НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Иванова (Ивановская область) от 27.04.2016 № 12-36/2016

Дело № 12-36/2016

Р Е Ш Е Н И Е

27 апреля 2016 года г. Ивановоул. 10-й Проезд, д. 22

Судья Советского районного суда г.Иваново Денисова С.В.,

с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу, - Шарона А.А.,

начальника отдела по контролю за использованием средств областного бюджета в социальной сфере службы государственного финансового контроля Ивановской области - Борисовой О.С.,

начальника отдела правовой, организационно-кадровой и административной работы службы государственного финансового контроля Ивановской области - Коробейниковой О.В.,

рассмотрев в помещении Советского районного суда гор. Иваново (г. Иваново, ул. 10 –Проезд, дом 22) жалобу директора ОГКУСО «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям» Шаховой С.А. на постановление начальника службы государственного финансового контроля Ивановской области Т.В. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № … от 03 февраля 2016 года,

установил:

Постановлением начальника службы государственного финансового контроля Ивановской области Т.В. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № … от 03 февраля 2016 года директор ОГКУСО «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям» Шахова С.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.6 КоАП РФ, а именно в представлении заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Из текста постановления следует, что 11 февраля 2015 года в Департамент социальной защиты населения Ивановской области, осуществляющий полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств областного бюджета и учредителя ОГКУСО «Центр психологической помощи» была представлена бюджетная отчетность указанного учреждения, включающая Баланс формы … и Отчет формы … на 01.01.2015 года, содержащие недостоверные данные, подписанная директором ОГКУСО «Центр психологической помощи» Шаховой С.А. и главным бухгалтером ОГКУСО «Центр психологической помощи» Е.Н.

Представленный ОГКУСО «Центр психологической помощи» в составе бюджетной отчетности Баланс формы 0503130 и Отчет формы … на 01.01.2015 года содержал данные, не соответствующие данным, отраженным в Главной книге учреждения на ту же дату.

Указанное является нарушением ст.162, п. 3 ст. 264.1 БК РФ, п.п. 6, 7, пп. 11.1. п. 11 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 года № 191 н; п. п. 3, 4 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01 декабря 2010 года № 157н; п. п. 2.1, 2.5, 2.6, 2.7, 2.9., 4.12 должностной инструкции директора, утвержденной начальником Департамента социальной защиты населения Ивановской области 26 февраля 2007 года.

Причиной выявленных нарушений стало неисполнение директором ОГКУСО «Центр психологической помощи» Шаховой С.А. вышеперечисленных требований бюджетного законодательства РФ.

Директор ОГКУСО «Центр психологической помощи» Шахова С.А. с принятым решением не согласилась, обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, а производство по делу прекратить в связи с недоказанностью ее вины. По мнению заявителя, обжалуемое постановление является незаконным, и содержит необоснованные выводы о заведомой ложности предоставленной заявителем годовой отчетности. Заявитель считает, что должностным лицом не доказан умысел заявителя на предоставление заведомо недостоверной отчетности. Допущенные в годовой отчетности ошибки были напрямую вызваны сбоем программного обеспечения учреждения. Жалоба мотивирована также тем, что должностным лицом неверно квалифицированы действия заявителя, и необоснованно возложена обязанность доказывать свою невиновность на заявителя, как на лицо, в отношении которого ведется производство по делу.

В судебном заседании представитель заявителя Шарон А.А. доводы жалобы поддержал в полном объеме, а также дополнил, не оспаривая факт недостоверности представленной годовой отчетности, что внесение недостоверных данных было вызвано сбоем в работе сети Интернет 14 января 2015 года, в результате обнаружения вируса, в связи с чем у сотрудников Центра отсутствовал доступ в электронной отчетности, составленной до этого по итогам 11 месяцев 2014 года. Сотрудники вынуждены были в ограниченные сроки составить годовую отчетность, пересчитать все показатели вручную, что является довольно трудоемким процессом. Ограниченность сроков подготовки отчета, необходимость обработки большого количества данных, а также отсутствие централизованных и достоверных показателей электронной отчетности вызвало допущение ошибок в годовой отчетности. О допущенных ошибках стало известно заявителю только после предоставления годовой отчетности в Департамент в феврале 2015 года. Какой-либо вины в действиях заявителя в данном случае не усматривает, считает, что наличие умысла в действиях заявителя должностным лицом при рассмотрении дела не доказано.

В письменных дополнениях к жалобе представитель Шарон А.А. указал, что количество ошибок, допущенных в отчетности, было незначительным. Расхождения в балансе были небольшие, что, по мнению представителя, свидетельствует об отсутствии заведомости в действиях заявителя по предоставлению такой отчетности контролирующему органу.

