НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край) от 03.12.2018 № 2А-10770/18

К делу

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Краснодар ДД.ММ.ГГГГ

Советский районный суд г.Краснодара в составе:

судьи Арестова Н.А.,

при секретаре Бесштанных В.А.,

с участием административного истца Шаповалова Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск Шаповалова Д. В. об оспаривании действий (бездействия) Межрайонной ИФНС России № 11 по Краснодарскому краю,

УСТАНОВИЛ:

Шаповалов Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением и просит обязать Межрайонную ИФНС России №11 по Краснодарскому краю исключить из объектов налогообложения физического лица, следующее имущество: кадастровый номер сооружение (не определено, пруд № 1), кадастровый номер сооружение (не определено, пруд ), кадастровый номер сооружение (иное сооружение, пруд ), кадастровый здание (нежилое здание, пруд ), кадастровый номер сооружение (не определено, пруд ); произвести расчет суммы, излишне уплаченного и взысканного с него налога на следующее имущество: кадастровый номер сооружение (не определено, пруд ), кадастровый номер сооружение (не определено, пруд ), кадастровый номер сооружение (иное сооружение, пруд ), кадастровый номер здание (нежилое здание, пруд ), кадастровый номер сооружение (не определено, пруд ); зачесть сумму, излишне уплаченного и взысканного с него налога на указанное имущество в счет предстоящих налоговых платежей по земельному налогу, на земельные участки: кадастровый номер , площадью 2029753 кв.м., для размещения объектов рыбного хозяйства; кадастровый номер площадью 523187 кв.м. для размещения объектов рыбного хозяйства; произвести начисление процентов на сумму излишне взысканного и уплаченного налога на указанное имущество в размере ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, со следующего дня после дня излишнего взыскания налоговых платежей в бюджет, по день их фактического возврата; зачесть сумму начисленных процентов на сумму излишне взысканного и уплаченного налога на указанное имущество в счет предстоящих налоговых платежей по земельному налогу, на земельные участки: кадастровый номер , площадью 2029753 кв.м., для размещения объектов рыбного хозяйства; кадастровый номер площадью 523187 кв.м. для размещения объектов рыбного хозяйства.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что административным ответчиком производится незаконное начисление и взыскание налога на принадлежащее ему как физическому лицу имущество, не являющееся объектом налогообложения физических лиц в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. На основании договора купли продажи от 3.04.2006г. и в соответствии с данными Единого государственного реестра недвижимости, в его собственности находятся земельные участки с расположенном на них водным объектом (пруд): кадастровый номер площадью 2029753 кв.м., для размещения объектов рыбного хозяйства; кадастровый номер площадью 523187 кв.м. для размещения объектов рыбного хозяйства, расположенные в <адрес> При приобретении указанных земельных участков, находящийся на земельном участке пруд был оформлен отдельно как недвижимое имущество. Предметом договора купли-продажи является и пруд, и земельный участок. Отсутствие указания в договоре купли-продажи земельного участка на расположенный в нем пруд не является основанием для признания договора недействительным. В Водном кодексе РФ прямо указывается, что расположенный в границах земельного участка пруд принадлежит собственнику этого земельного участка. Поэтому, приобретая земельный участок, покупатель приобретает и расположенный на этом участке пруд. В соответствии с данными Единого государственного реестра недвижимости, пруд, расположенный в границах принадлежащих ему земельных участков, был оформлен как: кадастровый номер сооружение (не определено, пруд ), кадастровый номер сооружение (не определено, пруд ), кадастровый номер сооружение (иное сооружение, пруд ), кадастровый номер здание (нежилое здание, пруд ), кадастровый номер сооружение (не определено, пруд ). Фактически ему начисляется налог на землю и налог на пруд как на недвижимое имущество. Однако пруд не является самостоятельным объектом недвижимости. Принадлежащие ему пруды, расположенные на принадлежащем ему земельном участке, не могут быть самостоятельным объектом недвижимости, зданием, строением или сооружением и не могут являться объектом налогообложения как имущество физического лица. Начисление и взимание налога на имущество, не являющееся самостоятельным объектом налогообложения, является противозаконным. 8.10.2015г. им было произведена оплата налога на землю в сумме <данные изъяты>, однако указанная сумма была направлена налоговым органом на погашение незаконно взыскиваемого налога на имущество (пруды) и пени по указанному налогу. Расчет имущественных налогов физических лиц производят налоговые органы на основании сведений, поступающих из регистрирующих органов. Для уплаты налогов физическому лицу направляется налоговое уведомление с указанием сумм соответствующих налогов и данных, на основе которых они были рассчитаны. Он неоднократно обращался в налоговую инспекцию с использованием личного кабинета налогоплательщика с просьбой о проведении перерасчета излишне взысканного налога на имущество (пруды), однако в нарушение действующего законодательства ему продолжают начисляться налоги на имущество (пруд) и перерасчет налога не произведен. В связи с чем он вынужден обратиться в суд.

