НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Иванова (Ивановская область) от 10.01.2018 № 2-1059/18

Дело № 2-15/2019 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Советский районный суд г. Иваново

в составе председательствующего судьи Хрипуновой И.Ю.,

при секретаре Мутовкиной А.А.,

с участием истца Васильева В.В., представителя истца Беляева А.И., представителей ответчика Фокиной Е.В.,Костиной Д.В., Григорьева В.Г., Сивяковой В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильева Вячеслава Владимировича к Федеральному Казенному учреждению «Военный комиссариат Ивановской области» о признании частично незаконным решения о возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет, об обязании возобновить выплату пенсии с момента приостановления, об обязании произвести выплату недополученной суммы пенсии, о признании незаконным решения об удержании излишне выплаченной пенсии, об обязании к выплате незаконно удержанных денежных средств

у с т а н о в и л :

Васильев В.В. обратился в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Ивановской области» о защите пенсионного права. Требования обоснованы тем что истец является гражданином РФ, пенсионером по линии Министерства обороны РФ и получателем пенсии по выслуге лет с 1996 года, состоит на пенсионном обеспечении в Военном комиссариате Ивановской области. Истец проживает по адресу: <адрес>,также он периодически выезжает в г.Одессу к своим родственникам, пенсию на территории Украины не получает. Истцу в период с 1996 года по 31 ноября 2017 года была назначена и выплачивалась пенсия Военным комиссариатом Ивановской области. 27.11.2017 г. из Военного комиссариата Ивановской области в его адрес было направлено извещение о приостановлении выплаты пенсии с 1.12.2017 года. Основанием для приостановления явилось отсутствие сведений о его проживании на территории Ивановской области. 19.12.2017 г. истец обратился в военный комиссариат Октябрьского и Советского районов г. Иваново с заявлением для решения вопроса о выплате пенсии. В письме от 28.12.2017 года ему было предложено истребовать пенсионное дело в военный комиссариат г. Одессы для получения пенсии в соответствии с законодательством государства Украина на основании имеющейся у него регистрации по месту проживания родственников в г. Одесса. Истец на приеме в военном комиссариате пояснял, что регистрационные действия являются вынужденными с целью упрощения пребывания на территории Украины, намерений оформить гражданство Украины у него не имеется. За защитой своих прав Васильев В.В. вынужден был обратиться в суд. 1.03.2018 года в расчете на более быстрое разрешение спора истец от исковых требований отказался. В этот же день он обратился вновь с заявлением о возобновлении выплаты пенсии.20.07.2018 года истец получил извещение о возобновлении выплаты пенсии с 16.02.2018 года, при этом было принято решение об удержании с него излишне выплаченной пенсии по 20% от назначенной пенсии ежемесячно. Истец считает принятые решения незаконными, нарушающими его право на получение назначенной пенсии за выслугу лет. Истец просит признать незаконным и необоснованным удержание излишне выплаченной пенсии за выслугу лет по линии МО РФ, образовавшейся за период с 15.06.2005 года по 30.11.2017 год; обязать военный комиссариат Ивановской области произвести выплату истцу пенсии с момента прекращения пенсионных выплат –с 01.12.2017 года по 15.02.2018 год; обязать ответчика к выплате незаконно удержанных денежных средств ( невыплаченную часть пенсии по выслуге лет в размере 20% от назначенной пенсии ежемесячно ) за период с 16.02.2018 года по настоящее время.

В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования, просит признать незаконным решение ФКУ «Военный комиссариат Ивановской области» о возобновлении выплаты пенсии Васильеву В.В. за выслугу лет в части возобновления срока выплаты пенсии с 16.02.2018 года, обязать Военный комиссариат возобновить выплату пенсии с момента приостановления выплаты ( с 1.12.2017 г.); признать незаконным и необоснованным решение об удержании с истца излишне выплаченной пенсии за выслугу лет по линии МО РФ, образовавшейся за период с 15.06.2005 г. по 30.11.2017 г. в размере 1 789 460,99 руб.; обязать ответчика к выплате незаконно удержанных денежных средств ( невыплаченную часть пенсии по выслуге лет в размере 20% от назначенной пенсии ежемесячно ) за период с 16.02.2018 года 31.12.2018г. в размере 50200,39руб.

