Дело № 37RS0019-01-2020-001180-26
(2а-696/2020)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Иваново 31 августа 2020 года
Советский районный суд г. Иваново в составе
председательствующего судьи Маракасовой Д.В.,
при секретаре Копиной Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Иваново административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам,
установил:
ИФНС России по г. Иваново обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к ФИО1, мотивируя требования тем, что по данным, представленным органом, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств, за административным ответчиком зарегистрировано транспортное средство, указанное в налоговом уведомлении № 62305555 от 20.09.2017 года. За налоговый период 2016 год в установленные законодательством о налогах и сборах срок ФИО1 транспортный налог в общей сумме 14340 руб. не уплатил. На основании ст.ст. 57, 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), административному ответчику начислены пени за период с 02.12.2017 года по 10.12.2017 года в сумме 35,49 руб. Также административный ответчик является собственником недвижимого имущества. В сроки, установленные налоговым законодательством налог на имущество физических лиц в сумме 3143 руб. не уплачен. Инспекцией начислены пени в сумме 7,78 руб. за период с 02.12.2017 года по 10.12.2017 года. Административный ответчик является собственником земельных участков. За налоговый период 2016 года ФИО1 земельный налог в сумме 5480 руб. не уплатил. Инспекцией начислены пени в сумме 13,56 руб. за период с 02.12.2017 года по 10.12.2017 года. Руководствуясь ст.ст.69, 70 НК РФ Инспекцией административному ответчику направлено требование об уплате недоимки, которое не исполнено. На основании изложенного, с учетом уточнения административного иска, административный истец просит взыскать с ФИО1 недоимку по налогам за 2016 год: по транспортному налогу в сумме 14340 руб. и пени за период с 02.12.2017 года по 10.12.2017 года в сумме 35,49 руб., задолженность по налогу на имущество физических лиц в сумме 1848 руб., задолженность по земельному налогу в сумме 2001 руб., госпошлину в установленном порядке.
В судебное заседание представитель административного истца не явился. В суд поступили дополнительные пояснения, согласно которым объект налогообложения - жилые строения, помещения и сооружения по адресу: <адрес>, кадастровый №. В настоящее время объектом налогообложения является жилой дом по адресу: <адрес>А, кадастровый №.
В судебное заседание административный ответчик ФИО1 не явился, о месте и времени рассмотрения административного дела извещен своевременно и надлежащим образом по имеющемуся в материалах дела адресу регистрации (проживания). Судебная корреспонденция возвращена в адрес суда с отметкой «по истечении срока».
Согласно ч. 1 ст. 96 КАС РФ лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.
В соответствии со ст.165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В данном случае административный ответчик в отсутствие уважительных причин, препятствовавших получению судебного извещения, не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях своевременного получения направляемых ему судом извещений.
При таких обстоятельствах суд полагает, что административный ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Суд на основании ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В ст. 57 Конституции Российской Федерации указано, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Согласно ч.1 ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В силу п.1 ч.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с ч.1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Статьей 356 НК РФ установлено, что транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии со ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подп. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.
В силу п.4 ст.361 НК РФ в случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
В п.1 ст. 361 НК РФ указано, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в определенных размерах.
Согласно п.1 ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Пунктом 3 ст.363 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Из материалов дела следует, что за административным ответчиком зарегистрированы транспортное средство: АУДИ Q7, гос. номер №, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д.14, 19).
За 2016 год начислен транспортный налог в сумме 14340 руб.
Согласно ст.400, пп.1, ч.1 ст.401 НК РФ налогоплательщиками имущественного налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на жилой дом, квартиру.
Из материалов дела следует, что за административным ответчиком зарегистрировано право собственности: жилые строения, помещения и сооружения по адресу: <адрес>, жилые строения, помещения и сооружения по адресу: <адрес> (л.д.19).
Налоговым органом в отношении указанных объектов за 2016 года исчислен налог в сумме 3143 руб.
Согласно п.1 ст.387 НК РФ земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно п.1 ст.390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 ст.391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Административному ответчику на праве собственности принадлежат земельные участки, указанные в налоговом уведомлении (л.д.19).
