Дело № 2а-4163 (2017)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 октября 2017 года Советский районный суд г. Брянска в составе:
Председательствующего Сухоруковой Л.В.
При секретаре Аверкиной О.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 6 по Белгородской области к Гончаровой Л.Н. о взыскании недоимки по налогу и пени,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России № 6 по Белгородской области обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что Гончарова Л.Н. имеет в собственности земельные участки: с кадастровыми номерами <данные изъяты>, расположенные <адрес>;
с кадастровыми номерами: <данные изъяты>, расположенные <адрес>;
с кадастровыми номерами: <данные изъяты>, расположенные <адрес> соответственно;
с кадастровым №..., расположенный <адрес>; с кадастровым №..., расположенный <адрес>;
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ, Гончарова Л.В. является плательщиком земельного налога.
МИФНС России №6 по Белгородской области в соответствии со ст. 52 НК РФ, п. 3 ст. 396 НК РФ был исчислен налог и направлено налоговое уведомление ответчику №13266 о необходимости уплаты за 2014 год земельного налога в размере 330099, 83 руб. с учетом переплаты 17240, 17 руб. Налогоплательщиком налог в установленный законом срок 01.10.2015 г. не уплачен. 22.10.2015 г. налогоплательщику зачтено из переплаты по другому налогу 55218, 37 руб.
В настоящее время налогоплательщику подлежит уплатить пени в размере 635, 44 руб., а именно на сумму недоимки за 2014 год 330099, 83 руб.
за период с 02.10.2015 года по 08.10.2015 года в размере 635, 44 (330099, 83 х 0, 000275 (ставка рефинансирования) х 7 (количество дней просрочки).
Согласно расчета налогового органа задолженность ответчика по состоянию на 08.10.2015 года по земельному налогу за 2014 г. составляет 274881, 46 руб., пени за период с 02.10.2015 года по 08.10.2015 года по земельному налогу составляет 635, 44 руб.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога, пени в установленные законом сроки, административным истцом в адрес административного ответчика 20.11.2015 года было направлено требование № 8749 от 09.10.2015 года об уплате налога, сбора, пени, штрафа. Требование налогового органа ответчиком не исполнено.
Ссылаясь на требования ст. ст. 31, 45, 48, 75 НК РФ административный истец просил суд взыскать с Гончаровой Л.Н. недоимку и пени по земельному налогу в сумме 275 516, 90 руб., а именно: по земельному налогу недоимку за 2014 год в сумме 274881, 46 руб. и пени за период с 02.10.2015 года по 08.10.2015 года в размере 635, 44 руб.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 09 июня 2016 года административное исковое заявление Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 6 по Белгородской области к Гончаровой Л.Н. о взыскании недоимки по налогу и пени, было удовлетворено.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 10 августа 2017 года решение Советского районного суда г. Брянска от 09 июня 2016 года отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в Советский районный суд г. Брянска.
Определением суда от 02.10.2017 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен конкурсный управляющий ИП Гончаровой Л.Н. Бондарев А.А.
В судебном заседании представитель административного ответчика по ордеру адвокат Невский А.А. требования иска не признал. Суду пояснил, что определением Арбитражного суда Брянской области от 22.10.2009 года в отношении ИП Гончаровой Л.Н. была введена процедура наблюдения, в рамках заявленных требований о банкротстве назначен временный управляющий. По решению Арбитражного суда Брянской области от 27.04.2010 года ответчик признана банкротом в отношении нее было открыто конкурсное производство сроком до 27.10.2010 года, конкурсным управляющим утвержден Бондарев А.А. В мае 2015 года конкурсным управляющим Бондаревым А.А. была произведена оплата за ИП Гончарову Л.Н. земельного налога за 2014 год. Определением Арбитражного суда Брянской области от 25.05.2015 года конкурсное производство в отношении ответчика завершено, неудовлетворенные требования кредиторов признаны погашенными. В процедуре банкротства принимал участие представитель налогового органа. Указанные земельные участки были проданы конкурсным управляющим в целях погашения обязательств перед кредиторами ответчика, в т.ч. по текущим платежам. Просил отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме, указал на неверно избранный административным истцом способ защиты права в рамках КАС РФ.
В порядке п. 2 ст. 289 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие административного истца и административного ответчика, заинтересованного лица арбитражного управляющего Бондарева А.А., заявивших ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
По ходатайству административного ответчика Гончаровой Л.Н., с учетом мнения административного истца, заинтересованного лица, дело рассмотрено по подсудности Советским районным судом г. Брянска по месту регистрации Гончаровой Л.Н. по месту пребывания в г. Брянске.
Выслушав мнение представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и пп.1 п.1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 388 п. 1 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом статьи 388 Кодекса.