Представители службы государственного финансового контроля Ивановской области Коробейникова О.В и Борисова О.С. в судебном заседании пояснили, что считают оспариваемое постановление законным и обоснованным, поскольку, несмотря на отсутствие электронной версии бюджетной отчетности за 11 месяцев 2014 года, в ОГКУ СО «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям» ведется ежемесячная бюджетная отчетность, как на компьютере, так и дублируется в бумажном виде, а также показатели заносятся в главную книгу учреждения. Данная отчетность ежемесячно обновляется и сохраняется также на бумажных носителях, и в компьютерной версии. Таким образом, к моменту составления годовой бюджетной отчетности в распоряжении директора Центра имелись показатели за 11 месяцев 2014 года, как в компьютерном варианте, так и на бумажном носителе, а также зафиксированы в главной книге. Соответственно должностному лицу Центра необходимо было произвести только подсчет показателей за декабрь 2014 года и сложить их с уже имеющимися показателями. Отсутствие на 14 января 2015 года компьютерной версии отчетности ввиду обнаружения вируса не препятствовало составлению годовой отчетности по отчетности, отраженной на бумажных носителях и возможности сверить полученные показатели с данными Главной книги учреждения. С какими-либо заявлениями в адрес Департамента социальной защиты о продлении сроков предоставления годовой отчетности Центр не обращался.

Кроме того, при сравнении предоставленной годовой отчетности с отчетностью, составленной 14 января 2015 года для отделений Пенсионного Фонда РФ по Ивановской области и Фонда социального страхования было установлено, что в вариантах годовой отчетности, имеющейся в отделениях фондов, показатели, предоставленные Центром соответствуют действительности и показателям годовой отчетности, указанным в Главной книге Центра. Указанное свидетельствует, что составление и последующее предоставлению достоверной годовой отчетности в отделения Пенсионного Фонда РФ по Ивановской области и Фонда социального страхования 14 января 2015 года не препятствовало обнаружение компьютерного вируса в программном обеспечении Центра, а соответственно, причины указания иных не соответствующих действительности показателей в предоставленной в Департамент годовой отчетности не были вызваны указанными сбоями программного обеспечения. Таким образом, предоставление отчетности в Департамент социальной защиты в таком виде не являлось счетной ошибкой, а свидетельствовало об осознанных действиях должностного лица Центра по предоставлению недостоверной отчетности.

Изучив доводы жалобы, заслушав пояснения представителя заявителя и представителей службы государственного финансового контроля Ивановской области, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Статья 15.15.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность, в том числе за представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 рублей.

В соответствии с положением ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении, наряду с прочими обстоятельствами, должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, а также приведено мотивированное решение по делу.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу, что факт предоставления 11 февраля 2015 года в Департамент социальной защиты населения Ивановской области, осуществляющий полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств областного бюджета и учредителя ОГКУСО «Центр психологической помощи» указанным Центром бюджетной отчетности учреждения, включающей Баланс формы … и Отчет формы … на 01 января 2015 года, содержащей недостоверные данные, не соответствующие данным, отраженным в Главной книге учреждения на ту же дату, установлен и не оспаривается заявителем и его представителем, равно как и факт подписания заявителем указанной отчетности в качестве директора Учреждения.

Доводы заявителя и его представителя в судебном заседании об отсутствии вины заявителя в предоставлении недостоверной отчетности и наличия объективных причин для этого, вызванных сбоем программного обеспечения 14 января 2015 года и устраненных только в конце февраля 2015 года, суд находит необоснованными.

Из имеющихся материалов дела следует, что 14 января 2015 года главным бухгалтером Е.Н. и директором Центра Шаховой С.А. был подписан и 15 января 2015 года направлен в региональное отделение Фонда социального страхования РФ Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения формы - 4 ФСС за 2014 год, показатели которого идентичны показателям годовой бюджетной отчетности, предоставляемой в Департамент социальной защиты населения в Ивановской области.

03 февраля 2015 года главным бухгалтером Е.Н. и директором Центра Шаховой С.А. был подписан и 24 февраля 2015 года направлен в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам формы РСВ-1 ПФР за 2014 год, показатели которого также идентичны показателям годовой бюджетной отчетности, предоставляемой в Департамент социальной защиты населения в Ивановской области. Указанный документ передан в Управление Центром по электронному каналу связи.

Кроме того, из содержания материалов дела следует, что представленный Центром в составе бюджетной отчетности Отчет формы … на 01.01.2015 года содержит данные, не соответствующие данным, отраженным в Главной книге за декабрь 2014 года на отчетную дату.

Таким образом, учитывая наличие в распоряжении заявителя достоверных показателей годовой бюджетной отчетности, отраженных в Главной книге Центра за декабрь 2014 года, принимая во внимание предоставление этих же достоверных показателей заявителем в соответствующих Расчетах, направленных в региональное отделение Фонда социального страхования РФ и Управление Пенсионного фонда РФ 14 января 2015 года и 24 февраля 2015 года, суд считает доказанным факт осведомленности заявителя на момент составления и предоставления годовой бюджетной отчетности о достоверных финансовых показателях Центра за 2014 год и наличие в распоряжении заявителя бумажных документов, позволяющих удостовериться в правильности и достоверности вносимых сведений в годовую отчетность. Соответственно, подписание и направление годовой бюджетной отчетности без проверки соответствия представляемых данных показателям на бумажных носителях и в иных отчетных финансовых документах свидетельствует о том, что заявитель при направлении отчета допускал возможность указания в нем недостоверных данных, что в свою очередь подтверждает наличие вины заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.6 КоАП РФ.

