НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Казани (Республика Татарстан) от 15.03.2022 № 2А-2793/2022

16RS0051-01-2022-003445-46

СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД

ГОРОДА КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

П.Лумумбы ул., д. 48, г. Казань, Республика Татарстан, 420081, тел. (843) 264-98-00

http://sovetsky.tat.sudrf.ru е-mail: sovetsky.tat@sudrf.ru

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Казань

15 марта 2022 г. Дело № 2а-2793/2022

Советский районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Гатауллина Р.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Филяниной В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Советского районного суда города Казани административное дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Татарстан к Крамину А.А. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу, земельному налогу и пени,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная инспекция ФНС России <номер изъят> по РТ (далее – административный истец, МРИ ФНС России <номер изъят> по РТ) обратилась в суд с административным иском к Крамину А.А. (далее – административный ответчик) о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу, земельному налогу, пени, в обоснование иска указав, что административный ответчик имеет в собственности объект недвижимости: жилой дом, расположенный по адресу: <адрес изъят>, за несвоевременную уплату налога на имущество начислены в пени в размере 3353,69 руб.; земельный участок расположенный по адресу: <адрес изъят> (Вознесенье), <адрес изъят>, кадастровый <номер изъят> площадью 625 кв.м, в связи с чем начислен налог в размере 72 руб., земельный участок, расположенный по адресу: <адрес изъят>, кадастровый <номер изъят>, в связи с чем начислен налог в размере 391 руб.; также владеет транспортными средствами – автомобилем <данные изъяты> государственный номер <номер изъят> автомобилем <данные изъяты>, государственный номер <номер изъят> автомобилем <данные изъяты> государственный номер <номер изъят> в связи с чем начислен налог в размере 5690 руб. За несвоевременную уплату налога земельного и транспортного налога административному ответчику начислены пени в размере 579,91 руб., 15,87 руб. и 1730,16 руб. соответственно. Направленные должнику требования об уплате задолженности административным ответчиком не исполнены. На основании изложенного административный истец просит взыскать с Крамина А.А. пени по налогу на имущество физических лиц в размере 3353,69 руб., транспортный налог в сумме 5690 руб., пени в сумме 1730,16 руб., земельный налог (городской округ) в размере 72 руб., пени – 579,91 руб., земельный налог (сельское поселение) в размере 391 руб., пени – 15,87 руб.

Согласно ходатайству административный истец просила рассмотреть настоящее административное дело в отсутствии своего представителя.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещен, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствии последнего.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

На основании пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с частью 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно статье 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

В силу статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.

На основании статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры и др. самоходные машины, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 363 НК РФ).

На основании пункта 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицам, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Согласно статье 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя.

Порядок и сроки уплаты транспортного налога установлены Законом Республики Татарстан от <дата изъята><номер изъят>-ЗРТ «О транспортном налоге» (далее – Закон <номер изъят>-ЗРТ).

Законом <номер изъят>-ЗРТ в соответствии с НК РФ определяются ставки налога, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

В силу положений статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно статье 401 НК РФ объектами налогообложения признается следующее имущество: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машиноместо, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здания, строение, сооружение, помещение.

В соответствии с пунктом 3 статьи 396 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Пунктом 2 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

На основании пункта 1 статьи 409 НК РФ налог на имущество подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

На основании решения Казанской городской Думы от <дата изъята><номер изъят> «О налоге на имущество физических лиц» в отношение недвижимого имущества, расположенного на территории муниципального образования <адрес изъят> физических лиц, применятся следующие налоговые ставка:

- 0,2 процента в отношении квартир, частей квартир, комнат;

- 0,3 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов.

Согласно части 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата.

Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

В соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 3 статьи 396 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (статья 397 НК РФ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начисляется пеня. Отсчет начинается со следующего дня за днем уплаты налога, установленного законодательством.

Согласно части 4 статьи 75 НК РФ пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, – одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Исследовав письменные материалы дела, суд находит установленным и доказанным, что Крамин А.А. имеет в собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес изъят>.

По вышеуказанному объекту недвижимого имущества за несвоевременную оплату налога на имущество физических лиц за налоговые периоды 2014-2018 гг. начислены пени в размере 3353,69 руб. за период с <дата изъята> по <дата изъята>.

Также Крамин А.А. владеет земельными участками расположенными по адресам: <адрес изъят>, кадастровый <номер изъят> по которому начислен земельный налог за 2019 год в размере 72 руб., где налоговая база, которая составляет кадастровою стоимость имущества, умноженная на налоговою ставку 0,25% и умноженная на налоговый период 12/12; <адрес изъят>, кадастровый <номер изъят>, по которому начислен земельный налог за 2018 год в размере 391 руб., где налоговая база, которая составляет кадастровою стоимость имущества, умноженная на налоговою ставку 0,30% и умноженная на налоговый период 12/12.

За несвоевременную уплату земельного налога (городской округ) за 2014-2019 гг. налоговым органом начислены пени в размере 579,91 руб. за период с <дата изъята> по <дата изъята> и (сельских поселений) за 2018 г. – 15,87 руб., исчисленные с <дата изъята> по <дата изъята>.