На основании пункта 3 статьи 397 НК РФ земельный налог и авансовые платежи по земельному налогу уплачиваются физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 396 НК РФ исчисление суммы земельного налога, подлежащей уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, осуществляется налоговыми органами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 397 НК РФ уплата земельного налога налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, осуществляется на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Как следует из п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В силу пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение этой обязанности является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Судом установлено, что по сведениям Выписки из картотеки земельной собственности Управления Росреестра по Белгородской области (т. 1 л.д. 26-34) административным истцом был начислен Гончаровой Л.Н. земельный налог за 2014 год, на земельные участки:
- кадастровый №... расположенный <адрес> налоговая база (кадастровая стоимость) 244204 руб. сумма налога к уплате 427, 00 руб.;
- кадастровый №... расположенный <адрес> налоговая база (кадастровая стоимость) 6568 руб. сумма налога к уплате 11,00 руб.;
- кадастровый №... расположенный <адрес> налоговая база (кадастровая стоимость) 175871 руб. сумма налога к уплате 308, 00 руб.;
- кадастровый №... расположенный <адрес> налоговая база (кадастровая стоимость) 127703 руб. сумма налога к уплате 223, 00 руб.;
- кадастровый №... расположенный <адрес> налоговая база (кадастровая стоимость) 10398817 руб. сумма налога к уплате 18198,00 руб.;
- кадастровый №... расположенный <адрес> налоговая база (кадастровая стоимость) 15819464 руб. сумма налога к уплате 27684, 00 руб.;
- кадастровый №... расположенный <адрес> налоговая база (кадастровая стоимость) 16287708 руб. сумма налога к уплате 28503, 00 руб.;
- кадастровый №... расположенный <адрес> налоговая база (кадастровая стоимость) 88496 руб. сумма налога к уплате 155, 00 руб.;
- кадастровый №... расположенный <адрес> налоговая база (кадастровая стоимость) 1070911 руб. сумма налога к уплате 1874, 00 руб.;
- кадастровый №... расположенный <адрес> налоговая база (кадастровая стоимость) 385349 руб. сумма налога к уплате 674, 00 руб.;
- кадастровый №... расположенный <адрес> налоговая база (кадастровая стоимость) 683322 руб. сумма налога к уплате 1196, 00 руб.;
- кадастровый №... расположенный <адрес> налоговая база (кадастровая стоимость) 109780 руб. сумма налога к уплате 192, 00 руб.;
- кадастровый №... расположенный <адрес> налоговая база (кадастровая стоимость) 181472 руб. сумма налога к уплате 318, 00 руб.;
- кадастровый №... расположенный <адрес> налоговая база (кадастровая стоимость) 201636 руб. сумма налога к уплате 353, 00 руб.;
- кадастровый №... расположенный <адрес> налоговая база (кадастровая стоимость) 256526 руб. сумма налога к уплате 449, 00 руб.;
- кадастровый №... расположенный <адрес> налоговая база (кадастровая стоимость) 500729 руб. сумма налога к уплате 876, 00 руб.;
- кадастровый №... расположенный <адрес> налоговая база (кадастровая стоимость) 635153 руб. сумма налога к уплате 1112, 00 руб.;
- кадастровый №... расположенный <адрес> налоговая база (кадастровая стоимость) 886078 руб. сумма налога к уплате 1551, 00 руб.;
- кадастровый №... расположенный <адрес> налоговая база (кадастровая стоимость) 289012 руб. сумма налога к уплате 506, 00 руб.;
- кадастровый №... расположенный <адрес> налоговая база (кадастровая стоимость) 3810920 руб. сумма налога к уплате 11433, 00 руб.;
- кадастровый №... расположенный <адрес> налоговая база (кадастровая стоимость) 1799041 руб. сумма налога к уплате 5397, 00 руб.;
- кадастровый №... расположенный <адрес> налоговая база (кадастровая стоимость) 378628 руб. сумма налога к уплате 1136, 00 руб.;
- кадастровый №... расположенный <адрес> налоговая база (кадастровая стоимость) 179232 руб. сумма налога к уплате 538, 00 руб.;
- кадастровый №... расположенный <адрес> налоговая база (кадастровая стоимость) 3872531 руб. сумма налога к уплате 11618, 00 руб.;
- кадастровый №... расположенный <адрес> налоговая база (кадастровая стоимость) 1918903 руб. сумма налога к уплате 5757, 00 руб.;
- кадастровый №... расположенный <адрес> налоговая база (кадастровая стоимость) 309175 руб. сумма налога к уплате 928, 00 руб.;
- кадастровый №... расположенный <адрес> налоговая база (кадастровая стоимость) 2024201 руб. сумма налога к уплате 6073, 00 руб.;
- кадастровый №... расположенный <адрес> налоговая база (кадастровая стоимость) 930886 руб. сумма налога к уплате 2793, 00 руб.;
- кадастровый №... расположенный <адрес> налоговая база (кадастровая стоимость) 6058 руб. сумма налога к уплате 18, 00 руб.;
- кадастровый №... расположенный <адрес> налоговая база (кадастровая стоимость) 1840489 руб. сумма налога к уплате 5521, 00 руб.;
- кадастровый №... расположенный <адрес> налоговая база (кадастровая стоимость) 2093654 руб. сумма налога к уплате 6281, 00 руб.;
- кадастровый №... расположенный <адрес> налоговая база (кадастровая стоимость) 446960 руб. сумма налога к уплате 1341, 00 руб.;
- кадастровый №... расположенный <адрес> налоговая база (кадастровая стоимость) 20854763 руб. сумма налога к уплате 62564, 00 руб.;
- кадастровый №... расположенный <адрес> налоговая база (кадастровая стоимость) 20434688 руб. сумма налога к уплате 61304, 00 руб.;
- кадастровый №... расположенный <адрес> налоговая база (кадастровая стоимость) 44129 руб. сумма налога к уплате 132, 00 руб.;
- кадастровый №... расположенный <адрес> налоговая база (кадастровая стоимость) 3697780 руб. сумма налога к уплате 11093, 00 руб.;
- кадастровый №... расположенный <адрес> налоговая база (кадастровая стоимость) 56010 руб. сумма налога к уплате 168, 00 руб.;
- кадастровый №... расположенный <адрес> налоговая база (кадастровая стоимость) 1275908 руб. сумма налога к уплате 3828, 00 руб.;
- кадастровый №... расположенный <адрес> налоговая база (кадастровая стоимость) 3872531 руб. сумма налога к уплате 11618, 00 руб.;
- кадастровый №... расположенный <адрес> налоговая база (кадастровая стоимость) 1973792 руб. сумма налога к уплате 5921, 00 руб.;
- кадастровый №... расположенный <адрес> налоговая база (кадастровая стоимость) 3568957 руб. сумма налога к уплате 10707, 00 руб.;
- кадастровый №... расположенный <адрес> налоговая база (кадастровая стоимость) 418171 руб. сумма налога к уплате 1255, 00 руб.;
- кадастровый №... расположенный <адрес> налоговая база (кадастровая стоимость) 266608 руб. сумма налога к уплате 800, 00 руб.;
- кадастровый №... расположенный <адрес> налоговая база (кадастровая стоимость) 586985 руб. сумма налога к уплате 1761, 00 руб.;
- кадастровый №... расположенный <адрес> налоговая база (кадастровая стоимость) 380868 руб. сумма налога к уплате 1143, 00 руб.;
- кадастровый №... расположенный <адрес> налоговая база (кадастровая стоимость) 617737 руб. сумма налога к уплате 1853, 00 руб.;
- кадастровый №... расположенный <адрес> налоговая база (кадастровая стоимость) 65850 руб. сумма налога к уплате 198, 00 руб.;
- кадастровый №... расположенный <адрес> налоговая база (кадастровая стоимость) 42538 руб. сумма налога к уплате 128, 00 руб.;
- кадастровый №... расположенный <адрес> налоговая база (кадастровая стоимость) 16813082 руб. сумма налога к уплате 29423, 00 руб.
Сведения о принадлежности указанных земельных участков подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права собственности, кадастровыми паспортами земельных участков филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Белгородской области. Разрешенное использование земельных участков: земли сельскохозяйственного использования, для размещения и эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения (т. 2, т. 3 л.д. 2-155).
В силу положений ч. 4 ст. 25 ГК РФ, п. 1 ст. 212 Федерального закона от 26 октября 2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в редакции от 30.12.2008, после завершения конкурсного производства гражданин считается свободным от исполнения всех оставшихся неудовлетворенными обязательств, связанных с его предпринимательской деятельностью, а также обязательных платежей, основанием для возникновения которых послужила предпринимательская деятельность должника, независимо от того, заявлялись ли указанные требования или обязательные платежи в деле о банкротстве.
Установлено, что определением Арбитражного суда Брянской области от 29 сентября 2009 года по делу №А09-8635/2009 было принято к производству заявление А. о признании должника ИП Гончаровой Л.Н. несостоятельным (банкротом), возбуждено производство по делу.
Определением Арбитражного суда Брянской области от 22 октября 2009 года по делу №А09-8635/2009 в отношении ИП Гончаровой Л.Н. была введена процедура наблюдения.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 27 апреля 2010 года по делу №А09-8635/2009 ИП Гончарова Л.Н. признана банкротом и в отношении нее открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим ИП Гончаровой Л.Н. утвержден Бондарев А.А. (т.1 л.д. 126-130).
Как следует из выписки из протокола №2 от 28 июня 2010 года (собрание кредиторов ИП Гончаровой Л.Н. по делу №А09-8635/2009) конкурсные кредиторы приняли решение о выкупе земельных участков под объектами недвижимости, принадлежащих должнику Гончаровой Л.Н..
