООО «Югводоканал» пропустил срок обжалования ненормативных правовых актов в судебном порядке.

По мнению заявителя, Предписание № 2-63-11-ПФ/29/3 выданное руководителю филиала «Сочи Водоканал» ООО «Югводоканал» ФИО7, неправомерно, так как филиалы не являются юридическими лицами, соответственно не могут от своего имени осуществлять правомочия юридического лица, в том числе - приобретать и осуществлять права и нести обязанности.

При этом, главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) государственной инспекции труда в Краснодарском крае фактически не было принято решение о правомерности Предписания № 2-63-11-ПВ/29/3, вынесенного в адрес директора филиала «СочиВодоканал» ООО «Югводоканал», поскольку в резолютивной части решения № 02/03 от 19.04.2011 г. указано на признание правомерным предписания № 2-63-11-ПВ/29/4, вынесенного в отношении Генерального директора ООО «Югводоканал» ФИО6 Таким образом, государственным инспектором, не была рассмотрена по сути жалоба на Предписание № 2-63-11-ПВ/29/3, что, по мнению заявителя, является недопустимым.

Обжалуемые предписания содержат требования о проведении перерасчета и выплаты заработной платы работникам филиала в соответствии с размером месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, установленной п. 5.2. Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Краснодарского края на 2008-2010 годы, с установленным коэффициентом для предприятий коммунального и бытового водоснабжения, по эксплуатации канализационных сетей, очистных сооружений и коллекторов размер 1.4. за период с 01.01.2009 г. по 30.09.2010 г., и проведении индексации должностных окладов и часовых тарифных ставок работников филиала за четвертый квартал 2010 г., а также приведении размера базовой месячной тарифной ставки рабочего первого разряда в соответствие с размером, установленным п. 5.2. Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Краснодарского края на 2008-2010 годы.

Основанием к требованиям Предписаний является Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Краснодарского края на 2008-2010 годы, (далее по тексту ОТС в ЖКХ КК), которое распространяет свое действие только на организации, к нему присоединившиеся.

ООО «Югводоканал» в установленном п. 10.4. Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы порядке присоединился к Общероссийскому отраслевому объединению работодателей "Союз коммунальных предприятий", что подтверждается письмами ООО «Югводоканал» № 06.1.1./780 от 18.06.2008 г. и ответом на обращение ООО «Югводоканал» Центрального комитета Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения № 01/276 от 10.11.2008 г.

Заявитель считает, что в соответствии с п. 1.6. ОТС в ЖКХ РФ, на ООО «Югводоканал», как на работодателя, присоединившегося к Соглашению после его заключения, в порядке, установленном настоящим Соглашением, распространяют действие нормы указанного соглашения, а не нормативного акта, ОТС в ЖКХ КК, на который сослался государственный инспектор труда при вынесении предписания.

Заявитель считает необоснованной ссылку заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Решении от 19.04.2011 г. на ст. 17 Закона Краснодарского края № 310-КЗ «О социальном партнерстве в Краснодарском крае», так как данное положение закона распространяет свое положение на организации, не присоединившиеся ни к федеральному, ни к региональному соглашению, и направлено на определение порядка регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в целях достижения общественного согласия в таких организациях.

В соответствии с положениями ОТС в ЖКХ РФ работодатель и представитель работников филиала «СочиВодоканал», заключили соглашения о порядке проведения индексации в 2009 году, в котором стороны приняли положение, в соответствии с которым, порядок индексации минимальной тарифной ставки за 2009 год должен быть согласован в декабре 2009 года. Данное соглашение было представлено при проведении проверки инспектору, проводившему проверку. Соглашение, будучи заключенным, между сторонами коллективного договора, внесло изменение в порядок индексации тарифной ставки в период 2009 года. Данное изменение было принято в силу условий о свободе договора. По согласованию обеих сторон коллективного договора, и определяется волеизъявление сторон договора.

В 2009 году работодатель, в связи с обращением в Федеральную службу по тарифам с заявлением о разногласиях по тарифам, установленных РЭК-ДЦиТ КК на 2009 год для ООО «Югводоканал» и отсутствием в этих тарифах средств на повышение заработной платы на уровень, предусмотренный ОТС в ЖКХ РФ, произвел в первом полугодии единовременную выплату работникам общества в виде годового вознаграждения, которое не предусматривали локальные нормативные акты общества, для того, чтобы компенсировать отсутствие индексации с начала года. После этого, индексация в филиале «СочиВодоканал» ООО «Югводоканал» проведена с 1 сентября 2009 года приказом №425-К от 04.09.2009 года и с 1 декабря 2009 года приказом №597-К от 14.12.2009 года.

В 2010 году индексация проведена приказом №407 от 15.12.2010 года. При этом размер индекса потребительских цен, на который была проиндексирована ставка и оклад работников филиала «СочиВодоканал», превышал размер официального индекса потребительских цен в 2009 году. В 2010 году индексация проведена не ниже уровня официального индекса потребительских цен.

Таким образом, по мнению заявителя, требования, указанные в Предписании государственного инспектора труда в Краснодарском крае, не основаны на фактических обстоятельствах дела.

Государственным инспектором труда в акте проверки от 18 марта 2011 г. указывается, что ООО «Югводоканал» в нарушении условий коллективного договора филиала «СочиВодоканал» ООО «Югводоканал» не производится индексация заработной платы ежеквартально. В возражениях, направленных на выданные Предписания, ООО «Югводоканал» указал на неверное толкование инспектором труда Положений Коллективного договора филиала «СочиВодоканал» ООО «Югводоканал». Индексация поквартально предусматривается при формировании фонда оплаты труда в целях расчета затрат при определении расходов на заработную плату в тарифах, и обязательствах регулятора учитывать их в полном объёме при регулировании тарифов.

В акте проверки государственный инспектор труда указывает, что «положением о формировании фонда оплаты труда работников филиала «СочиВодоканал» ООО «Югводоканал», являющимся приложением № 6 к коллективному договору определен порядок формирования и расчета фонда оплаты труда филиала. Формирование ФОТ установлено с учетом ожидаемой инфляции в Российской Федерации на период действия тарифов. Данным положением установлено, что при формировании тарифа учитывается ежеквартальное увеличение расчетных средств, направленных на оплату труда, исходя из роста индекса потребительских цен в РФ по данным государственной статистики».

Данное положение коллективного договора выполняется ООО «Югводоканал» в полном соответствии с трудовым законодательством РФ, Методикой о тарифном регулировании № 520, отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации за 2008-2010 годы и представляется в РЭК-ДЦиТ Краснодарского края в расчетах для тарифного регулирования в предусмотренные сроки.

