НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край) от 09.02.2021 № 12-64/21

Дело №12-64/21

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Краснодар 09 февраля 2021 года

Советский районный суд города Краснодара в составе:

судьи Соловьевой А.Ю.

при секретаре Денисовой А.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу УНО "Фонд развития промышленности Краснодарского края" на постановление мирового судьи судебного участка №235 Карасунского внутригородского округа г. Краснодара от 20 октября 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка №235 Карасунского внутригородского округа г. Краснодара от 20 октября 2020 г. УНО "Фонд развития промышленности Краснодарского края" привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2% от суммы полученной субсидии, то есть 160 000 руб.

Представитель УНО "Фонд развития промышленности Краснодарского края", не согласившись с данным постановлением, обратился в суд с жалобой, в которой просит суд обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование требований указано, что отсутствует событие административного правонарушения, что влечет за собой прекращение производства по делу об административном производстве в соответствии с ч.1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Фондом не нарушались какие-либо условия предоставления субсидий. Законодательством разделены понятия "показатель результативности" и "условия предоставления субсидий". Не достижение Фондом значений показателей результативности являются нарушением условий использования субсидий. Нарушение условий использования субсидии не охватывается диспозицией ч.2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем данное обстоятельство не может являться основанием для привлечения Фонда к административной ответственности. Обвинение Фонда в нарушении тех правил, которые ни Соглашением о предоставлении субсидии, ни "Порядком определения объема и предоставления субсидий УНО "Фонд развития промышленности Краснодарского края" на реализацию мероприятий, направленных на повышение производительности труда в организациях Краснодарского края - субъектах малого и среднего предпринимательства", утв. Приказом Министерства экономики Краснодарского края от 19.02.2019 №25 не отнесены к условиям при которых наступает административная ответственность, является нарушением законности и объективности. Также указано на отсутствие состава административного правонарушения - вины, что влечет прекращение производства по делу об административном правонарушении. Кроме того, судом нарушены процессуальные сроки составления мотивированного постановления, само постановление написано с обвинительным уклоном, не дана правовая оценка представленным в объяснениях фактам и приложенным к объяснениям документам.

Представитель заявителя в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме.

Представители заинтересованного лица в судебном заседании просили суд оставить постановление мирового судьи без изменений, а жалобу без удовлетворения.

Суд, выслушав мнение представителей сторон, изучив доводы жалобы, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Приказом министерства экономики Краснодарского края от 19.02.2019 №25 утвержден Порядок определения объема и предоставления субсидий УНО "Фонд развития промышленности Краснодарского края" на реализацию мероприятий, направленных на повышение производительности труда в организациях Краснодарского края - субъектах малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с п.2.9, 2.18 раздела 2 "Условия и порядок предоставления субсидий" вышеуказанного Порядка, субсидия предоставляется УНО "Фонд развития промышленности Краснодарского края" на основании соглашения, в котором устанавливаются показатели результативности предоставления субсидии.

Между министерством экономики Краснодарского края и УНО "Фонд развития промышленности Краснодарского края" заключено Соглашение №106 от 22.05.2019 "О предоставлении субсидии УНО "Фонд развития промышленности Краснодарского края" на реализацию мероприятий, направленных на повышение производительности труда в организациях Краснодарского края - субъектах малого и среднего предпринимательства.

В рамках реализации национального проекта "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях", входящего в состав портфеля национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости" УНО "Фонд развития промышленности Краснодарского края" за счет средств краевого бюджета предоставлена субсидия в сумме 25 631 000 рублей на реализацию мероприятий, направленных на повышение производительности труда в организациях Краснодарского края - субъектах малого и среднего предпринимательства.

П.2.2.4 Соглашения установлена обязанность Фонда обеспечить в срок до 31.12.2019 достижение пяти показателей результативности предоставления субсидии.

В период с 15 января по 06 марта 2020 год Контрольно-счетной палатой Краснодарского края проведено экспертно-аналитическое мероприятие "Мониторинг реализации на территории Краснодарского края региональных проектов "Системные меры по повышению производительности труда", "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях", "Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда", а также принятия мер, направленных на реализацию национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости" за 2019 год".

