НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Челябинска (Челябинская область) от 15.06.2016 № 2А-3286/2016

Дело № 2а-3286/2016

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

15 июня 2016 года город Челябинск

Советский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Захаровой О.В.,

при секретаре Граковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Арбузина А.В. к Федеральному государственному казенному учреждению «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации об обжаловании действий,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Арбузин А.В, обратился в **** районный суд **** с административным исковым заявлением к ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, Филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области о признании незаконным бездействия Федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в недаче ответа на заявления Арбузина А.В. от д.м.г. и д.м.г., о признании согласованными границ земельного участка, расположенного по адресу: ****, база отдыха **** на ****, земли , квартал , общей площадью 198 кв.м., номера кадастрового квартала: с координатами согласно межевого плана от д.м.г., а также схемы расположения земельного участка от д.м.г., об обязании Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области осуществить государственный кадастровый учет указанного земельного участка с координатами, согласно межевого плана от д.м.г., а также схемы расположения земельного участка от д.м.г., об обязании ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации в недельный срок со дня представления Арбузиным А.В. кадастровой карты (плана) земельного участка из состава земель, предоставленных для нужд Вооруженных сил Российской Федерации, заключить договор аренды указанного земельного участка или договор безвозмездного пользования земельным участком, расположенного по адресу: ****, база отдыха **** на ****, земли , квартал , общей площадью 198 кв.м., номера кадастрового квартала: с координатами согласно межевого плана от д.м.г., а также схемы расположения земельного участка от д.м.г.

В дальнейшем заявленные требования были уточнены и административным истцом заявлено требование к Федеральному государственному казенному учреждению «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия Федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в недаче ответа на заявления Арбузина А.В. от д.м.г. и д.м.г., и обязании дать обоснованный ответ на указанные заявления непосредственно по вопросу согласования границ земельного участка, расположенного по адресу : ****, база отдыха **** на ****.

В обоснование заявленных требований указал, что Арбузину А.В. на праве собственности принадлежат нежилые здания – домики отдыха , , расположенные на базе отдыха **** на озере ****. В целях эксплуатации указанных нежилых зданий, путем получения в долгосрочную аренду земельного участка, расположенного под зданиями Арбузин А.В. обратился письмом д.м.г. в ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о согласовании границ земельного участка, расположенного под зданиями. Письмом от д.м.г. ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации сообщило Арбузину А.В. о невозможности рассмотрения поданного им заявления, не указав ни на согласование, ни на отказ в согласовании границ земельного участка. Считает указанное бездействие ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации незаконным, поскольку отсутствие со стороны ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации согласования границ земельного участка препятствует административному истцу постановке на кадастровый учет, и дальнейшему оформлению арендных отношений, в отношении указанного земельного участка, что влечет нарушение прав административного истца, поскольку он имеет исключительное право на приобретение в аренду земельного участка, расположенного под принадлежащими ему на праве собственности зданиями. Считает, что, поскольку со стороны ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации отсутствуют возражения по границам, площади и иным характеристикам испрашиваемого земельного участка, границы такого участка считаются согласованными. Ссылается на Постановление

Правительства Российской Федерации от 31.03.2006 г. № 176 (в ред.от 29.12.2008г. № 1053), которое было изменено Постановлением Правительства от 12.12.2015 г. № 1369, тем самым в период обращения административного истца в ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о согласовании границ земельного участка, правила передачи, на основании которых земельный участок должен был быть передан Арбузину А.В. в аренду, не прекратили своего действия. Таким образом, после согласования границ и постановки участка на кадастровый учет, с Арбузиным А.В. должен был быть заключен договор аренды указанного земельного участка.

Административный истец Арбузин А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания суду не представил.

Представитель административного истца - А.Р.А. в судебном заседании доводы административного искового заявления поддержал, пояснил, что до настоящего времени административным ответчиком Арбузину А.В. на его обращение не дан обоснованный и мотивированный ответ. Также до настоящего времени у Арбузина А.В. не имеется ответа о том, уполномочен ли административный ответчик рассматривать подобные заявления, или нет. Из ответа ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации следует, что Учреждение готово вернуть к рассмотрению данного вопроса, указанного в заявлении Арбузина А.В., после принятия соответствующих поправок в нормативно-правовой документ. Указанные изменения в нормативно-правовом документе вступили в законную силу д.м.г., но до настоящего времени ответ Арбузину А.В. по его обращению не дан. Пояснил, что административный истец не помнит, когда им было получено письмо от д.м.г., при этом считает, что административным истцом соблюден срок обращения с административным исковым заявлением в суд.