Однако РЭК, в нарушение действующего законодательства, без основания снижает финансовые потребности ООО «Югводоканал» при установлении тарифов и устанавливает экономически необоснованные тарифы на водопотребление и водоотведение. В связи с этим ООО «Югводоканал» не получает необходимые доходы по тарифам, которые бы позволили обществу выполнить в полном объеме производственную программу, в составе которой находится и оплата труда работников ООО «Югводоканал».

При таких обстоятельствах указание на непроведение индексации ежеквартально, как на нарушение Коллективного договора, не основано на законе, положениях ОТС в ЖКХ РФ и Коллективном договоре филиала «СочиВодоканал» ООО «Югводоканал».

В связи с чем, заявитель считает, что инспектор не вправе выдвигать требования, основанные на тарифных расчетах общества, которые не приняты в полном объеме, а уменьшены РЭК при утверждении тарифов. Указанные доводы подтверждаются вынесенным решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.02.2010 г. по делу №, оставленным без изменения ФАС Северо-Кавказского округа от 11.05.2010 г. о признании неправомерным приказа РЭК об установлении тарифов на 2009 год для ООО «Югводоканал» недействующими. Данным решением подтверждена неправомерность расчета РЭК размеров фонда оплаты труда ООО «Югводоканал» при утверждении тарифов на 2009 год.

Представитель заявителя считает, что срок на обжалование ненормативных правовых актов ООО «Югводоканал» не пропущен, так как обжалование вынесенных акта, Предписаний и Решений ГИТ производилось в точном соответствии с законодательством РФ, при этом, Арбитражный суд необоснованно долго принимал решение о подведомственности данного спора. Судебные заседания по заявлению о признании недействительными ненормативных правовых актов ГИТ проводились неоднократно и, откладывались по причине непредоставления ГИТ запрошенных судом документов.

Вследствие чего, ООО «Югводоканал» лишилось возможности своевременно обратится в суд по правильной подведомственности.

Заявитель считает, что требования Государственной инспекции труда в Краснодарском крае о проведении перерасчета и выплаты заработной платы работникам филиала «СочиВодоканал» ООО «Югводоканал» в соответствии с размером месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, установленной п. 5.2 ОТС в ЖКХ КК с установленным коэффициентом для предприятий коммунального и бытового водоснабжения, по эксплуатации канализационных сетей, очистных сооружений и коллекторов размер 1.4 за период с 01.01.2009 по 30.09.2010г., о проведении индексации должностных окладов и часовых тарифных ставок работников филиала «СочиВодоканал» ООО «Югводоканал» за четвертый квартал 2010 г, приведении размера базовой месячной тарифной ставки рабочего первого разряда в соответствие с размером, установленным п. 5.2 ОТС в ЖКХ КК, незаконные и необоснованные.

Настаивала на удовлетворении требований в полном объеме.

Представитель заявителя по доверенности Микосянчик Р.Г.поддержала доводы и требования, изложенные в судебном заседании представителем ООО «Югводоканал» Титовой Л.Э., просила суд удовлетворить заявление в полном объеме.Также пояснила, что ООО «Югводоканал» в 2008 году присоединилось к ОТС в ЖКХ РФ.

В соответствии с п. 2.3. указанного соглашения ООО «Югводоканал» обязался производить оплату труда работникам не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения установленного в субъекте РФ. При этом, в соответствии с положениями ОТС в ЖКХ РФ сроки приближения размера базовой месячной тарифной ставки рабочих первого разряда до уровня не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения определяются коллективным договором, и при наличии у него финансовых возможностей.

В коллективном договоре филиала «СочиВодоканал» ООО «Югводоканал», в части регулирования оплаты труда и премирования - Приложение № 7, не содержится обязательств работодателя ежеквартально производить индексацию заработной платы.

Поэтому индексация производится в соответствии с Соглашением о приведении в соответствие с требованиями трудового законодательства, ОТС в ЖКХ РФ, Коллективного договора филиала «СочиВодоканал» ООО «Югводоканал» уровня и размера заработной платы работников филиала «СочиВодоканал» ООО «Югводоканал», заключенным 03.09.2009 года, исходя из финансового положения предприятия, связанного с недорегулированием тарифов РЭК-ДЦ и Т Краснодарского края.

В соответствии с данным соглашением установлен и согласован размер минимальной тарифной ставки рабочего первого разряда в первом квартале 2009 года с учетом коэффициента подотрасли ОКК (1,4) в размере 3 948,42 рубля. С 01.08.2009 года минимальную тарифную ставку установить в размере 4900 рублей.

В обжалуемых актах, ГИТ ссылается на нарушение работодателем Положения о формировании фонда оплаты труда работников, являющегося Приложением № 6 к коллективному договору филиала «СочиВодоканал» ООО «Югводоканал». Однако ссылка на данное Положение неправомерна, поскольку Положение не содержит непосредственно норм об оплате труда и премировании работников.

В данном положении указано, что при формировании тарифа, работодателю необходимо учитывать, что расчетные средства, направляемые на оплату труда ежеквартально увеличиваются, исходя из роста индекса потребительских цен РФ по данным государственной статистики.

Указанные обязательства работодатель исполняет, и представляет в расчетах к тарифам. Однако, РЭК, при установлении тарифа ООО «Югводоканал» необоснованно уменьшает финансовые потребности ООО «Югводоканал», тем самым не позволяя произвести индексацию заработной платы в запланированные сроки.

Незаконность действий РЭК подтверждена решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.02.2010 г. № по заявлению ООО «Югводоканал» к Региональной Энергетической комиссии- Департаменту цен и тарифов Краснодарского края о признании недействующим приказа от 24.11.2008 г. №16/20078-ЖКХ «Об установлении экономически обоснованных тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения», которым вышеуказанный приказ был отменен, как несоответствующий ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

При рассмотрении возражений ООО «Югводоканал» в ГИТ Краснодарского края обсуждался вопрос соблюдения сроков обжалования и заместителем руководителя Государственной инспекции труда - заместителем главного государственного инспектора труда в Краснодарском крае ФИО5 был сделан вывод о том, что обжалование произведено в срок, только после этого происходило само рассмотрение вопроса по существу. Однако ГИТ КК при рассмотрении возражений ООО «Югводоканал» не проанализировал доводы заявителя и не дал им должной правовой оценки.

Представитель заявителя просит, требования ГИТ о проведении перерасчета и выплаты заработной платы работникам филиала «СочиВодоканал» ООО «Югводоканал» в соответствии с размером месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, установленной п. 5.2 ОТС в ЖКХ КК с установленным коэффициентом для предприятий коммунального и бытового водоснабжения, по эксплуатации канализационных сетей, очистных сооружений и коллекторов размер 1.4 за период с 01.01.2009 по 30.09.2010г., о проведении индексации должностных окладов и часовых тарифных ставок работников филиала «СочиВодоканал» ООО «Югводоканал» за четвертый квартал 2010 г, приведении размера базовой месячной тарифной ставки рабочего первого разряда в соответствие с размером, установленным п. 5.2 ОТС в ЖКХ КК, признать незаконными.