В процедуре конкурсного производства недвижимое имущество, принадлежащее на праве собственности Гончаровой Л.Н., в том числе и вышеуказанные земельные участки, расположенные <адрес>, по <адрес>, <адрес> были проданы третьим лицам. Информация о продаже имущества размещена в публичном доступе на официальном сайте Межрегиональной электронной торговой системы (www.m-ets.ru), а также в газете «Коммерсантъ» (публикация 22.11.2013). Денежные средства, вырученные от продажи имущества должника ИП Гончаровой Л.Н., были направлены на текущие платежи, а также распределены между конкурсными кредиторами. Данные обстоятельства подтверждаются арбитражным управляющим Бондаревым А.А. в письменных возражениях к административному иску и представленных доказательствах.
Определением Арбитражного суда Брянской области от 25 мая 2015 года по делу №А09-8635/2009 конкурсное производство в отношении должника ИП Гончаровой Л.Н. было завершено. Неудовлетворенные требования кредиторов к ИП Гончаровой Л.Н. арбитражным судом признаны погашенными (т. 1 л.д. 131-133).
24.02.2015 года мировым судьей участка № 11 Советского судебного района г. Брянска по заявлению МИФНС России № 6 по Белгородской области вынесен судебный приказ № 2-419/15 о взыскании с Гончаровой Л.Н. недоимки по земельному налогу 655992,51 рублей, пени 721,60 рублей (т.1 л.д. 134).
12.08.2015 года в адрес Гончаровой Л.Н. МИФНС России № 6 по Белгородской области было направлено налоговое уведомление №13266 об уплате земельного налога за 2014 год с учетом переплаты, в срок до 01.10.2015 года (т. 1 л.д. 19-25).
Определением мирового судьи указанного судебного участка от 08.09.2015 года судебный приказ № 2-419/15 от 24.02.2015 года отменен по заявлению ответчика (т. 1 л.д. 137).
В связи с неисполнением уведомления в установленный срок, 20.11.2015 года налоговой инспекцией в адрес административного ответчика было направлено требование № 8749 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 09.10.2015 года, в котором Гончаровой Л.Н. предлагалось погасить задолженность по земельному налогу в размере 330099 рублей 83 копейки, пени по земельному налогу в размере 1148 рублей 82 копейки в срок до 23.11.2015 года(т. 1 л.д. 17).
02.12.2015 года административным истцом принято решение о взыскании налога (сбора), пени и штрафов с физического лица через суд, ст. 48 НК РФ (т. 1 л.д. 13-16).
Как установлено судом и следует из материалов дела, в мае 2015 года конкурсный управляющий Бондарев А.А. произвел оплату земельного налога за ИП Гончарову Л.Н. за 2014 год за вышеуказанные земельные участки, исходя из вида разрешенного использования - земли сельскохозяйственного использования, что подтверждается чеками – ордерами от 23.05.2014 года в сумме 976,51 рублей (т. 1 л.д. 284-330).
В соответствии с абзацем пятым статьи 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы, являются обязательными платежами.
В силу положений пункта 1 и 2 статьи 5 Закона о банкротстве текущими платежами в деле о банкротстве являются, в частности, обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом.
Как установлено судом, недоимка по земельному налогу у Гончаровой Л.Н. возникла за 2014 год после принятия заявления о признании должника ИП Гончаровой Л.Н. банкротом.
В силу статей 100, 126, 142 указанного Федерального закона о банкротстве арбитражным судом в рамках дела о банкротстве рассматриваются требования кредиторов к должнику, их обоснованность и наличие оснований для включения в реестр требований кредиторов. При этом требования кредиторов по текущим платежам не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном указанными нормами.
В соответствии с положениями статей 2, 5, 124, 126, 134 Федерального закона РФ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», налоги, обязанность по уплате которых возникла после даты принятия заявления о признании должника банкротом, относятся к текущим платежам, не подлежат включению в реестр требований кредиторов, а кредиторы по текущим платежам при проведении конкурсного производства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
В соответствии со ст. 129 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Конкурсный управляющий, в том числе обязан: заключать сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов; исполнять иные установленные настоящим Федеральным законом обязанности.
Конкурсный управляющий, в том числе вправе: распоряжаться имуществом должника в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом; совершать другие действия, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на возврат имущества должника.
В силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 44 НК РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.
Датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога, что согласуется с правовой позицией, изложенной в п. 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016, согласно которой при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг. Моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.
Таким образом, недоимка должника по земельному налогу за 2014 год в данном случае относится к текущим платежам.
В силу п. 1 ст. 134 Федерального закона о банкротстве вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.
Согласно пункту 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)» кредиторы по текущим платежам вправе участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве путем обжалования действий или бездействия арбитражного управляющего, нарушающих их права и законные интересы (пункт 4 статьи 5, абзац четвертый пункта 2 и пункт 3 статьи 35 Закона о банкротстве). Аналогичные разъяснения содержатся в абзацах восьмом и девятом пункта 19 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016).
