Советский районный суд г. Брянска
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Советский районный суд г. Брянска — Судебные акты
Дело № 2-5694 (2011)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 августа 2011 г. г.Брянск
Советский районный суд г. Брянска в составе:
председательствующего судьи Шматковой О.В.,
при секретаре Емельяновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью охранное предприятие «Страж-М» о признании незаконным и не подлежащим исполнению предписания государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Брянской области в части,
УСТАНОВИЛ:
Представитель ООО охранного предприятия «Страж-М» обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что 08.06.2011 г. государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Брянской области в адрес ООО ОП «Страж-М» вынесено предписание №..., обязывающее руководителя общества устранить выявленные нарушения трудового законодательства, в соответствии с п.4 которого ООО ОП «Страж-М» обязано произвести перерасчет заработной платы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 по фактически отработанному времени за весь период работы каждого с учетом сверхурочных работ, ночных работ, праздничных и выходных дней. Вопрос о выплате заработной платы за сверхурочную работу, работу в ночные часы, в праздничные и выходные дни является индивидуальным трудовым спором. На основании ст. 382 ТК РФ государственная инспекция труда не наделена полномочиями рассматривать индивидуальные трудовые споры, а является лишь органом государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Кроме того, инспектор труда, действуя в интересах работника, также как и сам работник должен соблюдать установленные сроки для рассмотрения трудового спора. Оспариваемое в части предписание вынесено по истечении установленного Трудовым кодексом РФ трехмесячного срока, в течение которого бывшие работники общества имели возможность обратиться в суд за разрешением спора о взыскании заработной платы за сверхурочную работу, работу в ночные часы, в праздничные и выходные дни. На основании изложенного, заявитель просит суд признать незаконным и не подлежащим исполнению п. 4 предписания от 08.06.2011 г. №... государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Брянской области.
В судебном заседании представитель ООО ОП «Страж-М» по доверенности Симошина А.Э.поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении, просила суд их удовлетворить.
Представитель Государственной инспекции труда в Брянской области Лидак О.В., государственный инспектор труда по правовым вопросам в Брянской области, заявленные требования не признала, суду пояснила, что спор между бывшими работниками и работодателем о взыскании заработной платы за сверхурочную работу, работу в ночные часы, в праздничные и выходные дни не является индивидуальным трудовым спором, поскольку с заявлением в инспекцию труда обратились несколько бывших работников общества, следовательно, спор является коллективным.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 08.06.2001 г. государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Брянской области в адрес ООО ОП «Страж-М» вынесено предписание №..., обязывающее руководителя общества устранить выявленные нарушения трудового законодательства, в соответствии с п.4 которого ООО ОП «Страж-М» обязано произвести перерасчет заработной платы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 по фактически отработанному времени за весь период работы каждого с учетом сверхурочных работ, ночных работ, праздничных и выходных дней.
Основные права государственных инспекторов труда изложены в ст. 357 Трудового кодекса РФ.
В силу положений статей 353 - 356, 382 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда, территориальным органом которой является государственная инспекция труда, относится к органам исполнительной власти и уполномочена осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, но не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
В силу ст. 382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Установленный данной нормой перечень органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры, является исчерпывающим.
Доводы государственного инспектора труда Лидак О.В. о том, что данный спор является коллективным, поскольку с заявлениями в инспекцию труда обратились несколько бывших работников общества, является необоснованным.
Согласно ст. 398 Трудового кодекса РФ коллективный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.
В силу ст. 381 Трудового кодекса РФ индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.
Вопрос о взыскании заработной платы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 по фактически отработанному времени за весь период работы каждого с учетом сверхурочных работ, ночных работ, праздничных и выходных дней, является индивидуальным трудовым спором, который подлежит рассмотрению непосредственно в судах.
Суд соглашается с доводами представителя заявителя о том, что оспариваемое в части предписание вынесено 8 июня 2011 года по истечении установленного Трудовым кодексом РФ трехмесячного срока, в течение которого бывшие работники общества имели возможность обратиться в суд за разрешением спора о взыскании заработной платы за сверхурочную работу, работу в ночные часы, в праздничные и выходные дни.
Как следует из материалов дела, бывшие работники общества ФИО1 уволена с "дата обезличена", ФИО2 - с "дата обезличена", ФИО3 - с "дата обезличена" ФИО4 - с "дата обезличена"
Предписание по трудовым спорам инспектор труда выдает с целью защиты нарушенного права работника. Для защиты этого права самим работником Трудовым кодексом РФ установлен трехмесячный срок. Таким образом, действуя в интересах работника, инспектор труда, так же как и сам работник, должен соблюдать установленные сроки для рассмотрения трудового спора. Оспариваемое предписание вынесено 08.06.2011 г. по истечении установленного Трудовым кодексом РФ трехмесячного срока, в течение которого ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 имели возможность обратиться в суд за разрешением спора о взыскании заработной платы по фактически отработанному времени за весь период работы каждого с учетом сверхурочных работ, ночных работ, праздничных и выходных дней.
Кроме того, суд полагает, что п. 4 оспариваемого предписания является неисполнимым, поскольку не указаны конкретное количество дней и точные периоды, за которые необходимо произвести перерасчет заработной платы по фактически отработанному времени за весь период работы каждого работника с учетом сверхурочных работ, ночных работ, праздничных и выходных дней.
Как пояснила в судебном заседании представитель ООО ОП «Страж-М» оплата труда работникам общества производилась по установленным окладам, работа осуществлялась в сменном режиме работы согласно графику сменности. Согласно ст. 129 ТК РФ оклад - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Исходя из данного определения, при оплате труда по окладам заработная плата начисляется за календарный месяц независимо от количества рабочих часов, предусмотренного индивидуальным графиком работника на месяц. Так как при установлении графика сменности не соблюдалась ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, то работодателем был введен суммированный учет рабочего времени. Доплата за сверхурочную работу производилась работникам сверх установленного оклада. При увольнении ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 с работниками был произведен полный расчет.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что п.4 предписания от 08.06.2011 г. №... государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Брянской области является незаконным и не подлежит исполнению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление общества с ограниченной ответственностью охранное предприятие «Страж-М» - удовлетворить.
Признать пункт 4 предписания от 08.06.2011 г. №... государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Брянской области незаконным и не подлежащим исполнению.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г.Брянска в течение 10 дней со дня издания в окончательной форме.
Судья Шматкова О.В.