Представитель административного ответчика ФГКУ «Управление Лесного хозяйства и природопользования» - П.Е.Ю. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований. Считает, что Арбузину А.В. дан ответ на его обращения, согласно которому Арбузину А.В. не было отказано в его требованиях, а было указано на внесение изменений и поправок в нормативно-правовой акт, после принятия которых административный ответчик готов вернуться к обсуждению вопроса, указанного в обращении Арбузина А.В. Данным письмом Арбузину А.В. возвращены представленные им материалы. Однако, после внесения поправок в но нормативно-правовой акт Арбузин А.В. не обращался повторно с указанными им требованиями. Внесенные в нормативно-правовой акт изменения не урегулировали возникшие вопросы, следовательно, какой-либо иной ответ Арбузину А.В. по его обращения не давался. Помимо этого, административным истцом был нарушен порядок согласования земельного участка, поскольку административный истец обращался с заявлением об установлении границ земельного участка, не предоставив, утвержденные директором Департамента имущественных отношений Минобороны России схему раздела земельного участка, а также утвержденные директором Департамента схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории. Без указанных документов у административного ответчика отсутствуют основания для согласования межевых планов. Кроме того, нормы Постановления Правительства от 31.03.2006 г. № 176 «Об утверждении Правил передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в безвозмездное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования» не могут быть применимы в отношении Арбузина А.В., поскольку речь идет о временно не используемых земельных участках, а **** военный полигон, в границах которого расположен истребуемый земельный участок, является постоянно действующим стратегическим объектом. Ссылается на пропуск административным истцом срока подачи административного искового заявления в суд, поскольку обращения Арбузина А.В. не имеют реквизитов, указывающих на дату их отправления.

Представитель заинтересованного лица – Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания суду не представил, согласно представленным возражениям на административное исковое заявление, считает требования Арбузина А.В. необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку требования истца фактически направлены на приобретение права аренды на земельный участок, расположенный под принадлежащими ему объектами капитального строительства, однако для целей защиты и восстановления своего права административным истцом выбран ненадлежащий способ, так как в связи со спором о приобретении права не может применяться способ защиты нарушенных прав – согласование местоположения границ земельного участка.

Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Судом установлено, что Арбузин А.В. имеет в собственности нежилые здания – домики для отдыха и , площадью 15,1 кв.м. каждый,

расположенные по адресу: ****

Арбузиным А.В. в ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации подано заявление, без даты обращения, о согласовании месторасположения границ земельного участка путем проставления соответствующей надписи в межевом плане в акте согласования. Совместно с заявлением были представлены межевой план и схема расположения земельного участка.

д.м.г. ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации Арбузину А.В. направлено письмо о предоставлении информации о цели использования земельного участка и о виде используемого права, обоснование испрашиваемой площади земельного участка и о предоставлении кадастровых паспортов на объекты недвижимого имущества.

В ответ на указанное письмо Арбузиным А.В. направлено в адрес ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации сообщение о цели использования испрашиваемого земельного участка с приложением к сообщению кадастровых паспортов на нежилые здания.

д.м.г. ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации на обращение Арбузина А.В. по вопросу предоставления в аренду земельного участка, площадью 198 кв.м., расположенного по адресу: ****, с целью беспрепятственной эксплуатации нежилых зданий дан ответ, согласно которому испрашиваемый земельный участок входит в границы земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 415220000 кв.м., расположенного по адресу: ****. В связи с введением в действие д.м.г. изменений в Земельный кодекс Российской Федерации – нормы п.5 ст.93 ЗК РФ, предусматривавшие ранее включение земельных участков в соответствующий перечень временно используемых и подлежащих передаче в аренду (безвозмездное срочное пользование) юридическим и физическим лицам земельных участков, утратили силу. В связи с указанными обстоятельствами, по поручению Президента Российской Федерации Минобороны России разработаны соответствующие изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2006 г. № 176, которые направлены на рассмотрение и утверждение в аппарат Правительства Российской Федерации. Учреждение готово вернуться к рассмотрению вопроса по обращению Арбузина А.В. после принятия соответствующих поправок в вышеуказанный нормативно-правовой акт. При этом, Арбузину А.В. были возвращены все представленные им материалы.

В силу статьи 93 Земельного кодекса РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.

Как следует из письменного отзыва ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права собственности от д.м.г. земельный участок с кадастровым номером является собственностью российской Федерации.

Действующим законодательством РФ и в соответствии со свидетельством от д.м.г. за ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации закреплено право на постоянное (бессрочное) пользование на земельный участок с кадастровым номером

До д.м.г. частью 5 статьи 93 Земельного кодекса РФ предусматривалось, что исполнительные органы государственной власти, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут передавать отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, охотохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования.