Представители ответчика ФКУ Военный комиссариат Ивановской области в судебном заседании исковые требования не признали, пояснили суду, что имеющим для разрешения данного спора значение является установление постоянного проживания пенсионера в Российской Федерации по адресу, указанному им в заявлении в соответствующий пенсионный орган как место жительства. Васильев В.В.ДД.ММ.ГГГГ был уволен из ВС Украины.Военным комиссариатом Одесской области ему была назначена пенсия за выслугу лет по месту его жительства в г. Одесса. В 1996 году истец прибыл в РФ, был зарегистрирован по адресу : <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ истцу была продлена выплата пенсии за выслугу лет на условиях и но нормам Российского законодательства.ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрировался по адресу : <адрес>, по указанному адресу пенсия истцу выплачивалась до 30.11.2017 года. Из донесения военного комиссара Октябрьского и Советского районов г. Иваново было установлено, что истец по месту регистрации по адресу : <адрес>,фактически не проживает. На основании пп.5 п.1 ст. 24 Закона РФ №400, применяемой в силу ст. 50 Закона РФ №4468-1 истцу с 1.12.2017 года была приостановлена выплата пенсии, о чем он был уведомлен. Изучив представленные Васильевым В.В. документы, Военный комиссариат пришел к выводу о том, местом постоянного проживания истца является г.Одесса. В заявлении от 15.05.2001 г. Васильев В.В. заведомо указал недостоверные сведения о своем месте жительства, что повлекло за собой перерасход денежных средств. Из пенсионного дела следует, что истец длительное время отсутствовал на территории РФ и прибыл в Россию только в декабре 2017 года, узнав о приостановлении выплат пенсии. 19.12.2017 года он обратился с заявлением в военный комиссариат о возобновлении пенсии, а 25.12.2017 года вновь убыл на Украину. Военный комиссариат считает обоснованными и законными действия по удержанию излишне начисленной пенсии в размере 1789460 руб.99 коп. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Советским районным судом г. Иваново было вынесено определение о прекращении производства по делу по иску Васильева В.В. к Военному комиссариату о признании незаконным выплаты пенсии за выслугу лет с 112.2017 года, понуждении выплаты пенсии с момента прекращения пенсионных выплат с 1.12.2017 г.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, обозрив материалы пенсионного дела , приходит к следующему.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ) предусмотрено, что пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I. « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I перечислены категории лиц, на которых распространяется действие данного закона, в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.

Согласно пункту "а" части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в пунктах "б" и "в" этой статьи), лиц, указанных в части первой статьи 3 данного закона, а также их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I лица, указанные в статье 1 данного закона, и члены их семей (кроме указанных в части второй статьи 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются, в том числе, в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации.

Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса (часть 3 статьи 51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).

В силу части 1 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I выплата пенсий, предусмотренных этим законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в статье 11 этого же закона, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи. Порядок выплаты пенсий определяется соглашениями, заключаемыми между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Сберегательным банком Российской Федерации.

Согласно части 7 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I (в редакции, действующей до 18 июня 2013 г.) при переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.

Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 127-ФЗ в статью 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I были внесены изменения. Часть 7 данной статьи была дополнена словами, " а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания".

Таким образом, общий порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, предусмотренной названными выше законами, предполагает ее выплату по месту жительства или месту пребывания пенсионера в пределах территории Российской Федерации.

Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества регулируется специальным Соглашением (статья 2 Соглашения от 13 марта 1992 г.).

Специальным Соглашением, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, является Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 г. (далее - Соглашение от 15 мая 1992 г.).

Статьей 1 Соглашения от 15 мая 1992 г. предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества, осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие.

Согласно статье 7 Соглашения от 13 марта 1992 г. при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государств - участников Соглашения по новому месту жительства пенсионера.

В силу приведенных положений соглашений от 13 марта 1992 г. и от 15 мая 1992 г. для пенсионера, пенсионное обеспечение которого осуществляется в соответствии с положениями данных соглашений, необходимым условием выплаты пенсии на территории Российской Федерации является постоянное проживание пенсионера в Российской Федерации.

Переселение пенсионера в пределах государств - участников указанных соглашений влечет за собой прекращение выплаты ему пенсии по прежнему месту жительства в случае, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Таким образом, имеющим значение для дела обстоятельством при разрешении споров, касающихся назначения и дальнейшей выплаты на территории Российской Федерации пенсии пенсионеру, переселившемуся из государства - участника названных выше соглашений, является установление его постоянного проживания в Российской Федерации по адресу, указанному им как место жительства в заявлении в соответствующий пенсионный орган.

