Мировой судья с/у № 235 КВО г. Краснодара Кирьянов М.А.
дело № 12-646/20
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Краснодар 17 февраля 2021г.
Советский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего Баранова С.А.,
при секретаре Подкопаевой К.В.,
с участием:
представителя заявителя ФИО1,
представители Контрольно-счетной палаты КК ФИО2,
ФИО3,
рассмотрев жалобу должностного лица – директора УНО «Фонд развития промышленности Краснодарского края» ФИО4 на постановление мирового судьи судебного участка № 235 Карасунского внутригородского округа г. Краснодара от 20.10.2020г. о привлечении должностного лица – директора УНО «Фонд развития промышленности Краснодарского края» ФИО4 к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 235 Карасунского внутригородского округа г. Краснодара от 20.10.2020г. должностное лицо – директор УНО «Фонд развития промышленности Краснодарского края» ФИО4 признан виновным в совершении административного правонарушения по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, за то, что в период с 22.05.2019г. по 31.12.2019г., в рабочее время с 09:00 до 18:00 часов, по адресу: <адрес>, должностное лицо – директор УНО «Фонд развития промышленности Краснодарского края» ФИО4, в нарушение п. 2 ст. 78.1 БК РФ, п. 2.18 Порядка № 25, п. 2.2.1 и п. 2.2.4 Соглашения № 106 не обеспечил соблюдение условий предоставления субсидии, а именно оказал поддержку только 6-ти организациям вместо 10-ти, установленных соглашением, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Должностное лицо – директор УНО «Фонд развития промышленности Краснодарского края» ФИО4, не согласившись с данным постановлением, обратился в суд с жалобой, в которой просит суд обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование требований указал, что отсутствует состав административного правонарушения, что влечет за собой прекращение производства по делу об административном производстве, в соответствии с ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ. Директором фондом не нарушались какие-либо условия предоставления субсидий. Законодательством разделены понятия «показатель результативности» и «условия предоставления субсидий». Не достижение фондом значений показателей результативности являются нарушением условий использования субсидий. Нарушение условий использования субсидии не охватывается диспозицией ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в связи с чем, данное обстоятельство не может являться основанием для привлечения директора фонда к административной ответственности. Обвинение директора фонда в нарушении тех правил, которые ни Соглашением о предоставлении субсидии, ни «Порядком определения объема и предоставления субсидий УНО «Фонд развития промышленности Краснодарского края» на реализацию мероприятий, направленных на повышение производительности труда в организациях Краснодарского края - субъектах малого и среднего предпринимательства», утв. Приказом Министерства экономики Краснодарского края от 19.02.2019г. № 25, не отнесены к условиям, при которых наступает административная ответственность, является нарушением законности и объективности. Указывает на отсутствие состава административного правонарушения - вины, что влечет прекращение производства по делу об административном правонарушении. Кроме того, судом нарушены процессуальные сроки составления мотивированного постановления, само постановление написано с обвинительным уклоном, не дана правовая оценка представленным в объяснениях фактам и приложенным к объяснениям документам.
В судебном заседании ФИО1, представитель по доверенности директора УНО «Фонд развития промышленности Краснодарского края», поддержала доводы, изложенные в жалобе.
В судебном заседании ФИО2 и ФИО3, представители по доверенности Контрольно-счетной палаты Краснодарского края, просили оставить постановление мирового судьи без изменений, а жалобу без удовлетворения
Выслушав стороны, изучив доводы жалобы, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 235 Карасунского внутригородского округа г. Краснодара от 20.10.2020г. должностное лицо – директор УНО «Фонд развития промышленности Краснодарского края» ФИО4 признан виновным в совершении административного правонарушения по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, за то, что в период с 22.05.2019г. по 31.12.2019г., в рабочее время с 09:00 до 18:00 часов, по адресу: <адрес>, должностное лицо – директор УНО «Фонд развития промышленности Краснодарского края» ФИО4, в нарушение п. 2 ст. 78.1 БК РФ, п. 2.18 Порядка № 25, п. 2.2.1 и п. 2.2.4 Соглашения № 106 не обеспечил соблюдение условий предоставления субсидии, а именно оказал поддержку только 6-ти организациям вместо 10-ти, установленных соглашением, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Согласно ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Приказом министерства экономики Краснодарского края от 19.02.2019г. № 25 утвержден Порядок определения объема и предоставления субсидий УНО «Фонд развития промышленности Краснодарского края» на реализацию мероприятий, направленных на повышение производительности труда в организациях Краснодарского края - субъектах малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с п. 2.9, 2.18 раздела 2 «Условия и порядок предоставления субсидий» вышеуказанного Порядка, субсидия предоставляется УНО «Фонд развития промышленности Краснодарского края» на основании соглашения, в котором устанавливаются показатели результативности предоставления субсидии.