Такой порядок был установлен Постановлением Правительства РФ от 31.03.2006 N 176 "Об утверждении Правил передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования".

Согласно п.1, п.5 указанных Правил (в редакции Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053) настоящие правила определяли условия передачи из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности земельных участков, временно не используемых для указанных нужд, юридическим лицам и гражданам в аренду или безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, не связанного со строительством (за исключением строительства временных сооружений), без изменения их целевого назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Действие настоящих Правил не распространялось на земельные участки, которые предназначены для обеспечения деятельности особорежимных объектов Российской Федерации.

Юридическое лицо или гражданин, заинтересованные в получении земельного участка, должны были направлять в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (в его территориальный орган по месту нахождения земельного участка), в отношении земельного участка из состава земель, предоставленных для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, - в Министерство обороны Российской Федерации (его уполномоченный орган) заявление, в котором указывают цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры, местоположение, а также испрашиваемое право на землю.

В связи с введением в действие д.м.г. изменений в Земельный кодекс Российской Федерации – нормы п.5 ст.93 ЗК РФ, предусматривавшие ранее включение земельных участков в соответствующий перечень временно используемых и подлежащих передаче в аренду (безвозмездное срочное пользование) юридическим и физическим лицам земельных участков, утратили силу.

В связи с указанными обстоятельствами в Постановление Правительства РФ от 31.03.2006 N 176 "Об утверждении Правил передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования" от д.м.г. внесены поправки.

Как следует из представленных суду доказательств, Арбузиным А.В. в ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации направлено заявление о согласовании местоположения границ земельного участка (л.д.24).

Суд не находит оснований для признания незаконным бездействия ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в недаче ответа на заявления Арбузина А.В. от д.м.г. и д.м.г., поскольку ответы на заявление Арбузина А.В. по вопросу согласовании местоположения границ земельного участка (предоставления в аренду земельного участка) давались, что следует из писем ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации в адрес в адрес Арбузина А.В. от д.м.г. и от д.м.г., а последний ответ от д.м.г. касался действия и применения к данным правоотношениям нормативно-правового акта - Постановления Правительства РФ от 31.03.2006 N 176.

Как следует из пояснений представителя административного ответчика, данных в судебном заседании, внесенные в нормативно-правовой акт изменения, не урегулировали возникшие вопросы, тем самым иной ответ на заявление Арбузина А.В. ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации не давался.

Помимо этого, при ответе д.м.г. ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации Арбузину А.В. были возвращены представленные им материалы, из содержания указанного ответа не следует отказ административному истцу в рассмотрении его вопроса, в связи с чем, суд полагает, что в данном случае каких-либо нарушений прав административного истца не наступило, поскольку реализация его прав возможна путем повторного обращения в уполномоченный орган, с учетом изменений нормативно-правового акта, с предоставлением возвращенных ему материалов, если интерес административного истца к заявленному им вопросу, не утрачен, либо может быть разрешен при наличии спора о праве в ином судебном порядке.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Следовательно, подача в рамках дел рассматриваемой категории заявления за пределами указанного трехмесячного срока обращения в суд без уважительных причин является, учитывая и требование ч. 8 ст. 219 КАС РФ, самостоятельным основанием для отказа в его удовлетворении.

Как пояснил в судебном заседании представитель административного истца, он не может пояснить, когда Арбузину А.В. стало известно о письме от д.м.г., также пояснила, что сам Арбузин А.В. не помнит, когда им было получено указанное письмо, каких-либо доказательств, объективно подтверждающих соблюдение административным истцом требований ч.8 ст.219 КАС РФ, Арбузиным А.В. и его представителем суду не представлено, следовательно, днем начала исчисления трехмесячного срока обращения с административным исковым заявлением в суд следует считать д.м.г. При этом Арбузин А.В. обратился с административным исковым заявлением в суд д.м.г. (вх.), то есть за пределами установленного законом трехмесячного срока.

Учитывая, что административным истцом и его представителем суду не указаны обстоятельства, объективно препятствующие своевременному обращению с заявлением в суд, свидетельствующие о наличии уважительных причин пропуска срока, ходатайство о восстановлении пропущенного срока при подаче административного искового заявления административным истцом в письменном виде в суд не подавалось, данный срок является пропущенным и восстановлению не подлежит, в связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца Арбузина А.В. на основании ч.8 ст.219 КАС РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований административного истца Арбузина А.В. о признании незаконным бездействия Федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в недаче ответа на заявления Арбузина А.В. от д.м.г. и д.м.г., и обязании дать обоснованный ответ на указанные заявления непосредственно по вопросу согласования границ земельного участка, расположенного по адресу : **** – отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Советский районный суд г. Челябинска в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: О.В.Захарова