За 2016 год начислен земельный налог в сумме 5480 руб.
Факт принадлежности административному ответчику на праве собственности указанных объектов налогообложения подтверждается данными ЕГРН и ГИБДД.
В адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление №62305555 от 20.09.2017 года об уплате налогов за 2016 год (л.д. 19, 20).
В установленные законодательством сроки налогоплательщик налог не уплатил.
Пунктом 2 ст. 57 НК РФ определено, что при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно п.3, 4 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В этой связи налоговым органом начислены пени по налогам за период с 02.12.2017 года по 10.12.2017 года: по транспортному налогу в сумме 35,49 руб., по налогу на имущество физических лиц в сумме 7,78 руб., по земельному налогу в сумме 13,56 руб.
В соответствии с п.4 ст.69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (ч. 6 ст. 69 НК РФ).
Налоговым органом в адрес ФИО1 15.12.2017 года было направлено требование №35216 об уплате указанных налогов и пени, в котором указан срок для погашения задолженности – до 05 февраля 2018 года (л.д.16, 17).
Указанное требование в установленные сроки административным ответчиком исполнено не было.
В связи с наличием задолженности административный истец обратился с настоящим иском.
В ходе рассмотрения настоящего дела административным ответчиком были уточнены требования в части взыскиваемых сумм налогов, в связи с изменением адресной части объекта недвижимости с кадастровым номером № с <адрес>А и вида объекта с нежилого строения на жилой дом. ИФНС России по г. Иваново просит взыскать с административного ответчика транспортный налог за 2016 год в сумме 14340 руб., пени по транспортному налогу - 35,49 руб., налог на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 1848 руб., земельный налог за 2016 год в сумме 2001 руб.
Согласно п.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с п.2, абз.2 п.3 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 26 октября 2017 года N 2465-О п. 3 ст. 48 НК РФ не предполагает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного НК РФ, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа; при этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные ст. 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Согласно ч.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Таким образом, при исследовании вопроса о соблюдении Инспекцией порядка обращения в суд с административным исковым заявлением необходимо учитывать не только срок обращения в суд в порядке искового производства после отмены судебного приказа, но и проверять соблюдение срока обращения налогового органа к мировому судье за вынесением судебного приказа.
В соответствии с п.5 ст. 138 КАС РФ пропуск установленного законом срока обращения в суд без уважительной причины является самостоятельным основанием для принятия судом решения об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Согласно требования об уплате недоимки, последний день, в который ИФНС могла обратиться в суд за принудительным взысканием недоимки, приходится на 05.08.2018 года.
Из материалов дела следует, что до обращения в Советский районный суд г. Иваново с вышеуказанным административным исковым заявлением ИФНС России по г. Иваново обращалась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании недоимки.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен (л.д. 11).
Из определения об отмене судебного приказа следует, что судебный приказ был вынесен мировым судьей ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая, что судебный приказ должен быть вынесен в течение пяти дней со дня поступления заявления о вынесении судебного приказа в суд, то к мировому судье соответствующее заявление поступило за пределами установленного законом рока.
Таким образом, заявление о выдаче судебного приказа поступило в адрес мирового судьи с пропуском срока для принудительного взыскания недоимки.
Согласно отметки на почтовом конверте с административным иском ИФНС России по г. Иваново обратилась 28.05.2020 года, то есть с соблюдением шестимесячного срока после отмены судебного приказа, который истекал 29.05.2020 года.
Вместе с тем, поскольку Инспекцией пропущен срок на обращение с заявлением о вынесении судебного приказа, обращение в суд с настоящим иском в пределах шестимесячного срока после отмены судебного приказа правового значения не имеет.
Ходатайство о восстановлении процессуального срока на обращение в суд административным истцом не заявлено.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд,
решил:
В удовлетворении административного иска Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Иваново к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам отказать.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Советский районный суд г. Иваново в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения суда.
Судья Д.В. Маракасова
Мотивированный текст решения изготовлен 03 сентября 2020 года.