Согласно п. 11 указанного Постановления при решении вопроса о порядке исполнения текущих требований налоговых органов по обязательным платежам (за исключением возникших после признания должника банкротом) судам надлежит учитывать, что эти требования удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
При возникновении в конкурсном производстве разногласий между кредитором по текущим платежам и арбитражным управляющим по вопросу об очередности удовлетворения требований данного кредитора, а при недостаточности средств для расчета с кредиторами одной очереди также и о пропорциональности этого удовлетворения, суд при признании жалобы кредитора обоснованной определяет на основании пункта 3 статьи 134 Закона о банкротстве очередность и размер удовлетворения требований с учетом правил пункта 2 статьи 134 названного Закона (абзац четвертый пункта 3 Постановления № 60).
Под федеральным уполномоченным органом в целях банкротства на основании абзаца девятого статьи 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" понимается федеральный орган исполнительной власти, наделенный Правительством Российской Федерации полномочиями на представление в делах о банкротстве и в процедурах, применяемых в делах о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" таким федеральным органом исполнительной власти является Федеральная налоговая служба (ФНС России).
В деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве ИП Гончаровой Л.Н., участвовала Федеральная налоговая служба России в лице МИФНС России № 2 по Брянской области, что подтверждается определением Арбитражного суда Брянской области от 19.10.2010 года.
Как установлено судом, действия или бездействия арбитражного управляющего Бондарева А.А. по оплате текущих платежей (земельного налога за 2014 год) уполномоченным органом в деле о банкротстве не обжаловались. Таким образом, разногласий по вопросу об очередности удовлетворения требований кредиторов, недостаточности средств для расчета с кредиторами одной очереди, а также о пропорциональности этого удовлетворения, не возникало.
По смыслу пункта 4 статьи 20.4 Закона о банкротстве арбитражный управляющий обязан возместить любые убытки, причиненные в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на него обязанностей, в том числе, составляющие сумму текущих платежей, возможность удовлетворения которых за счет конкурсной массы утрачена по вине арбитражного управляющего.
Со дня введения первой процедуры банкротства и далее в ходе любой процедуры банкротства требования кредиторов о возмещении убытков, причиненных арбитражным управляющим (пункт 4 статьи 20.4 Закона о банкротстве), могут быть предъявлены и рассмотрены только в рамках дела о банкротстве. После завершения конкурсного производства требования о возмещении упомянутых убытков, если они не были предъявлены и рассмотрены в рамках дела о банкротстве, могут быть заявлены в общем исковом порядке в пределах оставшегося срока исковой давности, что согласуется с правовой позицией, изложенной в п. 53 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве".
Между тем, действия (бездействие) конкурсного управляющего в ходе процедуры банкротства ИП Гончаровой Л.Н., при исчислении и оплаты земельного налога налоговым органом не оспаривались.
Кроме того, на момент возникновения спорных правоотношений постановлением Правительства Белгородской области от 12.11.2012 №448-пп «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Белгородской области» в <адрес> был установлен удельный показатель кадастровой стоимости для вида разрешенного использования – земли сельскохозяйственного использования, квартал №... в размере 3,12 рубля за 1 кв.м.
Как установлено судом, расчет земельного налога был осуществлен истцом с применением удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1120,20 руб./кв.м. (вид разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности) на основании постановления Администрации Чернянского района Белгородской области № 671 от 12.08.2010 «Об изменении целевого использования земельных участков». Данным постановлением земельные участки, расположенные в <адрес> были переведены из «земель населенных пунктов городского поселения» в новый вид использования – «для размещения промышленных объектов».
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2011 года по делу № А08-8063/2010 постановление администрации муниципального района «Чернянский район» Белгородской области № 671 от 12.08.2010 «Об изменении целевого использования земельных участков» было признано недействительным в части изменения целевого использования земельных участков, на которых были расположены объекты сельхозназначения ИП Гончаровой Л.Н.
В обоснование возражений административным ответчиком и заинтересованным лицом Бондаревым А.А. суду представлены доказательства оплаты и расчет земельного налога за 2014 год:
по земельному участку с к.н. №... налог исчислен с кадастровой стоимости 680,16 рублей (земли сельскохозяйственного использования), вместо примененной налоговым органом кадастровой стоимости 244204,00 рубля (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности). Земельный налог оплачен в сумме 1,19 рублей.
По земельному участку с к.н. №... налог исчислен с кадастровой стоимости 361,92 рублей (земли сельскохозяйственного использования), вместо примененной налоговым органом кадастровой стоимости 6568,00 рубля (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности). Земельный налог оплачен в сумме 0,63 рублей.
По земельному участку с к.н. №... налог исчислен с кадастровой стоимости 489,84 рублей (земли сельскохозяйственного использования), вместо примененной налоговым органом кадастровой стоимости 175871 рубля (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности). Земельный налог оплачен в сумме 0,86 рублей.
По земельному участку с к.н. №... налог исчислен с кадастровой стоимости 355,68 рублей (земли сельскохозяйственного использования), вместо примененной налоговым органом кадастровой стоимости 127703,00 рубля (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности). Земельный налог оплачен 0,62 рублей.
