НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Казани (Республика Татарстан) от 16.02.2024 № 2-2074/2024

16RS0051-01-2024-000129-35

СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД

ГОРОДА КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

П.Лумумбы ул., д. 48, г. Казань, Республика Татарстан, 420081, тел. (843) 264-98-00, факс 264-98-94

http://sovetsky.tat.sudrf.ru е-mail: sovetsky.tat@sudrf.ru

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Казань

16 февраля 2024 года Дело 2-2074/2024

Советский районный суд г. Казани в составе

председательствующего судьи Ивановой И.Е.

при секретаре судебного заседания Бурлаковой Д.Т.

с участием

истца Мальгановой О.И.,

представителей ответчиков Фаттаховой А.А., Солодковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мальгановой О.И. к акционерному обществу "Негосударственный пенсионный фонд "Волга-Капитал", Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о выплате пенсионных накоплений,

УСТАНОВИЛ:

Мальганова О.И. (далее также истец) обратилась в суд с иском к акционерному обществу "Негосударственный пенсионный фонд "Волга-Капитал" (далее также фонд), Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан. В основание требований истец указывает, что ей исполнилось 55 лет, что дает ей право воспользоваться единовременным возвратом пенсионных накоплений, которые она перечисляла в АО НПФ «Волга-Капитал» на основании договора обязательного пенсионного страхования между Негосударственным Пенсионным Фондом и застрахованным лицом.

<дата изъята> она обратилась в АО НПФ « Волга-Капитал» с заявлением о выплате пенсионных накоплений, сумма которых на эту дату составляла 170 865 руб. 51 копеек

<дата изъята> ею получен ответ по почте с отказом в единовременной выплате и принятом решении разделить сумму 170 865,51 на 264 месяца по 647 руб. 22 коп. в месяц.

При расчете размера страховой пенсии на дату <дата изъята> АО НПФ «Волга-Капитал» исходил из размера пенсии в сумме 11 413 руб.73 коп., с чем она не согласна. По данным портала Госуслуг на <дата изъята>, ее предварительно начисленная пенсия составляет 12 402,97 рублей, по сведениям индивидуального счета застрахованного лица предварительная пенсия на этот день составляла 13 456 руб. 43 коп, а по сведениям индивидуального лицевого счета, полученным при посещении СФР в г. Москва предварительная пенсия была подсчитана в сумме: 13 355 руб. 06 коп.

Истец просит признать АО НПФ «Волга-Капитал» ее страховую пенсию по данным СФР из индивидуального лицевого счета в сумме 13 456 руб.43 коп. Взыскать для выплаты с АО НПФ «Волга-Капитал» оставшуюся часть пенсионных накоплений в сумме 168 276 рублей 63 копейки.

В судебном заседании истец требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика АО "НПФ "Волга-Капитал", действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, указав, что решение о назначении накопительной пенсии принято в соответствии с действующим законодательством на основании данных о размере страховой пенсии рассчитанной на день обращения заявителя за назначением накопительной пенсии, полученных по запросу в СФР. Поскольку размер накопительной пенсии составил 5,37% по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, то есть более 5%, АО "НПФ "Волга-Капитал" приняло решение о назначении накопительной пенсии, оснований для перечисления единовременной выплаты не было. В случае удовлетворения иска, просила учесть суммы, которые продолжают выплачиваться истцу.

Представитель ответчика ОСФР по Республике Татарстан, действующая на основании доверенности, решение вопроса по существу оставила на усмотрение суда, при этом пояснила, что в результате технического сбоя при предоставлении сведений в негосударственный пенсионный фонд, размер пенсии Мальгановой О.И. рассчитан некорректно. Размер страховой пенсии по состоянию на <дата изъята> составляет 13354,94 рублей.

Представитель третьего лица Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

Исследовав материалы настоящего гражданского дела, выслушав пояснения сторон, суд приходит к следующему.

Конституционное право на социальное обеспечение (статья 39 Конституции РФ) включает и право на получение пенсий в установленных законом случаях и размерах, реализация которого обеспечивается в Российской Федерации, в частности, путем создания систем обязательного и добровольного пенсионного страхования.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" право на накопительную пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Частью 4 указанной статьи установлено, что право на накопительную пенсию имеют застрахованные лица: мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при соблюдении условий для назначения страховой пенсии по старости, установленных Федеральным законом "О страховых пенсиях" (наличие необходимого страхового стажа и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента).

Согласно части 1 статьи 9 ФЗ «О накопительной пенсии» установление накопительной пенсии и выплата накопительной пенсии, включая организацию ее доставки, осуществляются страховщиком, у которого застрахованное лицо на день обращения за назначением накопительной пенсии формирует пенсионные накопления в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Федеральным законом от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".