При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами (постановления от 24 ноября 1995 г. N 14-П, от 4 апреля 1996 г. N 9-П, от 15 января 1998 г. N 2-П, от 2 февраля 1998 г. N 4-П и от 2 июня 2011 г. N 11-П; определения от 5 октября 2000 г. N 199-О, от 4 марта 2004 г. N 146-О, от 6 октября 2008 г. N 619-О-П, от 13 октября 2009 г. N 1309-О-О, от 27 мая 2010 г. N 741-О-О, от 17 ноября 2011 г. N 1597-О-О, от 5 июня 2012 г. N 1059-О, от 17 июня 2013 г. N 996-О).

В судебном заседании установлено,что ДД.ММ.ГГГГ Васильев В.В. был уволен из Вооруженных Сил Украины. Военным комиссариатом Одесской области ему была назначена пенсия за выслугу лет по месту его жительства в г. Одесса с учетом надбавки, находившихся на его иждивении членов семьи.

В 1996 году Васильев В.В. прибыл в Российскую Федерацию и был зарегистрирован по адресу : <адрес>

С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Соглашениями от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о пенсионном обеспечении, Военным комиссариатом Ивановской области Васильеву В.В.была продлена выплата пенсии за выслугу лет в соответствии с нормами Российского законодательства, выплата которой приостанавливалась в связи с неявкой истца за получением пенсии.

ДД.ММ.ГГГГ Васильев В.В. сменил место регистрации и зарегистрировался по адресу : <адрес>.

Как следует из карточки персонального учета пенсионера во исполнение указаний военного комиссара Ивановской области от 19.04.2017 года № 30/22/843 «О предоставлении пенсионерами сведений о номерах страховых свидетельств государственного пенсионного страхования» сотрудниками ВК Октябрьского и Советского районов г. Иваново истцу были направлены уведомления от 24.05.2017 г. и от 25.07.2017 г. о необходимости предоставления указанных сведений.

В связи с не поступлением ответов от пенсионера сотрудниками военного комиссариата был осуществлен выход по месту регистрации истца по адресу: <адрес>, однако пенсионера дома не оказалось, родственником истца было сообщено о том, что он проживает в г. Одесса, о чем в карточке пенсионера произведена соответствующая запись.

Правилами выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденными Приказом Минтруда России от 17 ноября 1994 года № 885-н и подлежащими при разрешении данного спора, предусмотрена возможность приостановления и прекращения выплаты пенсии пенсионным органом.

Одним из оснований прекращения и приостановления выплаты пенсии является утрата пенсионером права на назначенную пенсию при обнаружении обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию.

С учетом того, что военным комиссариатом Ивановской области были установлены обстоятельства, подвергающие сомнению достоверность сведений о постоянном месте жительства истца в Российской Федерации, представленные Васильевым В.В., ДД.ММ.ГГГГ решением военного комиссара Ивановской области с 1.12.2017 года выплата пенсии истцу была приостановлена, о чем он был уведомлен письмом от 27.11.2017 г.

Принимая во внимание то обстоятельство, что подтверждение факта постоянного проживания Васильеву В.В. на территории другого государства влечет за собой прекращение выплаты ему пенсии на территории Российской Федерации, суд приходит к выводу наличии у военного комиссариата законных оснований для принятия решения о приостановлении выплаты пенсии.

Из содержания пунктов 73 - 83 названных Правил следует, что возобновление или восстановление выплаты пенсии производится пенсионным органом на основании заявления пенсионера и приложенных к нему необходимых документов, подтверждающих устранение обстоятельств, послуживших основанием для приостановления или прекращения выплаты пенсии.

Приостановление на территории Российской Федерации выплаты пенсии Васильеву В.В. в связи с необходимостью установления его места жительства не означает лишение его права на пенсионное обеспечение, поскольку предполагает возобновление выплаты пенсии в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для такого приостановления.

19.12.2017 года Васильев В.В. обращается с заявлением о возобновлении выплаты пенсии. Выплата пенсии истцу была возобновлена с 16.02.2018 года.