По земельному участку с к.н. №... налог исчислен с кадастровой стоимости 28962,96 рублей (земли сельскохозяйственного использования), вместо примененной налоговым органом кадастровой стоимости 10398817,00 рубля (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности). Земельный налог оплачен в сумме 50,69 руб.
По земельному участку с к.н. №... налог исчислен с кадастровой стоимости 44060,64 руб. (земли сельскохозяйственного использования), вместо примененной налоговым органом кадастровой стоимости 15819464,00 руб. (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности). Земельный налог оплачен в сумме 77,11 рублей.
По земельному участку с к.н. №... налог исчислен с кадастровой стоимости 45364,80 руб. (земли сельскохозяйственного использования), вместо примененной налоговым органом кадастровой стоимости 16287708,00 рублей (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности). Земельный налог по данному земельному участку оплачен в сумме 79,39 руб.
По земельному участку с к.н. №... налог исчислен с кадастровой стоимости 246,48 рублей (земли сельскохозяйственного использования), вместо примененной налоговым органом кадастровой стоимости 88496,00 рублей (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности). Земельный налог оплачен в сумме 0,43 рубля.
По земельному участку с к.н. №... налог исчислен с кадастровой стоимости 2982,72 рублей (земли сельскохозяйственного использования), вместо примененной налоговым органом кадастровой стоимости 1070911,00 рубля (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности). Земельный налог оплачен в сумме 5,22 рублей.
По земельному участку с к.н. №... налог исчислен с кадастровой стоимости 1073,28 рублей (земли сельскохозяйственного использования), вместо примененной налоговым органом кадастровой стоимости 385349,00 рубля (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности). Земельный налог оплачен в сумме 1,88 рублей.
По земельному участку с к.н. №... налог исчислен с кадастровой стоимости 1903,20 рублей (земли сельскохозяйственного использования), вместо примененной налоговым органом кадастровой стоимости 683322,00 рубля (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности). Земельный налог оплачен в сумме 3,33 рублей.
По земельному участку с к.н. №... налог исчислен с кадастровой стоимости 305,76 рублей (земли сельскохозяйственного использования), вместо примененной налоговым органом кадастровой стоимости 109780 рублей (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности). Земельный налог оплачен в сумме 0,54 рублей.
По земельному участку с к.н. №... налог исчислен с кадастровой стоимости 505,44 рублей (земли сельскохозяйственного использования), вместо примененной налоговым органом кадастровой стоимости 181472 рублей (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности). Земельный налог оплачен в сумме 0,88 рублей.
По земельному участку с к.н. №... налог исчислен с кадастровой стоимости 561,60 рублей (земли сельскохозяйственного использования), вместо примененной налоговым органом кадастровой стоимости 201636,00 рублей (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности). Земельный налог оплачен в сумме 0,98 рубля.
По земельному участку с к.н. №... налог исчислен с кадастровой стоимости 714,48 рублей (земли сельскохозяйственного использования), вместо примененной налоговым органом кадастровой стоимости 256526,00 рубля (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности). Земельный налог оплачен в сумме 1,25 рублей.
По земельному участку с к.н. №... налог исчислен с кадастровой стоимости 1394,64 рублей (земли сельскохозяйственного использования), вместо примененной налоговым органом кадастровой стоимости 500729,00 рублей (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности). Земельный налог оплачен в сумме 2,44 рубля.
По земельному участку с к.н. №... налог исчислен с кадастровой стоимости 1769,04 рублей (земли сельскохозяйственного использования), вместо примененной налоговым органом кадастровой стоимости 635153,00 рубля (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности). Земельный налог оплачен в сумме 3,10 рублей.
По земельному участку с к.н. №... налог исчислен с кадастровой стоимости 2467,92 рублей (земли сельскохозяйственного использования), вместо примененной налоговым органом кадастровой стоимости 886078,00 рубля (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности). Земельный налог оплачен в сумме 4,32 рублей.
По земельному участку к.н. №... налог исчислен с кадастровой стоимости 804,96 рублей (земли сельскохозяйственного использования), вместо примененной налоговым органом кадастровой стоимости 289012,00 рубля (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности). Земельный налог оплачен в сумме 1,41 рублей.
По земельному участку с к.н. №... налог исчислен с кадастровой стоимости 10614,24 рублей (земли сельскохозяйственного использования), вместо примененной налоговым органом кадастровой стоимости 3810920,00 рублей (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности). Земельный налог оплачен в сумме 31,84 рубля.
По земельному участку с к.н. №... налог исчислен с кадастровой стоимости 5010,72 рублей (земли сельскохозяйственного использования), вместо примененной налоговым органом кадастровой стоимости 1799041,00 рублей (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности). Земельный налог оплачен в сумме 15,03 рублей.
