НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край) от 12.02.2019 № 2-1977/19

К делу № 2-1977/19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

в составе:

председательствующего: Климчук В.Н.

при секретаре: Золиной Ю.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Шереметовой И. А. к АО «Международный аэропорт «Краснодар» о признании приказа работодателя незаконным и отмене дисциплинарного взыскания,

УСТАНОВИЛ:

Шереметова И.А. обратилась в суд с исковыми требованиями к АО «Международный аэропорт «Краснодар» о признании незаконным приказа №КР-096/д от 02.10.2018г. в части наложения дисциплинарного взыскания в виде замечания, отмене дисциплинарного взыскания и взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование своих требований ссылается на то, что Шереметова И.А. работает в АО «Международный аэропорт «Краснодар» с 09.07.2001г. С 01.02.2018г. находится в должности Старшего агента по организации обслуживания пассажирских авиаперевозок. Приказом №КР-096/д от 02.10.2018г. на нее было наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Поводом для применения к работнику дисциплинарного взыскания по мнению работодателя явилось ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей при регистрации 06.09.2018г. пассажира рейса 5Н 576 авиакомпании «Норд авиа» ФИО10 Считает приказ необоснованным и незаконным, в связи с чем вынуждена обратиться в суд с данными исковыми требованиями.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Федорченко А.Д. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика по доверенности Кацарская Л.А. В судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала.

Выслушав мнение представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

При разрешении дела по существу суд руководствуется положениями ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ о том, что каждая сторона должна доказать обстоятельства на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ч. 1); суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч. 3).

Как установлено судом, Шереметова И.А. работает в АО «Международный аэропорт «Краснодар» с 09.07.2001г. С 01.02.2018г. находится в должности Старшего агента по организации обслуживания пассажирских авиаперевозок.

Согласно Должностной инструкции старший агент по ООПА, в своей деятельности обязана

П. 3.1.6. Исполнять требования положений и регламентом, относящихся к непосредственно выполняемой деятельности.

П.3.1.14. Осуществлять непосредственное оперативное руководство персоналом смены по обеспечению технологических процессов обслуживания пассажиров и оформления багажа подчиненным персоналом смены при внутренних и международных перевозках с неукоснительным соблюдением требований авиационной и транспортной безопасности.

П.3.1.17 Организовывать, контролировать и обеспечивать четкое и правильное выполнение персоналом смены установленных технологий, положений, стандартов, должностных инструкций, инструкций по ОТ аэропорта и правил (инструкций, технологий) авиакомпаний.

П. 3.1.18 Осуществлять постоянный контроль за ходом выполнения подчиненными работниками смены технологических операций, принимая своевременные и действенные меры по предотвращению сбоев в технологических процессах при безусловном соблюдении требований безопасности полетов и авиационной безопасности.

П. 3.1.22. Контролировать своевременное и достоверное ведение агентами точных данных о зарегистрированных пассажирах, их багаже, информации о категории пассажиров, их паспортных данных и пр. в автоматические системы регистрации пассажиров.

С должностной инструкцией старшего агента по ООПА Шереметова И.А. ознакомлена 21.02.2018.

В соответствии со стандартом работы агента по организации обслуживания пассажирских авиаперевозок (регистрация пассажиров), утвержденного распоряжением начальника СОП АО «МАКр» от 15.11.2017 №3/39, регистрация пассажиров производится при личном присутствии пассажира, агент обязан произвести идентификацию пассажира при предъявлении паспорта и электронного билета (перевозочного документа), осуществить поиск пассажира по фамилии и имени, согласно документа, удостоверяющего личность, проверить данные пассажира в системе регистрации, передать посадочный талон и направить пассажира на предполетный контроль.

Приказом №КР-096/д от 02.10.2018г. на истца было наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора.

Согласно представленным материалам служебного расследования, установлено, что 06.09.2018 при оформлении рейса 5Н 576 авиакомпании «Норд авиа» старшим агентом по ООПА СОП Шереметовой И.А., в нарушение требований федерального законодательства (Приказ Минтранса от 28.06.2007 №82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей») по просьбе представителя авиакомпании «Азимут» ФИО7 было дано указание агенту по ООПА СОП ФИО8 зарегистрировать, определить место в воздушном судне 3-А для пассажира ФИО10 И распечатать посадочный талон в отсутствие указанного пассажира.

Агент по ООПА СОП ФИО8 произвела регистрацию в отсутствие пассажира, распечатала посадочный талон на имя пассажира ФИО10 и оставила документ на стойке регистрации № 14, где занимала свое рабочее место.