Доводы истца о том, что он является гражданином Российской Федерации, постоянно зарегистрирован в г.Иваново, временный выезд за пределы Российской Федерации не лишает его права на ее дальнейшее получение, а равно не является основанием для прекращения ее начисления и выплаты, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку заявлены без учета приведенных выше положений международных правовых актов, а также Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, подлежащих применению к спорным отношениям сторон.

Кроме того, истец, оспаривая незаконное приостановления выплаты пенсии, 12 февраля 2018 года уже обращался в суд с иском о признания незаконным приостановления выплаты и обязании военного комиссариата произвести выплату пенсии с момента прекращения пенсионных выплат – с 1.12.2017 г. по настоящее время.

Определением Советского районного суда г Иваново от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу по иску Васильева В.В. к военному комиссариату Ивановской области о защите пенсионного права прекращено в связи с отказом истца от иска.

В рамках рассмотрения настоящего дела истец первоначально также обратился в аналогичным иском об обязании военного комиссариата произвести выплату пенсии с момента прекращения пенсионных выплат–с 1.12.2017 года по 15.02.2018 г. Далее в ходе судебного разбирательства истец, не отказываясь от заявленных требований, в указанной части уточнил исковые требования и просил признать незаконным решение Военного комиссариата о возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет в части срока возобновления с 16.02.2018 года и обязании ответчика возобновить выплату пенсии с момента приостановления выплаты –с 1.12.2017 года.

Суд приходит к выводу о том, что исковые требования, рассмотренные Советским районным судом г. Иваново 1 марта 2018 года и заявленные по настоящему делу являются идентичными. Независимо от изложения исковых требований, материальным основанием и целью истца является получение денежных средств в виде невыплаченной пенсии за определенный период времени – с 1.12.2017 г. по 15.02.2018 г.

С учетом изложенного суд находит исковые требования в указанной части не подлежащими удовлетворению.

На основании ст. 62 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 Военным комиссариатом изложенным в письме от 29.06.2018 года принято решение об удержании из пенсии Васильева В.В. излишне выплаченной пенсии ежемесячно в размере, не превышающем 20%, причитающейся к выплате суммы пенсии до полного погашения. Основанием для принятия данного решения явилось предоставление документов, свидетельствующих о регистрации и проживании истца в г.Одессе ( Украина) в период с 15.06.2005 года, что лишает его права на получение пенсии из бюджета Российской Федерации, в связи с чем образовался долг в виде незаконно полученной пенсии за период с 1.07.2005 года по 30.11.2017 года в сумме 1789460,99 руб.

Оспаривая принятое Военным комиссариатом решение об удержании из пенсии излишне выплаченной пенсии, истец указывает на то, что истцом не было допущено злоупотреблений правом, поскольку пенсия ему была назначена на законных основаниях и выплата ее может быть прекращена только в случае переселения пенсионера на постоянное место жительства в Украину. Факт временного проживания истца на территории Украины по причине проживания родственников и временного отсутствия по месту регистрации в России не могут служить основанием для лишения его права на получение пенсии.

Указанные доводы не могут быть приняты судом во внимание.

Решение об удержании незаконно выплаченной пенсии было принято Военным комиссариатом Ивановской области в ходе проведения проверки с целью установления места жительства истца, по результатам которой было установлено, его не проживание в период с 2005 г по 30 ноября 2017 года на территории Российской Федерации.

Проанализирован представленные в суд документы,суд приходит к обоснованности принятого военным комиссариатом решения.

Так, из справки Управления по вопросам миграции от 15.08.2018 г. следует, что Васильев В.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по адресу : <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ истец приобрел гражданство РФ, справка о приобретении гражданства была выдана ДД.ММ.ГГГГ. В указанный период времени истец был зарегистрирован по адресу : <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Васильев В.В. оформил регистрацию по месту жительства по адресу : <адрес>.

Из представленных документов, имеющихся в материалах пенсионного дела подтверждают тот факт, что истцом был оформлен оформлен документ–вид на жительство, который содержит сведения, что он в 2003 году прибыл на Украину из РФ, ДД.ММ.ГГГГ был выдан вид на жительство, ДД.ММ.ГГГГ он был зарегистрирован по адресу : <адрес>, снят с учета ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из справки Генконсульства РФ в Одессе Украина от 21.02.2018 года Васильев В.В. состоял на учете в Генконсульстве РФ в Одессе Украина с ДД.ММ.ГГГГ, снят с учета ДД.ММ.ГГГГ в связи с подачей заявления о снятии с учета.