По земельному участку с к.н. №... налог исчислен с кадастровой стоимости 1054,56 рублей (земли сельскохозяйственного использования), вместо примененной налоговым органом кадастровой стоимости 378628,00 рублей (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности). Земельный налог оплачен в сумме 3,16 рублей.
По земельному участку с к.н. №... налог исчислен с кадастровой стоимости 499,20 рублей (земли сельскохозяйственного использования), вместо примененной налоговым органом кадастровой стоимости 179232,00 рублей (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности). Земельный налог оплачен в сумме 1,50 рублей.
По земельному участку с к.н. №... налог исчислен с кадастровой стоимости 10785,84 рублей (земли сельскохозяйственного использования), вместо примененной налоговым органом кадастровой стоимости 3872531,00 рубля (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности). Земельный налог оплачен в сумме 32,36 рублей.
По земельному участку с к.н. №... налог исчислен с кадастровой стоимости 5344,56 рублей (земли сельскохозяйственного использования), вместо примененной налоговым органом кадастровой стоимости 1918903,00 рубля (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности). Земельный налог оплачен в сумме 16,03 рублей.
По земельному участку с к.н. №... налог исчислен с кадастровой стоимости 861,12 рублей (земли сельскохозяйственного использования), вместо примененной налоговым органом кадастровой стоимости 309175,00 рубля (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности). Земельный налог оплачен в сумме 2,58 рублей.
По земельному участку с к.н. №... налог исчислен с кадастровой стоимости 5637,84 рублей (земли сельскохозяйственного использования), вместо примененной налоговым органом кадастровой стоимости 2024201,00 рубля (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности). Земельный налог оплачен в сумме 16,91 рублей.
По земельному участку с к.н. №... налог исчислен с кадастровой стоимости 2592,72 рублей (земли сельскохозяйственного использования), вместо примененной налоговым органом кадастровой стоимости 930886,00 рубля (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности). Земельный налог оплачен в сумме 7,78 рублей.
По земельному участку с к.н. №... налог исчислен с кадастровой стоимости 333,84 рублей (земли сельскохозяйственного использования), вместо примененной налоговым органом кадастровой стоимости 119861,00 рублей (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности). Земельный налог оплачен в сумме 1,00 рублей.
По земельному участку с к.н. №... налог исчислен с кадастровой стоимости 5126,16 рублей (земли сельскохозяйственного использования), вместо примененной налоговым органом кадастровой стоимости 1840489,00 рубля (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности). Земельный налог оплачен в сумме 15,38 рублей.
По земельному участку с к.н. №... налог исчислен с кадастровой стоимости 5831,28 рублей (земли сельскохозяйственного использования), вместо примененной налоговым органом кадастровой стоимости 2093654,00 рубля (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности). Земельный налог оплачен в сумме 17,49 рублей.
По земельному участку с к.н. №... налог исчислен с кадастровой стоимости 1244,88 рублей (земли сельскохозяйственного использования), вместо примененной налоговым органом кадастровой стоимости 446960,00 рубля (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности). Земельный налог оплачен в сумме 3,73 рублей.
По земельному участку с к.н. №... налог исчислен с кадастровой стоимости 58085,04 рублей (земли сельскохозяйственного использования), вместо примененной налоговым органом кадастровой стоимости 20854763,00 рублей (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности). Земельный налог оплачен в сумме 174,26 рублей.
По земельному участку с к.н. №... налог исчислен с кадастровой стоимости 56915,04 рублей (земли сельскохозяйственного использования), вместо примененной налоговым органом кадастровой стоимости 20434688,00 рубля (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности). Земельный налог оплачен в сумме 170,75 рублей.
По земельному участку с к.н. №... за 2014 год налог исчислен с кадастровой стоимости 10299,12 рублей (земли сельскохозяйственного использования), вместо примененной налоговым органом кадастровой стоимости 3697780,00 рубля (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности). Земельный налог оплачен в сумме 30,90 рублей.
По земельному участку с к.н. №... налог исчислен с кадастровой стоимости 156,00 рубль (земли сельскохозяйственного использования), вместо примененной налоговым органом кадастровой стоимости 56010,00 рублей (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности). Земельный налог оплачен в сумме 0,47 рублей.
По земельному участку с к.н. №... налог исчислен с кадастровой стоимости 3553,68 рублей (земли сельскохозяйственного использования), вместо примененной налоговым органом кадастровой стоимости 1275908,00 рублей (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности). Земельный налог оплачен в сумме 10,66 рублей.
По земельному участку с к.н. №... налог исчислен с кадастровой стоимости 10785,84 рублей (земли сельскохозяйственного использования), вместо примененной налоговым органом кадастровой стоимости 3872531,00 рублей (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности). Земельный налог оплачен в сумме 32,36 рублей.
По земельному участку с к.н. №... налог исчислен с кадастровой стоимости 5497,44 рублей (земли сельскохозяйственного использования), вместо примененной налоговым органом кадастровой стоимости 1973792,00 рубля (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности). Земельный налог оплачен в сумме 16,49 рублей.