В судебном заседании административный истец и его представитель по устному ходатайству Ефимов В.В. настаивали на заявленных требованиях, просили их удовлетворить.

Представитель Межрайонной ИФНС России № 11 по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте слушания, что подтверждается почтовым уведомлением о получении повестки. Об уважительных причинах неявки суду не сообщено.

Выслушав административного истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

В ходе судебного разбирательства установлено, что истец является собственником земельных участков с расположенным на них водным объектом (пруд): кадастровый номер , площадью 2029753 кв.м., для размещения объектов рыбного хозяйства; кадастровый , площадью 523187 кв.м. для размещения объектов рыбного хозяйства, расположенные в <адрес> что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права Серия и Серия от ДД.ММ.ГГГГ

Как следует из материалов дела, при приобретении указанных земельных участков, находящийся на земельном участке пруд был оформлен отдельно как недвижимое имущество.

Водный кодекс РФ определяет пруд, как вид поверхностного водного объекта и с введением в действие данного закона были исключены указания на водные объекты как на недвижимое имущество из ГК РФ и Закона о государственной регистрации.

Таким образом, водные объекты исключены из числа недвижимого имущества и соответственно, не требуют государственной регистрации прав на них.

При этом Водный кодекс РФ не допускает отчуждение пруда без земельного участка, на котором он расположен, то есть эти два объекта юридически неразделимы.

Таким образом, предметом договора купли-продажи является и пруд, и земельный участок. Отсутствие указания в договоре купли-продажи земельного участка на расположенный в нем пруд не является основанием для признания договора недействительным.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Водного кодекса РФ пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Таким образом, собственность на пруды, как водные объекты, определяется исходя из права собственности на земельные участки, на которых расположены данные объекты.

В соответствии с данными Единого государственного реестра недвижимости, пруд, расположенный в границах принадлежащих административному истцу земельных участков, был оформлен как: кадастровый номер сооружение (не определено, пруд ), кадастровый номер сооружение (не определено, пруд ), кадастровый сооружение (иное сооружение, пруд ), кадастровый здание (нежилое здание, пруд ), кадастровый сооружение (не определено, пруд ).

Согласно положениям статей 130, 131 Гражданского кодекса РФ к недвижимому имуществу, права на которое подлежат государственной регистрации, относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Ввиду того, что перечень недвижимых вещей, раскрываемый в статье 130 ГК РФ, не является исчерпывающим, права на земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Кадастровый учет проводится в отношении объектов недвижимости, где для признания объекта недвижимым, необходимы документы, подтверждающие дату и способ создания данного объекта, его целевое назначение и иные обязательные признаки объекта недвижимого имущества, подлежащего обязательной государственной регистрации в государственных органах Российской Федерации.

В частях 3 и 4 статьи 8 Водного кодекса РФ определено, что пруд, обводненный карьер могут отчуждаться в соответствии с гражданским и земельным законодательством совместно с соответствующим земельным участком, в границах которого расположены такие водные объекты.

С учетом положений ст. 131 ГК РФ водные объекты не могут считаться недвижимым имуществом, в виду объективной неделимости данного объекта и абстрактности его измерения, а так же оценки его действительной стоимости как таковой, и не подлежат обязательному кадастровому учету и государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.

