Дело № 2а-5474/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Краснодар 19 мая 2021 г.
Советский районный суд г. Краснодара в составе:
Судьи Масловой Н.А.
при секретаре Ткаченко В.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Белых Л. Я. к Межрегиональному территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка; обязании предоставить в собственность земельный участок,
установил:
Белых Л.Я. обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея о признании незаконным отказа Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, выраженный в письме от 10.02.2021 года № 23-СМ-11/2355; обязании Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея предоставить Белых Л. Я., <данные изъяты>, бесплатно в собственность земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 32 033 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, Краснополянское лесничество, квартал 37.
В обоснование требований Белых Л.Я. ссылается на то, что Указом Президента Российской Федерации от 27 апреля 2020 года ему присвоено звание Героя Труда Российской Федерации. Испытывая острую нехватку жилой площади для семьи, административный истец обратился в адрес Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея с заявлением о предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 32 033 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, Краснополянское лесничество, квартал 37, на основании льгот, предусмотренных Федеральным законом от 09 января 1997 года № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы».
Письмом Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея от 10.02.2021 года № 23-СМ-11/2355 Белых Л.Я. было отказано в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером №.
Не согласившись с указанным отказом, Белых Л.Я. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Представитель Белых Л.Я. по доверенности — Арутюнов В.В. в судебном заседании настаивал на удовлетворении административных исковых требований в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея — Маркевич С.В. возражал против удовлетворения административных исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в возражениях на заявление.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Указом Президента Российской Федерации от 27 апреля 2020 года Белых Л. Я. присвоено звание Героя Труда Российской Федерации, что подтверждается нотариально удостоверенной копией удостоверения № 0050, выданного 12 июня 2020 года.
03.02.2021 года Белых Л. Я. обратился в адрес Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея с заявлением о предоставлении ему бесплатно в собственность земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 32 033 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, Краснополянское лесничество, квартал 37.
Письмом Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея от 10.02.2021 года № 23-СМ-11/2355 административному истцу было отказано в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером №.
Отказ мотивирован тем, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером №, отнесенного к категории земель — земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования — под иными социальными объектами, для строительства и эксплуатации спортивно-туристического комплекса, зарегистрировано право собственности Российской Федерации (регистрационная запись № от 28.12.2011 года), иные ограничения (обременения) права не зарегистрированы. МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея проводит мероприятия, необходимые для дальнейшего вовлечения в хозяйственный оборот земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в городе Сочи Краснодарского края, в связи с чем в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка отказано.
Согласно п.п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса предусмотрено предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
В соответствии с п.п. 7 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется также при условии предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ (ред. От 06.06.2019) "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", предусмотрено, что действие настоящего Федерального закона распространяется на граждан Российской Федерации, удостоенных звания Героя Социалистического Труда или Героя Труда Российской Федерации либо награжденных орденом Трудовой Славы трех степеней. Права и льготы указанных граждан, проживающих за пределами территории Российской Федерации, определяются международными договорами Российской Федерации.
Статьей 3 указанного ФЗ № 5 от 09.01.1997 года предусмотрены льготы по предоставлению, строительству жилого помещения, оплате жилого помещения и коммунальных услуг, бытовых услуг, а также особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Как следует из ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ (ред. От 06.06.2019) "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", одним из разновидностей льгот, в том числе для Героев Труда Российской Федерации, является предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества в соответствии с предельными (максимальными и минимальными) размерами земельных участков, устанавливаемыми в соответствии с земельным законодательством, но не менее чем 0,08 га в границах городских населенных пунктов и 0,25 га в границах сельских населенных пунктов и на землях иных категорий.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости собственником земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 32 033 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, Краснополянское лесничество, квартал 37, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства и эксплуатации спортивно-туристического комплекса, является Российская Федерация, о чем в ЕГРН сделана запись государственной регистрации права собственности № от 28.12.2011 года.
Указанный факт подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 20.02.2021 года.
Таким образом, Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея является уполномоченным органом на распоряжение земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с градостроительным планом № РФ№-2013 земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне «ЖК» - зона гостиничного фонда высотой до 12 метров. Градостроительный регламент земельного участка установлен в составе правил землепользования и застройки, утвержденных представительным органом местного самоуправления.
Одним из видов условно-разрешенного использования указанного земельного участка для территориальной зоны «ЖК» является вид «Для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1).
Согласно статье 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве. Поэтому при кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений.
Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
По смыслу указанного законоположения оно устанавливает общий критерий, позволяющий изменить именно фактическое использование земельного участка, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 32 033 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, Краснополянское лесничество, квартал 37, соответствует всем критериям и характеристикам, предусмотренным Федеральным законом от 09.01.1997 № 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", для предоставления в льготном порядке.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ст. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу (за исключением судебного пристава-исполнителя), государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд района, на территории которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо.
Частью 3 статьи 24 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - по адресу организации, являющейся административным истцом.
Из имеющихся в материалах дела сведений, содержащихся в свидетельстве № 1347 от 18.02.2021 года, следует, что административный истец зарегистрирован по месту пребывания по адресу: г. Краснодар, тер. Пашковский жилой массив, <адрес> на срок с 18.02.2021 года по 18.02.2022 года.
Таким образом, при подаче административного иска по настоящему делу Белых Л. Я. соблюдены требования подсудности, установленные КАС РФ.
Статьей 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено следующее.
Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В обоснование возражений на административное исковое заявление Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея указывает на то, что ч. 4 ст. 3 ФЗ от 09.01.1997 года № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" не обязывает органы государственной власти предоставлять в собственность земельные участки, а лишь указывает на наличие льгот при предоставлении земельных участков.
Суд считает несостоятельным указанный довод административного ответчика как противоречащий смыслу ч. 4 ст. 3 ФЗ от 09.01.1997 года № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы".
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что спорный отказ Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, выраженный в письме от 10.02.2021 года № 23-СМ-11/2355, нарушает права Белых Л. Я., предусмотренные п.п. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, а также ч. 4 статьи 4 ФЗ от 09.01.1997 года № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы".
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-228 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования Белых Л. Я. к Межрегиональному территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея - удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным отказ Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, выраженный в письме от 10.02.2021 года № 23-СМ-11/2355.
Обязать Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея предоставить Белых Л. Я., <данные изъяты> бесплатно в собственность земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 32 033 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, Краснополянское лесничество, квартал 37.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда через Советский районный суд города Краснодара в течение одного месяца с даты его изготовления в полном объеме.
Судья Советского районного суда
г. Краснодара Н.А. Маслова
Мотивированное решение изготовлено 21.05.2021 г.
Судья Советского районного суда
г. Краснодара Н.А. Маслова