По земельному участку с к.н. №... налог исчислен с кадастровой стоимости 9940,32 рублей (земли сельскохозяйственного использования), вместо примененной налоговым органом кадастровой стоимости 3568957,00 рубля (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности). Земельный налог оплачен в сумме 29,82 рублей.
По земельному участку с к.н. №... налог исчислен с кадастровой стоимости 5825,04 рублей (земли сельскохозяйственного использования), вместо примененной налоговым органом кадастровой стоимости 418171,00 рубля (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности). Земельный налог оплачен в сумме 17,48 рублей.
По земельному участку с к.н. №... налог исчислен с кадастровой стоимости 742,56 рублей (земли сельскохозяйственного использования), вместо примененной налоговым органом кадастровой стоимости 266608,00 рубля (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности). Земельный налог оплачен в сумме 2,23 рублей.
По земельному участку с к.н. №... налог исчислен с кадастровой стоимости 1634,88 рублей (земли сельскохозяйственного использования), вместо примененной налоговым органом кадастровой стоимости 586985,00 рубля (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности). Земельный налог оплачен в сумме 4,90 рублей.
По земельному участку с к.н. №... налог исчислен с кадастровой стоимости 1060,80 рублей (земли сельскохозяйственного использования), вместо примененной налоговым органом кадастровой стоимости 380868,00 рублей (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности). Земельный налог оплачен в сумме 3,18 рублей.
По земельному участку с к.н. №... налог исчислен с кадастровой стоимости 46828,08 рублей (земли сельскохозяйственного использования), вместо примененной налоговым органом кадастровой стоимости 16813082,00 рубля (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности). Земельный налог оплачен в сумме 81,95 рублей.
На запросы суда о предоставлении сведений об основаниях расчета задолженности и расшифровка расчета задолженности по земельному налогу за 2014 год в сумме 274881,46 рублей, или уточнение иска в указанной части с учетом возражений административного ответчика и заинтересованного лица, истцом информация суду не представлена. От уточнения оснований или предмета исковых требований административный истец отказался, настаивал на рассмотрении административного иска в ранее заявленном размере, что подтвердил письменными ходатайствами.
Как следует из материалов дела (т. 1 л.д. 11-12, 15, 19-23, 26-34, 255-263), налоговая база по земельному налогу определялась налоговым органом в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 НК РФ), т.е. на 01.01.2014. Кадастровая стоимость земельных участков на момент расчета уточнялась филиалом ФГУ ФКП Росреестра по Белгородской области и была пересчитана ФКП в мае 2014 года в связи с изменением статуса земельного участка (дата внесения 13.05.2014 г.), таким образом, могла применяться при исчислении земельного налога за 2015 год. Вся уплата земельного налога за 2014 год конкурсным управляющим за Гончарову Л.Н. была учтена истцом при предъявлении требований к Гончаровой Л.Н., в связи с чем, образовалась разница.
Оценив представленные сторонами письменные доказательства в обоснование требований и возражений в соответствии со ст. ст. 59-62, 68, 70, 84 КАС РФ, суд находит обоснованными доводы административного ответчика об избрании административным истцом ненадлежащего способа защиты права.
Как установлено судом, требования о взыскании недоимки по земельному налогу (текущим платежам) заявлены административным истцом после принятия арбитражным судом заявления о признании должника ИП Гончаровой Л.Н. банкротом и возбуждения конкурсного производства. В ходе процедуры банкротства уполномоченный налоговый орган (кредитор) не оспаривал действия (бездействия) конкурсного управляющего должника по расчету и оплате земельного налога в спорный период за счет имущества должника. Между тем, в силу требований п. 4 ст. 20.4 Закона о банкротстве арбитражный управляющий обязан возместить убытки, причиненные в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на него обязанностей, в том числе и по текущим платежам (налогам), возможность удовлетворения которых за счет конкурсной массы утрачена по его вине. Неудовлетворенные требования кредиторов к ИП Гончаровой Л.Н. определением арбитражного суда от 25.05.2015 года признаны погашенными.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований о взыскании недоимки по земельному налогу по указанным истцом основаниям у суда не имеется.
Согласно правилам ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Поскольку срок исполнения налогового требования был установлен до 23.11.2015 г., срок обращения в суд в рамках указанных норм истекал 24.05.2016 года, в суд административный истец обратился с данным иском 22.03.2016 года, в связи с чем, истцом не пропущен срок, установленный в пункте 3 статьи 48 НК РФ и ч.2 ст.286 КАС РФ для обращения в суд.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований МИФНС России №6 по Белгородской области о взыскании с Гончаровой Л.Н. задолженности по налоговым платежам.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 6 по Белгородской области к Гончаровой Л.Н. о взыскании недоимки по налогу и пени, оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд гор. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Л.В. Сухорукова
Решение в окончательной форме изготовлено 07.11.2017 года.
Судья Л.В. Сухорукова