Дело №12-2054/2017
РЕШЕНИЕ
08 декабря 2017 года город Казань
Судья Советского районного суда города Казани Федорова А.Л. при секретаре судебного заседания Маркеловой А.О.,
с участием заявителя - лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Бисерова Андрея Эрнестовича, <дата изъята> года рождения, работающего <данные изъяты>,
его защитников – Кругловой Л.В., Наталенко Н.С.,
представителя ПМТУ Росстандарта – Кусовой Е.А.,
рассмотрев жалобу Бисерова А.Э. на постановление начальника отдела в Республике Татарстан ПМТУ Росстандарта <данные изъяты><номер изъят>м от <дата изъята> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Обжалуемым постановлением Бисеров А.Э. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ, а именно в том, что он, являясь <данные изъяты>, в нарушение законодательства об обеспечении единства измерений допустил применение средств измерений, не прошедших проверку в установленном порядке – расходометров ультразвуковых универсальных многофункциональных «<данные изъяты>», зав <номер изъят>; не принял меры по соблюдению требований аттестованной методики (метода) измерений при выполнении измерения количества нефти по методике «Масса нефти. Методика измерений системами измерений количества и показателей качества оперативными в составе <номер изъят> (аттестована ОП ГИМЦ ОАО «<данные изъяты>» в городе Казани, свидетельство об аттесатции <номер изъят> от <дата изъята>), так как применяются вышеуказанные расходометры, не соответствующие требованиям методики по диапозону измерений манометры, показывающие для точных измерений МПТИ с диапозоном измерений (0-1) Мпа при требуемом диапазоне 0-1,6 МПа; не принял меры по соблюдению обязательных метрологических и технических требований к средствам измерений (система измерений количества и показателей качества нефти (далее ОСИКН) оперативных в составе <данные изъяты>, зав. <номер изъят>, <номер изъят>) при их применении, поскольку ОСИКН <номер изъят>, <номер изъят> не соответствуют по составу, установленному при утверждении типа средства измерений). В ОА «<данные изъяты>» не проводилась метрологическая экспертиза конструкторской и (или) технологической документаций, подтверждающая, что вносимые изменения в состав ОСИКН, зав. <номер изъят> и <номер изъят>, не влияют на метрологические характеристики измерительных систем, в том числе их показатели точности. Кроме того, внесенные изменения в ОСИКН <номер изъят> и <номер изъят> не утверждены приказами Ростандарта о внесении изменений в описании типов с изложением описаний в новой редакции и с сохранением регистрационных номеров, что является нарушением требования пунктов 11, 34 «Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной услуги по утверждению типа стандартных образцов или типа средств измерений», утвержденного приказом Минпромторга России № 970 от 25 июня 2013 года.
Указанные обстоятельства были установлены сотрудниками ПМТУ Росстандарта при проведении плановой проверки в период с 16 августа по <дата изъята>.
За данное правонарушение должностное лицо Бисеров А.Э. подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Бисеров А.Э. подал на него жалобу, в которой просит обжалуемое постановление отменить.
На судебном заседании заявитель и его защитники доводы жалобы поддержали, при этом последние дополнительно пояснили, что транспортировка нефти по магистральным трубопроводам осуществляется между базами для исполнения поставленных перед организацией задач. Погрузку и выгрузка нефти покупателю осуществляются иными способами, в том числе с использованием специального передвижного транспорта. Полагают, что расходометры, через которые проходит объем нефти, не подлежат проверке требованиям методики по диапазону измерений манометров, поскольку они используются в целях измерения технологического контроля параметров процесса транспортировки нефти.
Представитель ПМТУ Росстандарта на судебном заседании просил в удовлетворении жалобы отказать, указав на то, что организация, где заявитель исполняет должностные обязанности, являясь субъектом естественной монополии, осуществляет деятельность, в том числе по погрузке и выгрузке нефти покупателю.
По итогам рассмотрения жалобы прихожу к следующему.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с положениями пункта 3 части 1 статьи 30.7, пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при отсутствии состава административного правонарушения.
<данные изъяты> Бисеров А.Э. обжалуемым постановлением привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 КоАП РФ за нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части выполнения измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, с несоблюдением требований аттестованных методик (методов) измерений, несоблюдения обязательных метрологических и технических требований к средствам измерений и обязательных требований к условиям их эксплуатации.
Принимая решение о необходимости привлечения должностного лица Бисерова А.Э. к административной ответственности, должностное лицо исходило из того, что вина Бисерова А.Э. в совершении данного административного правонарушения является установленной.
C правомерностью вывода должностного лица о виновности Бисерова А.Э. в данном административном правонарушении согласиться нельзя, поскольку он сделан без тщательного анализа всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
В силу пункта 8 части 3 и части 5 статьи 1 Федерального закона № 102-ФЗ от 26 июня 2008 года «Об обеспечении единства измерений» сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 данной статьи, установлены обязательные метрологические требования и которые выполняются в том числе при выполнении государственных учетных операций и учете количества энергетических ресурсов.
Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется также на единицы величин, эталоны единиц величин, стандартные образцы и средства измерений, к которым установлены обязательные требования.