Представитель заинтересованного лица - Государственной инспекции труда в Краснодарском крае по доверенности ФИО9 заявленные ООО «Югводоканал» требования не признала, просила оставить их без удовлетворения, ссылаясь на пропуск заявителем установленного срока для обращения в суд с заявлением о признании незаконными ненормативных правовых актов, предусмотренного гл. 25 ГПК РФ.

При этом, представитель заинтересованного лица заявила ходатайство о применении срока исковой давности. В обоснование которого пояснила, что в соответствии с нормами ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Государственная инспекция труда в Краснодарском крае при проверке обращения Сочинской городской организации профсоюза работников жизнеобеспечения в филиале «СочиВодоканал» ООО «Югводоканал» установила нарушения трудового законодательства, в части невыполнения условий отраслевых тарифных соглашений по оплате труда.

Согласно нормам п. 13 ч.1 ст. 357 ТК РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора, государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю Предписание, подлежащее обязательному исполнению.

Данное Предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Предписания ООО «Югводоканал» были выданы 18.03.2011 года, обращение в суд поступило в сентябре 2011 года.

По существу заявления представитель заинтересованного лица также пояснила, что по письменному обращению председателя Сочинской городской организации профсоюза жизнеобеспечения Канаки Н.В., поступившему из Роструда, по вопросу индексации заработной платы работником филиала «СочиВодоканал» ООО «Югводоканал» за 2009-2010 года Государственной инспекцией труда в Краснодарском крае была проведена проверка.

В ходе проверки было установлено, что в нарушение ст. 22, ст. 48, ст. 134 ТК РФ, ОТС в ЖКХ КК, коллективного договора филиала «СочиВодоканал» ООО «Югводоканал» индексация заработной платы работникам не производилась ежеквартально. В первом и во втором кварталах 2009 года, а также в четвертом квартале 2010 года индексация должностных окладов и часовых тарифных ставок работников филиала не проводилась. Размер базовой месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, исходя из которой в 2009-2010 годах была произведена индексация, не соответствовал применяемому при начислении вознаграждения за труд размеру базовой месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, определенного п. 5.2. ОТС в ЖКХ КК. При начислении заработной платы с января 2009 года работодателем применялась базовая месячная тарифная ставка рабочего первого разряда в размере меньшем, чем 3720 рублей, как это предусмотрено ОТС в ЖКХ КК.

Согласно ст. 17 Закона Краснодарского края от 07.08.2000 г. №310-КЗ «О социальном партнерстве в Краснодарском крае» если работодатель в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к заключенному на краевом уровне отраслевому соглашению не представили в уполномоченный орган мотивированный письменный отказ присоединится к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.

ООО «Югводоканал» соответствующий письменный отказ к ОТС в ЖКХ КК не направлял, соответственно на него распространяются положения ОТС в ЖКХ КК.

В связи с выявленными нарушениями 18.03.2011 г. главным государственным инспектором труда ФИО9 были выданы обязательные для исполнения Предписания №2-63-11-ПВ/29/3 и №2-63-11-ПВ/29/4 заместителю генерального директора -директору филиала «СочиВодоканал» ООО «Югводоканал» и генеральному директору ООО «Югводоканал» ФИО6

Данные предписания были обжалованы руководителю Государственной инспекции труда в Краснодарском крае. Решениями от 19.04.2011 г. акт проверки, а также выданные Предписания были признаны правомерными.

Считает требования ООО «Югводоканал» неправомерными, просит отказать в удовлетворении заявления, применив срок исковой давности.

В ходе судебного разбирательства, по ходатайству представителя заинтересованного лица государственной инспекции труда в Краснодарском крае, к участию в деле в качестве третьего лица судом привлечена Сочинская городская организация профсоюза работников жизнеобеспечения.

Представитель третьего лица по доверенности Канаки Н.В. просила оставить без удовлетворения заявление ООО «Югводоканал», заявив о пропуске заявителем, предусмотренного гл. 25 ГПК РФ срока для обращения в суд с заявлением о признании незаконными ненормативных правовых актов.

В обоснование возражений относительно требований ООО «Югводоканал» пояснила, что Предписанием главного государственного инспектора труда в  на директора филиала «СочиВодоканал» ООО «Югводоканал» возложена обязанность по перерасчету заработной платы работникам на условиях применения с ДД.ММ.ГГГГ базовой ставки рабочего первого разряда в размере 3720 рублей по ОТС в ЖКХ КК и ежеквартальной индексации, предусмотренной ОТС в ЖКХ КК и Коллективным договором филиала.

Основанием для проведения в филиале выездной проверки ГИТ и КК явилось обращение Сочинской городской организации профсоюза работников жизнеобеспечения, выступающей представительным органом работников филиала «СочиВодоканал» ООО «Югводоканал» при заключении отраслевых соглашений, о нарушении их прав в Генеральную Прокуратуру РФ, которая через РОСТРУД поручила проведение проверки.

Предметом проверки ГИТ и КК явилось применение базовой ставки рабочего первого разряда из двух отраслевых тарифных соглашений - краевого и федерального, и порядка индексации заработной платы.

По результатам проверки составлен акт №-ПВ/29/2 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором зафиксированы выявленные в деятельности филиала нарушения.

Директору филиала «СочиВодоканал» ООО «Югводоканал» выдано Предписание №-ПФ/29/3 от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового законодательства.

Считает, что в действиях ООО «Югводоканал» установлено наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.27 КоАП РФ.

Указанные ООО «Югводоканал» в качестве уважительных причины пропуска срока обращения в суд с заявлением о признании незаконными решений ГИТ, не являются таковыми.

В соответствии со ст. 361 ТК РФ решения ГИТ могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд.

Согласно ст. 357 ТК РФ Предписание государственного инспектора труда, выданное работодателю при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Акт проверки и Предписание вручены руководителю филиала ДД.ММ.ГГГГ Обращение в суд поступило ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ст. 112 ТК РФ лицам, пропустившим срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Считает, что обращение заявителя в Арбитражный суд не является уважительной причиной пропуска процессуального срока для обжалования решений ГИТ.

Кроме того, представитель 3-его лица, пояснила, что проверка проведена в рамках Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», согласно которому в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, должностные лица органа государственного контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством РФ, обязаны выдать Предписание об устранении выявленных нарушений, с указанием срока их устранения.

Руководителям общества и филиала вручены Предписания обязывающие их произвести поквартальный перерасчет и выплату заработной платы работникам Сочинского филиала ООО «Югводоканал» в соответствии с размером месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, установленного п. 5.2 ОТС в ЖКХ КК в период с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ и провести индексацию должностных окладов и часовых тарифных ставок работников филиала за 4 квартал 2010 года, привести размер базовой месячной ставки рабочего первого разряда в соответствие с размером, предусмотренным п. 5 ОТС в ЖКХ КК.