В 12:46 часов представитель авиакомпании «Азимут» ФИО7 подошел к стойке регистрации и самостоятельно забрал отрывную часть посадочного талона пассажира ФИО10, объяснив ФИО8, что это инженер их авиакомпании, и он на борту воздушного судна. Оставшуюся часть посадочного талона ФИО7 отдал агенту по ООПА СОП ФИО8 для передачи агенту, производящему контроль посадки, что и было сделано в 13:09 часов агентом сопровождения.

Агент по ООПА СОП ФИО9, занимавшее рабочее место на контроле посадки, была предупреждена агентом СОП ФИО8 о том, что пассажир ФИО10 не явится на посадку, так как он уже на борту ВС.

Агент по ООПА СОП ФИО9 приняла большую часть посадочного талона, на котором отсутствовал штамп сотрудника досмотра о прохождении предполетного контроля, и отсканировала его в отсутствие пассажира ФИО10

ФИО10, имеющий пропуск в зону ЗТБ, прошел в зону ЗТБ через КПП №1, далее на микроавтобусе «Тойота», принадлежащем АК АВС, проследовал в сторону перрона. Оставив автомобиль возле тех.домика, ФИО10 проследовал пешком через перрон на место стоянки 31 к воздушному судну авиакомпании «Норд авиа». Находясь у самолета, ФИО10 Снял сигнальный жилет и проследовал к трапу, после чего поднялся на борт самолета, минуя прохождение необходимых досмотровых мероприятий.

В соответствии со стандартом работы агента по организации обслуживания пассажирских авиаперевозок (регистрация пассажиров), утвержденного распоряжением начальника СОП АО «МАКр» от 15.11.2017 №3/39, регистрация пассажиров производится при личном присутствии пассажира, агент обязан произвести идентификацию пассажира при предъявлении паспорта и электронного билета (перевозочного документа), осуществить поиск пассажира по фамилии и имени, согласно документа, удостоверяющего личность, проверить данные пассажира в системе регистрации, передать посадочный талон и направить пассажира на предполетный контроль.

В нарушение установленных правил и должностных обязанностей Шереметова И.А. было дано указание агенту по ООПА СОП ФИО8 о регистрации пассажира Копылова в его отсутствие. Кроме того, являясь Старшим агентом по ООПА СОП Шереметова И.А. не проконтролировала выполнение подчиненным персоналом требований нормативных документов и правил при регистрации пассажира Копылова.

Таким образом, Шереметовой И.А. допущено ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, что выразилось в ненадлежащем контроле исполнение функциональных обязанностей, предусмотренных должностными инструкциями и локальными актами предприятия, входящих в круг обязанностей подчиненного персонала, и как следствие нарушение правил проведения регистрации пассажиров и осуществления предполетного досмотра.

Довод истца о том, что неисполнение обязанностей произошло по независящим от не причинам несостоятелен, поскольку отсутствие контроля за действиями подчиненного персонала не отрицается самой истицей в пояснениях, представленных при ознакомлении с приказом. Тот факт, что истица дала поручение своим подчиненным о регистрации на рейс в отсутствие пассажира Копылова подтверждается также пояснениями агентов по ООПА СОП. Проведение регистрации пассажира Копылова в нарушение установленных стандартом и нормативными документами правил подтверждается также объяснениями агентов по ООПА СОП ФИО8, ФИО9, материалами служебного расследования, в том числе фотоматериалами.

Ссылка истицы на то, что при вынесении приказа не учтено, что ФИО10 являясь сотрудником авиакомпании «Азимут» относится к авиационному персоналу в соответствии со ст.52 Воздушного кодекса РФ и прошел предполетный досмотр также не состоятельна.

Согласно ст. 52 Воздушного кодекса РФ, к авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации.

Приказом Минтранса России от 04.08.2015 N 240 «Об утверждении Перечня специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации» утвержден исчерпывающий перечень авиационного персонала, к которому относятся:

1. Специалисты, входящие в состав летного экипажа гражданской авиации: пилот; внешний пилот; штурман; бортрадист; бортинженер (бортмеханик); летчик-наблюдатель.

2. Специалисты, входящие в состав кабинного экипажа гражданской авиации: бортпроводник; бортоператор.

3. Специалисты, осуществляющие управление воздушным движением: диспетчер управления воздушным движением.

4. Специалисты, осуществляющие техническое обслуживание воздушных судов: специалист по техническому обслуживанию воздушных судов.

5. Специалисты, осуществляющие функции сотрудника по обеспечению полетов: сотрудник по обеспечению полетов.

6. Специалисты службы авиационной безопасности: сотрудник службы авиационной безопасности.