Согласно части 1 статьи 9 указанного Федерального закона, в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
Приказом Министерства Энергетики Российской Федерации от 15 марта 2016 года № 179 утвержден Перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, выполняемых при учете используемых энергетических ресурсов, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности измерений.
Согласно пункту 1 наименований вида измерения данного Перечня к сфере государственного регулирования относятся измерения количества нефти добытой, первой по своему качеству соответствующей национальному стандарту, при хранении и (или) погрузке (выгрузке) для (после) транспортировки магистральным трубопроводным, железнодорожным, автомобильным, водным видами транспорта.
То есть, по смыслу указанного пункта, к государственному регулированию относится деятельность по измерению нефти именно при ее хранении, погрузке или выгрузке нефти только в целях транспортировки или после нее, но не посредственно в момент ее перемещения.
Как следует из материалов дела, в период с 16 августа по <дата изъята> сотрудниками ПМТУ Росстандарта на основании приказа была проведена плановая проверка исполнения АО «<данные изъяты>» законодательства об обеспечении единства измерений, в ходе которой были установлены не прошедшие проверку в установленном порядке расходометров ультразвуковых универсальных многофункциональных «<данные изъяты>», зав <номер изъят>, №<номер изъят> (<номер изъят>), в состав которых были внесены неутвержденные приказами Росстандарта изменения.
Согласно представленному материалами дела акту проверки <номер изъят>, АО «<данные изъяты>», где заявитель исполняет свои должностные обязанности, осуществляет деятельность, в том числе по реализации нефти, газа и продуктов их переработки; сдаче нефти грузополучателям. Следовательно, в силу приказа Министерства энергетики РФ №179 от <дата изъята> производимые АО «<данные изъяты>» измерения относятся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.
Между тем, как следует из пояснений защитников заявителя, расходометры, через которые проходит объем нефти, не подлежат проверке требованиям методики по диапазону измерений манометров, поскольку они используются для обеспечения достоверного оперативного учета и контроля нефти непосредственно внутри организации, а не при ее хранении, погрузке или выгрузке нефти в целях или после транспортировки.
В силу части 7 статьи 13 Федерального закона РФ №102 от 26 июня 2008 года «Об обеспечении единства измерений», средства измерений, не предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, могут подвергаться проверке в добровольном порядке.
Согласно письму Минэнерго России от 19 октября 2016 года №05-2217, учетная операция – это операция, проводимая поставщиком и потребителем или сдающей и принимающей сторонами, заключающаяся в определении массы продукты для последующих расчетов, при инвентаризации и арбитраже (ГОСТ Р 8.595-2004 «Государственная система обеспечения единства измерений. Масса нефти и нефтепродуктов»). К государственным учетным операциям относятся операции, осуществляемые при производстве, транспортировке и потреблении нефти (нефтепродуктов), при смене собственника нефти (нефтепродуктов), при формировании статистических данных и для целей информационной системы топливно-энергетического комплекса. Измерения в целях технологического процесса транспортировки нефти (нефтепродуктов), определенные проектной документацией не могут относиться к государственным учетным операциям.
Как следует из свидетельства об утверждении типа средств измерений <номер изъят> от <дата изъята> системы измерений количества и показателей качества нефти оперативные в составе <данные изъяты>, зав. <номер изъят> и <номер изъят>, предназначены для измерений объема, массы и показателей нефти для обеспечения достоверного оперативного учета и контроля нефти, перекачиваемой по магистральным нефтепроводам юридиечского лица с целью последующей передачи данных в АСОУН для формирования оперативного баланса нефти.
Из материалов дела следует, что системы измерений количества и показателей качества нефти <номер изъят> и <номер изъят> используется в целях технологического контроля параметров процесса транспортировки нефти.
Следовательно, ОСИКН <номер изъят> и <номер изъят> не используются юридическим лицом для измерения количества нефти добытой, первой по своему качеству соответствующей национальному стандарту, при хранении и (или) погрузке (выгрузке) для (после) транспортировки магистральным трубопроводным, железнодорожным, автомобильным, водными видами транспорта.
При таком положении расходометры ультразвуковых универсальных многофункциональных «<данные изъяты>», зав <номер изъят>, <номер изъят>, не могут быть отнесены к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.
Таким образом, состав административного правонарушения в действиях должностного лица Бисерова А.Е. в данном случае отсутствует, поскольку противоправное виновные действия и бездействие, свидетельствующие о совершении административного правонарушения в соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ, не усматриваются.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление должностного лица подлежит отмене в связи с отсутствием в действиях Бисерова А.Е. состава административного правонарушения, а производство по данному делу – прекращению.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление начальника отдела в Республике Татарстан ПМТУ Росстандарта <данные изъяты><номер изъят>м от <дата изъята> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ, вынесенное в отношении <данные изъяты> Бисерова Андрея Эрнестовича, отменить, производство по данному делу об административном правонарушении прекратить.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение 10 дней со дня получения копии решения через Советский районный суд города Казани.
Судья подпись Федорова А.Л.