При этом вопреки доводам заявителя и его представителя о том, что субъективная сторона указанного административного правонарушения, допускает его совершение только при наличии у виновного лица прямого умысла на это, а также корыстной цели или иной личной заинтересованности, законодатель указанной цели не требует в качестве обязательного признака состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.6 КоАП РФ. Субъективная сторона данного правонарушения состоит как в наличии умысла виновного лица, так и в возможном совершении правонарушения по неосторожности.

Не является решающим фактором для определения виновности лица в совершении указанного административного правонарушения объем и значимость предоставленных в годовой бюджетной отчетности недостоверных сведений. В этой части доводы представителя заявителя также являются необоснованными.

Вина Шаховой С.А. в совершении административного правонарушения, подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении от № … 19 января 2016 года; Уставом ОГКУСО «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям», утвержденным приказом Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 31 октября 2011 года № … и согласованным распоряжением Департамента управления имуществом Ивановской области от 25 ноября 2011 года № …; балансом главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета формы … на 01 января 2015 года; отчетом о финансовых результатах деятельности ОГКУСО «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям» формы … на 01 января 2015 года; копией Главной книги на 01 января 2015 года ОГКУСО «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям»; копией Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения формы - 4 ФСС за 2014 год; копией Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам формы РСВ-1 ПФР за 2014 год ОГКУСО «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям»; приказом начальника Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 25 августа 2014 года №.. . о назначении Шаховой С.А. на должность директора ОГКУСО «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям»; трудовым договором Шаховой С.А. от … № …; должностной инструкцией директора, утвержденной начальником Департамента социальной защиты населения Ивановской области 26 февраля 2007 года.

Все вышеперечисленные доказательства были оценены должностным лицом в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 26.11. КоАП РФ.

Из содержания оспариваемого постановления следует, что при рассмотрении дела по существу должностным лицом также дана подробная и мотивированная оценка доводам представителя Шарона А.А. об отсутствии в действиях Шаховой С.А. вины в предоставлении недостоверной бюджетной отчетности.

Выводы должностного лица в этой части суд находит правильными и обоснованными, и соглашается с ними.

Совокупность исследованных должностным лицом службы государственного финансового контроля Ивановской области доказательств суд признает достаточной для установления обстоятельств совершения административного правонарушения и доказанности вины директора ОГКУСО «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям» Шаховой С.А. в его совершении. Оснований сомневаться в относимости, допустимости и достоверности данных доказательств у суда не имеется.

Сделанные должностным лицом выводы, изложенные в оспариваемом постановлении, о виновности Шаховой С.А. в допущенных нарушениях требований закона, суд признает правильными и достаточно подробно мотивированными. Действия Шаховой С.А. верно квалифицированы по ст.15.15.6 КоАП РФ.

Суд признает доказанным, что директором Центра Шаховой С.А. не приняты все необходимые меры для предоставления достоверной годовой бюджетной отчетности.

Из материалов дела об административном правонарушении видно, что в ходе производства по делу об административном правонарушении существенных нарушений процессуальных требований административного законодательства РФ допущено не было.

Доводы заявителя о том, что на нее было возложено бремя доказывания должностным лицом, в производстве которого находилось указанное дело, опровергаются собранными по делу доказательствами.

При этом суд отмечает, что получение объяснений от лица, в отношении которого ведется производство по делу, само по себе не свидетельствует о возложении на это лицо обязанности доказывать свою невиновность.

В соответствии с требованиями ч.1 ст.25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Указанное право заявителя было полностью реализовано должностным лицом, рассматривающим указанное дело об административном правонарушении. Нарушений требований закона в этой части не имеется.

Таким образом, суд находит обжалуемое постановление о назначении административного наказания законным и обоснованным и не усматривает оснований для его отмены.

При назначении наказания должностным лицом службы государственного финансового контроля Ивановской области учтены характер и обстоятельства совершенного правонарушения, сведения о личности виновного, и принято верное решение о назначении директору ОГКУСО «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям» Шаховой С.А. наказания в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст.15.15.6 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Оснований для изменения назначенного административного наказания не имеется.

Поскольку нарушений норм материального или процессуального права при привлечении лица к административной ответственности, а также прав и законных интересов лица, в отношении которого ведется производство по делу, не установлено, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления судом не усматривается.

Порядок и сроки давности привлечения Шаховой С.А. к административной ответственности не нарушены.

При отсутствии оснований для отмены или изменения принятого решения в соответствии с п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, суд может вынести решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ,

решил:

Постановление начальника службы государственного финансового контроля Ивановской области Т.В. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № … от 03 февраля 2016 года - оставить без изменения, а жалобу директора ОГКУСО «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям» Шаховой С.А. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Советский районный суд г. Иваново в течение 10 суток с момента его вынесения.

Судья: С.В. Денисова