В соответствии с частью 10 этой же статьи необходимые документы (сведения) запрашиваются страховщиком в государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Застрахованное лицо вправе представить указанные документы по собственной инициативе.

Порядок финансового обеспечения выплаты накопительной пенсии определяется Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений".

К обязательному страховому обеспечению по обязательному пенсионному страхованию статьей 9 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" отнесены накопительная пенсия; единовременная выплата средств пенсионных накоплений.

Согласно частям 1 и 3 статьи 3 ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" застрахованное лицо имеет право обратиться за назначением выплат за счет средств пенсионных накоплений, указанных в пунктах 1 - 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, к тому страховщику, у которого застрахованное лицо на день обращения за назначением соответствующей выплаты формирует пенсионные накопления.

3. Размер выплат, указанных в пунктах 1 - 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, определяется исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета либо на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица на день, с которого назначается соответствующий вид выплат, но не менее суммы гарантируемых средств, определяемой в соответствии с Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений".

Под единовременной выплатой понимается выплата средств пенсионных накоплений застрахованным лицам, указанным в статье 4 ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений».

Частью 1 статьи 4 Закона «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» предусмотрено, что единовременная выплата осуществляется следующим категориям застрахованных лиц:

1) лицам, которые не приобрели право на получение накопительной пенсии в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", - по достижении возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины);

2) лицам, размер накопительной пенсии которых в случае ее назначения составил бы 5 процентов и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), исчисленного в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и размера накопительной пенсии, рассчитанного в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", рассчитанных на дату назначения накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", - по достижении возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), а лицам, указанным в части 2 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", - по достижении возраста или наступлении срока, определяемых в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, и при соблюдении условий, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (наличие необходимого страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента).

Порядок осуществления единовременной выплаты определяется Правительством Российской Федерации (часть 2 этой же статьи).

Правила единовременной выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, средств пенсионных накоплений застрахованным лицам, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2009 № 1048 (далее — Правила).

Единовременная выплата устанавливается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную выплату (пункт 3 Правил).

В соответствии с пунктом 10 Правил Фонд в срок, установленный федеральными законами «О накопительной пенсии» и «О негосударственных пенсионных фондах» для рассмотрения заявления проверяет (на день обращения застрахованного лица) наличие (отсутствие) факта установления накопительной пенсии, уточняет (на день обращения застрахованного лица) наличие (отсутствие) условий назначения застрахованному лицу накопительной пенсии в соответствии со статьей 6 Закона «О накопительной пенсии».

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования», органы СФР обязаны предоставлять негосударственным пенсионным фондам по их запросам информацию, необходимую для назначения накопительной пенсии, а также иных выплат за счет средств пенсионных накоплений.

В соответствии с абзацами третьим и сорок четвертым статьи 3 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» договором об обязательном пенсионном страховании является соглашение между фондом и застрахованным лицом в пользу застрахованного лица или его правопреемников, в соответствии с которым фонд обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату застрахованному лицу накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты либо осуществлять выплаты правопреемникам застрахованного лица.

Судом установлено, что <дата изъята> между Акционерным обществом «Негосударственный пенсионный фонд «Волга — Капитал» и Мальгановой О.И. заключен договор об обязательном пенсионном страховании между негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом от <номер изъят>.

<дата изъята> Мальганова О.И. обратилась в Фонд с заявлением о назначении накопительной пенсии с приложением паспорта и страхового свидетельства.

<дата изъята> АО «НПФ «Волга — Капитал» вынесено решение <номер изъят> о назначении Мальгановой О.И. накопительной пенсии в размере 647,22 рублей.

Из вышеприведенного правового регулирования следует, что действующим законодательством предусмотрено несколько форм выплаты пенсионных накоплений, в том числе единовременная выплата и накопительная пенсия.

Единовременная выплата предполагает получение сразу всех пенсионных накоплений одной суммой, которую могут получить - граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет меньше 5% по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии.

Накопительная пенсия - это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости, исчисленная исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день назначения накопительной пенсии. Накопительная пенсия назначается пожизненно (статья 3 Федерального закона N 424-ФЗ «О накопительных пенсиях»).

Принимая решение о назначении накопительной пенсии, Фонд исходил из следующего.

Согласно полученной посредством межведомственного электронного взаимодействия из СФР информации у Мальгановой О.И. есть право на установление накопительной пенсии в связи с наличием условий, дающих право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» по состоянию на <дата изъята> Размер страховой пенсии по старости, исчисленный в соответствии с Законом «О страховых пенсиях», на основании информации для назначения накопительной пенсии составляет 11 413,73 руб. по состоянию на <дата изъята> (дата приема заявления).

