НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Брянска (Брянская область) от 17.06.2021 № 2-1369/2021

УИД 32RS0027-01-2020-014631-17

Дело № 2-1369/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Советский районный суд города Брянска в составе:

председательствующего судьи Степониной С.В.,

при секретаре Мехедовой Е.С.,

с участием истца Шпака Ю.А., представителя истца Костюковой Ю.В., представителя ответчика Коломоец Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шпака Юрия Андреевича к Военному комиссариату Брянской области о возобновлении выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения,

УСТАНОВИЛ:

Шпак Ю.А. обратился в суд с указанным иском, в обоснование которого указал, что 18.09.2020 Военным комиссариатом Брянской области было отказано в возобновлении дополнительного ежемесячного материального обеспечения (ДЕМО) за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией. Истец полагает данный отказ незаконным, поскольку Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 Шпаку Ю.А. присуждена премия Правительства РФ в области науки и техники и присвоено звание «Лауреат премии Правительства РФ 2005 в области науки и техники». После увольнения из Вооруженных сил РФ в 2009 году Бежицким районным военным комиссариатом города Брянска было назначено и выплачивалось ДЕМО вплоть до сентября 2016 года, когда по заявлению Шпака Ю.А. выплаты приостановились в связи с трудоустройством. По мнению истца, Правительство РФ является высшим исполнительным органом государственной власти, соответственно присуждаемые им премии носят статус государственных. Кроме того в данном случае должно применяться законодательство, действующее на момент присуждения премии – Постановление Министерства труда России от 06.08.2002 №53, а не приказ Минтруда России от 20.03.2018 №172н, которым утвержден новый перечень документов, необходимых для назначения ДЕМО. На основании изложенного истец просит суд обязать ответчика признать незаконным отказ в возобновлении выплаты дополнительного ежемесячного обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги и возобновить указанные выплаты.

В судебное заседание не явились представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства финансов РФ, Управления федерального казначейства по Брянской области. О времени и месте разбирательства уведомлены надлежащим образом, от представителя Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Брянской области поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия.

Суд, с учетом мнения участников процесса, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании истец Шпак Ю.А. и его представитель Костюкова Ю.В. поддержали исковые требования по изложенным в иске и дополнениям к иску основаниям, просили суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика Коломоец Т.В. исковые требования не признала по основания, изложенным в отзыве и дополнениям к нему. Пояснила, что с 01.04.2009 Шпак Ю.А. являлся получателем дополнительного ежемесячного материального обеспечения. В связи с трудоустройством истца с 05.09.2016 указанная выплата была приостановлена. После увольнения с работы Шпак Ю.А. вновь обратился в военный комиссариат с заявлением о назначении ему ДЕМО, приложив к заявлению копию трудовой книжки, диплома лауреата премии Правительства РФ. В ответе на указанное заявление №3/5/1471 от 22.07.2020 в назначении выплат было отказано, в связи с отсутствием законных оснований. Так, государственные премии РФ в области науки и технологий присуждаются Президентом РФ, а премии Правительства РФ не являются государственными наградами и носят стимулирующий, поощрительный характер.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Шпак Ю.А. является пенсионером Министерства обороны РФ с <дата>.

20.02.2006 постановлением Правительства Российской Федерации Шпаку Юрию Андреевичу присуждена премия Правительства Российской Федерации в области науки и техники, выдан диплом лауреата №..., внесена запись в трудовую книжку о награждении.

01.04.2009 Шпак Ю.А. обратился с заявлением к военному комиссару Бежицкого и Володарского районов города Брянска о назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения (ДЕМО) в соответствии с Федеральным законом от 04.03.2002 N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией".

Из материалов дела следует, что 01.04.2009 Шпаку Ю.А. было назначено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение бессрочно.

29.09.2016 Шпак Ю.А. обратился с заявлением в отдел военного комиссариата Брянской области, в котором просил приостановить выплату ДЕМО в связи с поступлением на работу.

01.10.2016 выплата ДЕМО была прекращена, что отражено в пенсионном деле Шпака Ю.А.

23.06.2020 в связи с расторжением трудового договора и увольнением Шпак Ю.А. обратился в Военный комиссариат Брянской области с заявлением о назначении ДЕМО.

В ответе №3/5/1471 от 22.07.2020 военными комиссаром города Брянск Брянской области в назначении ДЕМО было отказано, со ссылкой на то, что премия Правительства РФ в области науки и техники не относится к категории государственных премий Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).

В соответствии с частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" (далее также - Федеральный закон от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ) определены условия и порядок назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, устанавливаемого к пенсиям, назначенным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ граждане Российской Федерации, получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, и имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, имеют право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.

В пункте 2 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ приведен исчерпывающий перечень граждан, которым назначается дополнительное материальное обеспечение.

В числе таких граждан лауреаты Ленинской премии, лауреаты государственных премий СССР и лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР) (подпункт 8 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15 ноября 2007 г. N 736-О-О, Федеральный закон "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" является специальным законом, регулирующим порядок и условия назначения и выплаты за счет средств федерального бюджета дополнительного материального обеспечения российским гражданам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед страной, к которым подпункт 8 пункта 2 его статьи 1 относит, в частности, лауреатов государственных премий Российской Федерации (РСФСР). Само по себе закрепление в законе права этих лиц на получение дополнительного материального обеспечения не может рассматриваться в качестве правового регулирования, направленного на какое бы то ни было ущемление конституционных прав граждан.

Аналогичная позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 г. N 1761-О.

Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ имеют получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, граждане Российской Федерации, отмеченные определенными наградами за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией. К гражданам, имеющим право на дополнительное материальное обеспечение относятся в том числе лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР). При этом исходя из норм закона лауреаты государственной премии - это граждане Российской Федерации, отмеченные за особые заслуги и выдающиеся достижения в соответствующей области перед Российской Федерацией.

Указом Президента РФ от 21.06.2004 N 785 "О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры" учреждены четыре Государственные премии Российской Федерации в области науки и технологий в размере 5 млн. рублей каждая.

Этим же Указом утверждено Положение о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.

Согласно п. 1, 3 указанного Положения Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий и Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства являются высшим признанием заслуг деятелей науки и культуры перед обществом и государством. Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий присуждаются Президентом Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 Положения (в редакции, действующей на момент присуждения истцу премии Правительства РФ) Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий состоят из денежного вознаграждения, диплома, почетного знака лауреата Государственной премии и удостоверения к нему.

Названное положение утратило силу в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 485, которым утверждены новое Положение о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и новое Положение о Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.

Пунктом 1 нового Положения о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий предусмотрено, что Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий является высшим признанием заслуг граждан Российской Федерации - деятелей науки перед обществом и государством.

Пунктом 1 нового Положения о Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства также предусмотрено, что Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства является высшим признанием заслуг граждан Российской Федерации - деятелей культуры и искусства перед обществом и государством.

Государственная премия присуждается Президентом Российской Федерации (пункт 5 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и пункт 3 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 485).

Государственная премия состоит из денежного вознаграждения, диплома, почетного знака лауреата Государственной премии, удостоверения к нему и фрачного знака лауреата Государственной премии (пункт 6 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и пункт 4 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 485).

Таким образом, Государственная премия Российской Федерации является высшим признанием заслуг деятелей науки, культуры и искусства перед обществом и государством, присуждается Президентом Российской Федерации гражданам Российской Федерации.

В целях стимулирования научно-технического развития и совершенствования системы премирования за достижения в области науки и техники Постановлением Правительства Российской Федерации №439 от 26.08.2004 учреждено 40 ежегодных премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники с присуждением их начиная с 2005 года в размере 1 млн. рублей каждая, в том числе 10 премий за работы в сфере обороны и безопасности.

В Положении о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации №439 от 26.08.2004 и действующим на момент награждения Шпака Ю.А. указано, что премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники являются средством поощрения ученых и специалистов и присуждаются ежегодно за следующие достижения: научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, завершившиеся созданием и широким применением в производстве принципиально новых технологий, техники, приборов, оборудования, материалов и веществ; практическая реализация изобретений, открывающих новые направления в технике и технологиях; крупные, реализованные на практике научно-технические разработки в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции; высокие результаты в разработке и практическом применении новых методов и средств в медицине и здравоохранении; научные, проектно-конструкторские и технологические достижения в области строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства; научно-технические исследования и разработки в интересах обороны и безопасности страны, результаты которых использованы при создании более совершенной военной и специальной техники; работы, являющиеся значительным вкладом в решение проблем экологии и охраны природы; научно-исследовательские разработки, содействовавшие повышению эффективности реального сектора экономики.

Присуждение премий производится решениями Правительства Российской Федерации на основании предложений Межведомственного совета по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники (п. 2 Положения о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники)

Лицам, удостоенным премии, присваивается звание лауреата премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники и в торжественной обстановке вручаются диплом и почетный знак (п. 9 Положения о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 544 "Об утверждении Положения о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники" Положение о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2004 г. N 439, признано утратившим силу, и утверждено новое Положение о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники.

Согласно пунктам 1 и 3 Положения о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 544, премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники присуждаются ежегодно гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства за достижения, перечисленные в подпунктах "а" - "и" названного пункта, по решению Правительства Российской Федерации на основании предложений Межведомственного совета по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники.

В целях стимулирования научно-технического развития и совершенствования системы премирования за достижения в области науки и техники постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2013 г. N 954 "О премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники" учреждено 20 ежегодных премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники в размере 2 000 000 руб. каждая, в том числе 5 премий за работы в сфере обороны и безопасности.

Таким образом, премия Правительства Российской Федерации в области науки и техники является средством поощрения ученых и специалистов за достижения в соответствующих направлениях научно-исследовательской и научно-технической деятельности, присуждается Правительством Российской Федерации гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, имеющим определенные научные достижения и разработки.

Исходя из приведенных выше нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ имеют получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, граждане Российской Федерации, отмеченные определенными наградами за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией. К числу таких граждан относятся лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР). При этом в системе премий, присуждаемых в Российской Федерации, различаются Государственные премии Российской Федерации и премии Правительства Российской Федерации, имеющие различные цели и основания присуждения, правовой статус и субъектов присуждения.

Так, Государственные премии Российской Федерации в области науки и технологий присуждаются гражданам Российской Федерации Президентом Российской Федерации за особые заслуги перед Российской Федерацией и выдающие достижения в соответствующей области науки и являются высшим признанием заслуг гражданина Российской Федерации перед обществом и государством в этой сфере.

В отличие от государственных премий Российской Федерации премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники носят стимулирующий, поощрительный характер, присуждаются решением Правительства Российской Федерации гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства за определенные достижения в области науки и техники.

Таким образом, к государственным премиям Российской Федерации, с присуждением которых Федеральный закон от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" связывает право граждан Российской Федерации, имеющих особые заслуги перед государством и выдающие достижения, на получение дополнительного материального обеспечения, устанавливаемого к пенсии, относятся премии, имеющие статус Государственной в соответствии с нормативным актом, учредившим их, и положением о них. Соответственно, субъектами правоотношений, вытекающих из норм Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ, являются лауреаты указанных премий - лауреаты Ленинской премии, лауреаты Государственной премии СССР, лауреаты соответствующей Государственной премии Российской Федерации (РСФСР).

Суд учитывает, что Правительство Российской Федерации в силу нормативных предписаний Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" полномочиями по учреждению и присуждению премий от имени Российской Федерации не наделено.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что к государственным премиям РФ, с присуждением которых вышеуказанный Федеральный закон N 21-ФЗ связывает право граждан Российской Федерации на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, относятся те премии, которые являются Государственными премиями в соответствии с актом, учредившим их и положением о них. Премия Правительства РФ, которой награжден истец, такого права не дает.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона от 04.03.2002 года N 21-ФЗ дополнительное материальное обеспечение не выплачивается в период выполнения оплачиваемой работы.

Поскольку при обращении Шпака Ю.А. с заявлением 21.06.2020 фактически истец ставил вопрос о возобновлении выплаты ДЕМО, а не о ее новом назначении, то юридически значимым обстоятельством, подлежащим установлению по данному делу, является наличие у Шпака Ю.А. права на ДЕМО на момент присуждения премии в 2006 году.

Действующие на момент награждения Шпака Ю.А. и на момент его первоначального обращения в военный комиссариат в 2009 году Указ Президента РФ от 21.06.2004 N 785, Постановление Правительства Российской Федерации №439 от 26.08.2004, как указывалось выше, дифференцировали понятия государственных премий Российской Федерации и премий Правительства Российской Федерации.

Ссылку истца на телетайпограмму Минтруда РФ N 2181-ЮЛ, ПФ РФ N ЛЧ-06-32/3539 от 12.04.2002 г. суд не может принять во внимание, поскольку данный документ не является нормативно-правовым актом, предназначен для служебного пользования и не является разъяснением, которое Минтруд РФ и Пенсионный Фонд РФ вправе издавать в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Кроме того, телетайпограмма направлена до издания Указа Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 г. N 785, которым изменена система государственного премирования за достижения в области науки и техники.

Доводы истца о том, что в связи присвоением ему звания лауреата премии Правительства Российской Федерации, он является лауреатом государственной премии Российской Федерации, основаны на ошибочном толковании норм материального права о системе премий, присуждаемых в Российской Федерации, и, как следствие, норм Федерального закона N 21-ФЗ, регулирующих порядок и условия назначения гражданам Российской Федерации дополнительного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.

Ссылка стороны истца на пункт 2 Перечня документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения граждан Российской Федерации, утвержденный постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2002 г. N 53, не может быть признана правомерной. Так, постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2002 г. N 53 утвержден Перечень документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения граждан Российской Федерации. Данное постановление действовало на момент первоначального обращения Шпака Ю.А. в военный комиссариат с заявлением о назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения.

В пункте 2 названного перечня указано, что граждане, имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения представляют документы, в числе которых - постановление Правительства Российской Федерации о присуждении премии Правительства Российской Федерации и присвоении звания лауреата.

Вместе с тем приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 марта 2018 г. N 172н постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2002 г. N 53 "Об утверждении Перечня документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения граждан Российской Федерации" признано утратившим силу и утвержден Перечень документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерации, где в пункте 5 указаны диплом лауреата Ленинской премии, лауреата Государственной премии СССР, лауреата Государственной премии РСФСР, лауреата Государственной премии Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации о присуждении премии Правительства Российской Федерации и присвоении звания лауреата в этом перечне не названо.

Указанная правовая позиция подтверждается также решением Верховного Суда РФ от 31.01.2019 N АКПИ18-1245 и апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 16.04.2019 N АПЛ19-113.

Кроме того, решением Верховного Суда Российской Федерации от 31 января 2019 г. N АКПИ18-1245, оставленным без изменения апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 16 апреля 2019 г., в удовлетворении административного искового заявления гражданина З. о признании недействующим пункта 5 перечня документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 марта 2018 г. N 172н, отказано.

Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2002 г. N 53 в период своего действия обладало меньшей юридической силой по сравнению с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ и противоречило ему, расширяя исчерпывающий перечень граждан, которым назначается дополнительное материальное обеспечение.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

Поскольку Федеральный закон №21-ФЗ не содержит норм порядка приостановления и прекращения выплаты ДЕМО, суд считает возможным применить аналогию закона, регулирующего сходные правоотношения.

Постановлением Правительства РФ от 07.07.2002 года N 390 "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", регламентирующим порядок назначения дополнительного материального обеспечения, установлено, что назначение и выплата дополнительного ежемесячного материального обеспечения производятся органами, осуществляющими назначение и выплату соответствующей пенсии, по заявлению лица, обратившегося за указанным обеспечением, в порядке, предусмотренном для назначения и выплаты соответствующей пенсии.

В соответствии с ч.4 ст. 28 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.

Как разъяснил Конституционный суд РФ в постановлении Постановление Конституционного Суда РФ от 14.01.2016 N 1-П сам по себе такой способ исправления подобных ошибок, как прекращение выплаты ранее назначенной пенсии, не может рассматриваться как несовместимый с требованиями Конституции Российской Федерации, однако в системе действующего правового регулирования он является единственно возможным и применяется независимо от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе длительности периода получения пенсии (срока, прошедшего с момента назначения пенсии), отсутствия виновных действий со стороны пенсионера, социальных последствий, наступающих для него в этом случае.

Совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсий тех или иных ошибок, в том числе носящих технический характер, - учитывая необходимость оценки значительного числа обстоятельств, с наличием которых закон связывает возникновение права на пенсию, включая проверку представленных документов и проведение математических подсчетов, - полностью исключить невозможно. Определение правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, - право и обязанность государства.

Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет, призвана, таким образом, обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом, как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан.

Поскольку военным комиссариатом была допущена ошибка при первоначальном назначении ДЕМО истцу, ответчиком обоснованно вынесено решение об отказе в возобновлении данной выплаты, в связи с чем основания для отмены решения №3/5/1471 от 22.07.2020 и восстановлении права истца на получение ДЕМО отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Шпака Юрия Андреевича к Военному комиссариату Брянской области о возобновлении выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд города Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий С.В. Степонина

Резолютивная часть решения оглашена 17 июня 2021 года.

Решение в окончательной форме изготовлено 24 июня 2021 года.