Кроме того, административный ответчик владеет транспортными средствами – автомобилем <данные изъяты>, государственный номер <номер изъят> автомобилем <данные изъяты> государственный номер <номер изъят> автомобилем <данные изъяты> государственный номер <номер изъят> в связи с чем административному ответчику был начислен транспортный налог за 2019 г. в размере 5690 руб.

В связи с тем, что Краминым А.А. транспортный налог за 2019 год не уплачен и несвоевременно уплачен транспортный налог за 2014-2018 гг. ему начислены пени в общей сумме 1730,16 руб. за период с <дата изъята> по <дата изъята>.

Направленные Крамину А.А. требования <номер изъят> по состоянию на <дата изъята> с единым сроком оплаты до <дата изъята>, <номер изъят> по состоянию на <дата изъята> с единым сроком оплаты до <дата изъята>, <номер изъят> по состоянию на <дата изъята> с единым сроком оплаты до <дата изъята> не исполнены.

Вынесенный мировым судьей судебного участка <номер изъят> по Советскому судебному району <адрес изъят> судебный приказ от <дата изъята> о взыскании с Крамина А.А. недоимки по налогам и пени, отменен определением от <дата изъята>.

Представленный расчет по начисленным в связи с несвоевременной уплатой недоимки пени судом проверен и признается правомерным в части, поскольку налоговым органом при расчете общей суммы пеней не приняты во внимание положения статьи 48 НК РФ в части сроков обращения с заявлением о принудительном взыскании налоговой задолженности при превышении лимита общей налоговой задолженности.

Так, заявляя требования о взыскании с ответной стороны, начисленной за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налогов с <дата изъята> пени, с учетом выставления требования только <дата изъята>, истцовой стороной не учтено, что <дата изъята> превышен лимит общей налоговой задолженности, установленной положениями статьи 48 НК РФ, аналогично за периоды с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята> и с <дата изъята> по <дата изъята>, поэтому в указанной части административного иска оснований для удовлетворения не имеется по причине нарушения истцовой стороной последовательности сроков для принудительного взыскания, поскольку налоговое законодательство не предполагает возможности обращения налогового органа в суд с требованием о принудительном взыскании с налогоплательщика недоимки и пени за пределами срока, установленного НК РФ, по причине обязанности соблюдения налоговым органом последовательности такого взыскания (определение Конституционного Суда Российской Федерации от <дата изъята><номер изъят>-О).

Поэтому, принимая во внимание положения части 6 статьи 289 КАС РФ, обращение истцовой стороны с заявлением о вынесении судебного приказа только <дата изъята>, сам пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налоговой задолженности не влечет изменения пресекательного срока для принудительного взыскания, исчисляемого исходя из статей 48, 70, 71 НК РФ, суд признает обоснованной начисленные пени за период с <дата изъята>.

Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от <дата изъята><номер изъят> «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

На основании изложенного суд, принимая во внимание, что процедура уведомления налогоплательщика о необходимости погасить задолженность, предшествующая обращению в суд, надлежащим образом соблюдена не была, срок давности на обращение в суд с иском в части требования о взыскании задолженности по земельному налогу (сельское поселение) за 2018 г. и начисленные по нему пени пропущен, поэтому считает необходимым взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу (2019 г.) в размере 5690 руб., земельному налогу (городской округ) (2019 г.) в размере 72 руб., и пени по налогу на имущество за налоговые периоды 2014-2018 гг., исчисленные с <дата изъята> по <дата изъята> в размере 1264,75 руб., пени по транспортному налогу – 743,15 руб. (с <дата изъята> по <дата изъята>), пени земельному налогу (городской округ) за налоговые периоды 2014-2019 гг. – 230,52 руб. (с <дата изъята> по <дата изъята>).

При таких обстоятельствах, проанализировав положения действующего законодательства, установленные по делу обстоятельства, оценив на основании положений статей 84, 226 КАС РФ относимость, допустимость, достоверность представленных суду доказательств, а также достаточность и взаимную связь этих доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования административного истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению частично.

В силу статьи 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально части удовлетворенных требований в размере 321,85 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <номер изъят> по <адрес изъят> к Крамину А.А. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу, земельному налогу и пени удовлетворить частично.

Взыскать с Крамину А.А., проживающего по адресу: <адрес изъят>, в доход соответствующего бюджета в лице межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <номер изъят> по <адрес изъят> задолженность в общей сумме 8000 (восемь тысяч) рублей 42 копейки, из которых пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за налоговые периоды 2014-2018 гг., исчисленные с <дата изъята> по <дата изъята> в размере 1264 рублей 75 копеек, транспортный налог за 2019 год в размере 5690 рублей, пени по транспортному налогу в размере 743 рубля 15 копеек за период с <дата изъята> по <дата изъята>, земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере 72 рубля, пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере 230 рублей 52 копейки за период с <дата изъята> по <дата изъята>.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Взыскать с Крамину А.А. госпошлину в бюджет муниципального образования <адрес изъят> в размере 321 рубль 85 копеек.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение одного месяца через Советский районный суд <адрес изъят>.

Судья

Мотивированное решение составлено 29.03.2022

Решение10.04.2022