Поскольку руководитель филиала заключает, изменяет, расторгает трудовой договор, осуществляет вознаграждение за труд, то он выступает субъектом в трудовых правоотношениях.

Поскольку отказа ООО «Югводоканал» от присоединения к ОТС в ЖКХ КК не имеется, то исходя из положений ст. 48 ТК РФ, и ст.  №-КЗ «О социальном партнерстве в », то ОТС в ЖКХ КК распространяет свое действие на ООО «Югводоканал».

Кроме того, при проведении проверки в ООО «Югводоканал» в 2010 году по факту нарушений трудового законодательства Государственный инспекцией труда в , генеральному директору ООО «Югводоканал» было выдано Предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, которое обязывало привести норму локального акта по оплате труда в соответствие со ст. 134 ТК РФ и пунктом 5.2 ОТС в ЖКХ КК, провести и выплатить ежеквартальную индексацию. При этом изданный в обществе приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ обоснован перечисленными нормами.

Индексация заработной платы произведена в 2009 году приказами филиала №-к от ДД.ММ.ГГГГ, №-к от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ При этом перерасчет заработной платы работникам за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не производился.

Условиями ОТС в ЖКХ КК и Коллективного договора филиала «СочиВодоканал» ООО «Югводоканал» установлен порядок индексации заработной платы, по которому работодатель обязан ежеквартально осуществлять индексацию заработной платы.

Считает, что ссылка ООО «Югводоканал» на то, что Дополнительным соглашением к Коллективному договору филиала «СочиВодоканал» ООО «Югводоканал» от ДД.ММ.ГГГГ достигнута договоренность о том, что порядок индексации будет согласован в декабре 2009 г., и что стороны приняли это изменение в силу условий о свободе договора, является необоснованной, так как в соответствии с ч.2 ст. 9 ТК РФ Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающие права и снижающие уровень гарантий работникам, по сравнению с установленным трудовым законодательством.

Если отраслевым соглашением принят порядок ежеквартальной индексации заработной платы, то это порядок не может быть ухудшен ни Коллективным договором, ни локальным актом работодателя.

Ст. 44 ТК РФ установлено, что изменение и дополнение Коллективного договора производится в порядке, установленном трудовым кодексом для его заключения, либо в порядке, установленном самим Коллективным договором. Утверждение порядка внесения изменений в Коллективный договор является дополнительным средством гарантии и защиты трудовых прав работников.

Из дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что у работодателя с председателем первичной профсоюзной организации филиала была достигнута договоренность о поэтапном приведении оплаты труда в соответствие с трудовым законодательством. Само содержание соглашения опровергает доводы об изменении данным локальным актом порядка индексации.

Нормами п. 27 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об основах ценообразования в сфере деятельности организации коммунального комплекса и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» предусмотрено, что для определения расходов, составляющих затраты на оплату труда, органы регулирования руководствуются федеральными, региональными и территориальными отраслевыми тарифными соглашениями, а также фактическим объемом фонда оплаты труда организации коммунального комплекса, в отношении которой осуществляется регулирование тарифов и надбавок, в последнем периоде регулирования и показателями прогноза социально-экономического развития РФ.

Тем самым соблюден экономический интерес организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, и права работников на получение вознаграждения за труд на условиях отраслевых тарифных соглашений. При этом права работников на получение вознаграждения за труд на условиях отраслевых тарифных соглашений не поставлены в зависимость от утвержденного тарифа на услуги водоснабжающей организации.

Требования о признании незаконным акта проверки №-ПВ/29/2 от ДД.ММ.ГГГГ неправомерны, так как акт не носит властно обязывающее предписание.

Представитель третьего лица считает заявленные ООО «Югводоканал» требования полностью неправомерными, просила отказать в удовлетворении заявления в полном объёме.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании представителями заинтересованного лица и третьего лица было заявлено о пропуске заявителем срока для обращения в суд за обжалованием ненормативных правовых актов и применении срок исковой давности.

Оценив в совокупности, приведенные представителями заинтересованного лица и третьего лица доводы о пропуске заявителем без уважительной причины срока для обращения в суд с заявлением об обжаловании ненормативных правовых актов, и доводы заявителя о том, что обжалование Предписаний было своевременным по соответствующим инстанциям, суд установил следующее:

На основании распоряжения на проверку №2-63-11-ПВ/29/1 от 16.03.2011г. руководителя Государственной инспекции труда- главного государственного инспектора труда в Краснодарском крае ФИО4, 18.03.2011 г. в филиале «СочиВодоканал» ООО «Югводоканал» была проведена выездная проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по результатам которой составлен акт проверки №2-63-11-ПВ/29/2 от 18.03.2011 г.

По результатам проверки заместителю Генерального директора - директору филиала «СочиВодоканал» ООО «Югводоканал» ФИО7 выдано Предписание № 2-63-11-ПФ/29/3, обязывающие устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

Генеральному директору ООО «Югводоканал» ФИО6 выдано Предписание №2-63-11-ПФ/29/4, обязывающие устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, направленное в адрес Генерального директора посредством почтовой связи.

Акт проверки и Предписание №2-63-11-ПВ/29/3 от 18.03.2011 г. получены заместителем филиала «СочиВодоканал» ООО «Югводоканал» ФИО11 18.03.2011 г., о чем имеется его подпись.

Акт проверки и Предписание №2-63-11-ПВ/29/4 от 18.03.2011г. направлены в адрес ООО «Югводоканал» посредством почтовой связи 22.03.2011г. Согласно оттиску почтового штампа на конверте, получены 30.03.2011 г.

С актом проверки и вынесенными Предписаниями ООО «Югводоканал» не согласился и обжаловал их путем направления возражений вышестоящему должностному лицу.

Порядок обжалования Предписания государственного инспектора труда предусмотрен ст. 361 Трудового кодекса РФ - соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд.

Акт проверки и Предписания №2-63-11-ПВ/29/3 и №2-63-11-ПВ/29/4 от 18.03.2011 г. ООО «Югводоканал» обжаловал руководителю Государственной инспекции труда в Краснодарском крае ФИО4 04.04.2011 г

Срок обжалования руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации, определен в пункте 12 статьи 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» - 15 дней с момента получения предписания.

Срок обжалования в суд установлен ст. 357 ТК РФ - 10 дней с момента получения предписания. ООО «Югводоканал» в суд в порядке ст.375 ТК РФ заявление об обжаловании указанных предписаний не направляло, избрав таким образом иной путь обжалования предусмотренный действующим законодательством.

