Дело № 2-4304/2023
УИД 32RS0027-01-2023-002810-26
Резолютивная часть решения объявлена 17 октября 2023 года.
Мотивированное решение изготовлено 24 октября 2023 года.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Советский районный суд города Брянска в составе
председательствующего судьи Мазур Т.В.,
при секретаре Егоровой А.А.,
с участием истца Снытко П.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Снытко Петра Григорьевича к Департаменту социальной политики и занятости населения Брянской области о признании незаконным отказа в присвоении статуса «Ветеран труда Брянской области»,
УСТАНОВИЛ:
Снытко П.Г. обратился в суд с указанным иском, в обоснование которого указал, что истец работает в должности <данные изъяты> ГБУ Брянской области <данные изъяты>, трудовой стаж составляет более 40 лет. За свой многолетний добросовестный труд был награжден Почетной грамотой Брянской областной Думы и нагрудным знаком на основании решения Совета Брянской областной Думы от 17.01.2023 №8-сд.
Согласно Указу Губернатора Брянской области от 04.02.2013 года и п.2 Положения о порядке и условиях установления статуса «Ветеран труда Брянской области», истец полагает, что имеет право на получение статуса «Ветеран труда Брянской области».
С таким заявлением истец обратился к ответчику по месту жительства в отдел ОСЗН Красногорского района, однако приказом Департамента семьи социальной и демографической политики Брянской области от 05.04.2023 года ему было отказано, в связи с тем, что истец имеет федеральный льготный статус - инвалид вследствие чернобыльской катастрофы, в соответствии с которым истцу предоставляются меры социальной поддержки., что противоречит п.1 Указа Губернатора Брянской области №100, согласно которому статус «Ветеран труда Брянской области» устанавливается гражданам, не имеющим права на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с федеральными и региональными нормативными правовыми актами.
С данным приказом ответчика истец не согласен.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит суд признать не законным приказ Департамента семьи социальной и демографической политики Брянской области от 05.04.2023 года об отказе в установлении Снытко П.Г. статуса «Ветеран труда Брянской области»; обязать Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области выдать Снытко П.Г. удостоверение «Ветеран труда Брянской области» установленного образца.
Истец Снытко П.Г. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить.
Представитель Департамента социальной политики и занятости населения Брянской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
В соответствии с частью 4, 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Законодательство Российской Федерации позволяет выделить два статуса: федеральный - «Ветеран труда», и региональные - «Ветеран труда субъекта».
Статьей 1 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» определены категории ветеранов, которым присваивается звание федерального значения с учетом имеющихся у них заслуг. Данной нормой звание ветерана труда определено, в том числе и с учетом продолжительного добросовестного труда.
В соответствии со статьей 7 указанного Закона, ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Во исполнение Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Закон № 5-ФЗ) субъекты Российской Федерации принимают законы и иные нормативно-правовые акты (ст.ст. 7, 22). Так, на территории Брянской области нормативно-правовое регулирование федерального статуса «Ветеран труда» осуществляется постановлением Правительства Брянской области от 26.09.2016 № 504-п «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Брянской области» и Законом Брянской области от 10.12.2004 № 91-3 «О мерах социальной поддержки ветеранов в Брянской области» (далее - Закон Брянской области № 91-3).
Регулирование же регионального статуса «Ветеран труда Брянской области» осуществляется указом Губернатора Брянской области от 04.02.2013 № 100 «О порядке и условиях установления статуса «Ветеран труда Брянской области» и мерах социальной поддержки указанной категории граждан» (далее - Указ № 100).
Указанный статус носит исключительно региональный характер, что вытекает из пункта 1 Положения о порядке и условиях установление статуса «Ветеран труда Брянской области» и мерах социальной поддержки указанной категории граждан, утвержденного Указом № 100, определяющего, что статус «Ветеран труда Брянской области» является формой социальной поддержки граждан, проживающих на территории Брянской области, не имеющих права на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с федеральными и (или) региональными нормативными правовыми актами, как поощрение за многолетний плодотворный труд и активную общественную деятельность на благо Брянской области.
Статус дает право на меры социальной поддержки тем лицам, которые не имеют оснований для их предоставления по федеральному и (или) региональному законодательству.
Как усматривается из материалов дела, Снытко П.Г. был награжден Почетной грамотой Брянской областной Думы и нагрудным знаком на основании решения Совета Брянской областной Думы от 17.01.2023 №8-сд.
Снытко П.Г. обратился с заявлением на получение статуса «Ветеран труда Брянской области» в отдел ОСЗН Красногорского района.
Приказом № 197 от 05.04.2023г. истцу было отказано, в связи с тем, что истец имеет федеральный льготный статус - инвалид вследствие чернобыльской катастрофы, в соответствии с которым мне предоставляются меры социальной поддержки., что противоречит п.1 Указа Губернатора Брянской области №100, согласно которого статус «Ветеран труда Брянской области» устанавливается гражданам, не имеющим права на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с федеральными и региональными нормативными правовыми актами.
Согласно преамбуле Указа № 100 данный акт был издан в соответствии со статьей 26.2 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», которая предусматривала, что «полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета)».
Таким образом, установление статуса направлено на дополнительную социальную поддержку отдельных категорий граждан со стороны субъекта РФ, а не на социальную поддержку во исполнение норм федерального законодательства.
Несмотря на пробел в законодательстве и наличие исчерпывающего перечня оснований для отказа в установлении статуса, учитывая исключительно региональный характер статуса «Ветеран труда Брянской области», суд полагает, что первостепенным основанием установления статуса является наличие права. Иное толкование противоречило бы смыслу звания «Ветеран труда Брянской области» и позволяло бы приобретать данный статус лицам, не имеющим на это права, а также получать одни и те же меры социальной поддержки в двойном размере, в то время как даже на федеральном и региональном во исполнение федерального уровнях предусмотрен принцип социальной справедливости в виде выбора оснований предоставления социальной поддержки при наличии у ветерана права на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (см. ч. 3 ст. 13 Закона № 5-ФЗ, ч. 2 ст. 2 Закона Брянской области № 91 -3).
В пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018) отражено рассмотрение дела, в котором гражданин одновременно являлся ветераном труда и лицом, признанным подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным. Суд указал, что в системном толковании положения закона субъекта, принятого во исполнение федерального закона, и Закона о ветеранах № 5-ФЗ не предусматривают возможность получения одним и тем же лицом мер социальной поддержки, установленных для различных категорий граждан.
Рассматривая жалобу гражданина Ш. по оспариванию конституционности пункта 2 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и части 3 статьи 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривающих, что гражданину, одновременно имеющему право на ежемесячную денежную выплату по одному из названных федеральных законов и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 30.01.2020 № 189-0 указал, что граждане имеют право выбора наиболее выгодного основания получения ежемесячной денежной выплаты.
При этом правовое регулирование, при котором лицам, имеющим одновременно право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), как позволяющее выбрать наиболее выгодное основание пользования мерами социальной поддержки, не может расцениваться как ущемляющее права граждан.
Кроме того, судом отмечается, что размер ЕДВ инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы составляет 1544 рубля (2240,73 рублей на сегодня с учетом индексации), а размер ЕДВ ветеранам труда Брянской области - 296 рублей (451 рубль на сегодня с учетом индексации) - в соответствии со статьей 27.1 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и подпунктом «а» пункта 14 Указа № 100 соответственно.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Снытко Петра Григорьевича к Департаменту социальной политики и занятости населения Брянской области о признании незаконным отказа в присвоении статуса «Ветеран труда Брянской области», отказать.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд города Брянска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.В. Мазур