2а-279/2021
32RS0027-01-2020-010859-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 марта 2021 года г. Брянск
Советский районный суд г. Брянска в составе:
председательствующего судьи ШматковойО.В.,
при секретаре Борисовой Т.В.,
с участием представителя административного истца ФИО1, административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Брянску к ФИО2 о взыскании налоговой задолженности, пени,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г. Брянску обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что ФИО2 состоит на налоговом учете в ИФНС России по г.Брянску в качестве налогоплательщика, является плательщиком налога на доходы физических лиц. Налоговый агент МКУ «Малый бизнес Химки» в установленный законодательством срок сообщил инспекции о невозможности удержать у налогоплательщика сумму налога в размере 57 756 руб. за 2018 г. Данный налог налогоплательщиком оплачен не был. В соответствии со ст.ст. 69,70 НК РФ налогоплательщику направлено требование об уплате налога и пени от 06.04.2020 г. № 37683, которое до настоящего времени не исполнено. Определением мирового судьи судебного участка №15 Советского судебного района г. Брянска от 03.07.2020 г. отменен судебный приказ №2а-1151/2020 в отношении ФИО2 Административный истец просит суд взыскать с Б.М.ГБ. в пользу ИФНС России по г.Брянску задолженность в общей сумме 57 871,51 руб., в том числе: налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ за 2018 г., в размере 57 756 руб., пеню в размере 115,51 руб.
Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить.
Административный ответчик ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, пояснил, что в 2018 г. им получен доход в виде средней заработной платы за период вынужденного прогула с 06.04.2017 г. по 16.01.2018 г. согласно апелляционному определению судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 16.01.2018 г. в размере 444 279,26 руб. Однако, в период до 01.03.2019 г. он не получал письменного уведомления от налогового агента МКУ «Малый бизнес Химки» о невозможности удержать налог, в то время как в первую очередь о невозможности удержать налог налоговый агент должен сначала письменного сообщить налогоплательщику, а затем в налоговый орган. Кроме того, срок уплаты налога до 26.03.2020 г. не регламентируется Налоговым кодексом. Ответчик просил административного истца перенести дату уплаты налога на 01.12.2021 г. в свете продолжающегося конфликта между ним и налоговым агентом и неопределенности, кто в данном случае должен уплачивать налог – налогоплательщик или налоговый агент.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пп. 1 и 3 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В силу ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) суммы выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В соответствии с п. 1 ст. 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктами 1, 2, 3, 4 ст. 226 НК РФ предусмотрено, что российские организации от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи (налоговые агенты), обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм и уплата налога производятся в соответствии со статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 настоящего Кодекса), с зачетом ранее удержанных сумм налога, а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 настоящего Кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.
Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.
Пунктом 5 статьи 226 НК РФ установлено, что при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 Кодекса.
Согласно пункта 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Брянского областного суда от 16 января 2018 г. решение Советского районного суда г. Брянска от 23.10.2017 г. отменено в части, в том числе, взыскан с МКУ городского округа Химки Московской области «Малый бизнес Химки» в пользу ФИО2 средний заработок за время вынужденного прогула с 06.04.2017 г. по день вынесения апелляционного определения включительно в размере 444 279,26 руб.
Денежные средства по исполнительному производству в размере 444 279,26 руб. перечислены ФИО2, что подтверждается платежным поручением № 106 от 01.08.2018 г.
При этом налог на доходы физических лиц с суммы выплаты удержан не был, что подтверждается справкой по форме 2-НДФЛ за 2018 г.
ИФНС России по г. Брянску в адрес ФИО2 направлено налоговое уведомление № 90688978 от 23.01.2020 г. об уплате налога на доходы физических лиц, не удержанного налоговым агентом, за 2018 год в размере 57756 рублей, срок оплаты – не позднее 26.03.2020 г.
В связи с неуплатой указанного налога административным истцом сформировано требование № 37683 от 06.04.2020 г. об уплате НДФЛ в размере 57756 руб., а также пени по НДФЛ в размере 115,51 руб., согласно которому ФИО2 установлен срок для добровольного исполнения требования - до 13.05.2020 года.
В связи с неисполнением ФИО2 в добровольном порядке указанного требования в установленный срок (13.05.2020 г.), налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 15 Советского судебного района г.Брянска с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с ФИО2 задолженности по налоговым платежам.
Судебный приказ № 2а-1151/2020 вынесен мировым судьей 26.05.2020 г.
Определением мирового судьи судебного участка № 15 Советского судебного района г.Брянска от 03.07.2020 г. судебный приказ от 26.05.2020 г. отменен.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ИФНС России по г.Брянску 10.08.2020 г. в суд с настоящим административным иском о взыскании с ФИО2 недоимки.
Частью 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что заявление подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В данном случае административным истцом (ИФНС России по г.Брянску) совокупный срок принудительного взыскания задолженности по уплате налога, установленный названными выше нормами закона, соблюден в полной мере.
Доказательств исполнения обязательств об уплате ответчиком задолженности по налогу на доходы физических лиц в полном объеме в материалах дела не имеется.
Согласно сообщению ИФНС России по г.Брянску от 08.12.2020 г. от службы судебных приставов по судебному приказу 2а-1151/2020 поступили денежные средства в сумме 81,53 руб.
Разрешая спор, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административных исковых требований, и взыскивает с ФИО2 недоимку по налогу на доходы физических лиц в размере 57 674,47 руб. (57756 руб. – 81,53 руб.) и пени в размере 115,51 руб.
Доводы административного ответчика не могут быть приняты судом во внимание, поскольку основанием для доначисления НДФЛ являлись выплаты по решению суда, которые в силу п. 2 ст. 13 ГПК РФ подлежат неукоснительному исполнению в соответствии с содержащимися в них требованиями, а, следовательно, у налогового агента не имелось возможности удерживать у налогоплательщика НДФЛ при выплате присужденных сумм, тогда как в силу п. 9 ст. 226 НК РФ уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.
Установление в налоговом уведомлении от 23.01.2020 срока уплаты налога на доходы физических лиц за 2018 год до 26.03.2020 г. не противоречит закону и не ухудшает права налогоплательщика.
При таких обстоятельствах заявленные требования ИФНС России по г. Брянску требования подлежат удовлетворению частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Брянску к ФИО2 о взыскании налоговой задолженности, пени - удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО2 в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Брянску задолженность в общей сумме 57 789 руб. 98 коп., в том числе: налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ за 2018 г., в размере 57 674 руб. 47 коп., пеню в размере 115 руб. 51 коп.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья ШматковаО.В.
Мотивированное решение суда изготовлено 6 апреля 2021 года.