Судом установлено, что ФИО10 приобрел билет на рейс 5Н 576 авиакомпании «Норд Авиа» по маршруту «Краснодар-Санкт-Петербург (Пулково)» и соответственно приобрел статус пассажира данного рейса.

ФИО10 является сотрудником Авиакомпании «Азимут» и к авиационному персоналу авиакомпании «Норд Авиа» не относится, следовал рейсом в качестве пассажира. Наличие пропуска и прохождение ФИО10 в зону транспортной безопасности для осуществления деятельности на территории аэропорта в качестве представителя АК Азимут не является основанием для нарушения правил регистрации и посадки на рейс, а также непрохождения предполетного досмотра.

Аэропорт является объектов транспортной инфраструктуры, доступ на территорию осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности», иными нормативными актами и Инструкцией по внутриобъектовому и пропускному режиму. Допуск сотрудников юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории аэропорта, в зону транспортной безопасности осуществляется по пропускам с проведением досмотровых мероприятий в том числе на оборудованных КПП, в целях обеспечения авиационной безопасности по предотвращению доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома (ст. 84 ВК РФ).

В соответствии с п. 13 Федеральных авиационных правил ?Требования авиационной безопасности к аэропортам?, утвержденных Приказом Минтранса России от 28.11.2005 №142, авиационный персонал, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие свою деятельность на территории аэропорта, сотрудники пограничных, таможенных и иных органов, осуществляющих государственный контроль, перед допуском в контролируемую зону аэропорта проходят досмотр на КПП с использованием технических средств досмотра.

Организация предполетного досмотра осуществляется в соответствии с правилами проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденного Приказом Минтранса России от 25.07.2007 №104. Согласно п. 49 Правил члены экипажа воздушного судна допускаются к предполетному досмотру после предъявления задания на полет, пассажиры проходят предполетный досмотр в специально отведенных зонах.

Согласно п. 32 правил, в зоны контроля и пункты досмотра допускаются только пассажиры очередных рейсов при наличии билета, оформленного в установленном порядке, и документа, удостоверяющего личность пассажира.

Согласно п. 77, 78 правил, при проведении предполетного досмотра пассажира и вещей, находящихся при пассажире, в билете (за исключением случаев оформления билетов в электронном виде) и (или) посадочном талоне ставится отметка о производстве досмотра и пассажир направляется в стерильную зону. Контроль за пассажирами в стерильной зоне, а также проверка отметок на билетах (за исключением случаев оформления билетов в электронном виде) и (или) посадочных талонах о прохождении досмотра пассажирами, осуществляется работниками службы организации пассажирских перевозок аэропорта, авиационного предприятия, эксплуатанта.

Кроме того, суд не принимает во внимание довод истца о незаконности приказа о назначении дисциплинарного взыскания, в связи с отсутствием в тексте ссылки на материалы служебного расследования, поскольку считает, что порядок применения дисциплинарного взыскания соблюден.

Действующее трудовое законодательство РФ предусматривает право работодателя наложения дисциплинарных взысканий. За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение от должности (ст. 192 ТК РФ).

В соответствии со ст. 193 ТК РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.

При издании приказа № КР-096/д от 02.10.2018 от работника 08.09.2018 получено письменное объяснение. Дисциплинарное взыскание применено не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка. Приказ № КР-096/д от 02.10.2018 объявлен работнику под роспись.

При этом действующее законодательство не содержит требований о необходимости обязательного проведения проверки и указания в приказе ссылок на соответствующие материалы.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 ТК РФ по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику трудовую книжку в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и представляться работнику безвозмездно.

Соответственно, документы, которые работодатель обязан выдать работнику, должны быть связаны с его работой.

Доводы истца о том, что при издании приказа не учитывались обстоятельства проступка не состоятельны и не подтверждаются материалами проверки. При применении взыскания работодателем учитывалась тяжесть дисциплинарного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Ненадлежащее исполнение должностных обязанностей и стандарта в указанной части является существенным, поскольку влечет риск нарушения установленных законодательством требований и правил авиационной и транспортной безопасности.

Согласно ст. 192 ТК РФ работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, увольнение от должности по соответствующим основаниям.

Применение к истцу дисциплинарного взыскания в виде замечания является обоснованным и соответствует тяжести совершенного проступка, в связи с чем заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Шереметовой И. А. к АО «Международный аэропорт «Краснодар» о признании приказа работодателя незаконным и отмене дисциплинарного взыскания — отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Советский районный суд гор. Краснодара в течение 1 месяца.

Председательствующий: