НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Казани (Республика Татарстан) от 23.10.2020 № 2А-5350/20

16RS0051-01-2020-011532-03

СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД

ГОРОДА КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Попова ул., д. 4а, г. Казань, Республика Татарстан, 420029, тел. (843) 264-98-00, факс 264-98-94

http://sovetsky.tat.sudrf.ru е-mail: sovetsky.tat@sudrf.ru

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Казань Дело №2а-5350/20

23 октября 2020 года

Советский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Бусыгина Д.А.

с представителя административного соответчика МРИ ФНС №6 по РТ Павловой Е.Ю.,

представителя административного соответчика УФНС по РТ Махияновой Д.С.,

при секретаре Перваковой М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ибрагимова Р.Р. к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №6 по Республике Татарстан, заместителю начальника межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №6 по Республике Татарстан Виволанец В.Ю,, Управлению ФНС по Республике Татарстан о признании действий, бездействия незаконными и понуждении к устранению допущенных нарушений, суд

У С Т А Н О В И Л:

Ибрагимов Р.Р. (далее – административный истец) обратился в суд с административным иском по тем основаниям, что 28 апреля 2020 года в межрайонную ИФНС РФ №6 по РТ он подал заявление по форме КНД 1150058 о возврате излишне уплаченного земельного налога за 2015 год в общей сумме 28082 рубля. По представленному административным истцом заявлению о зачете суммы излишне уплаченного земельного налога за 2015 год в размере 28082 рубля, со стороны налогового органа каких-либо действий, предусмотренных статей 78 Налогового кодекса Российской Федерации не принято. 19 мая 2020 года налоговым органом было принято решение №5045 об отказе в возврате налога в сумме 28082 рублей. Причиной отказа в возврате налога послужил вывод налогового органа об истечении трехлетнего срока на момент подачи заявления. Не согласившись с действиями налогового органа, выразившегося в не проведении зачета излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей, административным истцом была подана жалоба в вышестоящий налоговой орган. Управление ФНС по РТ письмом от 15 июля 2020 года №2.8-19/02370зг@ жалобу административного истца оставило без удовлетворения, указав что причиной не возврата налога послужил отказ в перерасчете земельного налога за 2015 год. С данным отказом административный истец не согласен по следующим основаниям. Так, вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Татарстан от 23 июля 2019 года определена кадастровая стоимость земельного участка площадью 6836 кв. м. с кадастровым номером 16:50:250802:218, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Советский район, ул. Вольская, д. 32, в размере равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере 21764000 рублей. Кроме того, в данном решении указано, что датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости, в соответствии с решением суда, следует считать 27 декабря 2018 года. Административный истец отмечает, что сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 года, а также должны учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 1 января 2015 года, на период до внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки. Следовательно, с учетом императивного указания части 1 статьи 16 КАС РФ, перерасчет земельного налога подлежит произведению с 1 января 2015 года, как это отражено в резолютивной части вступившего в законную силу решения суда. Таким образом, административный истец считает, что поскольку кадастровая стоимость определена вступившим в законную силу решением суда после 1 января 2019 года, перерасчет земельного участка должен производится с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, а так как дата обращения в суд определена судом 27 декабря 2018 года, то перерасчет налога производится за три налоговых периода, предшествующих году - даты подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Следовательно, перерасчет земельного налога должен производится за налоговые периоды – 2015, 2016, 2017, 2018 годы. В связи с чем, довод Управления ФНС РФ по РТ, выраженный в письме от 15 июля 2020 года в части невозможности перерасчета налога за 2015 год со ссылкой на статью 52 Налогового кодекса Российской Федерации, является несостоятельным, поскольку установленную судом кадастровую стоимость земельного участка необходимо применять при исчислении земельного налога, начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 1 января 2015 года, а не с даты направления налогового уведомления налоговым органом, и перерасчет налога производится за три налоговых периода, предшествующих году обращения в суд.

На основании изложенного административный истец просит признать незаконными действия (бездействие) МРИ ФНС №6 по РТ, выразившиеся в не проведении пересчета (отказе в пересчете) земельного налога за 2015 год по земельному участку с кадастровым номером 16:50:250802:218 и не возврате (отказе в возврате) излишне уплаченного земельного налога за 2015 год в сумме 28082 рубля; обязать МРИ ФНС №6 по РТ произвести перерасчет земельного налога за 2015 год по земельному участку с кадастровым номером 16:50:250802:218 и вернуть сумму излишне уплаченного земельного налога за 2015 год в сумме 28082 рубля, путем принятия соответствующего решения.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление Федеральной налоговой службы по РТ.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена заместитель начальника МРИ ФНС №6 по РТ Виволанец В.Ю., а в качестве заинтересованных лиц - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по РТ.

Административный истец и его представитель на судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены.

Представитель административного соответчика МРИ ФНС №6 по РТ на судебное заседание явилась, требования не признала, просила отказать.

Представитель административного соответчика УФНС по РТ на судебное заседание явилась, требования не признала, просила отказать.

Иные участники судебного разбирательства на судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены.

Исследовав письменные материалы дела, выслушав представителей административных соответчиков, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении требований по следующим основаниям.

В силу статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

В соответствии частью 1.1. статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

В соответствии с частью 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно части 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 настоящего Кодекса.

Судом установлено, что 27 апреля 2020 года административный истец обратился в налоговый орган (МРИ ФНС №6 по РТ) с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного земельного налога за 2015 год, в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка по решению Верховного Суда Республики Татарстан от 29 июля 2019 года.

19 мая 2020 года административный ответчик принял решение №5045 об отказе в зачете излишне уплаченного земельного налога за 2015 год. Причиной отказа административный ответчик указал, что не представляется возможным выполнить требования, указанные в заявлении административного истца, ввиду того, что прошло более трех лет на момент подачи заявления.

Административный истец обратился с жалобой в Управление ФНС по Республике Татарстан на решение №5045 от 19 мая 2020 года.

15 июля 2020 года Управление ФНС по Республике Татарстан оставило жалобу административного истца на действия МРИ ФНС №6 по РТ без удовлетворения.

Не согласившись с действиями, выраженными в не проведении зачета излишне уплаченного земельного налога за 2015 год по земельному участку с кадастровым номером 16:50:250802:218 и не возврате излишне уплаченного земельного налога за 2015 год в сумме 28082 рублей, административный истец обратился в суд.

Как следует из материалов дела, в 2015 году административный истец владел на праве собственности земельным участком с кадастровым номером 16:50:250802:218, расположенным по адресу: <адрес изъят>.

Согласно решению Верховного Суда Республики Татарстан от 23 июля 2019 года, вступившего в законную силу 20 декабря 2019 года, кадастровая стоимость объекта налогообложения с кадастровым номером 16:50:250802:218 составила 21764000 рублей, которая учитывается при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 1 января 2015 года. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 27 декабря 2018 года.

Согласно письма Минфина России от 25 декабря 2019 года №03-05-06-02/101682 о перерасчете земельного налога при изменении кадастровой стоимости земельного участка по решению суда об установлении его рыночной стоимости дана оценка данному вопросу в соответствии с которой следует, что с пунктом 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Положения пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса РФ применяются к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

Одним из таких оснований является решение суда об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости.

Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка, измененная на основании решения суда об установлении рыночной стоимости этого объекта налогообложения, принятого после 1 января 2019 года, и внесенная в Единый государственный реестр недвижимости, будет учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Следовательно, с 1 января 2015 года измененная кадастровая стоимость земельного участка применяется для определения налоговой базы. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости необходимо считать 27 декабря 2017 года. Данные положения решения суда административными соответчиками не оспариваются.

Между тем, из абзаца первого части 2.1 статьи 52 Налогового кодекса следует, что перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 статьи 52 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 393 Налогового кодекса, налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.

Таким образом, для целей Налогового кодекса Российской Федерации правовое значение для определения налоговых периодов, за которые осуществляется перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога, имеет момент направления налогоплательщику налогового уведомления в связи с перерасчетом. При этом, возврат излишне уплаченного налога осуществляется на основании отдельного заявления налогоплательщика.

В данном случае, дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости, указанная в решении Верховного Суда Республики Татарстан и определенная 27 декабря 2018 года не является датой обращения налогоплательщика в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога. Такое заявление по установленной форме налогоплательщик подал в налоговый орган лишь 27 апреля 2020 года, то есть после вступления решения Верховного Суда РТ в законную силу, но до направления в его адрес налогового уведомления в 2020 году с указанием новых сумм земельного налога, в связи с произведенным перерасчетом на основании решения Верховного Суда Республики Татарстан.

Следовательно, на момент подачи заявления административным истцом 27 апреля 2020 года, три налоговых периода, за которые осуществляется перерасчет, предшествующие 2020 году (году направления в адрес административного истца налогового уведомления с указанием новых сумм земельного налога в связи с перерасчетом) – это 2018, 2017, 2016 годы.

Таким образом, срок на возврат излишне уплаченной суммы земельного налога за 2015 год был просрочен.

Суд также отмечает, что оспариваемым решением не отказано административному истцу в перерасчете земельного налога, поскольку данный перерасчет в соответствии с решением Верховного Суда РТ осуществляется с 1 января 2015 года, однако возвратить сумму излишне уплаченного налога возможно только за ограниченный период времени в соответствии со статьей 52 Налогового кодекса РФ.

Поэтому, оспариваемое решение налогового органа МРИ ФНС №6 по РТ от 19 мая 2020 года №5045 является законным. Следовательно, заявленные административные исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку оспариваемое решение является решением и по вопросу перерасчета и зачета оплаченного земельного налога.

К доводам административного истца о том, что перерасчет земельного налога должен производится с даты подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости, которая определена в решении Верховного Суда Республики Татарстан, а именно 27 декабря 2018 года, суд относится критически, поскольку в Налоговом кодексе Российской Федерации имеется конкретная норма закона (ч. 2.1 ст. 52 НК РФ), в которой установлены сроки перерасчета излишне уплаченной суммы налога, в соответствии с которыми она осуществляется не более чем за три налоговых периода.

Ввиду того, что оспариваемое решение является законным, суд также не находит оснований для понуждения административных соответчиков к совершению определенных действий.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении административных исковых требований административного истца надлежит отказать.

Руководствуясь ст. ст. 175, 180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Ибрагимова Р.Р. к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №6 по Республике Татарстан, заместителю начальника межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №6 по Республике Татарстан Виволанец В.Ю,, Управлению ФНС по Республике Татарстан о признании действий, бездействия незаконными и понуждении к устранению допущенных нарушений отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение месяца через районный суд.

Судья Советского

районного суда г. Казани Д.А. Бусыгин

Мотивированное решение суда составлено 9 ноября 2020 года

Судья Д.А. Бусыгин