В соответствии с Федеральным законом от <дата изъята> № 516-ФЗ «Об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2023 год» ожидаемый период выплаты накопительной пенсии, применяемый для расчета ее размера, на 2023 год составляет - 264 месяца.

Сумма пенсионных накоплений на <дата изъята> Мальгановой О.И. составила 170 865,51 руб.

Таким образом, размер накопительной пенсии составил: 170 865,51 рублей/ 264 месяца = 647,22 рублей, что составляет 5,37% по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости (647,22/(647,22+11 413,73)*100), по информации представленной СФР.

Между тем, в ходе судебного разбирательства Отделением СФР по РТ представлены сведения о том, что размер страховой пенсии по старости, по состоянию на <дата изъята> составил 13 354,94 рублей (в том числе фиксированная выплата 7567,33 рублей, страховая пенсия - 5787,61 рублей).

Из пояснений предсвителя ОСФР по РТ и письменного отзыва следует, что информация о размере страховой пенсии Мальгановой О.И. по старости в сумме 11413,73 рублей является некорректной. <дата изъята> при формировании в автоматизированном режиме сведений о данных индивидуального лицевого счета Мальгановой О.И., по запросу АО ”НПФ ”Волга-Капитал” в рамках межведомственного электронного взаимодействия в целях назначения выплат за счет средств пенсионных накоплений, вследствие технического сбоя не отражен раздел 3 ”Сведения о состоянии РПК (с <дата изъята> по <дата изъята>)”. Таким образом, в размере страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии) по состоянию на <дата изъята> не учтены страховые взносы в размере 229316,90 рублей.

Следовательно, расчет, положенный в основу решения о назначении накопительной пенсии произведен также не верно. С учетом корректных сведений о размере страховой пенсии истца, размер накопительной пенсии по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости составляет 4,62% (647,22/(647,22+13 354,94)*100), что менее 5 % и дает право истцу на получение единовременной выплаты средств пенсионных накоплений.

Исходя из анализа исследованных доказательств, суд приходит к выводу о том, что имеются все правовые основания для назначения Мальгановой О.И. единовременной выплаты средств пенсионных накоплений.

С учетом произведенных Фондом выплат Мальгановой О.И. за период с <дата изъята> по <дата изъята> в общей сумме 3 256,98 рублей, с ответчика в пользу Мальгановой О.И. подлежит взысканию 167608,53 рублей в счет единовременной выплаты средств пенсионных накоплений (170 865,51 - 3256,98).

В соответствии с пунктом 7 Федерального закона № 75-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1728 ”О порядке обмена информацией между негосударственным пенсионным фондом и Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия“ обмен информацией между фондами осуществляется в электронной форме с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.

Таким образом, органы СФР, не являются непосредственным участником обмена информацией о пенсионных правах застрахованных лиц, сведения формируются программно, в автоматизированном режиме, вследствие чего последствия технического сбоя своевременно не могли быть выявлены.

Обязанность при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату застрахованному лицу накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты в соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» возлагается на негосударственный пенсионный фонд, с которым у застрахованного лица заключен соответствующий договор.

Таким образом, органы СФР непосредственным участником в правоотношениях между Мальгановой О.И. и АО НПФ «Волга-Капитал» по вопросу единовременной выплаты пенсионных накоплений, не являются, а потому не является надлежащим ответчиком по настоящему спору. Нарушение ответчиком ОСФР по РТ прав и законных интересов Мальгановой О.И. не установлено. Основания для удовлетворения требований истца к Отделению СФР по РТ отсутствуют.

При таком положении иск подлежит частичному удовлетворению.

В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с АО НПФ «Волга-Капитал» в пользу Мальгановой О.И. подлежат взысканию судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины при подаче иска в суд.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Мальгановой О.И. к акционерному обществу "Негосударственный пенсионный фонд "Волга-Капитал", Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о выплате пенсионных накоплений удовлетворить частично.

Взыскать с акционерного общества "Негосударственный пенсионный фонд "Волга-Капитал" (ИНН 1660240681) в пользу Мальгановой О.И. (СНИЛС <номер изъят>) 167 608 (сто шестьдесят семь тысяч шестьсот восемь) рублей 53 копейки в счет единовременной выплаты средств пенсионных накоплений и 300 (триста) рублей в счет возмещения судебных расходов.

В остальной части иска отказать.

В иске Мальгановой О.И. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о выплате пенсионных накоплений отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Советский районный суд г. Казани.

Судья Иванова И.Е.

Мотивированное решение составлено 26 февраля 2024 года.

Судья Иванова И.Е.