НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Брянска (Брянская область) от 23.06.2020 № 2А-2203/20

32RS0027-01-2020-001261-66

Дело № 2а-2203/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июня 2020 года г. Брянск

Советский районный суд г. Брянска в составе:

председательствующего судьи ПозинскойС.В., при секретаре Луцай Я.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Брянску к Куликовой Светлане Александровне о взыскании налоговой задолженности,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция ФНС России по г. Брянску обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, ссылалась на то, что административный ответчик состоит на налоговом учете в ИФНС России по г. Брянску в качестве налогоплательщика.

На основании ст. ст. 357, 400 НК РФ, положений Закона РФ от 09.12.1991 №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» административный ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц.

Для налогов, исчисленных до 01.01.2016 г. ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются согласно ч. 3 Постановления Брянского городского Совета народных депутатов «О налоге на имущество физических лиц» №200-п от 26.10.2005 г. Для налогов, исчисленных после 01.01.2016 г. ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются согласно ч. 2 решения Брянского городского Совета народных депутатов «О налоге на имущество физических лиц» №298 от 25.11.2015 г.

Согласно налоговому уведомлению № 1231566 от 18.04.2015 г. налогоплательщику за 2014 г. был начислен налог на имущество физических лиц в сумме 198 рублей по сроку уплаты 01.10.2015 г., непогашенный остаток составляет 197,99 руб. Также по налоговому уведомлению №114459732 от 05.08.2016 г. налогоплательщику был исчислен налог на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 375 руб. по сроку уплаты 01.12.2016 г.

Данный налог налогоплательщиком не был уплачен в установленный срок.

Административный ответчик является плательщиком транспортного налога в соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации на основании сведений, поступивших в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

На территории Брянской области налоговое ставки установлены ст. 2 Закона Брянской области «О транспортном налоге» от 09.11.2002 года №82-З.

Согласно налоговому уведомлению №1231566 от 18.04.2015 г. налогоплательщику был начислен транспортный налог за 2014 год в сумме 609 руб. по сроку уплаты 01.10.2015 г. Также по налоговому уведомлению №114459732 от 05.08.2016 г. налогоплательщику был начислен транспортный налог за 2015 год в сумме 13896 руб. по сроку уплаты 01.12.2016 г. Данный налог налогоплательщиком не был уплачен в установленный срок.

В соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ должнику были направлены требования об уплате налога и пени от 08.10.2015 №27095, от 08.12.2016 г. №21703, от 08.02.2017 г. №1800 со сроком оплаты до 06.04.2017 г., до настоящего времени данные требования не исполнены.

Ссылаясь на ст. 48 НК РФ административный истец просит суд взыскать с Куликовой Светланы Александровны налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог за 2014-2015 гг. в размере 572,99 руб.. пеня в размере 8,50 руб.; транспортный налог с физических лиц: налог за 2014-2015 г.г. в размере 14505 руб.

Стороны в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, в порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы.

Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в пункте 1 статьи 3 НК РФ, указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Согласно ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Указанная обязанность изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 НК РФ).

В силу статьи 400 НК РФ физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 (пункт 3 статьи 402 НК РФ).

Согласно части 1 статьи 409 НК РФ налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Для налогов, исчисленных до 01.01.2016 года, ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются согласно ч. 3 Постановления Брянского городского совета народных депутатов «О налоге на имущество физических лиц» №200-П от 26.10.2005 г. Для налогов, исчисленных после 01.01.2016 г.. ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются согласно ч. 2 Решения Брянского городского Совета Народных Депутатов «О налоге на имущество физических лиц» №298 от 25.11.2015 г.

Статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, т.е. налоговой недоимки, предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Аналогичные требования изложены в статье 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившего в силу с 01.01.2017 года.

Из изложенного следует, что плательщиком налога на имущество физических лиц является лицо, которое указано в ЕГРН, как обладающее соответствующим вещным правом на недвижимое имущество, в силу чего обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на недвижимое имущество, то есть внесения записи в указанный реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующее недвижимое имущество.

Согласно сведений об имуществе налогоплательщика, Куликова С.А. является владельцем: гаража, расположенного <адрес> (кадастровый №...), квартиры, расположенной <адрес> (кадастровый №...), 1/2 доли в квартире, расположенной <адрес> (кадастровый №...).

Согласно п. 3 ст. 396 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, что подразумевает добровольное перечисление денежных средств в счет уплаты соответствующих налогов и сборов по собственной инициативе и в сумме, исчисленной самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Именно с момента направления такого требования начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога.

В соответствии с п. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно статьи 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В силу пункту 6 статьи 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. Одновременно законодатель установил, что налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (статьи 52 НК РФ).

Согласно налоговому уведомлению № 1231566 от 18.04.2015 г. налогоплательщику за 2014 г. был начислен налог на имущество физических лиц в сумме 198 рублей по сроку уплаты 01.10.2015 г., непогашенный остаток составляет 197,99 руб.