Таким образом, пруд не является самостоятельным объектом недвижимости, а является неотделимым поверхностным объектом земельного участка.

В тоже время главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что физические лица, как налогоплательщики, обязаны уплачивать налог на имущество физических лиц в отношении объектов, определенных ст. 401 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения имущества физических лиц признается следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6)иные здание, строение, сооружение, помещение.

Дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам (ч. 2 ст. 401 Налогового кодекса РФ).

Таким образом, принадлежащие физическому лицу водные объекты, в виде прудов, расположенные на земельном участке, принадлежащем данному физическому лицу на праве собственности или ином вещном праве, по своей правовой сущности, не могут быть самостоятельным объектом недвижимости, зданием, строением либо сооружением как таковым, а следовательно не могут выступать объектами налогообложения налогом на имуществом, определяемыми п.1 ст. 401 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, учитывая положения ст. 17 Налогового кодекса РФ, налог на имущество физического лица не может быть установлен в отношении исследуемых объектов - прудов, в виду отсутствия объекта налогообложения вышесказанным налогом, определенным главой 32 Налогового кодекса РФ.

Между тем, судом установлено, что Межрайонной ИФНС России № 11 по Краснодарскому краю производятся начисления и взыскание налога на пруд, как на недвижимое имущество.

Установлено, что административный истец обращался в Межрайонную ИФНС России № 11 по Краснодарскому краю по вопросу сверки расчетов по начисленным и уплаченным налогам по объектам пруды, а также проведения перерасчета налога на имущество физических лиц в отношении прудов.

Ответом исх. от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонная ИФНС России № 11 по Краснодарскому краю сообщила, что сведения о регистрации права собственности на пруды Шаповаловым Д. В. приняты в инспекцию в 2014-2015 гг. В поступивших сведениях вид объекта собственности указан «Здания, строения, сооружения». На основании чего инспекцией правомерно выполнены расчеты налога на имущество физических лиц, по имеющимся в собственности объектам. Недоимка на ДД.ММ.ГГГГ составляет по налогу на имущество физических лиц - <данные изъяты>, по пене -<данные изъяты>

Административный истец повторно обращался в Межрайонную ИФНС России № 11 по Краснодарскому краю о перерасчете излишне взысканного налога на имущество (пруды).

Согласно ответу Межрайонной ИФНС России № 11 по Краснодарскому краю исх. от ДД.ММ.ГГГГ согласно сверки с регистрирующими органами, а административным истцом числятся следующие объекты недвижимости: кадастровые номера ИФНС России №1 по г. Краснодару и Межрайонной ИФНС России №11 по Краснодарскому краю ДД.ММ.ГГГГ произведено списание задолженности числившейся на ДД.ММ.ГГГГ и непогашенной на дату принятия решения в сумме <данные изъяты>, в том числе: по транспортному налогу с физических лиц 0КТМО по виду платежа «налог» в сумме <данные изъяты>, по виду платежа «пеня» в сумме <данные изъяты>; по налогу на имущество физических лиц ОKTMO по виду платежа «налог» в сумме <данные изъяты>, по виду платежа «пеня» в сумме <данные изъяты> (по состоянию на 19.10.2018г. задолженность отсутствует); по земельному налог с физических лиц ОКТМО по виду платежа «налог» в сумме <данные изъяты>, по виду платежа «пеня» в сумме <данные изъяты> (по состоянию на 19.10.2018г. задолженность отсутствует); по земельному налог с физических лиц ОКТМО по виду платежа «налог» в сумме <данные изъяты>, по виду платежа «пеня» в сумме <данные изъяты> По состоянию на 1.11.2018г. числится задолженность в общей сумме <данные изъяты>, в том числе: по транспортному налогу с физических лиц ОКТМО по виду платежа «налог» в сумме <данные изъяты>, по виду платежа «пеня» в сумме <данные изъяты>; по налогу на имущество физических лиц ОКТМО по виду платежа «налог» в сумме <данные изъяты>, по виду платежа «пеня» в сумме <данные изъяты>; по земельному налог с физических лиц ОКТМО по виду платежа «налог» в сумме <данные изъяты>, по виду платежа «пеня» в сумме <данные изъяты> Данная задолженность в порядке Федерального закона №436 - ФЗ списанию не подлежит, в связи с превышением срока уплаты над сроком, регламентированным указанным законом. Таким образом, списание суммы задолженности по имущественным налогам в порядке Федерального закона №436-Ф3 произведено в полном объеме.