Акт проверки и Предписание №2-63-11-ПВ/29/3 от 18.03.2011 г., выданные руководителю филиала «СочиВодоканал» ООО «Югводоканал» вручены заместителю филиала «СочиВодоканал» ООО «Югводоканал» ФИО11

Однако, согласно ст. 48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Гражданского кодекса РФ филиалы не являются юридическими лицами, наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений, соответственно не могут от своего имени осуществлять правомочия юридического лица, в том числе - приобретать и осуществлять права и нести обязанности.

Таким образом, датой получения ООО «Югводоканал» Предписаний об устранении нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового законодательства, следует считать 30.03.2011 г. - когда акт проверки и Предписание №2-63-11-ПВ/29/4 от 18.03.2011 г. поступили в адрес ООО «Югводоканал».

Следовательно, срок обжалования акта проверки и Предписаний №2-63-11-ПВ/29/3; №2-63-11-ПВ/29/4 от 18.03.2011 года руководителю Государственной инспекции труда в Краснодарском крае ФИО4 ООО «Югводоканал» пропущен не был.

По результатам обжалования акта и предписаний, заместителем руководителя Государственной инспекции труда - заместителем главного государственного инспектора труда в Краснодарском крае ФИО5 вынесены Решения №02/03 и №02/02 от 19.04.2011 г., в соответствии с которыми акт проверки №2-63-11-ПВ/29/2 от 18.03.2011 г. и Предписание №2-63-11-ПВ/29/4 от 18.03.2011 г. признаны правомерными.

При рассмотрении возражений ООО «Югводоканал» обсуждался вопрос соблюдения сроков обжалования и заместителем руководителя Государственной инспекции труда - заместителем главного государственного инспектора труда в Краснодарском крае ФИО5 был сделан вывод о том, что обжалование произведено в срок.

При рассмотрении возражений ООО «Югводоканал» присутствовали его представители, однако решения в письменном виде 19.04.2011 г. не были изготовлены и не были вручены представителям.

Вышеуказанные решения были направлены в ООО «Югводоканал» почтовым отправлением. Согласно, штампа входящей корреспонденции ООО «Югводоканал», поступили 29.04.2011 г. При этом в филиал «СочиВодоканал» ООО «Югводоканал» решение по предписанию, выданному руководителю указанного филиала не направлялось

20.06.2011г. ООО «Югводоканал» обжаловал Решения заместителя руководителя Государственной инспекции труда № 02/03 и №02/02 от 19.04.2011 г., Предписания №2-63-11-ПВ/29/3 и №2-63-11-ПВ/29/4 от 18.03.2011 г. и акт проверки №2-63-11-ПВ/29/2 от 18.03.2011 г. в Арбитражный суд Краснодарского края, как ненормативные правовые акты, в соответствии с нормами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ, полагая это правомерным.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по труду и занятости, указанная Служба является федеральным органом исполнительной власти, а входящая в её состав государственная инспекция труда субъекта РФ её территориальным органом по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Таким образом, по своей правовой природе Предписание государственного инспектора труда является ненормативным правовым актом должностного лица государственного органа, адресованным конкретному должностному лицу и содержащим обязательные для этого лица правила поведения, а именно предписание о прекращении нарушений трудового законодательства.

В соответствии с ч.4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявление об обжаловании ненормативного правового акта может быть подано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

ООО «Югводоканал» стало известно о нарушении прав и законных интересов 29.04.2011 г., течение 3-х месячного срока началось с указанной выше даты.

Таким образом, ООО «Югводоканал» обжаловал Решения заместителя руководителя Государственной инспекции труда, в установленный законодательством РФ срок, однако неправильно определив при этом подведомственность.

Заявление ООО «Югводоканал» о признании незаконным Решения заместителя руководителя Государственной инспекции труда № 02/03 и № 02/02 от 19.04.2011 г., о признании незаконными Предписаний № 2-63-11-ПВ/29/3 и № 2-63-11-ПВ/29/4 от 18.03.2011 г. было принято к производству 18.07.2011 г.

Определением судьи Арбитражного суда Краснодарского края Руденко Ф.Г. от 31.08.2011 г. производство по заявлению ООО «Югводоканал» о признании незаконным Решений заместителя руководителя Государственной инспекции труда № 02/03 и №02/02 от 19.04.2011 г., а также о признании незаконными Предписаний №2-63-11-ПВ/29/3 и №2-63-11-ПВ/29/4 от 18.03.2011 г. прекращено, согласно п.1 ч.1 ст. 150 АПК РФ, так как данный спор неподведомственен рассмотрению в Арбитражном суде.

Копия вышеуказанного определения получена ООО «Югводоканал» 12.09.2011 г., что подтверждается оттиском штампа на конверте.

16.09.2011 г. ООО «Югводоканал» в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ подал заявление об обжаловании ненормативных правовых актов ГИТ в Советский районный суд г. Краснодара.

В соответствии со ст. 256 Гражданского процессуального кодекса РФ лицо вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления.

Согласно Определению Конституционного Суда от 1 марта 2001 г. N 67-О на юридические лица распространяется право на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Причины пропуска срока обращения в суд, установленного ст. 256 ГПК РФ, подлежат обязательному выяснению в судебном заседании не только по инициативе сторон, но и суда.

В случае пропуска срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом по заявлению лица, в отношении которого вынесен ненормативный правовой акт.

Вывод о причинах пропуска срока и о том, подлежит ли он восстановлению, должен быть отражен в решении суда.

В соответствии с ч.1 ст. 112 Гражданского процессуального кодекса РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого на судебную защиту его прав и законных интересов.

Рассмотрение арбитражным судом дела, отнесенного законом к подведомственности судов общей юрисдикции, влечет за собой нарушение Конституционных прав граждан.

Согласно ч. 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Недостатки законодательной техники при урегулировании вопросов подведомственности не должны выступать причиной ограничения права на судебную защиту.

Факт первоначального обжалования ООО «Югводоканал» Решений заместителя руководителя Государственной инспекции труда № 02/03 и №02/02 от 19.04.2011 г. по результатам рассмотрения возражений на акт проверки №2-63-11-ПВ/29/2 от 18.03.2011 г. и Предписания №2-63-11-ПВ/29/3 и №2-63-11-ПВ/29/4 от 18.03.2011 г. в Арбитражный суд Краснодарского края, в установленный законодательством РФ срок, а также учитывая значительный период времени, прошедший с момента подачи ООО «Югводоканал» заявления в Арбитражный суд до вынесения определения о прекращении производства по делу в связи с не подведомственностью спора, оценивается судом в качестве уважительной причины пропуска срока на обжалование вышеуказанных ненормативных актов.

Проанализировав все предпринятые ООО «Югводоканал» действия, направленные на обжалование ненормативных правовых актов ГИТ, суд считает, что действия ООО «Югводоканал» по обжалованию данных ненормативных правовых актов были своевременны и последовательны, что свидетельствует об изначальном несогласии с вынесенными Предписаниями, а обращение заявителя в Арбитражный суд расценивается судом как добросовестное заблуждение заявителя относительно подведомственности рассмотрения спора.