Согласно налоговому уведомлению №114459732 от 05.08.2016 г. налогоплательщику был исчислен налог на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 375 руб. по сроку уплаты 01.12.2016 г.

Данный налог налогоплательщиком не был уплачен в установленный срок.

Административный ответчик является плательщиком транспортного налога в соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации на основании сведений, поступивших в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.

Согласно части 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства зарегистрированные в установленном законом порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 359 Налогового кодекса Российской Федерации определяет налоговую базу по транспортному налогу как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Ставки различаются в зависимости от мощности двигателя транспортного средства (пункта 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации) и установлены статьей 2 Закона Брянской области «О транспортном налоге» от 09.11.2002 г. №82-З.

В соответствии со статьей 362 Налогового кодекса Российской Федерации сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступают в налоговые органы от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В абзаце 1 пункта 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В соответствии со статьей 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации и могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.

Судом установлено, что административный ответчик является собственником транспортных средств ТОЙОТА ЯРИС, государственный регистрационных знак №..., ЛЕКСУС GX470 V8, государственный регистрационный знак №...

Согласно налоговому уведомлению №1231566 от 18.04.2015 г. налогоплательщику был начислен транспортный налог за 2014 год в сумме 609 руб. по сроку уплаты 01.10.2015 г. Также по налоговому уведомлению №114459732 от 05.08.2016 г. налогоплательщику был начислен транспортный налог за 2015 год в сумме 13896 руб. по сроку уплаты 01.12.2016 г.

Данные налоги налогоплательщиком не были оплачены в установленный срок.

В соответствии со ст. 69, 70 НК РФ должнику были направлены требования (об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) от 08.10.2015 №27095, от 08.12.2016 г. №21703, от 08.02.2017 г. №1800 со сроком оплаты до 06.04.2017 г., в которых Куликовой С.А. предлагалось погасить общую задолженность по налогам, пени, штрафам, процентам в сумме 15086,49 рублей, в том числе, по налогам на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов 572,99 рублей, пени в размере 8,5 рублей, транспортного налога с физических лиц в размере 14505 руб., предоставив срок для добровольного исполнения требования. До настоящего времени данные требования не исполнены.

Пунктом 1 статьи 69 НК РФ определено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

С направлением предусмотренного статьей 69 НК РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пени в определенные сроки.

Требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое в силу положений пункта 6 статьи 69 настоящего Кодекса считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 8 апреля 2010 г. № 468-О-О указал, что, признав направление данных документов по почте заказным письмом надлежащим способом уведомления, федеральный законодатель установил презумпцию получения его адресатом на шестой день с даты направления. Такое правовое регулирование призвано обеспечить баланс частного и публичного интересов в налоговых правоотношениях и гарантировать исполнение налогоплательщиками конституционно-правовой обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов.

Согласно правилам ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Согласно абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Общая сумма по требованию об уплате налога №1800 со сроком исполнения – 06 апреля 2017 года превысила 3000 рублей, налогоплательщиком в полном объеме не исполнено.

Судебный приказ №2а-833/2017 в отношении Куликовой С.А. о взыскании задолженности по уплате налога, был вынесен 24.07.2017 года, определением мирового судьи от 13.01.2020 года, судебный приказ был отменен по причине поступивших возражений от ответчика.

В срок, установленный пунктом 3 статьи 48 НК РФ, в течение шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, 12.03.2020 года налоговый орган обратился в суд с данным административным иском.

Административным ответчиком не представлено доказательств уплаты недоимки по налогу на имущество физических лиц.

Учитывая приведенные требования закона, суд приходит к выводу об удовлетворении требований ИФНС России по г. Брянску о взыскании задолженности по налоговым платежам, т.к. Куиковой С.А. не уплачена установленная налоговым органом задолженность по налогам и пени за оспариваемый период в полном объеме, при этом налоговым органом был соблюден предусмотренный налоговым законодательством порядок взыскания налога, сроки обращения в суд за взысканием задолженности административным истцом не пропущены.

Согласно пункту 1 статьи 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Статья 333.19 НК РФ устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.

Исходя из размера взысканной суммы задолженности по налоговым платежам с Куликовой С.А. в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, которая с учетом статьи 333.19 НК РФ составляет 620 рублей 87 копеек.

Руководствуясь ст. ст. 179 -180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Брянску к Куликовой Светлане Александровне о взыскании налоговой задолженности, удовлетворить.

Взыскать с Куликовой Светланы Александровны (ИНН №..., <дата> рождения, место рождения: <адрес>, место жительства: <адрес>) в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Брянску задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог за 2014-2015 гг. в размере 572,99 руб.. пеня в размере 8,50 руб.; транспортный налог с физических лиц: налог за 2014-2015 г.г. в размере 14505 руб.

Взыскать с Куликовой Светланы Александровны в доход федерального бюджета госпошлину в размере 620 рублей 87 копеек.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд гор. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий С.В. Позинская

Решение в окончательной форме изготовлено 02.07.2020 года.