Судом установлено, что до настоящего времени административному истцу начисляется налог на имущество (пруды) и налоговой инспекцией перерасчет налога не произведен.

В соответствии с п. 1 ст. 408 Налогового кодекса РФ, сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей ст. 408 НК РФ.

Учитывая положения ст. 408 Налогового кодекса РФ, в виду отсутствия объекта налогообложения, налог на имущество физического лица, исчисленный Межрайонной инспекцией ФНС России № 11 по Краснодарскому краю в отношении объектов: пруд с кадастровым номером пруд с кадастровым номером , пруд с кадастровым номером , пруд с кадастровым номером пруд с кадастровым номером является неправомерным, а его взыскание незаконным.

Согласно положениям п. 4 ст. 79 Налогового кодекса РФ, налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этому налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления данного факта. Указанное сообщение передается физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

С учетом п. 1 ст. 79 Налогового кодекса РФ возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 НК РФ.

В силу положения п. 5 ст. 79 Налогового кодекса РФ в случае излишнего взыскания налогов и сборов налогоплательщик вправе требовать от инспекции уплаты процентов за излишне взысканные суммы налогов за период со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Уплата процентов по своей правовой природе является компенсацией вреда налогоплательщику, причиненного действиями налогового органа по излишнему взысканию налогов и сборов, взимаемых в бюджет Российской Федерации.

Учитывая указанные обстоятельства, суд считает, что заявленные требования Шаповалова Д.В. являются законным, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Шаповалова Д. В.- удовлетворить.

Обязать Межрайонную ИФНС России №11 по Краснодарскому краю исключить из объектов налогообложения физического лица Шаповалова Д. В., следующее имущество: кадастровый сооружение (не определено, пруд № 1), кадастровый сооружение (не определено, пруд № 2), кадастровый сооружение (иное сооружение, пруд ), кадастровый здание (нежилое здание, пруд № 4), кадастровый сооружение (не определено, пруд ).

Обязать Межрайонную ИФНС России №11 по Краснодарскому краю произвести перерасчет суммы, излишне уплаченного и взысканного с Шаповалова Д. В. налога на следующее имущество: кадастровый сооружение (не определено, пруд № 1), кадастровый сооружение (не определено, пруд № 2), кадастровый сооружение (иное сооружение, пруд № 3), кадастровый здание (нежилое здание, пруд № 4), кадастровый сооружение (не определено, пруд № 5).

Обязать Межрайонную ИФНС России №11 по Краснодарскому краю зачесть сумму, излишне уплаченного и взысканного с Шаповалова Д. В. налога на указанное имущество в счет предстоящих налоговых платежей по земельному налогу, на земельные участки: кадастровый , площадью 2029753 кв.м., для размещения объектов рыбного хозяйства; кадастровый , площадью 523187 кв.м. для размещения объектов рыбного хозяйства.

Обязать Межрайонную ИФНС России №11 по Краснодарскому краю произвести начисление процентов на сумму излишне взысканного и уплаченного налога на указанное имущество в размере ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, со следующего дня после дня излишнего взыскания налоговых платежей в бюджет, по день их фактического возврата.

Обязать Межрайонную ИФНС России №11 по Краснодарскому краю зачесть сумму начисленных процентов на сумму излишне взысканного и уплаченного налога на указанное имущество в счет предстоящих налоговых платежей по земельному налогу, на земельные участки: кадастровый , площадью 2029753 кв.м., для размещения объектов рыбного хозяйства; кадастровый , площадью 523187 кв.м. для размещения объектов рыбного хозяйства.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд г. Краснодара в течение месяца.

Судья Советского

районного суда г.Краснодара Н.А. Арестов

Мотивированное решение изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ

Судья Советского

районного суда г.Краснодара Н.А. Арестов