Из материалов дела следует, что истец состоит в зарегистрированном браке с В.Т.П. брак не расторгнут.У супруги истца имеется в собственности трехкомнатная квартира по адресу <адрес>. Как пояснил в судебном заседании истец указанное жилье было приобретено по линии Министерства обороны, при приватизации квартиры отказался от своей доли в пользу жены. Квартира,в которой зарегистрирован истец с 2005 году по адресу г. Иваново является двухкомнатной по адресу :<адрес>, является собственностью жены его брата. Другого жилья на территории РФ истца не имеется

Суд находит подтвержденным период непроживания истца на территории РФ с 1.07.2005 г. по 30.11.2017 года. Доказательств, подтверждающих обратное, истцом не представлено.

В соответствии с положениями ст. 56 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1, выплата пенсий производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации. Лица, являющиеся получателями пенсии, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают государству причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 23 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" было определено, что пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.

Вышеуказанным Законом предусматривается, что реализация субъективного права граждан на пенсионное обеспечение ставится в зависимость от соблюдения ими условий действующего законодательства, необходимых для назначения пенсии.

Пунктом 1 ст. 1102 ГК РФ определено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.

В соответствии с п. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Из приведенных норм материального права в их системной взаимосвязи следует, что обязанность извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, законом возложена на пенсионера, который несет ответственность за достоверность сведений, представляемых им для установления и выплаты пенсии. В случае неисполнения им указанной обязанности, если это повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсии, пенсионер должен возместить органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, неосновательно полученную таким пенсионером сумму пенсии.

Таким образом, Васильев В.В. обязан был безотлагательно обратиться с заявлением и сообщить в военный комиссариат Ивановской области о перемене своего места жительства.

Однако истец центр социального обеспечения военного комиссариата Ивановской области об изменении своего места жительства или пребывания в известность не поставил, заявления с указанием места своего нахождения не подал, по адресу, указанному в заявлении о выплате пенсии по месту своей регистрации, не проживал, что достоверно свидетельствует о том, что истец проявил нечестность, умышленно не сообщил о перемене своего места жительства.

Согласно ч. 1 ст. 62 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 (редакция от 1 июля 2017 года), удержания из пенсии, выплачиваемой в соответствии с настоящим Законом, производятся на основании судебных решений, определений, постановлений и приговоров (в части имущественных взысканий), исполнительных надписей нотариальных контор и других решений и постановлений, исполнение которых в соответствии с законодательством производится в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Сумма пенсии или пособия, излишне выплаченная пенсионеру вследствие злоупотребления с его стороны, может удерживаться из пенсии на основании решения соответствующего пенсионного органа ежемесячно в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся к выплате пенсии, сверх удержаний по другим основаниям. Во всех случаях обращения взыскания на пенсию за пенсионером сохраняется не менее 50 процентов причитающейся ему пенсии.

Часть первая ст. 62 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 во взаимосвязи с частью десятой ст. 56 данного Закона, предусматривающей ответственность лиц, которым назначена пенсия, за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии, и обязанность возмещения виновными лицами государству причиненного ущерба в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, направлена на обеспечение сохранности средств бюджетов соответствующих пенсионных органов, предотвращение их перерасхода вследствие необоснованной выплаты пенсионного обеспечения и позволяет компенсировать пенсионному органу ущерб, причиненный такой выплатой. Данной нормой установлено ограничение размера удерживаемых во внесудебном порядке сумм, что направлено на защиту интересов гражданина, обеспечение получения им средств, необходимых для поддержания сложившегося уровня жизни (Определения Конституционного суда РФ от 20 апреля 2017 года N 763-О и от 28 июня 2018 года N 1496-О).

Утверждения истца об отсутствии в его действиях недобросовестности и необходимости применения положений п. 1 ст. 1109 ГК РФ, устанавливающей, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения пенсии при отсутствии недобросовестности с его стороны, не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с вышеуказанными нормами права Васильев В.В. обязан был сообщить в пенсионную службу, выплачивающую ему пенсию, обо всех изменениях, влияющих на его право на дальнейшее получение пенсии на территории РФ. Однако свое обязательство он не выполнил.

В материалах пенсионного дела имеются заявления, составленные Васильевым В.В., в которых он, сообщая о своем месте жительства на территории Российской Федерации, подтверждал достоверность указанных сведения.

