НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Иванова (Ивановская область) от 04.03.2016 № 2А-473/2016

Дело 2а-473/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Советский районный суд г. Иваново

В составе председательствующего судьи Хрипуновой И.Ю.,

При секретаре Гогозиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново к Рыбаковой М.В. о взыскании пени по НДФЛ,

у с т а н о в и л :

Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Иваново обратилась в суд с административным исковым заявлением к Рыбаковой М.В. о взыскании пени по НДФЛ.

Требования мотивированы тем, что Рыбакова М.А. утратила статус индивидуального предпринимателя, представила в Инспекцию налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц за 2012 год. В соответствии с декларацией, авансовые платежи необходимо уплатить: не позднее 16 июля 2012 года (в сумме *** руб.), не позднее 15 октября (*** руб.), не позднее 15 января (*** руб.). В установленный срок налогоплательщик авансовые платежи по налогу на доходы физических лиц в указанной сумме не уплатила. В соответствии со ст. ст. 57, 75 Налогового кодекса Российской Федерации за просрочку уплаты налога на доходы физических лиц начислены пени в сумме *** руб. Административному ответчику налоговым органом были направлены требования об уплате пени по налогу на доходы физических лиц в сумме *** руб. за период с 02 марта 2013 года по 01 апреля 2015 года, однако до настоящего времени указанная сумма не погашена.

Административный истец просит восстановить пропущенный срок для взыскания пени по налогу на доходы физических лиц, в связи со сбоем программы в системе электронной обработки данных «Система ЭОД»; взыскать с Рыбаковой М.В. пени по налогу на доходы физических лиц в сумме *** руб. за период со 02 марта 2013 года по 01 апреля 2015 года, госпошлину в установленном порядке.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик Рыбакова М.В. в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о дне и времени рассмотрения дела извещалась надлежащим образом по месту регистрации.

Согласно ч. 1 ст. 96 КАС РФ лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.

В соответствии со ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Из разъяснений, изложенных в п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», следует, что данная норма подлежит применению и к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное. Согласно п. 63 этого Постановления юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ); гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя; сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.

В данном случае административный ответчик в отсутствие уважительных причин, препятствовавших получению судебного извещения, не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях своевременного получения направляемых ему судом извещений.

При таких обстоятельствах суд полагает, что административный ответчик был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу ч.1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В ст. 57 Конституции Российской Федерации указано, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Согласно ч. 1 ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В соответствии с ч. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с ч.1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Из материалов дела следует, что Рыбакова М.А. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 13 марта 2015 года (л.д.8).

Рыбакова М.А. представила в Инспекцию налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2012 год (л.д.22-23). В соответствии с декларацией, авансовые платежи необходимо уплатить: не позднее 16 июля 2012 года (в сумме *** руб.), не позднее 15 октября (*** руб.), не позднее 15 января (*** руб.).

В соответствии с п. 5 ст. 227 НК РФ налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, в том числе физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 настоящего Кодекса.

Согласно п.8,9 ст. 227 НК РФ исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных в пункте 1 настоящей статьи видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 и 221 настоящего Кодекса.

Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:

1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;

2) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;

3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

В силу п. 3 ст. 229 НК РФ в случае прекращения деятельности, указанной в статье 227 настоящего Кодекса, до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.

Уплата налога, доначисленного по налоговым декларациям, порядок представления которых определен настоящим пунктом, производится не позднее чем через 15 календарных дней с момента подачи такой декларации.

В соответствии с ч. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (ч. 6 ст. 69 НК РФ).

Пунктом 2 ст. 57 НК РФ определено, что при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно ч. 3,4 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Рыбаковой М.А. налоговым органом направлялись требования об уплате пени по налогу на доходы физических лиц с указанием срока исполнения до 20 мая 2015 года (л.д.12); до 26 февраля 2015 года (л.д.13); до 19 марта 2014 года (л.д.15); до 04 июля 2013 года (л.д.17).

Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

По состоянию на 23 апреля 2015 года сумма пени по налогу на доходы физических лиц, подлежащая взысканию с Рыбаковой М.В. превысила 3000 руб.

Административное исковое заявление поступило в суд 08 февраля 2016 года, то есть по истечении установленного законом срока.

В силу ч.1 ст.94 КАС РФ право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока.

Согласно ч.1 ст.95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Административным истцом в качестве уважительной причины пропуска срока указан сбой в работе программного обеспечения «Система ЭОД» при выборке списка должников. Данная причина не является уважительной, не подтверждена никакими доказательствами, в связи с чем ходатайство налогового органа о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд является необоснованным и не подлежит удовлетворению.

Таким образом, административный истец утратил право на принудительное взыскание с ответчика задолженности по пени за спорный период.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований ИФНС России по г. Иваново к Рыбаковой М.В.

Руководствуясь ст.ст.175-180,286-290 КАС РФ, суд


РЕШИЛ:


В удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново к Рыбаковой М.В. о взыскании пени по НДФЛ отказать.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Советский районный суд г. Иваново в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья: /подпись/ И.Ю. Хрипунова

Согласовано на сайт. Судья: