УИД 32RS0027-01-2023-004769-66
Дело № 2а-886/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 января 2024 года г. Брянск
Советский районный суд города Брянска в составе
председательствующего судьи Степониной С.В.,
при секретаре Кличко М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Цыганковой Валентины Ивановны к Администрации муниципального района "Сухиничский район" о признании незаконным требования,
УСТАНОВИЛ:
Цыганкова В.И. обратилась в суд с настоящим административным иском, в обоснование которого указала, что письмом отдела социальной защиты населения Администрации муниципального района "Сухиничский район" от 26.07.2023 №07-06/251-23 ответчик потребовал возврата необоснованно полученной денежной компенсации за жилищно-коммунальные услуги в размере 15 196 рублей, в связи с тем, что истец снята с регистрационного учета на территории <адрес>. Однако истец фактически проживала на территории <адрес>, где у нее в собственности имеется квартира, кроме того факт проживания подтверждается свидетельскими показаниями.
На основании изложенного, административный истец просит суд признать незаконным требование Администрации муниципального района "Сухиничский район" №07-06/251-23 от 26.07.2023 об уплате необоснованно полученных денежных средств ежемесячной денежной компенсации ЖКУ за период с 01.10.2020 по 31.12.2022 12 967,64 руб., ежемесячной денежной выплате за период с 01.10.2022 по 31.03.2023 15 196 руб.
Административный истец Цыганкова В.И., представитель административного ответчика Администрации муниципального района "Сухиничский район" в судебное заседание не явились, о времени и месте разбирательства дела уведомлены надлежащим образом.
Представитель административного ответчика направил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просит отказать в удовлетворении административного иска, ссылаясь на то, что с момента изменения места жительства Цыганкова В.И. утратила право на получение ежемесячных денежных выплат.
Суд в соответствии со ст.150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданину предоставлено право оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если он считает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Требование о возврате необоснованно полученных денежных средств было оформлено письмом №07-06/251-23 от 26.07.2023. С административным иском истец обратилась 06.10.2023 (согласно почтовому штемпелю на конверте). Таким образом, установленный законом трехмесячный срок для обращения за судебной защитой не пропущен.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"). Ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (п. 1 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах").
Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в частности, создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти; реализацию мер социальной поддержки, установленных этим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в данном Федеральном законе (ст. 8 Федерального закона "О ветеранах").
Реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 9 Федерального закона "О ветеранах").
Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (пп. 4 п. 1 ст. 13 Федерального закона "О ветеранах").
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 22 Федерального закона "О ветеранах").
Согласно пункту 2 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению, указанных в пункте 1 данной статьи мер социальной поддержки, предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Согласно ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Из материалов дела следует, что согласно распоряжению отдела социальной защиты населения администрации МР «Сухиничский район» от 22.10.2008 №476-ОЗ и Закону Калужской области от 01.11.2008 №476-ОЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Калужской области» Цыганковой В.И. предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании удостоверения ветерана труда от <дата> серия №..., выданного Правительством Калужской области.
Согласно протоколу №65 от 22.12.2008 отдела социальной защиты населения администрации МР «Сухиничский район» и Закона Калужской области от 30.12.2004 №12-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период с 22.06.2021 по 09.05.1945 не менее 6 месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны» Цыганковой В.И. предоставлялась ежемесячная денежная выплата.
Согласно Закону Калужской области от 01.11.2008 №476-ОЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Калужской области» и перечисленным Положениям, социальные гарантии в виде компенсационных выплат предоставляются гражданам, проживающим на территории Калужской области.
Как следует из адресной справки отдела адресно-справочной работы УВМ УМВД России по Брянской области от 25.10.2023, Цыганкова Валентина Ивановна, <дата> рождения, ранее зарегистрированная <адрес>, с <дата> зарегистрирована <адрес>.
На основании п. 13 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного Постановлением Правительства Калужской области от 04.08.2009 №310, в случае изменения условий, влияющих на объем и основания предоставления компенсации расходов, граждане обязаны известить уполномоченные органы в течение 15 рабочих дней со дня наступления указанных условий и представить документы, подтверждающие указанные условия, для проведения соответствующего перерасчета.
В соответствии с п. 12 Положения о порядке и условиях предоставления ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда, лицам, проработавшим в тылу в период с 22.06.2021 по 09.05.1945 не менее 6 месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, реабилитированным лицам, лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного Постановлением Правительства Калужской области от 12.01.2005 №4, получатели ежемесячных денежных выплат обязаны извещать уполномоченный орган о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты, не позднее чем в месячный срок со дня наступления этих обстоятельств.
Поскольку Цыганкова В.И. не известила Администрацию муниципального района «Сухиничский район» об утрате основания для предоставления мер социальной поддержки в связи с изменением места жительства, истцу направлено оспариваемое требование о возврате излишне выплаченной компенсации оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги за период с 01.10.2020 по 28.02.2023 в размере 12 967,64 руб., ежемесячной денежной выплаты за период с 01.10.2020 по 31.03.2023 в размере 15 196 руб.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Цыганкова В.И. известила в установленные сроки Администрацию муниципального района "Сухиничский район" об изменении адреса места жительства в материалы дела не предоставлено, в связи с чем у административного ответчика имелись правовые основания для направления требования №07-06/251-23 от 26.07.2023 о возврате излишне выплаченных денежных сумм.
Согласно п.13 Постановления Правительства Калужской области от 12.01.2005 №4 «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда, лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, реабилитированным лицам, лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий», полученная сумма выплат в случае предоставления получателем документов с заведомо неправильными сведениями, сокрытия обстоятельств, влияющих на право назначения выплаты, возмещаются получателем уполномоченному органу, а в случае спора может быть взыскана в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Как следует из материалов дела в производстве мирового судьи судебного участка № 17 Советского судебного района г. Брянска находится гражданское дело №2-2398/2023 по иску Администрации муниципального района "Сухиничский район" к Цыганковой В.И. о взыскании излишне выплаченных денежных средств, соответственно вопрос о наличии либо отсутствии права на получение компенсации в спорные периоды подлежит разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Ссылка истца на письменные показания свидетелей О. и Р., отклоняется судом, поскольку в силу ч. 1 ст. 69 КАС РФ свидетельскими показаниями являются сообщения свидетелем суду в устной форме об известных ему обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. По предложению суда свидетель, который дал показания в устной форме, может изложить их в письменной форме. Свидетельские показания, изложенные в письменной форме, приобщаются к материалам административного дела.
Поскольку свидетели не давали суду показания в устной форме, не предупреждались судом об уголовной ответственности, письменные показания не соответствуют критерию допустимости доказательства.
Кроме того, обстоятельства о фактическом проживании истца в спорный период времени на той или иной территории подлежат доказыванию при рассмотрении спора в порядке гражданского судопроизводства по делу №2-2398/2023, где Цыганкова В.И. не лишена права предоставлять соответствующие доказательства и возражения.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 и часть 1 статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Данный принцип выражается, в том числе, в принятии судом предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения административного дела (часть 2 статьи 14, часть 1 статьи 63, части 8 и 12 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судом установлено и следует из материалов дела, что оспариваемое требование Администрации муниципального района «Сухиничский район» №07-06/251-23 от 26.07.2023 вынесено в пределах компетенции административного ответчика, нарушений Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного Постановлением Правительства Калужской области №310 от 04.08.2009 судом не установлено. На момент направления требования, равно как и на день рассмотрения настоящего административного дела, вступившие в законную силу судебные решения об установлении факта проживания, либо о признании права на получение компенсационных выплат за спорные периоды, отсутствуют.
Проанализировав представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу что, приведенные стороной административного истца доводы не являются основанием для признания незаконным требования административного ответчика по возврату излишне выплаченных денежных средств.
На основании изложенного, оснований для удовлетворения заявленного административного иска суд не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 175-181 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Цыганковой Валентины Ивановны к Администрации муниципального района "Сухиничский район" о признании незаконным требования оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Степонина
Резолютивная часть решения оглашена 23 января 2024 года.
В окончательной форме решение изготовлено 06 февраля 2024 года.