Истец в соответствии с приведенными выше нормами права и общеправовым принципом недопустимости злоупотребления правом обязан был сам сообщить в пенсионную службу, выплачивающую ему пенсию, о выезде за пределы Российской Федерации, так как именно на истца, а не каких-либо иных лиц возложена обязанность сообщать обо всех изменениях, влияющих на его право на дальнейшее получение пенсии, однако обязательство это не было выполнено, что свидетельствует о недобросовестности истца и злоупотреблении с его стороны.

Суд приходит к выводу, что оспариваемое решение вынесено военным комиссариатом Ивановской области в пределах своих полномочий, в соответствии со ст. 56, 62 Закона N 4468-1, при наличии законных оснований. Расчет удержаний излишне выплаченной суммы представлен в суд представителем Военного комиссариата Ивановской области, размер удержания истцом не оспаривается.

Представителем истца в процессе рассмотрения спора заявлено о применении срока исковой давности, предусмотренного ст. 196 ГК РФ. Заявление обосновано тем, что по мнению истца Военному комиссариату было известно о злоупотреблении истцом правом на получение пенсии.

Согласно п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

В силу п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ по общему правилу течение срока исковой давности начинается не со дня нарушения права, а с того дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 3 Постановления от 29 сентября 2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснил, что течение исковой давности по требованиям юридического лица начинается со дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени юридического лица, узнало или должно было узнать о нарушении права юридического лица и о том, кто является надлежащим ответчиком (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Таким образом, начало течения срока исковой давности по общему правилу закон связывает с моментом, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, то есть начало течения срока исковой давности совпадает с моментом возникновения у заинтересованной стороны права на иск и возможности реализовать его в судебном порядке.

Как видно из материалов, дела военному комиссариату Ивановской области о факте не проживания истца на территории РФ стало известно в ноябре 2017 года, а факт переплаты был установлен в июне 2018 года по результатам проведенной проверки.

Решение о взыскании с истца переплаты пенсии было принято в пределах установленного срока исковой давности по взысканию суммы переплаченной пенсии за все время выплаты, когда ему стало известно о нарушении закона.

В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается, в первую очередь, поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности, при этом, наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны, должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.

Какие-либо доказательства того, что военный комиссариат Ивановской области знал или мог узнать о необоснованном получении Васильевым В.В. пенсии на территории Российской Федерации с 2005 года, в материалах дела отсутствуют.

Положение о сроке исковой давности не может быть применено при рассмотрении данного иска по заявленным основаниям, поскольку в силу Закона РФ N 4468-1 о пенсионном обеспечении ограничения периода, за пределами которого не может быть взыскана незаконно полученная пенсия, не содержится.

Возможность взыскания ответчиком переплаты путем вынесения оспариваемого решения основана на законе, подлежащем применению к данным правоотношениям, и разъясняется позицией Конституционного Суда РФ, подтвердившего в своих определениях N 763-О от 20 апреля 2017 года и N 1496-О от 28 июня 2018 года право пенсионных органов на установление факта злоупотребления со стороны пенсионера и удержание суммы пенсии, излишне выплаченной ему вследствие такого злоупотребления, во внесудебном порядке, при том, что согласно ст. 65 Закона РФ N 4468-1 решение о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии может быть обжаловано, в том числе, в суд, что и было сделано истцом.

С учетом изложенного суд находит исковые требования Васильева В.В. к ФКУ «Военный комиссариат Ивановской области» о признании частично незаконным решения о возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет, об обязании возобновить выплату пенсии с момента ее приостановления, об обязании произвести выплату недополученной суммы пенсии, о признании незаконным решения об удержании излишне выплаченной пенсии, об обязании к выплате незаконно удержанных денежных средств необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 193-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

В иске Васильева Вячеслава Владимировича к Федеральному Казенному учреждению «Военный комиссариат Ивановской области» о признании частично незаконным решения о возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет, об обязании возобновить выплату пенсии с момента ее приостановления, об обязании произвести выплату недополученной суммы пенсии, о признании незаконным решения об удержании излишне выплаченной пенсии, об обязании к выплате незаконно удержанных денежных средств отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Советский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: И.Ю.Хрипунова

Мотивированное решение изготовлено 18 января 2019 года