Между министерством экономики Краснодарского края и УНО «Фонд развития промышленности Краснодарского края» заключено соглашение № 106 от 22.05.2019г. «О предоставлении субсидии УНО «Фонд развития промышленности Краснодарского края» на реализацию мероприятий, направленных на повышение производительности труда в организациях Краснодарского края - субъектах малого и среднего предпринимательства.
В рамках реализации национального проекта «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях», входящего в состав портфеля национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости», УНО «Фонд развития промышленности Краснодарского края», за счет средств краевого бюджета, предоставлена субсидия в сумме 25 631 000 руб. на реализацию мероприятий, направленных на повышение производительности труда в организациях Краснодарского края - субъектах малого и среднего предпринимательства.
Пунктом 2.2.4 соглашения установлена обязанность фонда обеспечить в срок до 31.12.2019г. достижение пяти показателей результативности предоставления субсидии.
В период с 15.01.2020г. по 06.03.2020г. Контрольно-счетной палатой Краснодарского края проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Мониторинг реализации на территории Краснодарского края региональных проектов «Системные меры по повышению производительности труда», «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях», «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда», а также принятия мер, направленных на реализацию национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» за 2019 г.».
В результате данной поверки установлено недостижение УНО «Фонд развития промышленности Краснодарского края» одного из показателей результативности, а именно при обязательстве оказать поддержку при реализации мероприятий, направленных на повышение производительности труда, 10-ти организациям, фонд оказал поддержку только 6-ти, что подтверждается протоколами заседания конкурсной комиссии по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства на право получения услуги по разработке и реализации программ повышения производительности труда, заключенными соглашениями о разработке и реализации программ повышения производительности труда, отчетом фонда о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии.
Как следует из диспозиции ч. 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ, административная ответственность наступает за нарушение главным распорядителем бюджетных средств или получателем бюджетных средств, предоставляющими субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, порядка предоставления указанных субсидий либо неисполнение ими решения о предоставлении субсидий, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14 настоящего Кодекса.
Объективной стороной данного состава правонарушения, является нарушение лицом, являющимся получателем субсидий, условий их предоставления.
Как установлено, УНО «Фонд развития промышленности Краснодарского края» является некоммерческой организацией.
Согласно абз. 2 и 3 п. 2 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ, законом субъекта РФ о его бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, порядок определения объема и предоставления которых устанавливается нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или уполномоченных им органов государственной власти субъекта РФ.
Общие требования к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2017г. № 541.
Подпунктом «з» ст. 4 Постановления Правительства РФ от 07.05.2017г. № 541 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями» (в редакции от 20.11.2018г., действующей на момент выдачи субсидии), устанавливаются показатели результативности (целевых показателей) предоставления субсидии и (или) право главного распорядителя как получателя бюджетных средств устанавливать их значения в соглашении (при необходимости).
В п. 6 Общих требований разделены меры ответственности за нарушения получателем субсидии условий, установленных при предоставлении субсидии (абз. 3 пп. «б» п. 6 Общих требований) и недостижение показателей, указанных в пп. «з» п. 4 Общих требований (абз. 4 пп. «б» п. 6 Общих требований).
Таким образом, законодатель разделил понятия «условия предоставления субсидий» и «показатель результативности», установив разные меры ответственности за каждый из них.
В «Порядке определения объема и предоставления субсидий унитарной некоммерческой организации «Фонд развития промышленности Краснодарского края» на реализацию мероприятий, направленных на повышение производительности труда в организациях Краснодарского края - субъектах малого и среднего предпринимательства», утвержденного Приказом Министерства экономики Краснодарского края от 19.02.2019г. № 25, также как и в Общих требованиях предусмотрены различные меры ответственности за нарушения фондом условий, установленные при предоставлении субсидии, в случае предусмотренном п. 4.2.1. Порядка, в виде возврата субсидии в полном объеме фондом в краевой бюджет в течение 15 календарных дней со дня уведомления (п. 4.3. Порядка) и за недостижение фондом значений показателей результативности в случае, предусмотренном п. 4.2.3. Порядка, в виде возврата в краевой бюджет части субсидии, рассчитанной по специальной формуле, если Фондом по состоянию на 1 января года, следующего за годом предоставления субсидии, не достигнуто значение показателей результативности предоставления субсидий ( п. 4.5. Порядка).
Министерство экономики Краснодарского края письмом от 15.01.2020 № о возврате субсидии в краевой бюджет подтвердило тот факт, что недостижением значений показателей результативности фонд не нарушал условия предоставления субсидии, так как в соответствии с п. 4.5 раздела 4 Порядка истребовался не весь объем предоставленной субсидии в размере 25 361 000 руб., а только её часть в размере 2 028 880 руб., рассчитанная по формуле.
Фонд полностью исполнил требование министерства и перечислил в краевой бюджет требуемую сумму в размере 2 028 880 руб.