Исследовав и оценив обстоятельства пропуска ООО «Югводоканал» процессуального срока на обжалования ненормативных правовых актов в суд общей юрисдикции, суд приходит к выводу о необходимости восстановления заявителю срока для обращения в суд с заявлением об обжалованием Решения заместителя руководителя Государственной инспекции труда № 02/03 от 19.04.2011 г. по жалобе ООО «Югводоканал» на акт проверки №2-63-11-ПВ/29/2 от 18.03.2011 г. и Предписание №2-63-11-ПВ/29/3 от 18.03.2011 г., Решения заместителя руководителя Государственной инспекции труда № 02/02 от 19.04.2011 г. по жалобе ООО «Югводоканал» на акт проверки №2-63-11-ПВ/29/2 от 18.03.2011 г. и Предписание №2-63-11-ПВ/29/4 от 18.03.2011 г., о признании незаконными и акта проверки №2-63-11-ПВ/29/2 от 18.03.2011 г., Предписания №2-63-11-ПВ/29/3 от 18.03.2011 г. и Предписания №2-63-11-ПВ/29/4 от 18.03.2011 г.

Рассматривая законность вынесенных решений и предписаний, суд в ходе судебного разбирательства установил, что оспариваемые ООО «Югводоканал» Предписания об устранении нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права выданы директору филиала «СочиВодоканал» и Генеральному директору ООО «Югводоканал» на основании «Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Краснодарского края на 2008-2010 годы» (ОТС в ЖКХ КК).

Согласно ст. 45 ТК РФ, соглашение - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Согласно ст. 23 ТК РФ, социальное партнерство в сфере труда (далее - социальное партнерство) - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

В соответствии со ст. 25 ТК РФ сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

В соответствии со ст. 33 ТК РФ при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу не заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.

Объединение работодателей - некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав его членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Краснодарского края на 2008-2010 годы со стороны работодателей подписано руководителем департамента жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края и первым заместителем руководителя департамента топливно-энергетического комплекса Краснодарского края.

В судебном заседании представитель заявителя пояснила, что на территории Краснодарского края нет союза работодателей, в который бы входило ООО «Югводоканал».

Кроме того, по мнению представителя заявителя, на территории Краснодарского края нет объединения работодателей, которое делегировало полномочия департаменту жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края и департаменту топливно-энергетического комплекса Краснодарского края выступать в вышеуказанном соглашении от имени работодателей, в том числе от имени ООО «Югводоканал».

Данный довод представителя ООО «Югводоканал», ни представитель заинтересованного лица, ни представитель 3-его лица в судебном заседании не опровергли. Дать пояснения относительно проведения коллективных переговоров, при заключении Отраслевого тарифного соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Краснодарского края на 2008-2010 годы представители не смогли.

В представленных суду письменных документах, в самом тексте Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Краснодарского края на 2008-2010 годы не содержится сведений о существовании на территории Краснодарского края объединения работодателей, которое делегировало полномочия департаменту жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края и департаменту топливно-энергетического комплекса Краснодарского края выступать при подписании Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Краснодарского края на 2008-2010 годы от имени работодателей, в том числе от имени ООО «Югводоканал».

Согласно ст. 24 ТК РФ основными принципами социального партнерства являются: равноправие сторон; уважение и учет интересов сторон; заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; полномочность представителей сторон; свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; добровольность принятия сторонами на себя обязательств; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

В соответствии со ст. 48 ТК РФ соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.

Действие соглашения распространяется на работников и работодателей, которые уполномочили соответствующих представителей сторон на коллективные переговоры разработать и заключить его от их имени, на органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств, а также на работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения

В судебном заседании достоверно установлено, что на основании п. 10.4. Отраслевого тарифного соглашения в Жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы ООО «Югводоканал» присоединился к Общероссийскому отраслевому объединению работодателей "Союз коммунальных предприятий".

Данный факт подтверждается письмом ООО «Югводоканал» № 06.1.1./780 от 18.06.2008 г. и письменным ответом на вышеуказанное письмо Центрального комитета Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения № 01/276 от 10.11.2008 г.

Таким образом, в соответствии с п. 1.6. Отраслевого тарифного соглашения в Жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы, на ООО «Югводоканал», как на работодателя, присоединившегося к Соглашению после его заключения в порядке, установленном настоящим Соглашением, распространяют действие нормы указанного Соглашения.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 27.11.2202 года №156-ФЗ «Об объединении работодателей» работодатель обязан выполнять требования устава объединения работодателей, соблюдать условия соглашений, заключенных объединением работодателей, выполнять обязательства, предусмотренные этими соглашениями.

Так как ООО «Югводоканал» присоединился к Общероссийскому отраслевому объединению работодателей "Союз коммунальных предприятий", то, следовательно, обязан соблюдать условия Отраслевого тарифного соглашения в Жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы.

Судом приняты во внимание доводы представителей заинтересованного лица и третьего лица о том, что в соответствии со ст. 17 Закона Краснодарского края № 310-КЗ «О социальном партнерстве в Краснодарском крае», если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.

Однако, учитывая присоединение ООО «Югводоканал» к Общероссийскому отраслевому объединению работодателей "Союз коммунальных предприятий" в установленном законом порядке, принимая во внимание нормы ст. 8 Федерального закона от 27.11.2202 года №156-ФЗ «Об объединении работодателей», принципы социального партнерства, закрепленные в ст. 24 ТК РФ, отсутствие в материалах дела, подтверждающих документов о проведении коллективных переговоров, при заключении Отраслевого тарифного соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Краснодарского края на 2008-2010 годы, а также отсутствии сведений об объединения работодателей, которое делегировало полномочия департаменту жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края и департаменту топливно-энергетического комплекса Краснодарского края выступать в вышеуказанном соглашении от имени работодателей, суд приходит к выводу о распространении на ООО «Югводоканал» действия Отраслевого тарифного соглашения в Жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы.

Обжалуемые Предписания ГИТ содержат требования о проведении перерасчета и выплаты заработной платы работникам филиала «СочиВодоканал» ООО «Югводоканал» в соответствии с размером месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, установленной п. 5.2. ОТС в ЖКХ КК, с установленным коэффициентом для предприятий коммунального и бытового водоснабжения, по эксплуатации канализационных сетей, очистных сооружений и коллекторов размер 1.4. за период с 01.01.2009 г. по 30.09.2010 г., и проведении индексации должностных окладов и часовых тарифных ставок работников филиала за четвертый квартал 2010 г., а также приведении размера базовой месячной тарифной ставки рабочего первого разряда в соответствие с размером, установленным п. 5.2. ОТС в ЖКХ КК.