В результате данной поверки установлено недостижение УНО "Фонд развития промышленности Краснодарского края" одного из показателей результативности, а именно при обязательстве оказать поддержку при при реализации мероприятий, направленных на повышение производительности труда, 10-ти организациям, Фонд оказал поддержку только 6-ти, что подтверждается протоколами заседания конкурсной комиссии по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства на право получения услуги по разработке и реализации программ повышения производительности труда, заключенными соглашениями о разработке и реализации программ повышения производительности труда, отчетом Фонда о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии.

Как следует из диспозиции ч. 2 ст. 15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административная ответственность наступает за нарушение главным распорядителем бюджетных средств или получателем бюджетных средств, предоставляющими субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, порядка предоставления указанных субсидий либо неисполнение ими решения о предоставлении субсидий, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Объективной стороной данного состава правонарушения, является нарушение лицом, являющимся получателем субсидий, условий их предоставления.

Как установлено, УНО "Фонд развития промышленности Краснодарского края" является некоммерческой организацией.

Согласно абзацам второму и третьему пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ законом субъекта РФ о его бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, порядок определения объема и предоставления которых устанавливается нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или уполномоченных им органов государственной власти субъекта РФ.

Общие требования к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 07 мая 2017 года № 541.

Подпунктом «з» ст. 4 Постановления Правительства РФ от 07.05.2017 № 541 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями» (в редакции от 20.11.2018, действующей на момент выдачи субсидии), устанавливаются показатели результативности (целевых показателей) предоставления субсидии и (или) право главного распорядителя как получателя бюджетных средств устанавливать их значения в соглашении (при необходимости).

В п. 6 Общих требований разделены меры ответственности за нарушения получателем субсидии условий, установленных при предоставлении субсидии (абз. 3 пп. «б» п. 6 Общих требований) и недостижение показателей, указанных в пп. «з» п. 4 Общих требований (абз. 4 пп. «б» п. 6 Общих требований).

Таким образом законодатель разделил понятия «условия предоставления субсидий» и «показатель результативности», установив разные меры ответственности за каждый из них.

В «Порядке определения объема и предоставления субсидий унитарной некоммерческой организации «Фонд развития промышленности Краснодарского края» на реализацию мероприятий, направленных на повышение производительности труда в организациях Краснодарского края - субъектах малого и среднего предпринимательства», утвержденного Приказом Министерства экономики Краснодарского края от 19.02.2019 № 25 также как и в Общих требованиях предусмотрены различные меры ответственности за нарушения Фондом условий, установленные при предоставлении субсидии, в случае предусмотренном п. 4.2.1. Порядка в виде возврата субсидии в полном объеме Фондом в краевой бюджет в течение 15 календарных дней со дня уведомления (п. 4.3. Порядка) и за недостижение Фондом значений показателей результативности в случае, предусмотренном п. 4.2.3. Порядка в виде возврата в краевой бюджет части субсидии, рассчитанной по специальной формуле, если Фондом по состоянию на 1 января года, следующего за годом предоставления Субсидии, не достигнуто значение показателей результативности предоставления Субсидий ( п. 4.5. Порядка).

Министерство экономики Краснодарского края письмом от 15.01.2020 о возврате субсидии в краевой бюджет подтвердило тот факт, что недостижением значений показателей результативности Фонд не нарушал условия предоставления субсидии, так как в соответствии с п. 4.5 раздела 4 Порядка истребовался не весь объем предоставленной субсидии в размере 25 361 000 руб., а только её часть в размере 2 028 880 руб., рассчитанная по формуле.

Фонд полностью исполнил требование Министерства и перечислил в краевой бюджет требуемую сумму в размере 2 028 880 руб.

Указанные обстоятельства также подтверждаются показаниями свидетелей ФИО2, ФИО3, которые пояснили, что министерство экономики выступало разработчиком и принимало Порядок предоставления субсидий УНО «Фонд развития промышленности». При разработке принимались во внимание норма бюджетного законодательства, в том числе, обязательные условия, которые должны содержаться в правовом акте. Исходя из структуры действующего правового акта Министерства экономики, условия предоставления субсидии не отнесены к достижению показателей результативности. Из раздела ответственность, установлены разные моменты ее наступления. За не достижение условий - полный возврат, за не достижение показателей - расчет по формуле возврата. Оба отметили, что это два разных термина, никакой идентичности не имеют.