Указанные обстоятельства также подтверждаются показаниями свидетелей ФИО7, ФИО8, которые пояснили, что министерство экономики выступало разработчиком и принимало Порядок предоставления субсидий УНО «Фонд развития промышленности». При разработке принимались во внимание норма бюджетного законодательства, в том числе, обязательные условия, которые должны содержаться в правовом акте. Исходя из структуры действующего правового акта Министерства экономики, условия предоставления субсидии не отнесены к достижению показателей результативности. Из раздела ответственность, установлены разные моменты ее наступления. За не достижение условий - полный возврат, за не достижение показателей - расчет по формуле возврата. Оба отметили, что это два разных термина, никакой идентичности не имеют.
Соглашением о предоставлении из краевого бюджета субсидий унитарной некоммерческой организации «Фонд развития промышленности Краснодарского края» на реализацию мероприятий, направленных на повышение производительности труда в организациях Краснодарского края - субъектах малого и среднего предпринимательства № 106 от 22.05.2019г. установлена обязанность фонда в срок до 31.12.2019г. достигнуть пяти показателей результативности (п. 2.2.4).
В данном соглашении также, как и во всех приведенных ранее нормативно-правовых актах в мерах ответственности и основаниях расторжения соглашения, также разделены понятия: «показатель результативности» и «условия предоставления субсидий».
Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 20.07.2018г. № разъяснено, что основанием для наступления ответственности по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ считается только нарушение условий предоставления субсидии, указанных в соответствующих разделах Порядка и (или) соглашения. Права и обязанности сторон к таким условиям не относятся.
Таким образом, Министерство финансов Российской Федерации в 2018г. дало необходимые разъяснения для понимания оснований наступления ответственности по ст. 15.15.5 КоАП РФ.
Следовательно, достижение определенных результатов хозяйственной деятельности на текущий финансовый год устанавливается в соглашении уже после определения получателя субсидии и не в качестве условия получения субсидии, а в качестве условия ее эффективного использования, в целях контроля за эффективным, рациональным и результативным использованием бюджетных средств, предоставленных в качестве субсидии.
Данная позиция подтверждается информационным письмом Министерства - главного распорядителя бюджетных средств от 18.03.2020г. №, где указано, что условия предоставления субсидии определены п. 2.1, 2.2, 2.9, 2.10 и 2.14 Порядка. Данный перечень является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит. Таким образом, установление показателей результативности предоставления субсидии на текущий финансовый год осуществляется после принятия министерством решения о предоставлении субсидии в целях контроля за эффективным, рациональным и результативным использованием бюджетных средств.
Письмом Министерства, являющегося главным распорядителем бюджетных средств от 05.06.2020г. №, направленным на имя председателя Контрольно-счетной палаты Краснодарского края даны разъяснения, согласно которым, условия предоставления субсидии определены п. 2.1, 2.2, 2.9, 2.10 и 2.14 Порядка.
Порядок не содержит такого условия предоставления субсидии, как условие о достижении показателей результативности. В соглашении показатели результативности также не установлены в качестве условия предоставления субсидии. Пунктом 2.2.4 соглашения установлена обязанность фонда обеспечить в срок до 31.12.2019г. достижение показателей результативности. Как указало в своем письме министерство, понятия «условия предоставления субсидии» и «условия использования субсидии» различаются как по их содержанию, так и по правовым последствиям нарушений условий предоставления и использования субсидий. На стадии предоставления субсидии результаты хозяйственной деятельности, планируемые на длительную перспективу, отсутствуют, в связи с чем, их предполагаемое достижение (недостижение) не может являться условием предоставления субсидии.
Из обстоятельств дела не следует, что директором фондом нарушены какие-либо из предусмотренных условий предоставления субсидий, что исключает возможность квалификации его действия по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ.
Нарушение условий использования субсидии не охватывается диспозицией ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в связи с чем, данное обстоятельство не может являться основанием для привлечения директора фонда к административной ответственности по указанной норме права.
Таким образом, с учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в действиях директора фонда отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, что в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, ст. 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает необходимым оспариваемое постановление о назначении административного наказания от 20.10.2020г. отменить, производство по делу прекратить, ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Жалобу должностного лица – директора УНО «Фонд развития промышленности Краснодарского края» ФИО4 на постановление мирового судьи судебного участка № 235 Карасунского внутригородского округа г. Краснодара от 20.10.2020г. о привлечении должностного лица – директора УНО «Фонд развития промышленности Краснодарского края» ФИО4 к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 10 000 рублей – удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 235 Карасунского внутригородского округа г. Краснодара от 20.10.2020г. о привлечении должностного лица – директора УНО «Фонд развития промышленности Краснодарского края» ФИО4 к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 10 000 рублей – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – директора УНО «Фонд развития промышленности Краснодарского края» ФИО4 по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ – прекратить, ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения.
Судья Советского
районного суда г. Краснодара С.А. Баранов