Однако судом установлено, что в 2008 году ООО «Югводоканал», в установленном п. 10.4. ОТС в ЖКХ РФ порядке, присоединился к Общероссийскому отраслевому объединению работодателей "Союз коммунальных предприятий".

Данный вывод суда подтверждается, представленными в материалы дела письмами ООО «Югводоканал» № 06.1.1./780 от 18.06.2008 г. и ответом на обращение ООО «Югводоканал» Центрального комитета Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения № 01/276 от 10.11.2008 г.

Таким образом, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 27.11.2202 года №156-ФЗ «Об объединении работодателей» ООО «Югводоканал» принял на себя обязательства по соблюдению условий ОТС в ЖКХ РФ, заключенного с участием объединения работодателей "Союз коммунальных предприятий", выполнять обязательства, предусмотренные ОТС в ЖКХ РФ.

В соответствии с п. 2.3. указанного соглашения ООО «Югводоканал» обязался производить оплату труда работникам не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения установленного в субъекте РФ.

При этом, в соответствии с положениями ОТС в ЖКХ РФ сроки приближения размера базовой месячной тарифной ставки рабочих первого разряда до уровня не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения определяются Коллективным договором, при наличии у него финансовых возможностей.

В Коллективном договоре филиала «СочиВодоканал» ООО «Югводоканал», в части регулирования оплаты труда и премирования - Приложение №7, не содержится обязательств работодателя ежеквартально производить индексацию заработной платы.

Поэтому, всоответствии с Положениями ОТС в ЖКХ РФ работодатель и представитель работников филиала «СочиВодоканал» ООО «Югводоканал», заключили соглашения от 03.09.2009 года о порядке проведения индексации в 2009 году, в котором стороны приняли положение, в соответствии с которым, порядок индексации минимальной тарифной ставки за 2009 год должен быть согласован в декабре 2009 года.

Соглашение, заключенное между сторонами Коллективного договора, содержит договоренность об индексации тарифной ставки в период 2009 года.

Данное соглашение было принято сторонами в силу условий о свободе договора. По согласованию обеих сторон Коллективного договора, и определяет волеизъявление сторон договора.

В 2009 году ООО «Югводоканал», в связи с обращением в Федеральную службу по тарифам с заявлением о разногласиях по тарифам, установленных РЭК-ДЦиТ КК на 2009 год для ООО «Югводоканал» и отсутствием в этих тарафах средств на повышение заработной платы на уровень, предусмотренный ОТС в ЖКХ РФ произвел в первом полугодии единовременную выплату работникам общества в виде годового вознаграждения, которое не предусматривали локальные нормативные акты общества, для того, чтобы компенсировать отсутствие индексации с начала года, данное обстоятельство подтверждается представленной представителем заявителя справкой бухгалтерии о начислении и выплаты годового вознаграждения.

После этого индексация в филиале «СочиВодоканал» ООО «Югводоканал» была проведена с 1 сентября 2009 года, что подтверждается приказом №425-К от 04.09.2009 года, и с 1 декабря 2009 года, что подтверждается приказом №597-К от 14.12.2009 года.

В 2010 году индексация заработной платы была проведена на основании приказа №407 от 15.12.2010 года.

При этом размер индекса потребительских цен, на который была проиндексирована ставка и оклад работников филиала «СочиВодоканал», превышал размер официального индекса потребительских цен в 2009 году, что подтверждается представленными представителем заявителя расчетами, не оспоренными ни представителем заинтересованного лица, ни представителем третьего лица.

В 2010 году индексация заработной платы работников филиала «СочиВодоканал» ООО «Югводоканал» проведена не ниже уровня официального индекса потребительских цен, что также нашло подтверждение в представленных представителем заявителя суду расчётах.

В акте проверки от 18 марта 2011 г. указывается, что ООО «Югводоканал» в нарушении условий Коллективного договора филиала «СочиВодоканал» ООО «Югводоканал» не производится индексация заработной платы ежеквартально.

В обжалуемых актах, ГИТ ссылается на нарушение ООО «Югводоканал» Положения о формировании фонда оплаты труда работников, являющегося Приложением №6 к Коллективному договору филиала «СочиВодоканал» ООО «Югводоканал».

Однако, ссылка на данное Положение неправомерна, поскольку Положение не содержит непосредственно норм об оплате труда и премировании работников.

В данном Положении указано, что при формировании тарифа, работодателю необходимо учитывать, что расчетные средства, направляемые на оплату труда ежеквартально увеличиваются, исходя из роста индекса потребительских цен РФ по данным государственной статистики.

Таким образом, указанное Положение Коллективного договора выполняется ООО «Югводоканал» в полном соответствии с трудовым законодательством РФ, Методикой о тарифном регулировании №520, ОТС в ЖКХ РФ и представляется в РЭК-ДЦиТ Краснодарского края в расчетах для тарифного регулирования в предусмотренные сроки.

К выводам ГИТ о нарушении условий Коллективного договора, суд относится критически. Так как ГИТ неверно истолковал Положения Коллективного договора филиала «СочиВодоканал» ООО «Югводоканал».

Индексация поквартально предусматривается при формировании фонда оплаты труда в целях расчета затрат при определении расходов на заработную плату в тарифах, и обязательствах регулятора учитывать их в полном объеме при регулировании тарифов.

Однако РЭК, в нарушение действующего законодательства, без основания снижает финансовые потребности ООО «Югводоканал» при установлении тарифов и устанавливает экономически необоснованные тарифы на водопотребление и водоотведение.

В связи с этим ООО «Югводоканал» не получает необходимые доходы по тарифам, которые бы позволили обществу выполнять в полном объеме производственную программу, в составе которой находится и оплата труда работников ООО «Югводоканал».

В Коллективном договоре филиала «СочиВодоканал» ООО «Югводоканал», в части регулирования оплаты труда и премирования - Приложение №7, не содержится обязательств работодателя ежеквартально производить индексацию заработной платы.

Поэтому индексация в филиале производится в соответствии с Соглашениями о приведении в соответствие с требованиями трудового законодательства, ОТС в ЖКХ РФ, Коллективного договора филиала «СочиВодоканал» ООО «Югводоканал» уровня и размера заработной платы работников филиала «СочиВодоканал» ООО «Югводоканал», заключенными 30.12.2008 и 03.09.2009 года, исходя из финансового положения предприятия, связанного с недорегулированием тарифов РЭК-ДЦ и Т Краснодарского края.

В соответствии с данным соглашениями, установлен и согласован размер минимальной тарифной ставки рабочего первого разряда в первом квартале 2009 года с учетом коэффициента подотрасли ОКК (1,4) в размере 3 948,42 рубля. С 01.08.2009 года минимальную тарифную ставку установлена в размере 4900 рублей.