Соглашением о предоставлении из краевого бюджета субсидий унитарной некоммерческой организации «Фонд развития промышленности Краснодарского края» на реализацию мероприятий, направленных на повышение производительности труда в организациях Краснодарского края - субъектах малого и среднего предпринимательства № 106 от 22.05.2019 установлена обязанность Фонда в срок до 31 декабря 2019 г. достигнуть пяти показателей результативности (п. 2.2.4).

В данном Соглашении также, как и во всех приведенных ранее нормативно-правовых актах в мерах ответственности и основаниях расторжения Соглашения также разделены понятия: «показатель результативности» и «условия предоставления субсидий».

Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 20 июля 2018 г. разъяснено, что основанием для наступления ответственности по ч.2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях считается только нарушение условий предоставления субсидии, указанных в соответствующих разделах Порядка и (или) соглашения. Права и обязанности сторон к таким условиям не относятся.

Таким образом, Министерство финансов Российской Федерации в 2018 году дало необходимые разъяснения для понимания оснований наступления ответственности по ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно, достижение определенных результатов хозяйственной деятельности на текущий финансовый год устанавливается в Соглашении уже после определения получателя субсидии и не в качестве условия получения субсидии, а в качестве условия ее эффективного использования, в целях контроля за эффективным, рациональным и результативным использованием бюджетных средств, предоставленных в качестве субсидии.

Данная позиция подтверждается информационным письмом Министерства - главного распорядителя бюджетных средств от 18 марта 2020 г. , где указано, что условия предоставления субсидии определены пунктами 2.1, 2.2, 2.9, 2.10 и 2.14 Порядка. Данный перечень является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит. Таким образом, установление показателей результативности предоставления субсидии на текущий финансовый год осуществляется после принятия министерством решения о предоставлении субсидии в целях контроля за эффективным, рациональным и результативным использованием бюджетных средств.

Письмом Министерства, являющегося главным распорядителем бюджетных средств от 05.06.2020 г. , направленным на имя председателя Контрольно-счетной палаты Краснодарского края были даны разъяснения, согласно которым, условия предоставления субсидии определены пунктами 2.1, 2.2, 2.9, 2.10 и 2.14 Порядка.

Порядок не содержит такого условия предоставления субсидии как условие о достижении показателей результативности. В Соглашении показатели результативности также не установлены в качестве условия предоставления субсидии. Пунктом 2.2.4 Соглашения установлена обязанность Фонда обеспечить в срок до 31 декабря 2019 г. достижение показателей результативности. Как указало в своем письме Министерство, понятия «условия предоставления субсидии» и «условия использования субсидии» различаются как по их содержанию, так и по правовым последствиям нарушений условий предоставления и использования субсидий. На стадии предоставления субсидии результаты хозяйственной деятельности, планируемые на длительную перспективу, отсутствуют, в связи с чем, их предполагаемое достижение (недостижение) не может являться условием предоставления субсидии.

Из обстоятельств дела не следует, что Фондом были нарушены какие-либо из предусмотренных условий предоставления субсидий, что исключает возможность квалификации его действия по части 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушение условий использования субсидии не охватывается диспозицией ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем данное обстоятельство не может являться основанием для привлечения Фонда к административной ответственности по указанной норме права.

Таким образом, с учетом изложенного, прихожу к выводу о том, что в действиях Фонда отсутствуют события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что в силу п. 1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии ч. 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события и состава административного правонарушения.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Таким образом, постановление мирового судьи судебного участка №235 Карасунского внутригородского округа г. Краснодара по делу об административном правонарушении от 20 октября 2020 г. подлежит отмене, а производство по делу о привлечении УНО "Фонд развития промышленности Краснодарского края" к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращению, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 30.6 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

решил:

Постановление мирового судьи судебного участка №235 Карасунского внутригородского округа г. Краснодара от 20 октября 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении УНО "Фонд развития Краснодарского края"- прекратить.

Судья Советского

районного суда г. Краснодара А.Ю. Соловьева