При таких обстоятельствах указание на непроведение индексации ежеквартально, как на нарушение Коллективного договора, не основано на действующем законодательстве РФ, положениях ОТС в ЖКХ РФ и Коллективном договоре филиала «СочиВодоканал» ООО «Югводоканал».

Суд считает, что инспектор не вправе выдвигать требования, основанные на тарифных расчетах общества, которые не приняты в полном объеме, а уменьшены РЭК при утверждении тарифов.

Указанные доводы подтверждаются вынесенным решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.02.2010 г. по делу № оставленным без изменения ФАС Северо-Кавказского округа от 11.05.2010 г. о признании недействующим приказа РЭК об установлении тарифов на 2009 год для ООО «Югводоканал» от 24.11.2008 г. №16/20078-ЖКХ. Данным решением подтверждена неправомерность расчета РЭК размеров фонда оплаты труда ООО «Югводоканал» при утверждении тарифов на 2009 год, приказ РЭК был отменен, как несоответствующий ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Арбитражным судом было установлено, что «РЭК уменьшены финансовые потребности ООО «Югводоканал».

Расчеты затрат на оплату труда произведены ООО «Югводоканал» в соответствии с п. 24-26 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008г. № 520 и п.п. 2.4 и 2.8 Отраслевого тарифного соглашения в ЖКХ РФ на 2008-2010г.г. При этом, расчеты затрат включают нормативную численность работников в количестве 6005,7 штатных единиц, в том числе услуги водоснабжения 4124,1 шт. ед., услуги водоотведения и очистки сточных вод 1881,6 шт. ед. Между тем, РЭК не применил нормативную численность работников при расчете, в то время как за основу взята фактическая численность работников по отчетным данным организации коммунального комплекса за август 2008г. с ростом 10 %; минимальную тарифную ставку рабочего 1 разряда на 01.01.2009г. - 4900 руб., индекс потребительских цен на 2009г. - 107,1 % в соответствии с прогнозом Минэкономразвития.

РЭК не применен индекс потребительских цен на 2009г., что противоречит п. 2.4 ОТС в ЖКХ и п.п. 4 п. 26 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса; расчетный коэффициент выплат и доплат по филиалам (все выплаты и доплаты рассчитаны РЭК, исходя из базовой ставки, ниже фактически сложившихся в филиалах).

Таким образом, требования ГИТ о проведении перерасчета и выплаты заработной платы работникам филиала «СочиВодоканал» ООО «Югводоканал» в соответствии с размером месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, установленной п. 5.2 ОТС в ЖКХ КК с установленным коэффициентом для предприятий коммунального и бытового водоснабжения, по эксплуатации канализационных сетей, очистных сооружений и коллекторов размер 1.4 за период с 01.01.2009 по 30.09.2010г., о проведении индексации должностных окладов и часовых тарифных ставок работников филиала «СочиВодоканал» ООО «Югводоканал» за четвертый квартал 2010 г, приведении размера базовой месячной тарифной ставки рабочего первого разряда в соответствие с размером, установленным п. 5.2 ОТС в ЖКХ КК, являются неправомерными.

Кроме того, ООО «Югводоканал» заявлены требования о признании незаконным акта проверки №2-63-11-ПВ/29/2 от 18.03.2011 г.

В соответствии с Методическими рекомендациями по применению должностными лицами Роструда и его территориальных органов положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при осуществлении надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (утв. приказом Федеральной службы по труду и занятости от 24 января 2011 г. N 14) по результатам каждой завершенной проверки уполномоченным должностным лицом федеральной инспекции труда, проводившим проверку, составляется акт по установленной форме.

В акте проверки должны быть отражены установленные в ходе проверки факты соответствия или несоответствия осуществляемой проверенным лицом деятельности, выполняемых работ либо оказываемых услуг обязательным требованиям в сфере труда, указываются подробные сведения о фактах выявленных нарушений обязательных требований в сфере труда, неповиновения законному распоряжению или требованию уполномоченного должностного лица федеральной инспекции труда, а также воспрепятствования осуществлению им своих служебных обязанностей (при наличии указанных фактов).

В акте проверки указываются: дата, время и место составления акта проверки; наименование органа Роструда, проводившего проверку; дата и номер распоряжения руководителя органа Роструда (его заместителя); фамилии, имена, отчества и должности уполномоченного должностного лица (или должностных лиц) федеральной инспекции труда, проводивших проверку; наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки; дата, время, продолжительность и место проведения проверки. При выездной проверке субъекта малого предпринимательства в акте проверки необходимо указать даты, точное время, продолжительность (в часах и минутах) нахождения проверяющих на месте осуществления деятельности проверяемого лица; сведения о результатах проверки, в том числе сведения о фактах соответствия деятельности проверенного лица обязательным требованиям либо о выявленных нарушениях обязательных требований в сфере труда с указанием нормативных правовых актов, нормы которых нарушены, и лицах, допустивших указанные нарушения, с указанием нормативных актов, устанавливающих их обязанность обеспечивать исполнение указанных нормативных правовых актов; сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала; подпись уполномоченного должностного лица (должностных лиц) федеральной инспекции труда, проводившего проверку.

Таким образом, акт проверки имеет фиксирующий характер, не имеет властно-распорядительного содержания и поэтому не является ненормативным правовым актом.

Так как акт проверки не относится к ненормативным правовым актам, обжалование которых предусмотрено гл. 25 ГПК РФ, в удовлетворении заявления ООО «Югводоканал» о признании незаконным акта проверки №2-63-11-ПВ/29/2 от 18.03.2011 г. следует отказать.

Оценив в совокупности доводы участников судебного разбирательства, исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные ООО «Югводоканал» требования подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Восстановить ООО «Югводоканал» срок для обжалования Решений заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Краснодарском крае № 02/03 и 02/02 от 19.04.2011г., акта проверки №2-63-11-ПВ/29/2 от 18.03.2011 г., предписаний № 2-63-11-ПВ/29/3 и 2-63-11-ПВ/29/4 от 18.03.2011 г.

Заявленные требования ООО «Югводоканал» удовлетворить частично.

Решение заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Краснодарском крае № 02/03 от 19.04.2011 г. - признать незаконным

Решение заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Краснодарском крае № 02/02 от 19.04.2011 г. - признать незаконным

Предписание главного государственного инспектора труда в Краснодарском крае № 2-63-11-ПВ/29/3 от 18.03.2011 г. - признать незаконным.

Предписание главного государственного инспектора труда в Краснодарском крае № 2-63-11-ПВ/29/4 от 18.03.2011 г. - признать незаконным.

В удовлетворении требований о признании незаконным акта проверки №2-63-11-ПВ/29/2 от 18.03.2011 г. - отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд г. Краснодара в течение 10-ти дней.

Председательствующий: